На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Из творений


Работы этого автора

Также по этой теме:
Для чего и как молиться (о мытаре и фарисее)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О вере и чуде (О чудесном умножении хлебов)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
Как «отворить» себя для благодати (исцеление двух слепцов и немого бесноватого)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О Небесном и земном («Ищите же прежде Царства Божия...»)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О следовании за Христом (О первых и последних)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
Все публикации по теме...

О расслабленном


После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус (Ин. 5, 1-15).

 

Мысли на каждый день года

«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога - Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом, и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств. Слышно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится св. Таин; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал.

 

 

Великий пост

 

Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14), говорит Господь исцеленному расслабленному. И с нами также может случиться нечто очень худое, если мы вознерадим о добродетели после покаяния; тогда благодать Божия оставит нас за невнимание и нерадение о себе. Покаяние и причащение отверзает нам небо и небесное царствие, ибо, говорит Господь, ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный - и во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 54-56).

***

Грех породил все бедствия в мире и все болезни, как и в упоминаемом сегодня расслабленном, - глады, губительства или повальные болезни, войны, пожары, землетрясения и смерть временную и вечную. Грех высочайшего ангела сделал диаволом, денницу - сатаною, и всех возмутившихся против Бога духов, которые были ангелами света и красоты неописанной - мрачными и отвратительнейшими демонами. Грех произвел и производит ужасное зло, ужасные бедствия, ужасные перевороты в мире, в роде человеческом; из-за греха вся природа бывает в смятении. Нельзя описать, нельзя достаточно оплакать, слез целого рода человеческого не достанет для оплакивания страшных последствий греха в мире. Если бы милосердие Сына Божия, по благоволению Бога Отца и ходатайству Духа Святого не взыскало погибающих грешников, что было бы со всеми нами, со всеми людьми? И подумать ужасно, не только испытать хоть на минуту, хоть на секунду ту беду, то мучение, которое постигло бы отверженных грешников: их на веки поглотило бы страшное, вечно клокочущее, неугасимое пламя ада. Но Сын человеческий, Сын Божий пришел взыскать и спасти погибшаго (Мф. 18, 11). И вот, мы с вами взысканы и - спасаемся: нам отверсты двери милосердия. Приходи каждый со своею удрученною грехами душой к служителю Божию; кайся искренне, сокрушайся сердечно о грехах, омерзи их, возненавидь их от всей души, чего они и достойны, имей твердое намерение исправления, веруй во Христа, Агнца Божия, вземлющаго грехи мира - и ты услышишь вожделенный глас Господа: чадо, прощаются тебе грехи твои.

 

 

Моя жизнь во Христе, часть 1

…Я подобен тому расслабленному, который тридцать восемь лет лежал на одре своем и сколько раз ни приходил к овчей купели, исцелявшей всякого, кто первый опускался в нее после возмущения воды ее Ангелом, - ин прежде его слазил [Иоан. 5, 7]. И когда я, расслабленный грехами моими, собираю свои усилия и прихожу сам в себя - с намерением погрузиться в Боге и измениться к лучшему, - ин прежде меня слазит в мое сердце, грех, диавол упреждают меня в моем собственном доме, в моей собственной сердечной купели, не допускают меня до Источника живых вод - Господа, не дают мне погрузиться в очистительной купели веры, смирения, сердечного сокрушения и слез. Кто же меня исцеляет? - Один Иисус Христос. Когда Он увидит мое искреннее и твердое желание исцеления от душевного расслабления, мою теплую молитву о том, тогда скажет мне: возьми одр твой и ходи [Иоан. 5, 8], - и я встану с одра сердечного расслабления и пойду, то есть: удобно - по благодати Его - побежду все страсти и совершу всякую добродетель.

 

 

Проповеди

 

Неделя о расслабленном

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Не раз меня спрашивали: почему мы читаем из года в год те же самые отрывки Священного Писания? Почему не ввести какую-то новизну в евангельские чтения? Почему из года в год я повторяю те же самые мысли, стараясь довести до своего и до вашего сознания евангельскую проповедь? И мне вспоминается, как один проповедник однажды четыре воскресенья сряду произнес ту же самую проповедь; и когда один из его прихожан обратился к нему с вопросом: почему? Неужели вы не замечаете, что только повторяетесь? - тот ему ответил: а вы - как отозвались на эту проповедь? Что вы сделали в ответ на то, что слышали?..

Мы сегодня слышали еще раз, и услышим в течение нашей жизни, надеюсь, много раз, рассказ об исцелении расслабленного. И несколько раз я говорил: каждый должен перед собой поставить вопрос, который Спаситель поставил расслабленному: ты болен, ты расслаблен и душой, и телом - а хочешь ли ты стать цельным, исцелиться?.. И каждый из нас сразу же, вероятно, ответил бы: конечно, хочу! Но вопрос Христов требует, чтобы мы задумались над тем, что значит получить от Бога исцеление. Что значит: из разбитого стать цельным, из расслабленного стать вновь крепким и способным на жизнь - и духовную, и душевную, и телесную?

И ответ мы, может быть, находим почти в последних словах сегодняшнего чтения: ты стал цел; смотри - не согрешай, как бы что худшее тебе не случилось... Если мы хотим исцеления, то должны понять, что оно за собой влечет и ответственность за вновь обретенную цельность. Нам не дается цельность, чтобы мы вновь эту цельность разбили, раскрошили, и остались только обломки того, что Господь сделал новым, вернул в той новизне, которая нам была дана изначала.

Исцелиться силой Божией - телом ли, душой ли, духом ли, значит на себя взять ответственность жить как человек, который уже больше не раздроблен, не разделен в себе, в котором нет этой постоянной войны между желанием добра и желанием зла. Ответственность быть человеком, в ком есть семя зла, есть семя добра, но который неразделенно, всей душой, всем умом, всем сердцем, всей крепостью и всей немощью своей, в которой сказывается сила Божия, выбрал добро и готов ради этого добра пожертвовать всем, кроме как этой вновь обретенной цельностью.

А цельность - это значит новое отношение с Богом, новые отношения с собой, новые отношения с окружающими людьми и с окружающим миром. По отношению к Богу это значит конец разделенности; по отношению к себе это значит то дерзание, которое нам позволяет жить не поверхностно, не слегка, а жить вдумчиво, глубоко, жить всей, порой страшной и всегда опасной, глубиной своей жизни и своей души. По отношению к людям - это значит жить глубинно, это значит встречать людей не только поверхностно, и не только сводить все отношения к самому себе, а жить так, чтобы прозревать их глубины, говорить этим глубинам слово жизни, охранять эти глубины от соблазна, от зла, от разрушения.

Вот как нам предлежит жить, если мы хотим ответить Христу: да, Господи! Я хочу быть цельным! Но раньше, чем мы ответим дерзновенно, раньше, чем мы скажем эти слова, которые столько от нас потребуют - вдумаемся: готовы ли мы на подвиг? Готовы ли мы пронести цельность через жизнь, ради Бога, ради себя, и ради ближнего нашего? И только тогда ответим: да, Господи! А иначе - иначе задумаемся над собой, и поймем, что правду говорит апостол, что люди выбрали тьму, потому что дела их были темны…

Неужели мы выберем полумрак, полутьму, разбитость, которая нам дает какое-то греховное, злое право жить недостойно и себя, и ближнего, и Бога? Нет! На это мы не можем идти, мы не смеем на это идти! Мы должны произнести над собой суд, встать, и стать верными себе, ближнему и Богу. Аминь!

 

 

Проповеди

 

О надежде сверх всякой надежды

Неделя о расслабленном

Ин. 5, 1-15

Каждое четвертое воскресение по Пасхе мы вспоминаем о том, как Иисус Христос исцелил расслабленного возле овчей купели, называемой «Вифезда», что значит «Дом милосердия». Человек этот страдал много лет, а Господь единым повелением: «Встань, возьми постель твою и ходи»,- воздвиг его от болезни. В этом проявлении силы нашего Господа - великое для нас утешение; но и в поведении расслабленного находим немалое назидание.

Возле чудесной купели всегда было много больных. Все ждали момента, который был раз в году: Ангел Господень возмущал воду, и кто первым входил в нее, получал исцеление. Можно себе представить, что делалось в этот момент! Мы даже когда знаем, что всем достанется, и то устраиваем давку, и плохо приходится тем, кто послабее. А тут только один, первый, получал желаемое. На что уж было надеяться бедному расслабленному! И все-таки он год за годом не отходил от купели. Наверное, если бы его спросили, на что он рассчитывает? - он не смог бы толком ответить. Он только видел, что здесь действует сила Божия, а если так, то надо быть ближе к этому месту. Он надеялся сверх всякой надежды. Он не знал, не мог себе даже представить, как именно это будет, только верил, что Бог не оставит его.

До Христа люди вообще не видели далее этой жизни, и не знали ничего выше телесного здоровья. Даже когда Бог через Моисея побуждал народ соблюдать заповеди, Он обещал за это всего лишь долгую и счастливую жизнь на земле.

Мы же, спасенные и просвещенные Христом, чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Мы знаем путь к вечному блаженству, и знаем, что помешать нам может только грех. Но при этом бываем одержимы какою-то духовной расслабленностью. Грехи одолевают. Едва встанем, как снова падаем, и кажется, что спасение невозможно.

Напоминая, как Господь исцелил расслабленного, Церковь предостерегает от отчаяния. Если мы хотя бы видим в себе грех, если страдаем от него и если прилагаем усилия, чтобы победить, – значит, мы еще духовно живы. И даже не видя явных результатов, не должны терять надежды. Господь видит все наши дела и мысли, как Он видел веру и надежду того несчастного, далеко оттертого толпой от чудодейственного источника. Он видит даже слабые попытки борьбы с грехом. Господь видит, как мы каждый раз приходим к таинству покаяния, и исповедуем, исповедуем свои грехи. Он видит, что мы «не имеем человека», мудрого наставника, который помог бы, объяснил бы, что мы не так делаем. Господь видит все это, и когда придет час, о котором только Он один знает, Он подойдет и скажет: «Встань... и ходи!» - и этот момент сразу перевесит всю прошлую жизнь, все тридцать восемь или более лет казавшегося безнадежным ожидания.




Также у этого автора:
Для чего и как молиться (о мытаре и фарисее)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О вере и чуде (О чудесном умножении хлебов)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
Как «отворить» себя для благодати (исцеление двух слепцов и немого бесноватого)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О Небесном и земном («Ищите же прежде Царства Божия...»)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О следовании за Христом (О первых и последних)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О молитве Господа за нас
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О тайне общения с Богом. Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О мужестве и верности. Неделя 3-я по Пасхе, жен-мироносиц
(Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011