На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 6 (июнь)

К предыдущей К оглавлению К следующей

ОБИТЕЛИ XXI ВЕКА

НА КРАЮ ЗЕМЛИ РУССКОЙ 

Более ста лет назад в Приморье, на краю земли Русской, от принесенного иноками древнего Валаама благодатного огня затеплилась духовная лампада: был образован Свято-Троицкий Николаевский общежительный мужской монастырь. За свою недолгую историю обитель оказала огромное влияние на духовно-нравственную, хозяйственную, культурную жизнь края. Канули в небытие события минувших лет, прошли десятилетия безбожия, и в год столетия монастыря последовал указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Возобновить монашескую жизнь в Свято-Троицком мужском монастыре в п. Горные Ключи Владивостокской епархии».

Боговдохновенная мысль об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря принадлежит архиепископу Камчатскому Иннокентию (Вениаминову). В епархиальном отчете Святейшему Синоду в декабре 1862 года он писал о необходимости устроения хотя бы одного монастыря в Приамурском крае. Молитвенные и организационные усилия первосвятителя Амура не пропали втуне: спустя всего лишь 30 лет первая духовная обитель на Дальнем Востоке затеплила свою духовную лампаду.

Основателем и строителем монастыря стал иеромонах Алексий (в миру Александр Захарьевич Осколков).

Александр происходил из старинного дворянского рода Осколковых из Великого Новгорода. Еще в 1375 году Осколковы считались «именитыми людьми». В старинном роду Осколковых были предприниматели, имевшие дело в Сибири и конкурировавшие там со знаменитыми Строгановыми. Один из предков Александра Захарьевича, а именно Григорий Афанасьевич Осколков, совместно с иеромонахом Макарием в 1681 году учредил на Байкале Посольский монастырь.

Александр был достойным представителем своего рода. Он закончил кадетский корпус в 1853 году, был произведен в офицеры артиллерии, служил и сражался под Севастополем, где «обнаружил полную отвагу». По окончании войны служил в Главном артиллерийском управлении и в Мастерской технического института. Затем он оставляет военную службу и становится крупным железнодорожным подрядчиком.

Вследствие неизвестного душевного потрясения он бросает подряды, ликвидирует дела и, оставив все свое имение и дома на руки управляющих, уезжает в Америку в 1873 г. Прожив в Америке несколько лет и объехав весь свет, Осколков узнает о войне с Турцией. И в 1877 г. он уже на Балканах с просьбою принять его в действующую армию; но Плевна уже была взята, война скоро кончилась,  и вот мы видим Осколкова на Афоне, где он близко сходится с настоятелем Русского Пантелеимонова монастыря отцом Макарием и настоятелем Иерусалимской миссии отцом Антонином.

Здесь, на Афоне, Осколков нашел душевный покой, которого искал по всему свету и во всех профессиях. Несколько лет отец Алексий прожил здесь отшельником, когда в 1892 г. отец Антонин пригласил его расписать (отец Алексий был отличным иконописцем) храм святого апостола Петра в Яффе, в саду святой Тавифы.

В 1893 г. иеромонах Алексий становится на тяжелый путь устроения иноческой обители в самом отдаленном уголке Великой Державы – в Приамурье. Прибыв в пределы Камчатской епархии, иеромонах Алексий деятельно взялся за исполнение своей миссии: он собирал добровольные пожертвования; подыскивал место для устройства монастыря, расспрашивая сведущих лиц об удобных во всех отношениях для будущей обители местах.

Найдя место для монастыря, отец Алексий с разрешения Святейшего Синода оставляет Амур и едет на шесть месяцев в Иерусалим и на Святую Афонскую гору для приглашения иноков, желающих поступить на служение в устрояемый в Приамурском крае мужской общежительный монастырь.

Братия афонских монастырей отнеслась весьма сочувственно к делу устроения новой обители на берегах Амура: некоторые из афонских обителей принесли отцу Алексию в дар частицы Животворящего Древа Креста Господня и мощей святых угодников Божиих. Но поехать с отцом Алексием на Амур из афонских иноков желающих не нашлось. Почему отец Алексий обратился к Высокопреосвященному Финляндскому архиепископу Антонию и Валаамскому игумену с просьбою назначить для Приамурского монастыря иноков с Валаама.

На место устроения монастыря отец Алексий прибыл в августе месяце 1895 г., поместившись временно в квартире начальника бывшей тогда телеграфной станции «Тихменево» (теперь дом этот находится на ближнем скотном дворе). Телеграф в то время (до проведения железной дороги) проходил частью по девственной тайге, частью по безлюдным пустынным местам, и телеграфные станции состояли из одного двух домиков.

Вскоре прибыли к отцу Алексию назначенные с Валаама в помощь ему и сотрудничество иеромонах отец Сергий и иеродиакон отец Герман. Как настоятель отец Алексий, так и его помощники отправляли богослужения и своими руками исполняли все работы, как-то: рубили и вывозили лес для монастырских построек и на дрова; весною копали грядки в огороде и сажали овощи, уделяя от своей скудости нуждавшимся новоселам семена, капустную рассаду и прочее, косили сено; приготовляли пищу не только себе и немногим рабочим, но и всем приходившим по воскресеньям и праздничным дням богомольцам – крестьянам, ближайшая приходская церковь которых отстояла от них на расстоянии 80 верст.

Первые насельники обители этим были поставлены в страшно затруднительное и почти безвыходное положение: пищевых запасов не хватало, даже печеный хлеб по временам приходилось доставать из Владивостока и Никольска, а отказывать богомольцам было нельзя и по долгу иноческаго гостеприимства, и потому еще, что население в соседних деревнях было крайне разорено наводнением, случившимся летом 1895 г.

Большое неудобство инокам-устроителям приходилось претерпевать зимою от холода. Монастырь во всем нуждался; предметы первой необходимости, не исключая и хлеба, нужно было покупать. Пожертвований не поступало. Собранные ранее отцом игуменом деньги подходили к концу.

Обитель, несмотря на свои скудные средства, открыла у себя больницу с аптекой и школу с общежитием. Медицинская помощь каждому оказывалась безвозмездно, лекарства же продавались всем по самой умеренной цене, а бедным отпускались совершенно бесплатно.

Но просветительная деятельность монастыря не ограничивалась созданием школы. Из открытой весной 1901 года (единственной в епархии) церковной лавочки по недорогой цене ежегодно расходились тысячи брошюр и листовок религиозно-нравственного и патриотического содержания.

Кстати замечу, что ближайшее население во всех своих нуждах духовных и телесных обращалось к монастырю: не хватает что-либо в хозяйстве – хлеба, семян для посева, какой-нибудь вещи, заболеет ли кто из семьи или занеможет скотина – лошадь, корова, – всякий шел в монастырь с просьбою помочь его горю. В мастерских обители выполнялись работы для окрестных крестьян.

Летом 1901 г. в Приморскую область от Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых был командирован глазной летучий отряд. Высшая гражданская администрация края, зная, с каким доверием относится к монастырю население, нашла самым лучшим местом для успешного достижения целей отряда в Южно-Уссурийском крае Свято-Троицкую Николаевскую обитель. Помещение для отряда и больных монастырь предоставлял бесплатно. В мае месяце 1903 года в обители находился второй глазной отряд от того же Попечительства.

В 1902 году Южно-Уссурийский край впервые посетила страшная болезнь – холера, появившаяся в соседнем с монастырем селе Тихменеве. Монастырь отправил в Тихменево санитарный отряд, снабдив его дезинфекционными средствами, бельем и вообще всем необходимым для борьбы с холерою. В селе был устроен холерный барак; состоявший во главе санитарного отряда иеромонах лечил больных по указанию врача, отлучавшегося в другие неблагополучные села для борьбы с болезнью, напутствовал и погребал умиравших. В самом монастыре также содержался отдельный санитарный отряд, в нем был один случай заболевания холерой, окончившийся смертью. Благодаря монастырскому санитарному отряду в Тихменеве болезнь скоро прекратилась.

Добрые плоды трудовой жизни братии видимы были всякому посетителю монастыря: храм с благолепным богослужением, благоустроенная школа с общежитием, больница, образцовое сельское хозяйство со многими отраслями его, свечной завод, всевозможные мастерские – что это, как не результат монашеского послушания сравнительно небольшой горсти людей, отделившихся от мира для служения Богу?

 

***

Нелегко сегодня возрождать некогда величественный монастырь. Нынешней братии, может быть, приходится даже труднее, чем в свое время игумену Алексию (Осколкову) – первооснователю обители. Духовная обстановка на Дальнем Востоке куда сложнее, чем в Центральной России. Из более чем ста храмов Приморья (в одном городе Владивостоке, по архивным документам, насчитывался не один десяток церквей) в годы лихолетья остался полностью нетронутым всего лишь один – в г. Уссурийске. Церковная жизнь была уничтожена в крае практически полностью. После закрытия Свято-Троицкого Николаевского монастыря в 1921 г. вся территория, на которой располагалась обитель, отошла Дальневосточному военному округу (ДВО). В настоящее время на ней располагается военный санаторий. Монастырь ютится в здании бывшего дальнего скотного двора.

По указу Президента церковные здания и имущество должны быть переданы первоначальному владельцу. Но до сего дня Николаевский монастырь не может получить свои святыни. Милостью Божией обитель старается подчинить свою внутреннюю духовную жизнь требованиям и уставу некогда существовавшего монастыря. Обитель часто посещает ее настоятель – архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин.

Говорить о каких-либо значительных успехах еще рано, но есть надежда и упование на Бога – а это главное. Как и встарь, несколько монахов и послушников с большим трудом обустраивают хозяйственную и духовную жизнь монастыря. Звонят колокола Преображенской церкви, собирая на богослужение местных жителей и приезжих богомольцев. Правится служба, преображая людские сердца, исполняются трудовые послушания. Словом и делом мужской монастырь вновь указывает нам дорогу и к личному спасению, и к возрождению православной России в новом величии и славе.


К предыдущей К оглавлению К следующей

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения