На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 6 (июнь)

К предыдущей К оглавлению К следующей

ВЫПИСКИ

Преподобный Амвросий Оптинский
(Продолжение. Начало см. "Русский инок", январь, апрель, май  2006 г.)

 

Неверие

Одна женщина говорила как-то батюшке об одной семье, что всех в этой семье очень жаль, потому что они не верят ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, не виноваты в этом сами; воспитаны были в таком неверии, или еще были другие какие причины. Батюшка закачал головою и гневно сказал: «Безбожникам нет оправдания; ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли молиться за таких? – Конечно, молиться за всех можно».

 

Немощь человеческая

Когда батюшке говорил кто-нибудь «не могу» (того-то и того-то потерпеть или исполнить), он нередко рассказывал по этому поводу про одного купца, который все говорил: «не могу, не могу – слаб». А пришлось ему раз ехать по Сибири; он был закутан в двух шубах и ночью задремал; открыл глаза и вдруг видит точно сияние перед собою, все как будто волки мелькают; глядит – волки. Как он вскочит... да, забыв про тяжесть шуб, прямо на дерево...».

 

Неосуждение

Рассказывал батюшка об одном богатом человеке, который промотал свое состояние: «Под конец жизни пришел в монастырь и умер так, что дай Бог каждому из нас так умереть. Хотя и расточителен был покойный, но был и необыкновенно добр и прост душой. Вот и осуждай людей! Нужно иметь больше простоты».

«Что тебе за дело, что про тебя говорят, – сказал как-то раз батюшка, – если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи», – и при этом рассказал известную басню про старика, мальчика и осла.

Не люби слушать о недостатках других, то у тебя будет меньше своих.

Говорит пословица: «На чужой роток не накинешь платок». Люди толкуют право и неправо, судить же всех будет Господь – Судия нелицеприятный. Поэтому относительно чужих успокоимся и позаботимся о своей душе, чтобы она не подверглась суду за неправые мнения, не говорю уже за дела.

Не говори ни о ком невыгодно и заочно, и не получишь ни от кого досады и вреда.

 

Нечувствие

Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут.

 

Обещание

Обещание без исполнения все равно, что хорошее дерево без плода.

 

Осуждение

Чужие дела не передавай.

Чужую рожь веять – свои глаза порошить.

Когда будешь кого осуждать, то скажи себе: «Лицемере! изми первее бревно из очесе твоего!»... Бревно в глазу это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение и был лучше.

 

Пища

На вопрос кого-то из толпы, – сколько раз надо есть в день, – батюшка ответил примером: «Спасался в пустыне один старец, и пришла ему в голову мысль: сколько раз надо есть в день? – Встретил он однажды мальчика и спрашивает его об этом, как он думает. Мальчик ответил: «Ну, захочется есть, поешь». – А если еще захочется, – спросил старец. – «Ну так еще поешь», – сказал мальчик. – А если еще захочется, – спросил старец в третий раз. – «Да разве ты осел?» – спросил в свою очередь старца мальчик. «Стало быть, – добавил о. Амвросий, – надо есть в день два раза».

 

Плач

Спросили у батюшки: «Что значит плач?» Батюшка ответил: «Плач значит сетование; не плач бывает от слез, а слезы от плача».

Правда

Надо всегда говорить правду, а не человекоугодничать. У нас был священник; я ему всегда правду говорил, когда придет ко мне. Ему это не нравилось. А когда уходил от нас, то сказал мне: «Ежели бы вы не говорили мне правду, то я не мог бы и жить здесь».

 

Поведение внешнее

Надо быть ко всем почтительной. Будь ласкова, но не ласкательна. Поклонись да скорее мимо проходи.

 

Покаяние

Три степени для спасения. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

Какое ныне настало время! Бывало, если кто искренно раскается во грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую; а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробности, а потом опять за свое принимается.

Батюшка рассказывал, что один человек все грешил и каялся... и так всю жизнь. Покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: «Он мой». А Господь говорит ему: «Если ты, будучи зол, принимал его опять после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после покаяния. Ты забываешь, что ты зол, а Я – благ».

Искреннее покаяние и смирение, по слову св. Лествичника, исцеляет и неудобоврачуемые язвы душевные.

Вопрос: «Что значит искренно исповедоваться?» Ответ: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять».

 

Поклоны

Один монах говорил: «Батюшка, у меня ноги болят, не могу поклонов класть, это меня мучает». О. Амвросий ему отвечал: «Помни слово Священного Писания: «Сыне, даждь Ми сердце», а не нози».

Спрашивали батюшку относительно поклонов в св. Пятидесятницу. Батюшка сказал, что в церкви поклонов класть не положено, а дома можно. Пятидесятница, пояснил батюшка, означает восстание, а поклоны – падение. Кто стоит твердо, пусть не кланяется, а кто шатается туда и сюда, тот пусть кланяется.

Некто говорил батюшке, что он затрудняется класть поклоны при исполнении правила. О. Амвросий ответил: «Не можешь поклониться в землю, клади поясные поклоны; если и поясных не можешь класть, твори молитву Иисусову устами. Св. Пророк Давид сказал: «Хвала Его во устех моих». По немощи – по болезни это допускается».

 

Помощь Божия

Батюшка иногда объяснял стихи псалмов, например: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии», – это значит: если Господь не благословил что, то напрасны будут труды; «всуе бде стрегий», и ничего не устережет, напрасно рано будет вставать тот человек, не пойдут дела его без благословения Божия.

 

Помыслы

От того дремлешь в церкви и не слышишь службы, что помыслы бродят туда и сюда.

Если помысл будет говорить тебе: «От чего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала?» – То скажи своему помыслу: «Теперь поздно говорить, – опоздала».

Помыслы те надо говорить, которые беспокоят. Иной помысл целый день приражается, и ничего; а другой враз оцарапает, – тот и нужно говорить.

Когда найдет день, что будто хорошо живешь – весело и покойно; а вдруг сделается беспокойство, и помыслы начнут тебя смущать; тогда скажи себе: что ж ты теперь смущаешься? а помнишь, когда была покойна.

Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания.

Вопрос: «Что значит: «Повергни немощь свою пред Богом?» – Ответ: «Когда нападут помыслы и не в силах бороться, тогда сказать: «Господи, Ты видишь немощь мою, я не в силах бороться, помоги мне!».

Помыслы самомнения непременно надо открывать. У нас был один брат, у которого были эти помыслы, но он батюшке Макарию почему-то их не говорил, а кому-то из братии высказал, и те тоже батюшке не сказали. Он вышел из монастыря и застрелился.

Один говорил батюшке: «Бывают помыслы, что вы мне доверяете». На это он ответил: «А я тебе притчу расскажу. Одного пустынника выбрали архиереем, он долго отказывался, но они настояли. Тогда он и подумал: я не знал, что я достоин; верно, есть что-нибудь у меня хорошее. В это время явился ему ангел и говорит: «Рядниче (рядовой монах), что ты возносишься, там люди нагрешили и им нужно наказание, вот оттого и выбрали, что хуже тебя не нашлось».

Человека постоянно смущают греховные помыслы; но если он не соизволяет им, то не бывает в них виновен.

Батюшка говорил часто: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца». – И батюшка, показывая на сердце, прибавил: «древо при исходищах вод; воды (страсти) бурлят там».

«Вы жалуетесь на брань мысленную, – отвечал старец в одном из писем. – Хотя совершенно невозможно избежать этой брани ни в каком месте, но ее острота и сила притупляются при правильном образе жизни и удобном к тому месте».

Бывает крест мысленный, – смущают иногда человека греховные помыслы; но человек не бывает в них виновен, если не соизволяет им. И старец приводил пример: «Одна подвижница долгое время обуреваема была нечистыми помыслами. Когда же явившийся ей Господь отогнал их от нее, она воззвала к Нему: Где Ты был доселе, о сладкий мой Иисус? – Господь ответил: Был в твоем сердце. – Она сказала: «Как же это могло быть? ведь сердце мое было исполнено нечистых помыслов. И сказал ей Господь: Потому разумей, что Я был в твоем сердце, что ты никакого расположения не имела к нечистым мыслям, а более старалась избавиться от них, но, не имея возможности, болезновала о сем, – и этим уготовила Мое место в сердце твоем».

 

Послушание

Общее послушание паче всего содействует к избавлению от гордости. На общем послушании человек обучается духовному искусству, если захочет, и когда на вещи смотрит просто, многое принимая за шутку.

 

Пост

Один противник поста сказал батюшке: «Не все ли равно Богу, какая пища?» – На это старец ответил: «Не пища имеет значение, а заповедь; Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение, только за вкушение запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказывается за это, а за среду и пятницу наказывается, потому что не покоряется заповеди. Особенно же важно тут-то, что чрез послушание вырабатывается покорность».

 

Похвала

Когда хвалят, то на это не обращать внимания, не отвечать и не спорить. Пусть хвалят, а только самому сознавать в себе, стоишь ли ты похвалы или нет. Если будешь противоречить, то выйдет лицемерие; ведь тонкое чувство удовольствия от похвалы все-таки есть в тебе; да и те, которым ты будешь противоречить, не поверят тебе, поэтому когда хвалят, не говори ничего, опусти глаза и молчи.

Похвала не на пользу. Ужасно трудна похвала. За прославление, за то, что здесь все кланяются, тело по смерти испортится, – прыщи пойдут. У аввы Варсонофия написано: «Серид какой был старец, а и то по смерти тело испортилось».

Сказать хвалящей: не хвали, а то после рассоримся. Св. Лествичник велит опасаться таких людей. Лучше принять злословившего человека.

 

Правда

По Божьему суду, неправда совершенного успеха иметь не может. Сказано в псалмах: «Солга неправда себе». – Зло всегда забегает вперед, только не одолевает. – Каин родился прежде Авеля и Исав прежде Иакова, но старшие не только не имели успеха, а и погибли. Сказано в псалмах: «Правда Божия, яко горы Божии», а правда человеческая, видно, не как горы, но как холмики.

Сказано негде: «Правда избавляет от смерти»; хотя за правду Крестителю Господню и голову отрубили, но это не лишило его почитания выше всех.

 

Праздники

По воскресеньям не работать. А если праздник, например, Иоанна Златоуста и т. п., то к вечеру можно поработать. Кто праздники не почитает, тому нет удачи.

 

Приметы

Не надо верить приметам и не будут исполняться.

 

Промысл Божий

Без преданности Промыслу Божию не приобретешь покоя. Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя.

Батюшка кому-то сказал: «Иди, куда поведут, смотри, что покажут, и все говори: «Да будет воля Твоя».

Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте предаться воле Божией. «Не попустит бо Бог искуситися выше меры, но сотворит со искушением и избытие».

Судьбы человеческие – все в руках Божиих.

Батюшка говорил, что избранникам Своим особенно покровительствует Бог. Кто отдает себя Промыслу Божию, о том особое попечение.

Верую – что делается промыслительно от Господа, то делается к пользе нашей душевной, если мы сами не захотим лишить себя этой пользы.

Старец часто говорил: «Слава и благодарение всеблагому Промыслу Божию, подающему нам многие и различные вины к пользе душевной и ко спасению, которое стяжевается в терпении со смирением и покорностью Божией воле».

«Много мы с тобой думали и ничего не придумали; лучше будем полагаться на всеблагой Промысл Божий, который силен все привести к полезному концу, паче чаяния нашего», – писал батюшка одной из своих духовных чад.

Понудимся призывать Божию помощь, исповедаясь в недостатке веры и покорности воле Божией, отчего и не обретаем в себе достаточного терпения во смирении к понесению встречающихся неудобств, и сопротивлений, и недоумений, а предаемся малодушию и расстройству внутреннему и внешнему и даже некоторому безнадежию.

(Продолжение следует)


К предыдущей К оглавлению К следующей

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения