На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 7 (июль)

К предыдущей К оглавлению К следующей

ВЫПИСКИ

Преподобный Амвросий Оптинский

(Продолжение. Начало см. «Русский инок», январь, апрель, май, июнь 2006 г.)

 

Простота

 

При разговоре о Дарьюшке-страннице батюшка, вздохнув, сказал: «Да, Господь почивает в простых сердцах! Золото везде видно и везде проглянет, и даже в угловатости; а то другой, как ни кудрявься, все не будет золото». Сказали: «Как Дарьюшка хорошо умерла!» – Батюшка ответил: «От того и кончина была хорошая, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь».

Жить просто значит не осуждать, не зазирать никого. Например, идет Еликанида. Прошла, да и только. Это значит, думать просто. А то, при виде проходящей Еликаниды, можно подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у нее такой-то. Вот уже это не просто.

Смотри на все просто.

Как это: «Возверзи печаль твою на Господа?» – Ответ: «Это значит жить просто, и все упование возложить на Господа, и не рассуждать, что кто сделал, что и как будет. Царь Давид, когда думал и рассуждал по-человечески, тогда дошел до безнадежного состояния, ни в чем не находил себе отрады: «Поглумляшеся и малодушествова дух мой». А когда возложил упование свое на Бога, тогда был утешен: «Помянух Бога и возвеселихся».

Как поступать немощному, если случаются скорби от сплетен? Очень просто: сознавать свою немощь, прибегать к самоукорению и смирению и в неприятных случаях более обвинять себя, а не других; и прежде всего смотреть на вещи просто, что все мы люди, все человеки, всякий по-своему видит, по-своему разумевает, по-своему судит и толкует. В этом судить нас будет один Сын Божий, Которому Единому дана сия власть от Бога Отца. Когда же оставим простоту и будем думать и толковать, что, и как, и зачем, и для чего, и кто они, и как они, тогда и не будет просто, а выйдет мудрено, паче же бестолково. Пойдут недоумения и недоразумения; не обойдется и без жалобы; а скорби-то, скорби-то будут невыносимые.

Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. – Где нет простоты, там одна пустота.

Мудрость внешняя есть буйство пред Богом; ценна же истинная простота душевная, которая есть матерь веры и смирения и нелицемерной любви. Золото в простом слитке имеет свою цену, также оловянные фигуры свою.

Просфора

Если пьешь воду или лекарство до обедни, то не должно антидор или вынутую просфору есть.

Просфору можно стоя есть, это дело благочестия; а кто сидя ест, того не осуждать.

Прощение обид

«Отец Макарий, – рассказывал батюшка, – рассердился раз на меня и выгнал из своей келии за одну барыню, зачем я ее принял, тогда как он ее не принимал за то, что она долго не прощала обид другим. Рассердился он больше на нее, а на меня так, кстати. И после этого еще целые сутки ее не принимал; она очень плакала; тогда он ей говорит: «Сама по два дня не прощаешь, а тут и суток вытерпеть не можешь».

Раздражительность

Никто не должен оправдывать свою раздражительность какой-нибудь болезнью – это происходит от гордости. А гнев мужа, по слову св. апостола, правды Божией не соделывает. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.

Нетерпеливость и раздражительность обличают в нашем устроении горделивость и немалое самолюбие, а нередко происходят от нашего своеразумия и самочиния. В чьей душе закрадутся и утаятся они, оттуда мир и спокойствие бегут, а мятежливость и смущение водворяются.

Рассеянность

Вопрос: «Когда сердита бываю, то молюсь рассеянно». Ответ: «Кто сердится, тот лишается покрова Божьего. Нужно молиться без злопамятности».

Рассуждение

Во время смущения батюшка не благословлял делать замечания или выговоры и рассказал, как у архимандрита Моисея был келейник о. Нифонт; он что-то сделал недолжное и ждал проборки, а архимандрит будто и не замечает ничего. О. Нифонт приходит к нему и ждет выговора, а архимандрит дает ему разные приказания. Так было несколько раз. Но как-то о. Нифонт пришел к архимандриту веселый, а тот сейчас дверь на крючок и начал его пробирать.

Самолюбие

Самолюбие наше – корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок.

Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение своих хотений и разумений. Секира эта тяжела, но рано или поздно, а надобно взяться за эту рукоять, которая с виду только страшна, а на самом деле успокоительна для держащихся за нее крепкой рукой и неослабной силой.

Памятозлобие, зависть, ненависть и подобные страсти кроются внутри, и рождаются, и произрастают от внутреннего корня самолюбия. Ветви снаружи как ни обрубай, пока корень этот будет сыр и свеж и не будет употреблено средств подсечь внутренние разветвления этого корня, чрез которые проникает зловредная влага и произращает наружные отпрыски, – труд будет напрасен. Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение своих хотений и разумений.

Самомнение

Что это значит «солга неправда себе»? – «Яко воссташа на мя  свидетеле неправеднии, и солга неправда себе» (Пс. 26, 12)? – Это о тех, которые живут неправедно, а думают, что хорошо, и сами себе делают неправду».

Самооправдание

Самооправдание – большой грех. – «Егда прииму время, Аз правоты возсужду».

Самооправдание и обвинение других, правильное ли или неправильное, не успокаивает, а лишь более возмущает дух наш.

Самоукорение

Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей.

Батюшка рассказывал, что когда к старцу Леониду приходили и не сознавали себя грешными, то батюшка о. Леонид говорил: «Ежели ты не грешна, то иди, а то там грешные ждут».

Батюшка рассказывал: «Однажды одной княгине было видение, будто она у входа в рай со многими другими, и тут же была девушка в лаптях. Княгиня думала, что ее (т. е. княгиню) за доброту и все добродетели возьмут первой. Каково же было ее удивление, когда вдруг вместо нее взяли эту девушку; она возмутилась, но потом подумала: у меня все-таки есть добродетели, может с этими (указывая на других) возьмут; но ее и тут не взяли. Наконец, взяли всех, а ее и после всех не берут, тогда она упала на землю и начала говорить, что она действительно хуже всех и недостойна быть в Царствии Небесном. А батюшка тут прибавил: «А вот такие-то и годятся, таких-то там и надо».

Необходимо скорее обретать успокоение через самоукорение, без которого с трудом проводит жизнь всякий, ищущий спасения.

Сознание, что за грехи наши достойны мы больших оскорблений, будет облегчать тучу душевную и послужит противодействием в вражиих подстреканиях, без толку смущающих того, у кого недостает самоукорения.

Одной монахине старец писал: «Помни евангельское слово: «Будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие»; т. е. береги веру и незлобие, вчиняя себя в число последних, и не берись за то, что выше нас».

Сварливость

Когда разворчишься, то укори себя, скажи: «Окаянная, что ты расходилась, кто тебя боится?».

Свобода в обращении

Не должно обращаться свободно с мирскими – ты их соблазнишь.

Если кто шутя до кого дотронется, то десять поклонов положить.

Своеволие

Настойчивым своевольникам старец говорил: «Так-то брат, обычай-то у нас бычий, а ум-то телячий».

Если человек, по слову Самого Господа, не отвержется своей воли и своих желаний, то не может обретать мира.

Своя воля и учит и мучит; сперва помучит, а потом чему-нибудь и научит.

Земной царь велик, и почти все ему покоряется; но есть пословица: «Своя воля – царя боле». Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими скорбями и вразумляет.

Скорби

О том, за что бьют, батюшка говорил: «Одних бьют для полировки, а других для исправления».

Одной монахине, когда она жаловалась, что ее бранят, старец говорил: «Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, у нас крадет».

Старец рассказывал притчу о жасмине: «Один у нас монах умел с ним (жасмином) обходиться. В ноябре он его совершенно обрезает и ставит в темном месте. Зато потом растение покрывается обильно листьями и цветами. Так и с человеком бывает: нужно прежде постоять в темноте и холоде, а потом уже будет и плода много».

Святые были, как и мы, грешные люди, но покаялись и, принявшись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова. И на чье-то замечание: «А мы все смотрим назад», батюшка сказал: «За то и подгоняют нас розгами и бичом, т. е. скорбями да неприятностями, чтобы не оглядывались».

Тому, кто жаловался на скорби, старец говорил: «Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет; потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет; потому нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив».

Внутренняя скорбь значит, например, памятозлобствовать или терпеть отсечение своей воли, потому что другой никто не может знать, что у тебя внутри. А внешняя скорбь со стороны других.

Часто причиной скорби бывает благая решимость жить благочестиво, как сказано у Апостола: «Вси хотящии благочестно жити, гоними будут». И в другом месте сказано: «Многи скорби праведным», только с прибавлением ободрения: «Но от всех их избавит я Господь!» Блажен, кто принадлежит к числу таких и терпит скорби за правду и жизнь благочестивую.

Когда о. Амвросия просили объяснить, что значит в Евангелии «труждающиеся и обремененные», – он ответил: «Труждающиеся – кто добровольно трудится, а обремененные – кто за грехи терпит скорби с трудом, а все-таки несет».

Человек в счастье забывается и все приписывает себе – своей бессильной и мнимой власти, но лишь посетит его какое-нибудь несчастье, просит пощады и у воображаемого врага. Эту истину о. Амвросий так изображал: «Человек как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса! – А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер – забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: не спихни!»

Человек не вдруг стяжевает бесстрастие. А где страсти, там и скорби со многими недоумениями и недоразумениями.

Заговорили как-то о скорбях, одна и говорит: «Лучше болезни, чем скорби». Батюшка ответил: «Нет, в скорбях помолишься Богу и отойдут, а болезнь и палкой не отобьешь. Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте предаться воле Божией. Не «попустит бо Бог искуситися выше меры, но сотворит со искушением и избытие. Кого любит Господь – наказует, биет же всякого сына, его же приемлет, а если не наказует, то не сыны, а прелюбодейчищи есте».

Василий Поленов. Олива в Гефсиманском саду. 1882 г.Когда найдет хандра, не забудь укорять себя; вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: «Многи скорби праведным» и: «Многи раны грешным». Такова жизнь наша здесь – все скорби и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: «Взыщи мира и пожени и».

В одном из писем старец писал: «Господь столько любит нас, сколько не может любить ни одна мать своих чад. Но мы часто делаемся недостойны таковой любви Божией, за что и посылаются праведно на нас многоразличные скорби и болезни».

Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: «Днесь со Мною будеши в раи»; а между тем после этих слов перебили ему голени; а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. – Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающей грехи.

 

(Продолжение следует)


К предыдущей К оглавлению К следующей

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения