На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 6 (июнь)

К предыдущей К оглавлению К следующей

 

Николай Васильевич МасловПослушание и его роль в деле духовного совершенствовани

В укладе монастырской жизни огромное значение имеет формирование у иноков послушания.

Необходимость послушания непосредственно вытекает из основных положений учения о спасении и христианской антропологии – учения о происхождении, строении и сущности человека. Согласно этим учениям, все чувства, мысли, мнения человека, его разум и воля после грехопадения извратились, утратили гармонию, потеряли связь со своим источником – Богом. Осознание этого факта – отправная точка в деле духовного совершенствования. Преподобный авва Дорофей пишет, что, прежде всего, нужно научиться не доверять самому себе, «не верить тому, что можем сами управлять собой, но нуждаемся в наставляющих нас». Святитель Тихон Задонский называет послушание «единственным средством, посредством которого человек усваивает дарование Божие – жизнь вечную».

Согласно христианскому учению, послушание – это обязанность христианина, которая состоит в том, чтобы полностью покорить свою волю воле Божией. Послушание Богу является конкретным, практическим выражением истинной веры в Него. Оно дает человеку благодатную радость и покой. Послушание – это верное средство спасения. От послушания рождается рассуждение. Очевидно, что самое благоприятное время для воспитания послушания – детский возраст. Вместе с тем это качество необходимо формировать на протяжении всей жизни.

Послушание избавляет человека от несовершенств, недостатков, слабостей, от грехов. Чтобы добиться послушания, учат святые отцы, необходимо «вручение себя» руководству духовного наставника.

Согласно святоотеческому учению, через отсечение своей воли монах приобретает бесстрастие. В монастырской практике это выражается в том, что монах ничего не должен делать и предпринимать без благословения.

Привыкая сначала отсекать свою волю в малом, монах постепенно без труда отсекает ее и во всех других делах. В результате он достигает такого внутреннего состояния, что в любых ситуациях он бывает спокоен так, как если бы исполнилось его собственное желание (поскольку для того, кто не имеет собственной воли, все, что с ним ни случается, всегда предстоит согласным с его внутренним состоянием).

Смысл монастырского послушания заключается в том, чтобы монах «стяжал крепкую душу»: достиг нравственного совершенства, приобрел различные духовные дарования, во всем уподобился Богу.

Без послушания нет монашества. «Лучше изгнать послушника из обители, чем позволить ему исполнять свою волю», – наставляет Иоанн Лествичник. Это требование продиктовано всей направленностью христианской жизни, всем христианским учением. «Послушание должно лежать в основе всех добродетелей, ибо послушание было первой заповедью, данной человеку…» : человек обязан слушать Бога, покоряться ему, потому что человек – Его создание. Без послушания невозможно угодить Богу, выразить благодарность Ему. Послушание именно поэтому есть долг человека. Святые отцы ставят послушание выше молитвы и поста.

 

Н.В. Маслов, магистр богословия,

доктор педагогических наук


К предыдущей К оглавлению К следующей

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения