На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: декабрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Авель (Усачев) /Иеромонах, заведующий иконописным классом при Рязанской Духовной Семинарии
Авель (Усачев)
Иеромонах
заведующий иконописным классом при Рязанской Духовной Семинарии

Работы этого автора

Вальков Вячеслав Михайлович /Главный редактор журнала "Русский инок"
Вальков Вячеслав Михайлович
Главный редактор журнала "Русский инок"

Работы этого автора

Колсанова И.А.
Корреспондент «Народного радио»

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: С места события

«МЕНЯ ПРИГЛАСИЛ МИТРОПОЛИТ СИМОН»

Предыдущая Следующая

 

Одним из участников конференции православной иконописи был заведующий иконописным классом при Рязанской Духовной Семинарии иеромонах Авель (Усачев). Отец Авель дал интервью главному редактору журнала «Русский инок» и корреспонденту «Народного радио».

 

— Как Вы расцениваете идею проведения конференции православной иконописи?

— К идее проведения такой конференции отношусь положительно. Храмы нашей епархии очень бедны иконами. На конференции говорили о положении в Курской епархии. Я слушал и думал о том, что в Рязанской епархии аналогичная ситуация. Даже в кафедральном соборе Рязани помещены в основном наклеенные иконы. В храмах епархии в лучшем случае можно встретить иконы письма конца XIX — начала XX века, выполненные в реалистическом стиле. Древних икон практичеси нет. Так что проблемы иконописи нас очень и очень волнуют.

Надо сказать, что в конце XIX — начале XX века в Рязани существовала известная мастерская иконописи. Был такой подвижник — Николай Васильевич Шумов. В свое время он явился основателем дивеевской школы иконописи. Шумов родился под Рязанью и основал в главном городе Рязанской губернии большую иконописную мастерскую. В ней трудились около ста человек различных специальностей. В этой мастерской полностью делали иконостасы с великолепной резьбой и гравировкой. Интересно, что иконостасы Шумова сохранились даже в Иерусалиме и на Афоне.

Наш иконописный класс, возрожденный пять лет назад, носит имя Шумова. Но мы пишем иконы в другом стиле. Мы пытаемся возрождать иконопись XVI века.

Отличительная особенность Рязани в том, что здесь существует музей древней иконы. Хранящиеся в этом музее образы могли бы копировать наши студенты. Но, как и во многих других местах, у нас имеются большие проблемы в общении с музейными работниками. Между епархиальным управлением и работниками музеев существует острый конфликт. Наш правящий архиерей с присущей ему энергией пытается вернуть православному народу святыни, находящиеся буквально в заточении в музеях. Музейные работники провели такую акцию — они сняли с экспозиции все чудотворные иконы древности; все они находятся в запасниках уже несколько лет, их никто не видит. Прежде всего надо упомянуть Феодотьевскую икону Божией Матери, которая прославилась многими чудесами, спасением от эпидемии. Это древнейшее изображение, некоторые датируют его XIII веком. Это, можно сказать, главная святыня Рязанской земли. Я ее видел. Икона стоит на полу, около нее ходит реставратор с сигаретой в зубах. Такое вот отношение...

 

Как Вы стали иконописцем?

— Сам я не из Рязани. В Рязанской епархии служил мой родственник. Меня пригласил туда в свое время митрополит Симон. Пригласил с надеждой, что я буду возрождать иконопись. Из Питера я приехал в Рязань и остался там. Окончил Рязанскую Духовную Семинарию, потом Киевскую Академию. Еще раньше я получил художественное образование.

Приглашение митрополита Симона буквально перевернуло всю мою жизнь. Попросил я у владыки рекомендацию для поступления в Московскую Духовную Семинарию. А он мне и говорит: «Дам Вам сразу две рекомендации — в Московскую Духовную Семинарию и в Рязанское Духовное училище. Не поступите в МДС, приезжайте к нам». И я не поступил в Семинарию по его пророческому предсказанию. У него, несомненно, был дар предвидения.

Вдруг митрополит Симон вызывает меня в декабре. Он сказал секретарю: «Пусть переночует в Духовном училище, а завтра — ко мне». Прихожу в Духовное училище, а там меня встречает ректор. Он говорит: «Владыка Симон благословил принять Вас на 1-й курс без экзаменов». Поначалу я был в шоке. Но решил остаться. Во многом потому, что я полюбил Рязань и ее жителей. Это сердечные люди. В Питере народ холодный, а в Рязани вас встречают с открытой душой.

Вел меня Промысл Божий. Если бы поступил в Московскую Духовную Семинарию, я не смог бы параллельно с учебой заниматься иконописью. А в Рязани такая возможность у меня появилась. При Духовном училище возникла иконописная мастерская. Сначала она занимала маленькую комнатку. Теперь это иконописный класс при Семинарии, в которую преобразовано Духовное училище. Официально иконописный класс существует три года. В течение двух лет это был факультатив для студентов. Наша особенность в том, что мы набираем только юношей. У нас учатся жители разных областей. Заказы мы почти не принимаем. Наша задача — учить иконописи.

 

Как добиться выполнения правил, установленных для иконописцев?

— Думаю, каждый иконописец понимает, чем церковное искусство отличается от светского. Если человек ведет духовную жизнь, Господь помогает ему при написании икон. Надо внушать студентам, что они должны знать об этом. Конечно, заставить молиться никого нельзя. Но у нас в Семинарии создана атмосфера, способствующая приобщению к церковной жизни, — ребята участвуют в богослужениях, в общей молитве, в послушаниях. А теоретические знания они получают на занятиях по Новому и Ветхому Завету, по истории Церкви, византийского и русского искусства, по иконоведению и иконографии.

 

В какие храмы поступили работы, выполненные в вашем иконописном классе?

— Мы целиком написали небольшой иконостас для семинарского храма.

Конечно, трудно было сразу привлечь ребят к написанию икон. Многие даже карандаш в руках поначалу держали с большим трудом. Мы хотим, чтобы учащиеся поняли: иконопись — это дело, которое требует полной отдачи всех сил души. Иначе ею заниматься не стоит.

 

Беседовали В.М. Вальков и И.А. Колсанова

 


Источник:      Журнал "Русский инок" декабрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Новости
Н.В.Маслов: ПРЕДАННОСТЬ НЕБЕСНОМУ И ЗЕМНОМУ ОТЕЧЕСТВУ
Поздравления
Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев): «ВЕЛИКАЯ БЛАГОЧЕСТИЯ ТАЙНА»
Святитель Ростовский Димитрий: ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ НЕ УНИЧТОЖИЛ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕ
Преподобный Исаия Отшельник: ПРЕПОДОБНЫЙ ИСАИЯ ОТШЕЛЬНИК
Н.В.Маслов: БЫТЬ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
В.М. Вальков: ОКНО В МИР НЕВИДИМЫЙ
Иеромонах Авель (Усачев), В.М. Вальков, И.А. Колсанова: «МЕНЯ ПРИГЛАСИЛ МИТРОПОЛИТ СИМОН»
ГОСТИ ДРЕВНЕГО МОНАСТЫРЯ
О.В. Шангина: ГОЛОС ВЕЛЕЛ ИДТИ НА СИНИЧЬЮ ГОРУ...
Н.А. Свердлова: ДУХОВНЫЙ СТЕРЖЕНЬ - МОЛИТВА
А.С. Бочков: НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ
«ДОБРЕЙ ЕГО РАЗВЕ ТОЛЬКО МАТЕРЬ БОЖИЯ»
Схиигумен Савва (Остапенко): ВСЕ Я С ГОСПОДОМ МОГУ!
ВАШ ЖУРНАЛ ПОМОГАЕТ РАЗОБРАТЬСЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ВОПРОСАХ
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" декабрь 2008 г.
стр. 37
12.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011