На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 7 (июль)

К предыдущей К оглавлению К следующей

СТРАНИЦЫ МОНАСТЫРСКОЙ ИСТОРИИ

Настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского

женского монастыря монахиня Евдокия (Левшук)

УРОК ПОСЛЕДОВАНИЯ ХРИСТУ

Схиархимандрит Иоанн в Жировицком монастыреНаш дорогой батюшка отец Иоанн был высочайшим примером беспредельной, жертвенной любви, которую он изливал на всех приходящих к нему. Исполняя заповедь Христову, он не щадил себя ради ближних, которым была необходима пастырская помощь. Питомец Глинской пустыни, славившейся высоким духовным подвижничеством и особенно старчеством, отец Иоанн принес к нам в обитель живительную струю благодати, которая так явно почивала на батюшке. Озаряя путь многим страждущим, блуждающим по запутанным земным дорожкам, она напояла жаждущих вкусить из источника Истины и вечной Жизни.

Его забота о сестрах Жировицкой обители была безмерной. С первых же дней батюшка, подробно разузнав о жизни насельниц, приступил к обустройству монастыря. По заказу батюшки нам срочно привезли рассады особого сорта клубники и смородины. Вскоре сестры уже собирали богатый урожай ягод на земельных участках, где доселе росли только картофель и некоторые овощи. Был очищен монастырский пруд, в котором начали разводить рыбу. Батюшка сделал и многое другое для внешнего устроения обители.

Отец Иоанн мог дать точный ответ на различные практические вопросы, например: как испечь хлеб и просфоры, вышить митру, сшить подрясник и украсить икону, как сварить суп, покрыть дом крышей и выполнить тот или другой вид сельскохозяйственных работ. Многие светские люди обращались к нему за советом, когда перед ними вставали какие-либо проблемы в области науки, техники, искусства, медицины.

Но главной для него, конечно, была забота о душе. Приходящим в монастырь он прежде всего давал такую заповедь: «Никого не осуждай, никому не досаждай, всем мое почтение и почтительный поклон». Эти слова представляли собой несколько перефразированное изречение одного из самых любимых святых батюшки – преподобного Амвросия Оптинского. Они на всю жизнь запечатлелись в нашей памяти. Бывало, заходишь к батюшке на духовную беседу или на исповедь, а он требует повторить эту заповедь. Ответишь ему без запинки, но батюшка спрашивает: «А еще что?» Думаешь-думаешь: вроде бы все сказала. Оказывается, про поклон забыла. Учтиво поклонишься и услышишь: «Вот так!»

Исповедь у батюшки действительно проходила как великое церковное Таинство. Придешь к нему со всей тяжестью, которая накопилась в душе, стоишь и трепещешь перед его пронизывающим насквозь взглядом. А он скажет так строго: «Ну, рассказывай, что у тебя там на совести!» И стоишь как на Страшном Суде, вся душа перед ним открыта. Так батюшка настраивал на серьезный лад, чтобы помнила сестра, куда пришла, к кому и зачем. Ведь приходишь исповедовать свои грехи Богу, перед которым согрешаешь, а старец-батюшка – добрый посредник и предстатель твой перед Лицем Божиим. Батюшка наперед знал и видел все твои прегрешения, но терпеливо ждал личного признания и сокрушения о содеянном.

Помню, как-то исповедовалась у батюшки; кажется, все ему рассказала, что было на душе, а он смотрит на меня и ждет еще чего-то. Говорю: «Батюшка, у меня все». А он требует еще что-то вспомнить. Прошу его: «Батюшка! Вы же сами все знаете, так подскажите!» Отец Иоанн отвечает: «Если я скажу, тебе это будет не на пользу. Сама вспоминай». Думаю: может быть, это? Так оно и есть. А я это и за грех не считала. Отец Иоанн умел вывернуть наизнанку душу исповедника, чтобы он увидел, осознал свои прегрешения и покаялся в них.

А случаев, свидетельствующих о даре прозорливости батюшки, не перечесть. Вот некоторые из них. Как-то раз на исповедь к батюшке пришла одна моя знакомая, которая и раньше обращалась к нему. На сей раз женщина скрыла один свой грех, а именно то, что она, страдая пристрастием к винопитию, поддалась соблазну и всласть повеселилась с соседкой. Боясь говорить об этом грехе во всех подробностях, она на исповеди ограничилась общими словами. Каково же было ее изумление, когда батюшка вдруг сам начал рассказывать ей о происшедшем во всех деталях, словно был незримым свидетелем кутежа. Женщина, осознав свой грех, покаялась. Думаю, этого урока ей хватило на всю оставшуюся жизнь.

Другой случай. Однажды в обитель приехал издалека погостить мой знакомый. У него на работе были крупные неприятности. По вине начальника ему начислили слишком маленькую пенсию. Не перенеся обиды, он даже стал замышлять, как этого начальника убить. Настолько в его сердце разрослась страсть мщения. С такими безумными мыслями, считая их нормальными и естественными, этот знакомый и приехал в Жировицы. О его размышлениях знал только Бог и он сам.

В обители появилась возможность сходить на духовную беседу и на исповедь к отцу Иоанну. Пришел мой знакомый к батюшке, побеседовал, исповедался. Вдруг батюшка и говорит: «Это все?» Знакомый растерялся и ответил: «Все». Тогда отец Иоанн спросил: «А о чем ты сейчас думаешь?» Знакомый и выпалил: «О том, как начальника моего убить». Тут ему, конечно, было дано серьезное духовное вразумление. Верю, что тот человек вряд ли когда-либо еще в жизни допустил хотя бы возможность такой страшной мысли. Одной своей духовной дочери батюшка говорил: «Деточка, я вижу твою душу так, как ты видишь свои пять пальцев». Тем самым он призывал ее к истинному покаянию и страху Божию.

Еще два случая. Одна моя знакомая, выросшая в благочестивой семье, впервые приехала к батюшке с мамой. Поговорив с ней, батюшка записал ее имя в синодик для поминовения. Вскоре после этой встречи ей приснился покойный муж, который сказал: «Какая ты счастливая, что твое имя записано у такого великого старца! Я бы тоже хотел быть записанным у него». Во время следующего посещения отца Иоанна моя знакомая рассказала ему о просьбе покойного. Батюшка тут же вписал в синодик его имя.

У одной из сестер в Жировицах были настолько сильные искушения, что она намеревалась оставить святую обитель. Узнав о ее тяжелом духовном состоянии, батюшка побеседовал с ней и стал усиленно за нее молиться. И вот сестре приснился сон: стоит она в страхе на краю зияющей пропасти и чувствует, что сейчас туда упадет, но вдруг ощущает – кто-то, резко одернув ее, не дает ей соскользнуть в ужасную бездну. Это отец Иоанн...

Большое внимание батюшка уделял молитве и посту. Он повторял: «Молитва для монаха – это дело, а труд – поделки». Отец Иоанн часто говорил о важности церковной молитвы. Строго порицал нас батюшка за отсутствие на богослужениях. В случае болезни или по какой-либо другой уважительной причине пропустить церковную службу мы могли только с благословения игумении.

Будучи великим постником, отец Иоанн учил и нас воздержанию по мере сил каждого. Но церковный пост он требовал соблюдать по всей строгости от всех: и от монахов, и от мирян. Так, например, моим племянникам батюшка благословил держать пост с двух лет, не разрешал он нарушать церковные установления о посте и моей беременной сестре. «Пост никому не вреден», – говорил батюшка. Моей родственнице, которая в постный день отнесла больному молоко, батюшка вменил это в грех...

Вся его земная жизнь, полная не только ярких цветов, но и прежде всего колючих терний, была для нас величайшим уроком последования Христу, которому отец Иоанн с самых ранних лет посвятил все силы и стремления своей души и которого так возлюбило его чистое сердце. Не случайно его Небесным покровителем является Апостол любви – святой Иоанн Богослов.

Любовь, святая Христова любовь – вот что пронизывало все существо отца Иоанна, вот что являлось для него путеводной звездой в пастырской деятельности, вот что с огромной силой влекло к нему людей, а через него и к Христу, вот что преизобильно изливалось теплыми лучами из его сердца в благодарные человеческие души, согревая их и возводя к Жизни Вечной.

Вечная память и вечный покой нашему дорогому и возлюбленному во Христе батюшке!

 

 

Молитва для монаха - это дело, а труд – поделки


К предыдущей К оглавлению К следующей

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения