На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 6 (июнь)

К предыдущей К оглавлению К следующей

ГОДИЧНЫЙ КРУГ

НЕВЕДОМАЯ ТАЙНА
(Цит. по: Протоиерей Григорий Дьяченко. Духовный мир. М., 1900.)

29 мая (11 июня) – День Святой Троицы. Пятидесятница

Какая тайна существа Бога открыта людям?

Бог есть един по существу, но троичен по лицам: Бог Отец, Бог Сын, и Бог Дух Святый. И крестився Иисус, взыде aбиe от воды: и се отверзошася Ему небеса, и вид Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Него. И се глас с небесе, глаголя, Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Мф. 3, 16 и 17). А Сам Иисус Христос сказал апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Святой Иоанн Богослов говорит: Tpиe суть свидетельствующии на небеси: Отец, Слово и Святый Дух, и cиu три едино суть (1 Ин 5, 7).

Святой Афанасий Александрийский говорит: «когда в вас Дух, тогда в вас же дающее Духа Слово, а в Слове и Отец. И таким образом исполняется сказанное слово: приидем Аз и Отец, и обитель у Него сотворим (Ин. 14, 23). Ибо где свет, там и cияниe, а где сияние, там и действенность и светозарная благодать. И сему также научая, Павел написал еще к коринфянам во втором послании, говоря: благодать Господа нашего Иucyca Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор. 13, 13). Ибо подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца чрез Сына в Духе Святом, потому что, как благодать, даруемая Сыном, есть от Отца, так не может быть общения даяния в нас, разве только в Духе Святом; Его причастившись, имеем любовь Отца, и благодать Сына, и общение Самого Духа».

Еще он же говорит: «три ипостаси должны быть представляемы нераздельными между собою, как о людях представляем телесно, чтобы и нам, подобно язычникам, не ввести многобожия; но представляя как бы реку, которая, исходя из истока, не отделяется от него, хотя два здесь вида и два имени. Ибо Отец –  не Сын, и Сын –  не Отец, потому что Отец есть Отец Сыну, и Сын есть Отчий Сын. Как исток –  не река, и река –  не исток, но тот и другая суть одна и та же вода, из истока льющаяся в реку: так и Божество от Отца неслиянно и неотлучно пребывает в Сыне, как Господь говорить: изыдох от Отца и иду ко Отцу (Ин. 16, 28). Святый же Дух, исходя от Отца, всегда пребывает в руках посылающаго Отца и носящаго Сына, и Им он наполняет всяческая. Отец, имея бытие от Себя, родил Сына, а не создал, –  родил как реку от истока, как растение от корня, как сияние от света, все же это видим в природе нераздельным». Святитель Епифаний, епископ кипрский, говорит: «сама единая голубица и святая невеста (Церковь) исповедует Бога Отца и Сына и Св. Духа, –  Отца совершеннаго, Сына совершеннаго и Духа Святаго совершеннаго, Троицу единосущную, Троицу неслиянную, –  Сына истинно рожденнаго от Отца, и Святаго Духа, не чуждаго Отцу и Сыну,–  Троицу присносущную, не имеющую никогда приращения, не заключающую в Себе ничего низшаго и возводимую к одному единству и единому началу Бога и Отца. Преп. Максим Исповедник говорит: «едино есть Божество, безначальное, простое, пресущественное, не сложное и не раздельное. Оно есть единица и вместе Троица. Божество состоит из трех лиц: Отца, Сына и Духа Святаго; но как в Отце, так и в Сыне, равно и в Духе Святом единое по существу Божество. Божество нераздельно: потому что Отец не есть не полный Бог, равно и Сын и Дух Святый... Но все Божество всецело находится во всем Отце, также всецело находится во всем Сыне, и все, наконец, всецело во всем Духе Святом. Следственно весь Отец всецело находится во всем Сыне и Духе, также и Сын весь всецело находится во всем Отце и Духе; равно и Дух Святый весь всецело находится во всем Отце и Сыне. Ни одно из трех лиц Божества и не существует, и не может быть представляемо отдельно от другого».

На африканском берегу, в городе Иппоне, блаженный Августин писал свою глубокомысленную книгу о Святой Троице. Утомленный чрезвычайным напряжением ума, силившагося проникнуть в глубочайшую из таин, великий писатель вышел на морской берег для прогулки. Наслаждаясь вечерним воздухом, по временам устремляя взоры то на небо, то на широкое море, Августин не выпускал, однако же, из мыслей предмета своих исследований. Вдруг заметил он на морском берегу отрока необыкновенной красоты, который небольшой серебряной ложкой черпал воду из моря и выливал ее в маленькую яму. Такое занятие отрока блаженный Августин сначала почел за обыкновенную детскую шалость, но тайное чувство побуждало его приблизиться к отроку. На вопрос, что ты делаешь, отрок отвечал: «хочу вычерпать это море и поместить его вот в эту ямку». «Но это явно невозможно», – сказал Августин. «Разумеется, невозможно, – отвечал отрок, – но скорее я вычерпаю моею ложкою это море и вмещу его в эту ямку, чем ты своим умом проникнешь недоведомую тайну Святой Троицы и вместишь ее в твою книгу». Так сказал отрок и мгновенно сделался невидим.


К предыдущей К оглавлению К следующей

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения