На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Из творений


Работы этого автора
Феофан Затворник /святой, святитель,
Феофан Затворник
святой
святитель


Работы этого автора

Филарет Московский /святой, святитель,
Филарет Московский
святой
святитель


Работы этого автора

Иоанн Кронштадтский /святой, праведный,
Иоанн Кронштадтский
святой
праведный


Работы этого автора


Также по этой теме:
Для чего и как молиться (о мытаре и фарисее)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О вере и чуде (О чудесном умножении хлебов)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
Как «отворить» себя для благодати (исцеление двух слепцов и немого бесноватого)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О Небесном и земном («Ищите же прежде Царства Божия...»)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О следовании за Христом (О первых и последних)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
Все публикации по теме...

О мужестве и верности. Неделя 3-я по Пасхе, жен-мироносиц


…пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись (Мк. 15, 43 - 16, 8).

Мысли на каждый день года

Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой», и уже ничто не могло разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы - образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения - жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике - рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.

Слова и речи, том 5

 

Беседа в день тезоименитства
Благочестивейшия Государыни Императрицы Марии Александровны

1855 год

Святые, живущие во славе небесной, в высокой и вечной славе, яже от Бога, без сомнения, не имеют нужды в славе земной, в ничтожной славе от человеков. Для чего же святая Церковь узаконила церковныя воспоминания Святых и празднования их памяти? – Разрешение сего вопроса можно почерпнуть из самых чиноположений церковных для сих памятей и празднований. Состав сих чиноположений наполняют главным образом два предмета: во-первых, воспоминание жития, подвигов и добродетелей Святых, во-вторых, призывание их молитв о нас к Богу. Очевидно, что Матерь-Церковь воспоминанием их жития, подвигов и добродетелей желает дать нам наставление и побуждение к Богоугодному житию и к душеспасительным подвигам; а призыванием их молитв о нас, поставляет их небесную молитву как бы лествицею, для удобнейшаго восхождения наших земных, немощных, недостойных молитв к пренебесному мысленному жертвеннику Божию.

Последуем, чада Церкви, матернему ея мановению и воспользуемся совершаемою ныне памятию св. равноапостольныя Марии Магдалины, собирая поучительныя черты жизни ея из евангельских сказаний.

Из первой части жития Марии Магдалины ничего неизвестно нам, кроме того, что она была подвержена тяжкому и страшному недугу, в котором обыкновенные врачи тем менее умеют подавать помощь, чем менее понимают его начало. И если бы кто, как некогда Апостолы о слепорожденном, спросил о ней: сия ли согреши или родители ея, да тако страждет: не знаем, можно ли было бы, подобно как о том, сказать и о ней: ни сия согреши, ни родители ея, но да явятся дела Божия на ней. Но, как бы то ни было, за грехи ли, или не за грехи подверглась она страданиям, мы, не колеблясь, можем утверждать, что сие допущено было Провидением Божиим для того, чтобы над нею совершилось спасительное дело Божие. Если бы она не подверглась страданиям, и не испытала безпомощности в них; то, вероятно, жила бы в родной стране Магдальской, в неведении о чудесах Иисуса Христа и о учении Его; или слух о них приняла бы только с любопытством, с удивлением, с недоверием; и не возвысилась бы до живой веры и до крепкой, яко смерть, любви ко Спасителю. Но страждущая и безпомощная в страдании, не могла быть равнодушна к слуху о Чудотворце, исцеляющем всяк недуг и всяку язю в людех (Мф. 9, 35); она поспешила найти Его, сделалась самовидицею чудес Его, уверовала в Божественную силу Его: по вере получила исцеление, и из порабощения силе тмы перешла в свободу света: таким образом недорогою ценою временнаго бедствия купила вечно блаженную жизнь.

Братия! Кто из нас не испытал в жизни каких-либо бед, страданий, скорбей? Кто не страдал сердцем, видя страждущих, родных, друзей, благодетелей, иногда и целое общество? Из представившагося теперь примера научимся смотреть на все сие с истинной точки зрения, усматривать в сем пути Провидения Божия благие и спасительные, и тесным прискорбным путем достигать истиннаго блага и спасения.

Лучше ли было бы для Марии Магдалины, если бы она не подверглась страданиям, но провела в стране Магдальской обыкновенную мирскую жизнь, и перешла в страну загробную, не познав Христа Спасителя, и не причастившись благодати Его? – Конечно не лучше, а хуже. Так верьте, что и для нас не лучше, а хуже было бы, если бы мы могли уклониться от бед и скорбей, которыми нас посещает непостижимая, но достоверно премудрая и благая судьба Божия.

Отец небесный хощет образовать в тебе Своего благодатнаго сына, и для сего назначает тебе трудные уроки, строгия испытания, сильно вразумляющия наказания: и по уверению Апостола, аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог; всяко бо наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль, последи же плод мирен правды наученным тем воздает (Евр. 12, 7. 11). Тяжки тебе уроки, испытания, наказания: но разве лучше было бы тебе облегчену быть от них, и оставаться без плодов правды, и не достигнуть достоинства благодатнаго сына Божия?

Небесный Врач подает тебе горькое врачевство против болезни, может быть самим тобою не примечаемой, но не скрытой от Его всепроницающаго всеведения. Тебе не хочется горечи: но разве лучше тебе не вкусить горечи, и носить в душе болезнь и семя смерти вечной?

Небесный Подвигоположник выводит тебя на поприще нравственных и духовных подвигов, чтобы ты видимому и невидимому злу противопоставил веру, мужество, терпение, и чтобы ты не побежден был от зла, но победив благим злое (Римл. 12, 21), получил нетленный венец. Тебе кажется, что это значит поставлять тебя, как Давида против Голиафа, как Иова против диавола? Что ж? Разве Давид не низложил Голиафа? Разве Иов не победил диавола? Но ты, отступающий пред трудностию подвига, чего хочешь? Неужели хочешь отказаться и от победы, и от венца?

Случается от впадшаго в несчастие слышать жалобу: за что я так стражду? – Ответ близок: ты страждешь за этот самый вопрос. Ибо в вопросе: за что я так стражду? – заключается решительная мысль: я не заслуживаю того, чтобы так страдать, или, что тоже, я стражду несправедливо. Но кто послал или попустил на тебя страдание? Не Бог ли, и Его Провидение? Итак, не видишь ли, что твоим вопросом ты в сердце величаешь себя и укоряешь Бога, если и не ропщешь на Него явно? Не думаешь ли оправдаться тем, что сия несчастная мысль родилась после несчастия и от самаго несчастия? – Нет. Ты в несчастии тот же, который был прежде несчастия. Несмиренная и непокорная Богу мысль спала у тебя в сердце прежде несчастия, но не имела случая пробудиться; несчастие пробудило ее и вызвало наружу. Итак, поспеши сам себе отвечать праведно на неправедный вопрос: я стражду за грехи мои; потому что аще речем, яко греха не имамы, себе прелщаем, и истины несть в нас (1 Ин. 1, 8), и, если не усматриваю явных грехов, явно привлекших наказание, от тайных моих очисти мя, Боже (Пс. 18, 13)! Можешь еще о том же предмете предложить вопрос, более разсудительный: для чего я стражду? И на сие можешь иметь утешительный ответ: по намерению Божию, ты страждешь для твоего спасения. Господь рек: претерпевый до конца той спасен будет (Мф. 24, 13). Где же было бы место терпению, если бы не было ничего неприятнаго, если бы не от чего было скорбеть и страдать? Но скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование (Римл. 5, 3. 4); и таким образом исполняется обетование Господне: претерпевый до конца той спасен будет.

Возвратимся к житию Марии Магдалины, и посмотрим, как наказание, с смиренною покорностию судьбе Божией понесенное в первой части онаго, во второй части принесло мирный плод правды.

Когда Христос Спаситель освободил ее от мучительства темных сил, и исцелил от тяжкаго недуга: тогда в душе ея к силе веры присоединилась сила благодарности и любви к Избавителю, чтобы дать жизни ея новое сильное направление. Обновленную Христом жизнь Мария совершенно посвятила на служение Христу.

Когда Он прохождаше сквозь грады и веси, проповедуя и благовествуя царствие Божие, тогда за Ним, после Апостолов, следовали многия жены, яже служаху Ему от имений своих; и в числе их первую именует святый Евангелист Лука Марию Магдалину (Лк. 8, 1–3). Посему, должно полагать, что или она первая вступила в сие служение, и подала пример другим; или преимуществовала пред прочими усердием и деятельностию в сем служении.

В грозные часы страданий и смерти Христа Спасителя, когда почти все Апостолы, после обещания умереть с Ним, побеждены были страхом, и скрылись, Магдалина любовию победила страх; она стояла при кресте Иисуса; она была при Его погребении.

Наипаче же, как молния в ночи, просияла крепкая, как смерть, любовь Магдалины в том подвиге, который дал ей, с некоторыми другими женами, наименование Мироносицы. И здесь два Евангелиста поставляют ее первою между ними; а святый Иоанн одну только ее именует: во едину от суббот Мария Магдалина прииде еще сущи тме на гроб Иисусов, с благоуханным миром (Ин. 20, 1). Это значит, что предприятие принадлежало ей; а другие следовали ея предводительству. Разсмотрите сие предприятие. Господь Иисус умер на кресте, и погребен. Близкие к Нему в опасности: потому что враги Его и воскрешеннаго Им Лазаря решились убить, и на Апостолов готовы были наложить руки, если бы не воспрепятствовало, и в самом страдании владычественное, слово: оставите сих ити (Ин. 18, 8). В высшей степени вероятно, что предречение Иисуса о Его воскресении известно было Магдалине, если не непосредственно, то чрез Апостолов: но видно, и сей луч света угас в ея уме среди мрачных событий. Ибо, в чаянии воскресения, не нашла бы она нужным помазывать миром тело Иисуса, как обыкновеннаго мертваго; и не произнесла бы сих, отнюдь не воскресных слов: взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его (Ин. 20, 13). Итак, угрожаемая опасностию, не подкрепляемая надеждою, как дерзнула Магдалина идти, еще сущи тме на гроб Иисуса? На пути представилось мыслям ея непреодолимое препятствие. Она вспомнила, что гроб Иисуса закрыт таким тяжелым камнем, котораго не в силах отвалить, ни она, ни спутницы ея. Как же и непреодолимое препятствие не остановило ея? Какая всепревозмогающая сила одушевляла и влекла ее? – Сила любви и благодарности к Божественному Спасителю, сила святаго сострадания к Святому безвинно пострадавшему.

И какая за высокий подвиг высокая награда! Магдалина первая узрела Господа воскресшаго, и сделалась Христовым Апостолом для самих Апостолов; ибо она первая возвестила им воскресение Христово.

Душа христианская! Разумевай из сего примера силу, животворность, благотворность, блаженство любви к Господу Иисусу, твоему Спасителю и Богу. Разумевай высокое даже пред очами Божиими достоинство человеколюбия и сострадания к бедствующим и страждущим и особенно страждущим безвинно, за истину Божию, за правду, за добродетель. И если скорбь, опасность, бедствие, частное или общественное, призывают тебя на дело человеколюбия: не колеблись, не ослабевай пред затруднениями, не медли, пробужай себя рано, спеши с возможною от тебя помощию туда, где она благопотребна, в доме ли надобно тебе искать предмета твоего человеколюбия, или в хижине, или в больнице, или в темнице, или на краю гроба…

 

Новые грозные слова

 

После Фоминой следует неделя, посвященная воспоминанию других неложных свидетельниц воскресения Христова — жен мироносиц. За свою пламенную любовь к Спасителю оне первыя удостоились видеть воскресшаго Христа; женам мироносицам прежде всего явился Воскресший…

 

 

Проповеди

Неделя Жен-Мироносиц

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем как бы праздник верности. У Креста Господня стояла Божия Матерь и апостол Иоанн; все другие ученики бежали. Но поодаль от Креста стояли жены-мироносицы, те, которые следовали за Ним в течение всего Его служения. И когда умер Господь, два человека, при жизни Его не смевшие заявить, что они Его ученики, нашли в себе мужество, которого тогда не имели апостолы, пошли к Пилату просить тело Иисуса, и похоронили Его. Это были Иосиф Аримафейский и Никодим, который тайно к Нему ночью приходил.

И вот, в это второе воскресенье после Пасхи мы празднуем их память, — память тех, которые были верны в самые страшные минуты, когда все испугались и отошли. Слава им не только в вечности, но и на земле, слава им! Какой пример они нам дают! Вера заключается в доверии, да, — но не только в отрешенном, отвлеченном доверии: она заключается в верности до конца, в верности сердца, в верности, которая из глубины этого сердечного опыта находит в себе мужество пойти на всё, но не изменить.

Пусть они служат нам примером. Кто был в малом верен, над многим будет поставлен Спасителем Господом. С нас не требуется та страшная верность, которую они проявили. Иосиф Аримафейский и Никодим потеряли всё, что они по-человечески ценили: уважение тех, чьё мненье им было дорого и чья поддержка ставила их вне опасности; жены-мироносицы ни с чем не посчитались по верности сердечной любви. Нам постоянно дается возможность быть верными в малом — друг другу, Церкви, Христу: неужели мы окажемся, при нашей полной безопасности, неспособными быть так же верными, как они, хотя они рисковали жизнью, честью, всем? Как дивно думать, что подобные нам люди, хрупкие женщины и пожилые люди, проявили такую верность, и что каждому из нас в них есть и пример, и молитвенник, и поддержка, благодаря которой всё и нам возможно! Аминь!

 

 

Проповеди

О безрассудной верности

Неделя жен-мироносиц

Мк. 15, 43 - 16, 8

Третье воскресенье по Пасхе посвящается тем, кто первыми узнал о Воскресении Господа Иисуса Христа и первыми увидел Его Воскресшим. Церковь называет их женами-мироносицами. Среди них и Пречистая Матерь Господа, и Мария Магдалина, и другие женщины, которые, когда Господь был жив, следовали за Ним «из Галилеи, служа Ему» (Мф.27,55). Когда же Он был убит и погребен, и тогда они последовали за Ним, чтобы служить, чем только возможно, и умершему.

И вот, словно и сами навсегда умершие, идут мироносицы ко гробу. Они знают, что там огромный камень, с которым не справиться. Знают, что у гроба поставлена стража. И все-таки отправляются в путь, едва начался день, следующий за субботой.

Так и наш крестный ход в пасхальную полночь, этот вовсе не победное, не торжественное шествие. Это мы вместе с мироносицами отправляемся ко гробу. Идем в самый безнадежный, в самый отчаянный путь, не будучи уверенными даже в том, что сможем хотя бы увидеть тело нашего Господа.

Так шли мироносицы.

И вдруг, словно первый удар колокола в ночной тишине: «взглянув, видят, что камень отвален». Они подходят, ожидают увидеть мертвое тело, и - второй удар колокола: «вошедши в гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду, и ужаснулись». И – удар за ударом – слова Ангела: «не ужасайтесь... Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам».

Что они пережили? Какой пасхальный благовест поднялся в их сердцах! «И вышедши, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись». В Евангелии от Матфея говорится, что они побежали «со страхом и радостию великою» (Мф.28, 8). Когда приближается Бог, когда отворяется рай, тут все: и страх, и ужас, и радость, и «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор.12, 4).

А приблизились они к райским вратам путем безрассудной любви и верности. «Мудрые века сего» не станут рисковать жизнью, чтобы получить мертвое тело, не встанут чуть свет для того, чтобы помазать мертвеца ароматами. Но Господь посрамляет человеческую мудрость ради богоподобной любви, которая не останавливается и перед гробом.

И мы, когда начинаем пасхальный крестный ход, как бы подражаем этому святому безумию. Как драгоценность, несем мы с собою все, что нам осталось: Его изображение; крест, на котором Он испустил дух; книгу с Его словами. Все это само по себе никогда не утешит, а будет только напоминать о страшной утрате. Но мы свято храним это и несем с собою ко гробу. Мы выходим из храма, чтобы идти за Ним до конца. И как мироносицы, находим Его Воскресшим.

Так будем же уверены, что Господу угодно не только когда мы изучаем Писание, молимся, совершаем добрые дела; но и когда украшаем свой храм, когда благоговейно прикладываемся ко всему, что напоминает о Нем; когда поклоняемся и возжигаем свечу пред Его образом. И пусть «мудрые и разумные» иронически пожимают плечами, мол, кому это нужно? Но мы-то знаем: именно те, что пошли совершать по-видимому бессмысленное и безрассудное, сподобились первыми вкусить небесную радость, которой да сподобит Господь и всех нас.




Также у этого автора:
Для чего и как молиться (о мытаре и фарисее)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О вере и чуде (О чудесном умножении хлебов)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
Как «отворить» себя для благодати (исцеление двух слепцов и немого бесноватого)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О Небесном и земном («Ищите же прежде Царства Божия...»)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О следовании за Христом (О первых и последних)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О молитве Господа за нас
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О тайне общения с Богом. Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О вере и сомнении. Неделя о Фоме
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011