На главную страницу
Епископ Феодосий


Епископ ФеодосийФеодосий, епископ Полоцкий и Глубокский

ЕСТЬ ИДЕЯ И ЕСТЬ ПУТЬ
Слово в первый день Глинских чтений
(Москва, 1999 г.)

Сегодня все чаще и чаще слышатся слова «кризис», «оскудение» и, наконец, совсем недавно я услышал из уст министра внутренних дел Белоруссии: "Идет процесс расчеловечивания личности человека".
Воистину это страшно. Человек перестает быть творцом, наделенным той высокой силой, которую дал нам Бог, а делается хищником, разбойником, становится хуже зверя по отношению к своим ближним и дальним, по отношению к тем благам, которые ему даровал Бог. С чего же это началось? Как же мы, некогда очень духовные, просвещенные люди, которые имели такое благодатное наследие, великих угодников и великих старцев, могли докатиться до самого края пропасти?
Обратим свой взор в историю и вспомним страшный 1917 год. Тогда бросили народу лозунг: "Мы наш, новый, без Бога, мир построим!". И те, кто был ослеплен идеями блага земного, ринулись его выполнять. Да, лозунг десятилетия работал весьма успешно. Мы строили железные дороги, домны, корабли, конструировали космические ракеты.
Внешнее развитие, действительно, было блистательным, и СССР был сверхдержавой. Мы были упоены успехом и действительно любили это общество и гордились его достижениями. Как же мы вдруг оказались третьей державой мира? Как же мы стали поношением и попранием всему миру? Как мы, имея такие блага и достояния, смогли докатиться до этого? Вот здесь и лежит корень всех наших проблем.
Когда мы отвергли веру, Православие, духовный образ жизни, мы встали на путь погибели, хотя по инерции, казалось, шли вперед для достижения внешних благ и престижного бытия. Но одновременно шел отказ от духовности. То, что мы выдержали с вами все испытания: и холод, и голод, то, что мы с вами одержали великолепную победу во второй мировой войне, — это заслуга души русской, того воспитания, которое еще осталось в сердцах наших дедов и отцов. Вот на этой русской православной закваске наш народ 70 лет творил великие дела.
Однако когда на смену православной закваске и духовности постепенно стала приходить закваска безбожная, бездуховная, тогда и начался медленный распад общества. Особенно ярко он проявился в конце восьмидесятых годов. Вместе с распадом души начался распад государства, политики, экономики, нравственности. Как выйти из этого тупика?
Не надо придумывать нового. Есть идея и есть путь. Все дано нам изначально Творцом, когда Он вдохнул в человека душу, и стал человек душою живою. Наша душа — богоданна. И эта духовность испокон веков впитывалась чадом с молоком матери. Он вырастал в православной вере Человеком с большой буквы: милостивым и сострадательным христианином, хорошим ученым и добрым крестьянином, блистательным полководцем и воином-патриотом, мудрым министром и великим врачом. Почему? Да потому что его воспитывала Церковь. И он творил добрые дела во имя Бога.
И вот сейчас, слава Богу, мы возвращаемся к своим благодатным, живительным истокам, к духовности. Вне этого пути мы не
сможем возродить нашу страну.

Глинская пустынь — ярчайший пример того, как созидалась духовность нашими святыми отцами. Как они окормляли жизнь государства в разнообразных областях деятельности — в воспитательном деле, политике, экономике.

К оглавлению

СОДЕРЖАНИЕ

Т.А.Шевченко. Первый опыт.

Епископ Феодосий. Есть идея и есть путь.

Приветствия участникам Глинских чтений.


    Пусто165

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения