На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 6 (июнь)

К предыдущей К оглавлению К следующей

ОБИТЕЛИ XXI ВЕКА

"НЕ ПОСТУЧИШЬСЯ, А ТЕБЕ ОТКРОЮТ"

Днем основания Казанской Амвросиевской женской пустыни, что в Шамордино, считается 1 октября 1884 года, когда в обители, устроенной молитвами и трудами старца Оптинского Амвросия, была освящена первая церковь.

Старец Амвросий принимал в Шамордино женщин любого звания, состояния, возраста и здоровья. Первой настоятельницей стала монахиня София (Астафьева-Болотова), о которой по ее кончине, последовавшей в 1888 г., старец Амвросий сказал: «София свята». После нее начальствование приняла другая духовная дочь старца – монахиня Евфросиния (Розова), управлявшая обителью до 1904 г. К этому времени стараниями и на средства известного московского чаеторговца Сергея Васильевича Перлова и его супруги Анны Яковлевны был построен Казанский собор, трапезная и другие прекрасные здания, открыты многочисленные мастерские: практически все необходимое сестры делали сами – от золочения иконостасов до пошива башмаков.

Настоятельницы Екатерина (Самбикина) и Валентина (Розанцева) также ревностно исполняли заветы старца Амвросия. К 1918 году, когда началось разорение монастыря, здесь подвизались более 800 сестер, имелись богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов.

В монастыре были два особо чтимых чудотворных образа Божией Матери – «Казанская» и «Спорительница Хлебов».

Казанская икона перешла обители от хозяйки имения монахини Амвросии (Ключаревой). Старец Амвросий часто молился перед этим образом, говорил, что он чудотворный. В честь Казанской иконы обитель получила свое название и много раз была спасаема ею от бед. После закрытия монастыря икона находилась в храме расположенного недалеко от Шамордина села Нижние Прыски. В 60-е годы она была похищена, и настоящее местонахождение ее неизвестно.

Икона «Спорительница хлебов» была заказана старцем Амвросием специально для Шамордина в 1890 году. В честь этого образа по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1999 году был устроен и освящен храм в скиту на монастырских угодьях. В настоящее время икона «Спорительница хлебов» находится в Литве, куда она была принесена иеромонахом Понтием, которому, по преданию, вскоре после 1917 г. явился старец Амвросий и повелел забрать икону на хранение. Сестры молятся о возвращении святыни в родные пределы.

А пока Матерь Божия утешает нас посещениями в других Своих образах. По благословению Преосвященнейшего Климента, архиепископа Калужского и Боровского, в мае 1999 года в обители находилась икона Матери Божией «Калужская», переданная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в дар Калужской епархии в 1998 году. Осенью 1999 года в день празднования «Спорительнице хлебов» Царица Небесная пришла с самого Афона в образе Казанской иконы, написанной для Шамордино настоятелем Святогорского скита св. Николая в Буразери иеромонахом Арсением.

После трагических событий 1917 г. Шамординский монастырь постигла общая участь русских монастырей. Его сначала превратили в совхоз, земли и леса «национализировали», драгоценную утварь, оклады расхитили, иконы сожгли, кресты сорвали, колокола переплавили. В октябре 1922 г., ровно через 38 лет после открытия, монастырь был окончательно ликвидирован «как рассадник контрреволюции». Большинство сестер приняли мученическую кончину: были расстреляны или погибли в лагерях, ссылках. Здания заняли под сельхозтехникум, и там, где прежде возносились молитвы, загрохотали машины. На долгих 70 лет на святом месте воцарилась «мерзость запустения». Время и варварское отношение людей сделали свое дело: некогда величественный архитектурный ансамбль превратился в развалины. Но духовно обитель старца Амвросия не погибла. Она продолжала жить в молитвах как Церкви торжествующей, так и в молитвах Церкви воинствующей, среди членов которой подвизалась схимонахиня Серафима (Бобкова), поступившая в Шамординский монастырь послушницей в 1908 г. Как только в 1988 г. начала возрождаться Оптина пустынь, старица написала тогдашнему наместнику архимандриту Евлогию (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский): «Возьми меня в Шамордино».

В марте 1990 г. в Шамордино вновь зажглись лампады, начались богослужения. В том же году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен подписал указ о возобновлении монастыря. За 20 дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое совершилось в мае 1990 г. Монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Никона (Перетягина) была возведена в сан игумении, духовником обители назначен насельник Троице-Сергиевой Лавры игумен Поликарп (Нечипорук). Восемь первых насельниц стали послушницами.

Началась обычная монастырская жизнь. Трудиться приходилось много, но никто не жаловался, все совершалось как бы само собой, легко и радостно – с помощью Божией. Явно ощущалось присутствие батюшки Амвросия, матушки Софии и всех тех, чьи имена в шамординском синодике. Как будто не на развалины пришли новые сестры, а в живой, действующий монастырь.

Воистину: свято место пусто не бывает. Новые насельницы Шамордино получили тому и видимые свидетельства. Пришла из соседней деревни баба Шура и из рук в руки передала духовнику игумену Поликарпу много лет хранившийся у нее втайне келейный крест преподобного Амвросия.

Вскоре Господь вернул и другую святыню: открыл место захоронения матушки Софии и других настоятельниц. Многие ощущали там дивное благоухание. А в июле 1990 г. – другая радость: прибыла из Гомеля схимонахиня Серафима. До 105 лет дожила старица, чтобы передать новым насельницам благословение преподобного Амвросия, которое сама получила пятилетней девочкой. Сестры часто собирались вокруг старицы послушать ее воспоминания, наставления. Часто ее навещали матушка игумения и отец наместник, которому старица говорила: «Ты меня отпоешь». Так и случилось: матушка отошла ко Господу в ноябре 1990 г. во время чтения Евангелия на всенощной под престольный праздник обители, за три дня до назначенного отъезда отца наместника к месту нового служения. 5 ноября был совершен чин погребения, и отец наместник простился с сестрами. В декабре монастырь утешил своим посещением Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Всякий раз, посещая славную Оптину пустынь, Его Святейшество находит время и для скромной женской обители, с отеческой любовью и заботой вникает во все ее нужды и проблемы.

Престарелые сестры, которых в обители, свято исполняющей заветы своего основателя, становится все больше, получили возможность посещать богослужения, не выходя из жилого корпуса. При богадельне оборудована медицинская амбулатория, стоматологический кабинет.

Все сестры несут посильные послушания: на трапезной, в пекарне, просфорне, на скотном дворе, пасеке. Летом, когда по русской пословице, день год кормит, все работают на полях и огородах, собирают грибы и ягоды.

Сестры трудятся также в мастерских: иконописной, резьбы по дереву, золотошвейной, пошивочной, переплетной, керамической и других.

В этих же мастерских имеют возможность приобщиться к церковному творчеству, приобрести полезное ремесло ученики расположенной неподалеку от монастыря школы. Дружба между монастырем и школой давняя. Началась она с субботников, когда дети вместе с учителями и директором приходили в монастырь просто потрудиться, помочь в уборке урожая, расчистке территории. Потом сестры по благословению матушки игумении стали ходить в школу, знакомить желающих с основами православной веры, готовить вместе с учителями Рождественские и Пасхальные спектакли. Летом у стен монастыря на берегу Серены поднимает флаг лагерь труда и отдыха «Русичи». Помогая монастырю в восстановительных работах, участвуя в богослужениях, во время которых непременно возносятся молитвы о богохранимой стране нашей, дети научаются быть гражданами своей страны – страдающей и растерзанной, но по-прежнему Святой Руси. Пусть с любви к Отечеству земному, часть которого – Шамордино – начнется любовь к Отечеству Небесному.


К предыдущей К оглавлению К следующей

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения