На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 7 (июль)

К предыдущей К оглавлению К следующей

НАСТАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНИКОВ БЛАГОЧЕСТИЯ

Иеромонах Порфирий (Левашов) 

О ПРИЧИНАХ РАСКОЛОВ 

Как ни деятельно подвизается духовная власть против раскола, а раскол все таки растет и растет. Отчего это?

I. Оттого, что многие из христиан, особенно в массе простого народа, нося досточтимое на себе это имя, не знают и первых начал христианской веры, не знают ее духа и держатся слепо одной буквы, одних народных преданий, одних местных и частных обычаев. Поэтому легко увлекаются всяким ветром ложного учения. Стоит только явиться в среде их какому-нибудь изуверу – и они готовы принять его за пророка. Значит, первая причина расколов – невежество.

II. К тому же в такие жалкие приходы, которые, за исключением небольшой горсти православных, все состоят из сектантов, определяются по большей части священники, только что окончившие курс семинарского учения, – люди, не подготовленные к состязанию с расколом и в силах еще не окрепшие, – люди бедные и без всяких вспомогательных средств. Первый шаг уже дает им чувствовать все свое слабосилие, всю зависимость их от сектантов, всю нужду в их. Но как сблизиться с ними, чем расположить их в свою пользу, как не уступкою им своих прав, как не потворством их заблуждениям? Впрочем, и сами сектанты на первых же порах не постыдятся предложить священникам эти же условия. Конечно, нелегко для свежих чувств поддаться таким искушениям; но крайность на что не отважится? При подобных обстоятельствах и не в их меру люди падали.

III. Много служит в подрыве Православия и то, что между христианами не стало прежнего братства и общения: для своих прихотей они не в меру расточительны, а на благотворения и пособия другим не в меру расчетливы. Когда у них бывают праздники, то один другого пытается превзойти угощениями; иной тянется из последнего, чтобы только не отстать от других. Но когда дело дойдет до платежа податей и когда кто не в силах заплатить подушных, никто не заикнется помочь ему, продают у него последнюю корову или лошадь… Сектанты, напротив, взаимно помогают друг другу. Поневоле бедный идет к ним искать себе милости: они радушно принимают бедных, снабжают их деньгами без процентов и залога, притом не на срок, а до справы. Кого не заинтересует это? – Ведь это чисто христианская черта! Потому-то многие отпадают от Православной Церкви и причисляются к ним. Быть может, скажут: такая благотворительность со стороны сектантов есть хитро рассчитанный способ завлечь православных в свои сети. Но нужда не рассчитывает того, с какой это делается целью, – она ценит само дело. Да и по слову Спасителя, не присные по вере называются ближними, а творящие милость. Ведь по убеждению сектантов, они, привлекая на свою сторону православных, хотят обратить их от тьмы заблуждения к свету истины и таким способом умножить число верных. Вся вина их в том, что они имеют ревность не по разуму. Почему бы и православным с той же целью не помогать своим присным, чтобы удержать их в союзе с Православной Церковью? Разве честь обществу, когда члены его вынуждаются крайностью положения уклоняться в раскол? Так ли это было у первых христиан? – Нет! У них нужды одного восполнялись избытками других, и тем уравновешивалось состояние всех и каждого, так что ни одного у них не было бедного, как повествует святой евангелист Лука (Деян. 4, 34). К сожалению, подобно [нужно] сознаться, что между православными слишком заметна холодность к своим сочленам, равнодушие к чести своего общества и непомерное пристрастие к своим личным интересам.

Далее, как не умножаться расколам, когда среди православных такие иногда соделываются непотребства, какие редко бывают и между неверными. Пьянство и сладострастие дошли до неслыханных размеров. Где, бывало, не увидишь ни одного корчемного дома, там очутились десятки, там устроились гостиницы и ресторации со всеми возможными приманками. Где бывало волокитству не было места, там явились для него особые приюты! Многие простодушные, избегая соблазнов, пали на распутья расколов. А верные смотрят на это спокойно, не скорбят и не плачут, да измутся от среды их таковые непотребства и соблазны!

Алексей Кившенко. Церковный собор. 1654 год. Начало раскола. 1880 г.IV. Не мало, впрочем, совращается в раскол и от самих пастырей и по тем же самым причинам, в которых обличал Бог ветхозаветных пастырей через пророка Иезекииля (34). Пишут, что в одной из центральных губерний татары, обращенные в христианство, вероятно, еще при царе Иоанне Васильевиче Грозном, которые, по праву завоевания, поступали в подданство России, хотят возвратиться целыми селениями в ислам. Как эти инородные массы, в продолжение более двухсот лет, не слились в недрах христианства с русским людом в одно плотное и твердое тело и снова внутреннею силою влекутся к воссоединению с однородными своими элементами? Конечно, в лице своих пастырей они не нашли для себя горячего чувства, не нашли опытного назидания и руководства в христианской жизни – и оставались при прежних нравах и обычаях. Другой причины, кажется, и предположить нельзя.

V. То же самое бывает и с детьми раскольников, которые крещаются православными священниками, но отдаются своим родителям на воспитание. «Не от терния бо чешут смоквы, ни от купины емлют гроздия» (Лк. 6, 44).

По этим данным мы пришли к следующим умозаключениям.

I. Чтобы прояснить тьму заблуждений простого народа и высвободить молодое поколение из оков пагубных предубеждений, из-за которых последовало так много смут, раздоров и разделений в нашей Церкви и которых искры и доселе еще не потухли в толще простого народа, и, при малейшем дуновении, могут вспыхнуть снова, следует преимущественно пред прочими учебными предметами преподавать в сельских школах детям историю российской Церкви и православное исповедание веры, раскрывая в ясном свете дух христианства и силу Священного Писания, в котором наши отщепенцы находят точку опоры своим заблуждениям, так, чтобы они могли знать основательно все предметы, относящиеся до религии, различать предания от догматов, обряды от таинств, местные и частные обычаи от положительных законов христианской деятельности. И этот внутренний процесс образования подчинить непосредственно духовной власти, представляя светской власти только лицевую сторону, или учреждение этих учебных заведений и средства, потребные к поддержанию их. Ибо несовместно и для Церкви оскорбительно, чтоб духовные в деле, собственно им принадлежащем, подлежали контролю посторонней власти. От этого может быть застой в развитии духовной, религиозной жизни в среде народа.

II. Определять в раскольнические приходы священников с добрым поведением, с твердым характером, кротких и бескорыстных, сильных в слове и учении, и обеспечить их совершенно в содержании, приличном помещении и во всех житейских потребностях, так, чтобы они, не имея никакой нужды в пособии со стороны прихожан, могли внушить им полную к себе доверенность и уважение. Ибо крайние нужды невольно поставляют иногда священнослужителей в неприятные отношения к прихожанам, не умеющим ценить трудов и важности их служения.

III. Приходские священники, как поверенные своих прихожан в делах совести, должны влиять и на общественный их быт, поселяя в среде их дух общительности, единомыслия и братства, и, в случае упадка материальных сил кого-либо из их сочленов, располагать общество к поддержанию его совокупными силами и тем самым предотвращать все поводы к сношению их с сектантами. А чтобы такая мера общительности не обратилась иному во вред, не повела к праздной и беспечной жизни и обществу не обратилась в большую тягость, строго наблюдать за поведением всех и каждого из членов его, и кто в чем будет замечен – в нетрезвости ли или другом каком предосудительном поступке – умолять, обличать, наказывать. Особенно стараться истреблять эти приюты пьянства, вольности, буйства и всякого неистовства, о коих мы сказали выше. В Риме определялись нарочитые сановники – смотреть за благоповедением, и у спартанцев каждому из старших предоставлялось право влиять на поведение молодых людей. Но таково ли влияние наших священников, чтобы можно было ожидать от него удовлетворительных результатов? Они даже не имеют голоса, хотя бы и желали и могли подать руку помощи удрученным непомерною тяжестью своим духовным детям!.. Оттого-то духовные утратили свою самостоятельность. Это в будущем ничего не обещает отрадного.

IV. Сектанты, желающие крестить своих детей в Православной Церкви, предварительно обязаны сами присоединиться к ней. Это только и может служить со стороны их верным ручательством за воспитание детей их в духе Православия. Впрочем, и тогда они должны состоять под особенным наблюдением своих приходских священников, как не совсем еще дознанные в искренности своего обращения. Дознано опытом, что многие обращались к Православной Церкви по видам своекорыстным, без всякого убеждения в ее правоте, и снова отпадали.

V. Чтобы, обращаясь с раскольниками, не изменить иногда кроткому и спокойному расположению духа, надобно всегда помнить, что это не такие враги, которые своим учением могли бы подрывать основание веры и нравственности, как рационалисты или неологи; вся их брань за письма и буквы. Для видимости приведем здесь несколько глав из Стоглавого собора.

В 31-й главе сказано: «Аще кто двема персты не благословляет, якоже Христос, или не воображает двема персты крестного знамения, да будет проклят».

В 42-й главе говорится: «Не подобает святыя аллилуии трегубити, на дважды глаголати аллилуиа, а в третий: Слава Тебе, Боже. Понеже по-еврейски аллилуия, а по-нашему, по-русски: Слава Тебе, Боже» – тогда как аллилуия значит хвалите Бога.

Далее, в той же главе о трояком аллилуии с прибавлением «Слава Тебе, Боже», говорится: «Сия несть православных предания, но латинская ересь; не славят бо Троицу, но четверят». Кому неизвестно, что латиняне согласно с нами исповедуют три Лица Святыя Троицы, а погрешают только в учении о исхождении Духа Святого от Отца и Сына?

В 40-й главе написано: «Правило святых Апостол глаголет: аще кто браду бреет, и преставися тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия над ним пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь приносити: с неверными да причтется» – о чем нигде не сказано в соборных правилах.

Если Стоглавый собор, состоявший из российских иерархов, под председательством преосвященного Макария, всея России митрополита, так мудрствовал, то как могли иначе мыслить мирские люди? Хоть после того вышло в свет много книг, направленных против всех подобных заблуждений, но они для предубежденных умов не заслуживали никакого доверия. С тем уважением, какое они имели к пастырям своего времени, далеко не может сравнится нынешнее. Много требовалось условий, чтобы во мнении народном уронить авторитет прежних пастырей. Нельзя довольно надивиться, как глубоко они были убеждены в непогрешимости их, что и под тяжелым гнетом самых горьких испытаний остались верны своим убеждениям. При такой твердости, в союзе с Православной Церковью, какие бы это были примерные христиане! Не без высших целей попустил, Александр Литовченко. Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московскогоконечно, Господь этой отпадшей нашей братии огромными массами отложиться от Церкви своей. Может быть, их возрождение возбудит со временем в позднем поколении дух веры, благочестия и ревности святой. Судьбы Божии не испытаны! Может быть, на эти иссохшие кости дунет Дух Господень, и они оживут. Если наша Православная Церковь приняла в свои материнские недры дикие народы другого полушария, которые во время политических бурь легко могут быть оторваны от нас и сделаться достоянием чуждым, и о них промышляет, их питает и живит – отвергнет ли она присных своих чад, отпадших от нея по неведению, но не расторгших союза с Отечеством, всегда преданных ему и готовых жертвовать и состоянием и жизнью? Для них не требуется особенной экспедиции или миссии: найдутся люди, или Бог воздвигнет таковых, которые, без всяких видов земных, в надежде загробного воздаяния, не требуя никаких пособий от правительства, во имя Христово, с посохом в руках и сумою за плечами, пойдут к ним с благословением и призывом Святой Церкви к возвращению их на лоно ее. И первые благовестники не с пышностью какой явились миру, но убогими странниками. Слово крестное требует того. Не без пролития, не без подвигов и страданий святая вера утвердила кроткую свою державу на развалинах алтарей и требищ языческих.

Зная, впрочем, что умозаключения людей часто бывают неверны и погрешительны, могу думать то же и о своих; поэтому не смею выдавать их за положительные; представляю каждому судить о них по-своему. В заключение скажу только, что расколы в государственном организме, оставленные на произвол судьбы, те же могут иметь последствия, что и злокачественная болезнь в животном теле без врачевания.


К предыдущей К оглавлению К следующей

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения