На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 7 (июль)

К предыдущей К оглавлению К следующей

СВЯТЫЕ ЖЕНЫ РУСИ

В. Ганин

АПОСТОЛЬСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

Русская женщина, как апостол Христовой веры, стоит выше других славянок, также принимавших участие в распространении христианства. Людмила (супруга Буривоя) в Чехии, Домбровка (супруга Мечислава) в Польше только мужей своих склоняют к принятию христианства и крещению народа, сами же они вовсе не принимают такого деятельного участия в крещении народа, как русская Ольга. Русская княгиня обратила ко Христу почти весь свой дом и многие города, самостоятельно выступая с убеждениями и наставлениями. Недаром летописец, восхваляя Ольгу за крещение, говорит, что «телом женщина, она имела мудрость мужескую».

Апостольский подвиг великой русской женщины имеет и другое весьма важное значение. В лице Ольги и ее свиты Русь приняла веру христианскую из православного Царьграда, тогда как западные славяне Европы приняли христианство от католического Рима. В истории православного христианства это – знаменательное явление. Принявши святую веру от греков, Россия, это дитя православной Византии, а после падения последней – непосредственная преемница ее, наследница ее духовных богатств, и стала действительно второй Византией, явилась достойным убежищем Православия и твердым оплотом православно-христианского просвещения.

С другой стороны, для национального духа западных славян латинское христианство явилось могилой, а русские славяне, благодаря принятию христианства от Греческой Церкви, сохранили свою славянскую национальность. Сама Ольга слушала проповедь о вере Христовой на родном ей славянском языке и от славянина-священника. Греческая Церковь с уважением относилась к родному языку просвещаемых ею народов, и Русская Церковь с самаго начала явилась Церковью национальною с родным славянским богослужением, славянскими священными книгами и славянскими учителями. Болгарский священник Григорий, наставник святой Ольги, содействовал княгине в устроении ею храмов и богослужения и в просвещении русских верою на родном их языке. Латинские же миссионеры, приходившие в Россию от немецкого императора Оттона, не были приняты Ольгою. Ей могла быть известна деятельность этих латино-немецких миссионеров по распространению христианства (с половины IX века) среди славянских племен, живших по соседству с Византией и Германией: славяне не понимали иноземной проповеди и, если, уступая насилию, крестились, то становились христианами только по имени. Язычников-славян возмущали также и безжалостные вымогания «десятины» со стороны западных миссионеров. Славянские племена нередко даже изгоняли миссионеров и опять возвращались к родной языческой старине и идолопоклонству. Принятое святой Ольгою Православие сохранило нашу славяно-русскую народность в нацональном просвещении России и содействовало нашему духовному обновлению возраждающею силою святой веры.

Одного крещения русских было недостаточно для их обращения в христианство; нужно было и внутренно перевоспитать их, привить к ним христианские понятия; для этого нужно было нам образование. В лице Ольги Русь приняла от Греции вместе с православной верой и образование. Оно было доступно для нас благодаря славянской письменности. Средоточием этой греко-славянской письменности была Болгария, которая скоро стала посредницей между Грецией и Россией и помощницей России в деле христианского просвещения. Григорий был человек опытный в книжном деле и при помощи готовых уже славянских – болгарских – переводов (с греческого) содействовал Ольге в просвещении русских. Правда, такое внутреннее перевоспитание русских на первых порах шло очень медленно. Когда внук Ольги Владимир стал открывать школы и отбирал у знатных родителей детей «на ученье книжное», первые русские христианки плакали о своих детях, как о покойниках. Но вот проходит два – три века, и пример святой Ольги-просветительницы уже увлекает многих знатных русских женщин. Теперь они не только не противятся «книжному ученью», но и сами начинают принимать в нем самое деятельное участие. Так, дочь Всеволода Янка (Анна) в XI веке заводит при Андреевском женском монастыре в Киеве училище для обучения девиц и таким образом проводит свет духовного просвещения в семейную жизнь народа, косневшего в грубом невежестве. Вместе с ученицами и воспитанницами монастыря выходило из монастырской ограды и духовное образование и, естественно, продолжалось ими самими в их собственных семьях, создавая в наших предках все духовные интересы жизни и развивая все высшие запросы их мысли.

Устрояя при женском монастыре училище для обучения девиц, великая княгиня Анна осуществляла великие заветы святого Василия Великого, который настойчиво советует монахам заниматься весьма важным делом общественной благотворительности, а именно: брать к себе на воспитание детей-сирот и детей бедных родителей, заводить для сего при монастырях особые детские приюты (так называемые «сиротопитательницы») и обучать детей и грамоте и начальным христианским учениям. (Проф. Е. Голубинский. История Русской Церкви. Т. I, ч. 2, стр. 616). Пример такого воспитания детей в первые века христианства представляет святой Пахомий Великий. Есть свидетельство, что святой Пахомий принимал в свой монастырь и детей с той целью, чтобы дать им воспитание в духе христианского благочестия и этим подал прекрасный пример для последующих иноков, имевший такое благотворное следствие для христианства (Проф. П. Казанский. История православного монашества на востоке. І. 164).

Так как наше русское монашество зарождалось в духе православно-восточного монашества и было его воспроизведением, то стремления великой княгини Анны сделать свой монастырь рассадником духовного просвещения для русских женщин были вполне естественны и понятны, тем более, что при отсутствии училищ не только высших, но и низших, в домонгольский период нашей истории вне монастырей просвещение у нас было самое скудное и бедное и образование могло быть исключительно церковным.

Воспитание детей в монастырском училище Анны велось, как можно предполагать на основании последующей практики наших монастырей, в духе монастырских уставов, а обучение совершалось по книгам аскетического, созерцательного направления – единственным в то время. Впечатлительная детская душа, естественно, проникалась благоговением к иноческой жизни. Отсюда – аскетический оттенок на всех проявлениях нашего древне-русского благочестия.

Для поддержания просвещения и упрочения дела воспитания и обучения в монастырях другая продолжательница апостольского подвига святой Ольги – святая Евфросиния, княжна Полоцкая (в XII веке), нарочитым образом озабочивается о составлении для себя и для своих монастырей необходимой библиотеки четиих книг.

Пример таких библиотек дан был для русских в греко-восточных монастырях. В Студийском монастыре, например, во времена преподобного Феодора Студита и после него для составления библиотек выбирались способнейшие из иноков, во главе которых стоял особый начальник – «протокаллиграф».

Святая Евфросиния сама занимается в своем монастыре списыванием книг, отчасти пользуясь и наемными писцами; впоследствии она с этой же целью переселяется, с благословения тогдашнего Полоцкого епископа Илии, к его кафедральной церкви святой Софии, в библиотеке которой она находит книги для списывания. В святой ревности о просвещении преподобная во время списывания книг подвизается подвигом постническим и пребывает в «голбце каменне», т. е. в нижнем этаже под церковью (Гр. Кушелев-Безбородко. Памятники старинной Русской литературы. Вып. IV. Житие преп. Евфросинии). Это списывание книг, при отсутствии у нас наук и литературы, для того времени составляло уже некоторый род литературной деятельности.

Составляемые с таким великим трудом монастырские библиотеки, конечно, ограничивались тесным кругом книг духовных, назидательных и, преимущественно, церковно-богослужебных, что объясняется как преобладанием религиозного направления вообще в древнерусской литературе и жизни, так и слабой возбужденностью умственной жизни и деятельности русского человека. Однако они удовлетворяли потребностям того времени, создавали в русских людях, без различия их звания и состояния, высокую нравственную мощь и налагали свою неизгладимую печать на всю жизнь нашего народа. Не житейские нужды низшего порядка влекли русского человека к грамотности, а только искание вечной истины и духовного обновления. Священные и церковные книги, о которых так заботилась святая Евфросиния, и заключали в себе средства для нашего религиозного, нравственного и умственного развития.

 

 

Принятое святою Ольгою Православие сохранило нашу славяно-русскую народность в национальном просвещении России и содействовало нашему духовному обновлению возрождающею силою святой веры.


К предыдущей К оглавлению К следующей

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения