На главную страницу
В.Н.Крупин

В.Н. Крупин
РУССКИЕ ЗЛАТОУСТЫ

Светильник не скроешь — эта евангельская истина невольно вспоминается при мысли о судьбе недавно почившего схиархимандрита Иоанна (Маслова). Совсем молодой по возрасту, отец Иоанн был одним из старцев Глинской пустыни. Когда, при хрущевских гонениях на Церковь, пустынь закрыли, отец Иоанн преподавал литургику и пастырское богословие в Московских Духовных школах. Окончил земной путь в Сергиевом Посаде, и только после кончины стало известно, что он был схимником. Он был великим молитвенником, опытным путем прошел путь духовного постижения Божественных истин.
Одна из его духовных дочерей принесла в дар журналу "Москва" прекрасно изданную Московским Патриархатом книгу отца Иоанна "Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении". Но прекрасно издана - это одно, а каково содержание? На титуле значилось, что это магистерская диссертация. Что и говорить: слово "диссертация", да еще и "магистерская", повергало в уныние. Уж настолько мы приучены к тому, что если что-то научное, особенно в гуманитарных науках, то обязательно скучно. Тем более не могла не возникнуть известная фраза: "Не хочу о Чехове, дайте Чехова!" Ведь сейчас творения святителя Тихона переизданы и стали доступными для широкой читательской аудитории.
Но стоило раскрыть тяжелые створки книги отца Иоанна, как все возражения улетучились и наступило благостное соединение с двумя могучими душами русских подвижников — святителя Тихона и отца Иоанна. Такое ощущение, что именно такого исследователя ждало наследие Задонского святителя.
Перед нами не научный труд — перед нами учебник жизни, духовного роста и прозрения, написанный двумя выдающимися русскими умами. Цель нашей заметки только в том, чтобы заинтересовать книгой как можно большее число желающих спастись, и не более того: все разделы книги совершенно необходимы для пристального прочтения. И перечитывания.
Путь святителя Тихона описан так увлекательно, что будто видишь его Детство и отрочество, присутствуешь при его пастырских беседах, вместе с ним переживаешь гонения и наветы. Вот он оставляет архиерейскую кафедру и добивается перевода в монастырь. А там выдерживает несправедливые притеснения и все-таки не уходит. Святитель "имел при себе только необходимое. Привезенные с собой в монастырь из архиерейского дома шелковое платье, теплые и холодные подрясники и рясы на теплом меху и прочее приличное архиерейскому сану одеяние, перину с подушками, одеяла хорошие, карманные серебряные часы и подобное он продал и вырученные деньги раздал бедным. У себя же оставил самые простые и необходимые вещи: немного оловянной и деревянной посуды, два медных чайника для воды и чая, две пары чашек, два стеклянных стакана, медный таз, стенные часы с кукушкой, немного холщовых полотенец и белых носовых платков, необходимое белье, несколько фуфаек из байки да три ряски старых и поношенных. Келейник свидетельствует, что постелью ему служил коврик, а одеялом — овчинная шуба. Святитель ходил в лаптях, но, идя в храм или принимая гостей, надевал коты. Четки у него были простые, ременные"... Хочется читать и читать и пересказывать, как однажды правящий архиерей почти что насильно заставил Святителя принять в подарок новую рясу, но Святитель надевал ее только на богослужения. Он сам рубил дрова, топил печь, косил траву, копал грядки, и дела эти были радостны ему. "Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит", - повторял Святитель. Вспомним и самого отца Иоанна, великого труженика.
В молитвенном опыте также много сходного в подвигах двух подвижников. Непрестанные, многочасовые келейные службы, ночные бдения, непропускаемые литургии, постоянное чтение Псалтыри...
Но возьмем для себя сегодня раздел о страстях человеческих, ибо через них мы погибаем, а борьбой с ними спасаемся.
Цитата из труда отца Иоанна: "Человек, попавший под влияние какой-либо страсти, становится неспособным владеть самим собой: она парализует все силы его души. Грешник подвергается духовному ослеплению, нерадению и бесчувствию и, наконец, доходит до того, что уже не замечает в себе этого опасного состояния, почему и не заботится, чтобы избавиться от него".
Заслуга отца Иоанна в том, что он обобщил и привел в систему высказывания Святителя, разбросанные по разным источникам, записанные и переданные различными людьми. Более того, он тонко и деликатно осовременил труды святителя Тихона. Это тот пример и образец умного и мудрого пересказа ценных мыслей, когда полностью сохранен смысл высказывания и оно сделано более доступным и доходчивым для понимания современников, более действует и впечатляет.
Грех гордости "сделался всеобщим и глубоко вкоренился в природу человека... Опасность этого греха заключается еще и в том, что он скорее других грехов удаляет человека от Бога... самообоготворение в человеке сочетается с полным непослушанием и противлением Творцу..." Как бороться с грехом гордыни? Отец Иоанн, следуя святителю Тихону, пишет: "Как гордость бывает "гнусна и мерзка" Богу, так смирение "благоприятно и любимо"... Человеку, плененному гордостью, следует искать избавления от этой страсти во всех ее видах и проявлениях только в познании самого себя, в осознании своего ничтожества и окаянства, в христианском смирении.
Грехом зависти "смерть вниде в мир". Отец Иоанн пишет: "Приводя слова блаженного Августина: "Зависть есть дщерь гордыни; умертви матерь, и дщерь ее погибнет", Святитель говорит, что человек, подверженный зависти, в то же время бывает одержим и гордостью, потому что таковой не может терпеть, дабы кто был равен ему по достоинству... именно зависть побуждала диавола и направляла его волю к преступному соблазнению человека. Ту же пагубную страсть враг постарался посеять и в человеке".
Любовь, которая, по словам апостола Павла, "не завидует", способна искоренить зависть. В ком есть любовь к Богу и людям, "в том никогда не сможет найти для себя прибежища зависть".
Исследуя тяжкий грех сребролюбия, все святые отцы Церкви повторяют вслед за Иоанном Златоустом: "Сребролюбие все беды в свете производит". Если страсть сребролюбия не пресечь, "она опустошит и уничтожит в душе все добрые и богоугодные начинания, а водворит в ней все извращенное и мерзкое". От сребролюбия "злоречие, ложь, клевета, воровство и так далее. Именно отсюда страсть эта называется корнем всех зол, и сребролюбец, по справедливому замечанию святого отца, является врагом Богу, людям и самому себе... Отрезвляющим средством против пагубного сребролюбия может служить память о том, что никто не может взять с собой что-нибудь в вечность: "гроб нищего так же мал, как и богатого".
И грехи лукавства и лести, праздности и вытекающих из нее страстей пьянства и блуда, и грехи уныния и печали, лености — все исследовано святителем Тихоном и все в данной книге изложено отцом Иоанном ясным, простым языком, безо всякого нажима, без тенденций, с той степенью правоты, когда она бесспорна и спасение единственно только в истинах, выстраданных самой жизнью, прожитой по Божиим заповедям. Бороться со страстями следует "...покаянием и слезным молитвенным призыванием Божественной помощи... памятованием о внезапной смерти, о суде Христовом и вечной участи, ожидающей грешников".
Какова эта участь, страшно даже представить.
Перед нами книга из семейства настольных. Она являет собой душевное единение пастырей прошедшего времени и нашего, отличается ясностью. Кроме исследования трудов и дней святителя Тихона, включает и статьи отца Иоанна (Маслова), служащие образцом соединения научного анализа, практической необходимости данной книги для повседневной жизни и занимательности чтения.

(Журнал «Москва», 1994. № 11)

К оглавлению

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Детство и юность. Монашество в Глинской пустыни.

Учеба и преподавательская деятельность в Московских Духовных школах.

По примеру Глинской пустыни: духовничество в Жировицком монастыре.

Последний год жизни. Блаженная кончина.

«В память вечную будет праведник».
Глинские чтения.


Н.В.Маслов. Благодатный старец

В.Крупин. Русские Златоусты.


    Пусто165

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения