На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Доронина Татьяна Геннадьевна /Педагог дополнительного образования Дома детского творчества города Карачева Брянской области
Доронина Татьяна Геннадьевна
Педагог дополнительного образования Дома детского творчества города Карачева Брянской области

Работы этого автора

Аннотация
Тезисы доклада на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. В земной жизни существует только два пути – добра или зла. Каждый человек наделен свободой выбора, - по какому пути будет проходить школа его земной жизни...
Также по этой теме:
Н.В. Маслов: Педагогический аспект учения о слове схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В наши дни, когда вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения так актуальны, особый интерес представляет учение выдающихся просветителей и педагогов о слове (о его... (Далее)
М.И. Королёв: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Международный педагогический форум «Глинские чтения»
(Далее)
Донченко Л.М.: Семейное воспитание в школьной практике преподавания литературы
Доклад на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. Тема семьи является одной их главных составляющих духовно-нравственного воспитания учащихся в школе. Этой... (Далее)
Все публикации по теме...

Вера - педагогический аспект


Тезисы доклада на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года.


Т.Г. Доронина

В земной жизни существует только два пути – добра или зла. Каждый человек наделен свободой выбора, - по какому пути будет проходить школа его земной жизни. По учению святых отцов: «свобода есть освобождение от зла». Каждый педагог и родитель должен знать: «Нравственное совершенствование человека никак неотделимо от чувства ВЕРЫ» (святитель Тихон Задонский).

 

ВЕРА КАК СРЕДСТВО ВОСПРИЯТИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ ИСТИН

Господь дарует людям веру как средство восприятия Божественных истин, непостижимых для человеческого разума. В связи с этим святой отец дает следующее определение вере: «Вера есть то, чего не видим или умом не постигаем (3:11).

 

Христианская вера есть неприменное убеждение в истинности всего того, о чем учит Святая Церковь (Лекции по пастырскому богословию. с.153).

 

ЧТО ЗНАЧИТ ВЕРОВАТЬВ БОГА?

Веровать в Бога значит иметь твердую и живую уверенность в Его бытии и свойства х (бесконечен, присносущен, бессмертен, всесовершенен, свят, непостижим, благ, невидим, милостив...), а также признавать своим умом и сердцем все то, что Сам Бог сообщил нам о Себе в Своем Откровении (Лекции по пастырскому Богословию. с. 153).

 

ПРЕДМЕТ ВЕРЫ

Главный предмет веры христианской есть спасение в Господе нашем Иисусе Христе (Лекции по пастырскому богословию. с. 153).

 

Вера есть восприятие Евангелия (Симфония. с. 133).

 

ИСТОЧНИК ВЕРЫ

Святитель Тихон Задонский говорит: «Источником спасительной веры является Божественная благодать, которая влечет человеческие сердца к Богу. По словам Священного Писания, человек не может сам собой прийти к Небесному Отцу и уверовать в Его Единородного Сына. «Никто же не может прийти ко Мне,- говорит Христос Своим Ученикам,- аще Отец, прославый Мя, привлечет его (Ин. 6, 44).

 

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) дает определение: «Благодать есть жизнь душ наших; без нее нет жизни. Исходя из этого определения можно сделать простой вывод: человек без благодати (исходящей от веры), - является духовным мертвецом. Такой человек не имеет ни цели, ни смысла жизни, что определяет поведенческую основу школьника: умножение зла на земле, поэтому ученик должен четко знать ответ на вопросы:

 

ДЛЯ ЧЕГО ГОСПОДЬ ДАЕТ ВЕРУ ЧЕЛОВЕКУ?

- вера указывает путь спасения и открывает Господа Иисуса Христа избавления от греха – смерти души (1:196)

- вера восполняет недостаток разума (4:7)

- насаждает радость и утешение в сердце (1:108)

- привлекает дары Святого Духа (5:286)

- устремляет к вечности

- открывает глубину истин

 

ЧТО ОТКРЫВАЕТ ВЕРА?

- весь порядок Божия домостроительства нашего спасения

- видение своего места и назначения на земле

 - пронизывает глубины человеческого сознания

- обнажает греховные язвы человека

- показывает глубину падения человека

 

ДЕЙСТВИЕ СПАСИТЕЛЬНОЙ ВЕРЫ

Святитель Тихон и называет веру «оком души», созерцающим истинное, безотрадное состояние падшего человека (5:57).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский приводит пример свойств обновленной души, к чему в воспитании детей должен стремиться каждый наставник: «Сердце - око существа человеческого; чем оно чище, тем быстрее, дальше и яснее видит. Но у святых Божиих это око душевное еще при жизни доведено до возможной для человека чистоты, а по смерти их, когда они соединились с Богом, оно - благодатью Бога стало еще светлее и обширнее в пределах своего зрения. Потому-то святые видят весьма ясно и далеко и широко, видят наши духовные нужды; видят и слышат всех призывающих их от всего сердца». Важно в учебном процессе учить детей на прмерах житийной литературы(Жития святых).

 

Живые свидетели православной веры

Далее о. Иоанн говорит: « И не только в первые времена христианства, но и далее на протяжении многих веков даже до наших дней, мы имеем множество свидетелей, которые своею жизнию убеждают нас в истинности и спасительности нашей веры».

Из выше сказанного вполне логично напрашивается вопрос:

Как могло существовать неверие при таком обилии свидетелей?

«Казалось бы, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, - как могло существовать неверие при таком обилии свидетелей! Между тем в наши дни появилось множество неверующих как из интеллигенции, так и из простого народа, сбитого примером людей неверующих на ложный погибельный путь. Как же явилось безбожие и всякий ложные учения? Это объясняется тем, что многие отпали от Церкви, не хотят читать и слушать Слова Божия, увлекаются духом века сего, который легко порабощает беспечных и невнимательных различным страстям. И вот люди заживо уловлены в злые, гибнут сами и других влекут к погибели, ослабляют устои семьи и общества» (Новыя грозныя слова отца Иоанна Кронштадтскаго).

Человек все может потерять в этой жизни, но пока остается вера, жизнь еще впереди (Лекции по пастырскому богословию, с. 154).

 

ОБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ БЕЗ ВЕРЫ – СТАДО ДИКИХ ЗВЕРЕЙ

Святитель Макарий митрополит Московский очень хлестко замечает: «Общество людей без веры в Бога и бессмертие души, - это стадо диких зверей, хотя и одаренных разумом, которые всегда готовы терзать и истреблять друг друга».

 

 Плоды неверия ужасны таковы:

 И ведайте, народы, вы,

 Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы,

 Чем против Божества вооружают нас,

 И обратятся все в громовые вам стрелы.

 

 («Безбожники», И.А. Крылов)

 

ПОТЕРЯТЬ ВЕРУ - ВЕЛИКОЕ НЕСЧАСТЬЕ

Был человек богат, стал вдруг нищим, это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, и это поправимо, - ибо с нищим и с больным есть Христос. А потерявши веру – великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры. (Преподобный Варсонофий Оптинский).

Как плодами живой и деятельной веры являются христианские добродетели, так плодами ее оскудения бывают порочные склонности и дела (2:57).

 

ПРИЧИНЫ ОСКУДЕНИЯ ВЕРЫ

Раскрывая причины оскудения веры, святитель Тихон указывает, что этот

духовный недуг зарождается в уме и сердце человека. Мера оскудения веры, как правило, определяет и степень нравственного падения человека. «Когда в человеке вера совсем оскудеет, — пишет святой отец, — человек совсем испортится..

 

Каковы плоды полного оскудения веры?

- ум человека преисполнен мыслями неподобными, суетными, скверными

- становится не способным идти путем обновления душевных свойств

- уклоняется ко злу

- умирает духовно

- начинает служить диаволу

- преисполнен нечистых пожеланий

- из сердца исходят всякие похоти и вожделения

- растлевается естество

- весь состоит из пороков

-беззаконие мыслит

- беззаконие говорит

-беззаконие делает (1:69).

 

Как показывает святитель Тихон, оскудение веры происходит:

- от внутренней холодности

- от равнодушия

- от нерадения и нежелания возгревать дар веры

Вот почему «надобно веру беречь более, нежели жизнь свою; и жизнь свою должны за веру положить» (1:108).

 

 

ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ВЕРА

Что представляет собой Евангельская вера?

- вера во Христа как Сына Божия

- Бог Отец открыл себя миру через Единородного Сына Своего, Которой

 Снизошел на землю спасти все человечество

- никто не может быть спасен и оправдан без Христа

- Только живой верой в Него человек может выполнить свое назначение.

Это очень важная и объемная тема, которая требует отдельных проработок в воспитательной работе педагога, основанную на примерах русской классической литературы.

В данном случае возьмем для примера басню И.А. Крылова «Крестьянин и лошадь». Лошадь, наблюдая, как мужик бросает семена в землю, осуждает его: ведь можно бы с большей пользою употребить тот овес, накормить скотину или припрятать. Нет соображения, что крестьянин поступает мудро, прозревая будущую цель своего действия. Под это можно было бы подвести поучение, принимаемое к различным житейским ситуациям. Но автор возводит мысль на предельно высокий уровень:

 

 Читатель! Верно нет сомненья,

 Что не одобришь ты конева рассужденья;

 Но в самой древности, в наш даже век,

 Не так ли дерзко человек

 О воле судит Провиденья,

 В безумной слепоте своей,

 Не ведая его ни цели, ни путей?

 

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) говорит: «Как прочитаешь со вниманием Евангелие, не сыщешь ни единого, кто бы ко Христу с верою пришел и не получил желаемого. Мытарь оправдается паче фарисея; блудница слышит: отпущаются тебе греси ; разбойнику рай отверзается; слепые прозревают, глухие слышат, и немые разговаривают, прокаженные очищаются, больные исцеляются, беснуемые освобождение и прочие бедствующие получают – всяк себе приличное утешение. Тебе ли единому откажет отпущение грехов, когда с верою будещь просить? Иисус Христос вчера и днесь, Тойждее и во веки (Евр. 13, 8).

Приводя подобные примеры, педагогу важно объяснить ученику, что и его верующее сердце, обращенное с молитвой к Богу обязательно будет услышано».

Поэтому, Евангельская ВЕРА призывает человека:

- верить в истинность учения Христова;

- призывает его следовать учению и жизни Спасителя мира как подлинному критерию добра, идеалу духовного совершенства;

- Евангелие предлагает всем жаждущим спасения познать истину во Христе, и Господь подает им в помощь для этого Свою благодать (3:205).

 

Вера, таким образом, в начальной стадии своего развития есть познание истины во Христе; «Бог и Христос Сын Божий открывается и познавается» в слове Божием, дарованном людям. От истинного познания Бога в душе человека возгорается живая вера, без которой невозможно спастись (3:205).

 

Евангелие – есть радостная весть о спасении человека от греха, проклятия и смерти (Симфония. с.332).

 

Что педагогу необходимо понимать под словом «познание»?

- восприятие умом вещей, не подлежащих наблюдению человека (причинно-следственной связи);

- рассудочное принятие евангельских истин на основании свидетельств слова Божия;

- «познание» есть начало истинной веры;

- вера предполагает знание;

- знание переходит в веру;

- истинная вера и истинное богопознание – неразлучны (3:76).

 

Почему соединение веры и знания имеют границы возможностей человеческого разума? Это очень важный вопос, на который ученик должен получить полный ответ:

- дар Божественной благодати сходит с неба;

- вера сообщает высокие истины;

- человеческий ограниченный ум не в состоянии их постигнуть.

 

Что происходит на этой ступени постижения Божественных Тайн?

- вера подчиняет разум;

- вера необходима там, где ум не постигает (3:11).

 

 ВОПРОС:ЧТО НЕВОЗМОЖНО ПОСТИЧЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ УМОМ?

 ОТВЕТ: ДОГМАТИЧЕСКИЕ ИСТИНЫ

- пресуществление в Святой Евхаристии благодатию Святого Духа хлеба – в Тело и вина в Кровь Христовы;

- всеобщее воскресение мертвых;

- благодатной жизни в вечности праведников;

- мучений осужденных грешников;

 

Догмат - основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М.:1990,с.174).

 

 Для наглядности приведем примеры.

 Евхаристическое чудо в ЛАНЧАНО

В старинном итальянском городке Ланчано, в У111 веке, когда Италия была еще православной (т.е. до разделения Церквей, произошло необыкновенное событие, превратившее этот небольшой городок в место поклонения христианских паломников. Речь идет о событии, которое современники назвали Ланчанским, или Евхаристическим. В церкви Сан-Легонций (ныне Сан-Франческо) служилась Божественная Литургия. Иеромонах, совершавший Богослужение в который раз, в своей жизни произнося слова Евхаристического канона, вновь почувствовал, как в сердце вкрались сомнения в истинности Тела и Крови Господней. Священник страдал от этих помыслов, ибо понимал всю греховность: вера его отступала под напором кощунственных мыслей, и не было в душе его мира. Со словами молитвы преломил он Евхаристический хлеб. И, о чудо! В руках держал он не хлеб, а Плоть, и в чаше было не вино, а Кровь Христа Спасителя, некоторое время спустя свернувшаяся и затвердевшая в виде пяти шариков разной формы. Так Господь явил ему свидетельство истинности пресуществления Святых Даров. С тех пор прошло почти двенадцать веков. Кровь и Плоть Господа нашего Иисусу Христа по-прежнему сохраняется в городе Ланчано. Святые Дары стали привлекать внимание ученых. Профессор медицинского факультета Сиенского университета О. Линоли, проводивший исследования в ноябре 1970 и марте 1971 годов, сделал следующие выводы: Святые Дары, хранящиеся в Ланчано с У111 века - подлинные человеческие Плоть и Кровь. Плоть – фрагмент мышечной ткани сердца, содержащий в сечении миоакард, эндокард и блуждающий нерв, возможно, также левый желудочек. И плоть, и Кровь относятся к единой группе крови: АБ. К ней же относится и Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. Свернувшаяся в пять шариков материализовавшаяся Кровь хранится в чаше из цельного куска горного хрусталя. Каждый из шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько весят все пять вместе, что противоречит элементарным законам физики. Но разве можно Божественное Чудо постигнуть с помощью методов науки, даже оснащенной самыми современными приборами. (Торжество Православной Веры, М.: 2008).

Все догматические истины относятся к области не разума, но живой, деятельной веры, утверждающейся на истинах Слова Божия (3:11). Такая вера по своей сущности и происхождению является Божественным даром падшему человеку, который он должен тщательно сохранять и развивать.

 

Об Апостоле Фоме

Святой праведный Иоанн Кронштадтский поучает евангельским примером: «Господь Иисус Христос явился ученикам своим при затворенных дверях. Ученики возрадовались, увидевши Господа и получив от Него власть вязать и решить грехи людей. Но среди них в это время не было апостола Фомы. Когда же другие ученики сказали ему, что они видели Господа, то Фома имел смелость ответить: «если не увижу на руках Его язв от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Иоан. 20, 25). И вот это неверие Фомино, по изволению Божию, послужило к яснейшему свидетельству истины воскресения Христова как для самого Апостола, так и для всех христиан. Снисходя к немощной вере Фомы, Господь на восьмой день опять явился ученикам Своим, и сказал неверующему ученику: «Подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но, верующим. Тогда Фома, уверившись в истине воскресения Христова и Его Божестве, воскликнул: Господь мой и Бог мой! Иисус сказал ему: ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие, но уверовавшие» (ст. 27-29).

Исходя из выше сказанного, схиархимандрит Иоанн (Маслов), обращаясь к педагогам, говорит: « Православный педагог должен быть убежден в догматах веры, иначе он не может наставлять своих воспитанников, научить их христианским истинам» (Лекции по пастырскому богословию, с. 154).

Приведенный выше пример о «Евхаристическом чуде» и «Об Апостоле Фоме», убеждают в истинности догматов веры и способствуют запоминанию. Поучительны и благотворны примеры из Священного Писания и житийной литературы, которые педагог должен активно использовать в своей воспитательной практике.

 

ВНУТРЕННЕ ПРЕООБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДСТВОВ ВЕРЫ:

- одухотворяет сердце;

- побуждает к участию усвоить плоды спасительной веры;

- проникает в смысл Божественных Тайн;

- осознает Подвиг Сына Божия ради спасения падшего человека;

- ощущает изливаемую любовь и благодеяния на человечество(5:12).

 

Святитель Тихон приводит поучительный образный пример: «Что светильник в доме, то есть вера живая в сердце человеческом. Светильник зажигается от человека: светильник ВЕРЫ зажигается от Духа Святаго через слышанное СЛОВО БОЖИЕ, по писанному: вера от слуха, слух же глаголом Божиим» (Рим. 10, 17). Когда светильник в доме горит и сияет, все ясно в доме, и живущии в нем Все видят, и исходящии не притыкаются, и всяк свое дело делает, яко от светильника всяк освещается: тако, когда светильник ВЕРЫ в сердце сияет, человек все духовное ясно видит, и дела христианскому званию приличная делает. Когда светильника в доме не имеется, тьма в доме есть: тако, когда светильника ВЕРЫ в СЕРДЦЕ человеческом не имеется, не ино что тамо есть, как только тьма и всякое заблуждение»(4:379).

 

Вот почему сердечное убеждение является фундаментом истинной и живой веры, влекущей человека в таинственные сферы небесной жизни. Исходя из этого, Святитель Филарет Московский говорит: «Итак, где священный закон нравственности непоколебимо утвержден в сердцах воспитанием, сердечною ВЕРОЮ, здравым, неискаженным учением и уважаемыми примерами предков, - там сохраняют верность к отечеству». Таким образом, православная вера неотделима от патриотического воспитания.

 

ВЕРА ВОСПИТЫВАЕТ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО:

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОИН НЕ ПОБЕДИМ НА ПОЛЕ БРАНИ

Святитель Феофан Затворник в своем труде «Начертание христианского вероучения» пишет: «Православный воин непобедим и победоносен и в брани против врагов Отечества, потому что не страшится ни трудного подвига, ни смерти, взирая очами веры и надежды на небесный венец, прекрасный для всякого подвизающегося верою и правдою, и преимущественно величественный для непоколебимого и в смертном подвиге за верность Вере и Отечеству».

 

Следовательно, чтобы истины веры были действенны и воспринимаемы умом, они должны прежде всего найти отклик в душе человека, запечатлеться в его сердце, вызвать желание жить во Христе и со Христом. Только в таком случае человек сможет правильно вести корабль своей души к тихому пристанищу — спасению.

Исходя из этого о.Иоанн (Маслов) назидает: «Спасение осуществимо при наличии живой веры во Христа. Поэтому, если у педагога не будет этой живой веры, то спасение как своей души, так и учеников будет призрачно, он не может спасти свою душу, а тем более не может спасти других» (Лекции по пастырскому богословию,с. 154).

 

ВЕРА ВОСПИТЫВАЕТ

 

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ

В таком понимании совершенно очевиден принцип православного воспитания:

прежде всего, научить вере, потом – другим наукам (121, 130).

- Вера восполняет недостаток разума (4:7).

 

ВЕРА УЧИТ

 

Исходя из этого Святитель Феофан Затворник, обращаясь к детям, говорит: «Дети, призываемые к уготовлению на подвиги брани! Вам еще рано думать о победах на великом поприще: но и вам можно, и должно приобретать немаловажныя для вас победы на не широком поле вашей учебной жизни: любознательностию и трудолюбием побеждать леность и праздность, вниманием к полезному и должному побеждать рассеянность и легкомыслие, духом повиновения удерживать порывы юношеской воли, чувством достоинства отражать могущее встретиться неблагородное внушение или недобрый пример. Силу же для этих нравственных побед почерпайте в благоговении к Богу, в вере, в молитве. Часто да взывает каждый к Отцу небесному: благости и наказанию и разуму: Научи мя творити волю Твою (Пс. CXLII. 10)».

 

Вера является основанием деятельности человека, началом и двигателем его духовной жизни. Святитель Тихон сравнивает веру с корнем растения: как малое растение, укрепившись посредством корня, начинает возвышаться над землей и, наконец, превращается в большое дерево, приносящее обильные плоды, так и христианин, имеющий в своей душе веру, способен расти духовно, покорять плоть духу и восходить от силы в силу по пути, ведущему в жизнь вечную (3:28).

 

ВЕРА – ДВИЖУЩАЯ СИЛА НРАВСТВЕННОГО РОСТА ЧЕЛОВЕКА

- проявляется во внешних действиях;

- в поступках;

- в добрых делах (святых плодах живой веры)(3:237);

- охватывает личность человека;

- сущность внутренней жизни и внешнего поведения человека;

 

Совершенство веры имеет теснейшую связь с внутренним, духовным преуспеянием человека в его духовно-нравственном совершенствовании.

Старец Паисий святогорец справедливо замечает: « Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придет в себя, даже сбившись потом с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не гниет. Если немного «пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь».

ЧЕМ БОЛЬШЕ УМНОЖАЕТСЯ ВЕРА, ТЕМ БОЛЬШЕ ДУХОВНЫЙ РОСТ

Поэтому духовное совершенство христианина, его спасение немыслимо без совершенной веры. По словам святителя Тихона, «чем более вера в человеке углубляется и умножается, тем более человек духовно растет, возносится и тем множайшие плоды духовные произрастает» (1:68).

 И в другом месте он говорит: «Чем более вера растет, тем более успевает верный. Что у древа ветви, листвия и плоды, то у верного человека дела, слова и помышления» (3:28).

 

То же самое и в педагогике: чем действеннее и совершеннее вера у ученика, тем чище его душа. В своих письмах и проповедях Иоанн (Маслов) пишет о том, душа человека – бесценная жемчужина, которая по своему происхождению есть не что иное как искра Божественной жизни». Поэтому, родители, воспитатели, педагоги с особой заботой и трепетом должны заботиться о духовно-нравственном состоянии каждого ребенка. Это благое, но трудное и ответственное дело.Это борьба за счастливое детство.

 

СОВЕРШЕННАЯ ВЕРА

- совершенная вера подвигает все существо человека к стремлению жить по началам Божественных заповедей;

- устремляет все его силы ко Христу и полному послушанию Его всесвятой воле. Поэтому духовное совершенство человека, его спасение немыслимо без совершенной веры. По словам святителя Тихона, «чем более вера в человеке углубляется и умножается, тем более человек духовно растет, возносится и тем множайшие плоды духовные произрастает» (1:68).

 И в другом месте он говорит: «Чем более вера растет, тем более успевает верный. Что у древа ветви, листвия и плоды, то у верного человека дела, слова и помышления» (3:28).

 

 

ВЕРА БЕЗ ДЕЛ МЕРТВА ЕСТЬ (Иак. 2, 26)(3:26)(Симфония,с.138).

Преподобный Амвросий Оптинский поучает: «В настоящее время многие родители детей своих учат многому, часто ненужному и неполезному, но думают о том, как научить детей ВЕРЕ исполнению заповедей Божиих. Вот отчего дети большею частью бывают непокорны и непочтительны к родителям, и для себя, и для отечества непотребны, иногда и зловредны».

Апостол глаголет: «покажи ми веру твою от дел твоих» (Иак.2,18)(3:188)(Симфония, с. 138).

 

Вера требует подтверждения добрыми делами (Симфония, с. 139).

 

ТВОРЕНИЕ ДОБРЫХ ДЕЛ

- не сами по себе представляют важность;

- не могут являться самоцелью;

- должны иметь живую связь с верой;

- должны одухотворяться под влиянием веры.

 

По законам духовной жизни, добрые дела раскрывают и укрепляют веру, делая ее все более и более действенной и совершенной (3:28-29).

Так что каждый воспитанник, наставляемый в православной вере, очень хорошо просматривается по плодам своих дел.

 

БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ВЕРЫ

Нет таких жизненных обстоятельств, в которых бы не проявлялось благотворное влияние веры.

 -в богатстве она делает человека благотворительным;

- в житейских радостях – воздержанным;

- среди почестей предохраняет от гордости;

- вера утешает в скорбях;

 -помогает в болезнях;

- дает терпение в страданиях (3:18; 1:71) ;

- вера «от грехов и суеты мира отвращает» (4:375);

- дает силу и крепость подвизаться против всякого зла (3:443). Эту силу и крепость она «получает от Христа Сына Божия, на Котором, яко на твердом и непоколебимом основании, утверждается» (3:443).

 

Как проявляет себя в жизни Благотворное влияние веры?

- богатого делает – благотворителем;

- жизнерадостного – воздержанным;

 

ИСТИННАЯ ВЕРА

Истинная вера, усвоенная умом и сердцем, воспринятая всем существом человека, является всеобъемлющим руководствующим принципом жизни христианина проникает все силы его и способности.

 

На этой стадии своего развития вера оказывает решительное влияние на волю человека. Он становится независимым от всего порочного, чуждого

 и враждебного его подлинно богоподобному существу.

 

Вера «освобождает человека от греха, смерти, клятвы, ада, диавола и прочего бедствия, и делает его духовно свободным... Ибо духа никто не может поработить, пленить, связать, заключить, умертвить, «...идеже Дух Господень, ту свобода» (2 Кор. 3, 17)» (3:17).

 

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИСТИННОЙ ВЕРЫ

«Примечай, кому Бог помощь Свою подает и кого спасает? Которые правы суть сердцем. Кто суть правы сердцем? Ответ: которые чистосердечно обратились, и веруют в Него, и в новости жития ходят, воли Его последуют и угождают Ему всем сердцем, — сим помощь Свою подает Бог, сих и спасает» (1:205). Иными словами, только живая и деятельная вера, приносящая достойные плоды христианского благочестия и послушания Божественным заповедям, угодна Богу.

Такая вера является основанием истинной, богоподобной жизни человека.

 

ЛОЖНАЯ ВЕРА

Богомудрый святитель Тихон Задонский в одном из своих наставлений пишет, что вера, «которая только на устах носится, а не в сердце» (2:89), является «ложной и прелестной», и потому она не может спасти человека (2:73). И те, кто имя Божие исповедуют, посещают храм Божий, но не живут по вере, не могут называться христианами (3:100).

 

Если нет живой веры, то христианин подобен сухой ветке (Симфония, с. 154).

Вера без жизни христианской невозможна, но только бесчестие Бога (Симф. с. 153).

 

Что представляет собой человек, в котором нет живой веры?

- подобен ходящему во тьме;

- не распознает одной вещи от другой;

- не разделяет добра от зла;

- не различает пользу от вреда;

- падают от греха во грех(4: 9).

 

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ВЕРЫ

- не идти на поводу у плоти;

- не привязываться сердцем к мирским вещам:

 - славе;

 - богатству;

 - почестям временной жизни

- остерегаться пагубных привычек:

- нечистой похоти;

- гнева;

- злобы;

- зависти;

- гордости.

 

Все эти страсти разрушают союз человека с Богом, окончательно уничтожают веру и, наконец, удаляют его от Источника жизни — Бога.

Вот почему каждый человек должен проявлять постоянные усилия для укрепления веры. Эти усилия в первую очередь должны быть направлены на раскрытие природных свойств человеческой души, каковыми являются совесть и страх Божий.

 

Важным средством, укрепляющим веру, является также чтение Священного

Писания (3:188).

 

Священное Писание

 - насыщает душу небесной пищей;

 - побуждает к борьбе со злом;

 

От частого чтения или слышания слова Божия вера укрепляется, растет и приносит обильные плоды на ниве сердца (1:185; 3:21).

 

Иоанн (Маслов) пишет: «В священном писании сокрыты многообразные врачевства от различных немощей, недугов и болезней. В нем страждущий найдет утешение, сомневающийся – уверование, незнающий – знание, пребывающий в подвиге веры – ободрение и подкрепление. Слово Божие простирает действие не только на душу, но и на тело человека, сообщает ему бодрость крепость» (Избранные письма и проповеди, с.116).

 Священное Писание в какой-то мере можно сравнить с зеркалом. Вещественное стекло помогает обнаружить человеку на его лице

нечистоту и изъяны. Слово Божие проникает благодатной силой во все тайники души человека и показывает, насколько она помрачена

и осквернена греховной нечистотой, побуждает, немедля, верой во Христа и покаянием очистить себя от этой греховной скверны, чтобы яснее

«заблистал Божий Образ». (Избранные письма и проповеди, с. 116).

Задача каждого педагога вернуть Образ Божий ребенку.

 

Причащение Святых Христовых Тайн. Святитель говорит, что без причащения животворящих Тайн Христовых «вера быть и сохраниться в сердце человеческом не может» (4:166). Святое Причастие не только служит сохранению правой веры, но и является самым действенным средством ее совершенствования. Достойное принятие Святых Тайн Христовых оживотворяет душу христианина. И подобно тому, как тело человека укрепляется и растет от принятия естественной пищи, «так вера Христова, в сердце человеческом заченшаяся, укрепляется и растет таинственною Святейшаго Тела и Крови Христовой пищею» (3:23).

 

Размышления о жизни и страданиях Христа укрепляют веру (Симф. с. 160).

 

СВЯЗЬ ВЕРЫ С ДРУГМИ ДОБРОДЕТЕЛЯМИ

Вера является основанием всякой добродетели, она, по слову епископа Игнатия, «и мать терпения и мужества, и сила молитвы, и

руководительница к смирению, и подательница надежды, и лествица к Престолу Любви» Иоанн (Маслов) (Лекции по пастырскому богословию. с. 155).

 

Вера и Совесть

Святитель Тихон увещает христиан всегда иметь чистую совесть, ибо «вера в чистой совести любит почивать и без совести чистой быть не может» (5:284). Кроме того, он призывает христиан постоянно поддерживать в себе чувство страха Божия и ту внутреннюю жажду ведения тайн духовного мира, которая живет в богобоязненной душе (3:134).

 

Совесть – самое первое Священное Писание, данное Богом первозданным людям (Старец Паисий Святогорец).

 

Вера показывается в послушании (Симф. с. 147).

 

На основании всего вышеизложенного можно заключить, что вера является одной из главных и основополагающих христианских добродетелей, так как без веры во Христа невозможно спасение человека. Вера есть движущая сила духовной жизни человека она же является и основанием, на котором строится здание христианских добродетелей Спасение человека, таким образом, возможно лишь при всестороннем воздействии веры на личность человека и ее неразрывном единстве с другими христианскими добродетелями.

 

 Литература

  1. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001.
  2. Иоанн (Маслов, схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М, 1995.
  3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди. М., 2004.
  4. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995.
  5. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1995.
  6. Журнал «Торжество Православной Веры», М., 2008.
  7. С.И Ожегов. Словарь русского языка. М.,1990.

Источник:      Глинские чтения


Духовно-нравственное воспитание

Публикация:
Глинские чтения
27.01.2012

Также у этого автора:
Доронина Т.Г.: Надежда как всепобеждающая сила
Доклад на Международном образовательном форуме «Глинские чтения» 29 июля 2011 г., город Сергиев Посад Московской области... (Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011