На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ

СТАТЬИ РАЗНЫХ ЛЕТ


ОБ АВТОРЕ ЭТОЙ КНИГИ

От издателей

Сочинение схиархимандрита Иоанна (Маслова) “Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении”, написанное им как магистерская диссертация, является выдающимся богословским исследованием жизни и подвигов святителя Тихона Задонского, его учения и трудов; значения его личности в истории Русской Церкви, русского подвижничества и нравственного воспитания народа.

В течение 200 лет после кончины святителя Тихона Русская Православная Церковь не имела полного жизнеописания этого Российского Златоуста. Теперь оно представлено в труде схиархимандрита Иоанна.

Составленное о. Иоанном житие святителя Тихона, охватывая все стороны его жизни и деятельности, отличается исключительной полнотой. Но главная ценность и особенность этого труда состоит в том, что автор не просто пересказывает события жизни, а раскрывает перед читателями сокровенное святилище души святителя Тихона.

Не случайно сказано, что описывая жизнь обыкновенного смертного, писатель может полагаться на свой духовный опыт, а описывая жизнь подвижника, он должен быть сам подвижник (Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и Всея Руси чудотворца. М., 1885. — С. VIII).

Таким подвижником, которому был открыт духовный мир святителя Тихона, и который обладал редким даром ясно рассказать об этом читателям, является схиархимандрит Иоанн.

Он родился в 1932 году, в 1955 году поступил в Глинскую пустынь, где старчествовал (несмотря на свой молодой возраст) до самого закрытия обители. В 1961 году о. Иоанн поступил в Московские духовные школы, в которых подвизался около 25 лет. После окончания академии он был преподавателем литургики и пастырского богословия, ризничим академического храма, духовником преподавателей, студентов и многих людей самого разного положения. К этому духовному кормчему, духоносному старцу стекался народ не только со всех концов нашей страны, но и из-за рубежа.

В 1985 году он был переведен духовником в Св.-Успенский Жировицкий монастырь. 29 июля 1991 года о. Иоанн перешел в вечную жизнь. После его преставления стало известно, что он был схимником. (Более подробные сведения о жизни и трудах о. Иоанна см.: ЖМП, 1983, №6, с. 20—22; ЖМП, 1992, №11; Богословские труды, №31, 1993; Минские епархиальные ведомости, 1991, №4; Русский вестник №8, 1992; Мегаполис-Континент, 1991, №№30, 48; 1992, №30; Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь. М., 1992, с. 9—19; Архимандрит Иоанн (Маслов). Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М, 1993, с. 3—5).

Богословское наследие о. Иоанна обширно и многогранно. Это статьи, проповеди, конспекты лекций и отдельные труды, в числе которых можно выделить сочинения о. Иоанна о святых русских подвижниках и их творениях. Рассматривая сейчас жизнь схиархимандрита Иоанна, мы видим, что он писал о тех из них, кто особенно был близок ему по духу. Так, известны его статьи о св. праведном Иоанне Кронштадтском, настоятеле Оптиной пустыни схиархимандрите Моисее (Путилове). О великом Оптинском старце, преемником старчества которого был о. Иоанн, он написал книгу “Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие” (издана в 1993 г.). Подвигам старцев взрастившей его обители посвяшена монография “Глинская пустынь: История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI—XX вв.” (издана в 1994 г.). Наконец, магистерская диссертация о. Иоанна посвящена святителю Тихону Задонскому.

Почти все характеристики внутреннего мира святителя, которые дает автор, можно отнести и к самому о. Иоанну. Прежде всего о. Иоанн всего себя и все силы своей души устремлял ко Спасителю, к спасению своей души и спасению ближних. Своей подвижнической жизнью он показал высочайший пример самоотверженной любви к Богу и ближним.

Схиархимандрит Иоанн пишет, что вся жизнь святителя Тихона была воплощением христианского смирения. И в послужном списке самого автора сказано: отец Иоанн отличается исключительным смирением и кротостью”.

Будучи сам великим молитвенником [Глинский старец схиархимандрит Андроник говорил: “Иоанн день и ночь вопиет”. (Личный архив архим. Иоанна (Маслова). Беседы со схиархимандритом Андроником (Лукашем). — Магнитофонная запись. — 1966)], о. Иоанн показал жителям как святитель Тихон молитвенно предстоял пред Богом.

Признанный замечательный литургист (многие пастыри учились и учатся по его учебникам), о. Иоанн раскрыл, как молился святой отец во время Божественной литургии, как возносился умом в высшие сферы Божественной жизни. Автор неоднократно подчеркивает, что святитель Тихон часто читал Псалтирь, содержание которой напояло его душу благодатным умилением. То же можно сказать и об о. Иоанне. Сохранилась Псалтирь, которую он читал, с его многочисленными пометками.

Смирение и глубокая молитвенность возвели о. Иоанна на вершины Бого общения.

Еше в молодости, когда он был послушником, настоятель Глинской пустыни поручил ему отвечать на письма богомольцев. Ответы его, исполненные благодати Святого Духа, всегда были душеспасительны. О них настоятель всегда говорил: “Так и надо писать.” Когда впоследствии о. Иоанна спрашивали, кто говорил ему, что писать богомольцам, он отвечал: “Бог”.

Шаг за шагом в доступной форме объясняет о. Иоанн неискушенному в духовных подвигах читателю, что такое богомыслие, как и когда занимался им святитель, почему богомыслие явилось основанием его внутреннего совершенствования.

Отец Иоанн передает и благодатные состояния, которые переживал святитель. Он показывает, как душа святителя озарялась Божественным светом и в ней водворялась такая радость, которую нельзя описать человеческим языком. О. Иоанн пишет об этом как подвижник, сам испытавший подобные состояния. Еще в молодости он сподобился Божественного откровения, о котором однажды сказал: “Такой свет увидишь, все забудешь!”

В труде схиархимандрита Иоанна святитель Тихон как живой предстает перед нами. Образ его передан столь ярко, что невольно приходит мысль о том, что не зная святителя лично во время его земной жизни, схиархимандрит Иоанн знал его в духе. Он пишет о таких подробностях духовной жизни святого отца, которые не сообщали ни келейники святителя, ни его ближайшие друзья.

За высоту духовной жизни о. Иоанну было открыто, например, то, о чем чаще всего размышлял святой подвижник, когда более всего он любил предаваться духовным размышлениям и в какие чувства приходил после них. Отец Иоанн знал, как молился святитель, каким богомыслием сопровождалась его молитва, как она переходила в созерцание и другие тонкие духовные состояния. Из чего можно заключить, что о. Иоанн вошел в духовно-молитвенное общение со святителем.

О. Иоанн пишет, что святитель Тихон видел то, что не было доступно простому человеку. Ему были известны не только совершившие беззаконие, но даже и замысливающие их. О. Иоанн также имел дар проникновения в тайники человеческих душ, дар прозорливости. Это подтверждают его многочисленные духовные чада. Он обладал даром предвидения, прозревал будущее как настоящее. Это дарование в таком изобилии было дано старцу, что часто, видя человека впервые, он рассказывал ему всю его жизнь или называл самые сокровенные грехи. Сверхъестественное ведение души и законов ее жизни, дар проникновения в сердце человека позволяли ему безошибочно видеть нравственное состояние обращавшихся к нему, читать душу ближнего. Часто он отвечал вопрошавшим не на их слова, а на сокровенные мысли; точно определял внутреннее состояние даже тех людей, которых никогда не видел, если его о них спрашивали; знал загробную участь усопших.

Дар, который столь обильно имел о. Иоанн, преп. Варсонофий Великий называл даром рассуждения — большей из всех добродетелей. По словам Мелетия Исповедника, “рассуждение есть восхождение добродетелей, начало, середина и конец всего благого, светильник, светящий во тьме, путеводитель заблуждающихся”. Этот дар проявлялся у о. Иоанна не только в том, что он сразу же определял духовное состояние человека, но и в том, что давал ему самый правильный и полезный совет.

Случаев прозорливости старца было множество. Перечислить их здесь невозможно. Предсказания же его продолжают сбываться. Каждый из духовных детей о. Иоанна может привести тому подтверждение из своего личного опыта общения со старцем.

Например, своей духовной дочери о. Иоанн почти за 10 лет предсказал, что ее сестра будет замужем за священнослужителем. Другой спрак геавшей можно ли помочь знакомому устроиться на работу ответил: “Смотри, ведь он за границу уедет”. Той это показалось невероятным. Но слова старца в точности исполнились спустя 8 лет, уже после праведной кончины о. Иоанна.

Особенно нужно выделить самоотверженное служение о. Иоанна ближним. Обладая исключительными духовными дарованиями, он оказывал людям великую помощь. Если человек имел послушание, то по молитвам старца устраивалась как внутренняя, так и внешняя его жизнь, О. Иоанн жил не для себя, но для народа, поэтому его и называют “Печальником душ человеческих.”

Старец имел дар чудотворений, мог изгонять демонов, исцелять тело от неизлечимых болезней, а душу от гнездящихся в ней страстей. По своему смирению он скрывал этот дар и, чтобы люди о нем не догадывались, советовал принимать какие-либо лекарственные травы, которые часто сам давал. Исцелившись от болезней больные понимали, что не трава помогла, а сила молитв старца. Например, одной часто болевшей духовной дочери батюшка дал бутылочку с каплями, на этикетке которой написал: “От болезней”. (Далее следовало имя рек. — Прим. изд.). Действительно, по молитве старца эти капли помогали ей от самых разных болезней: от головной боли, от тошноты, от простуды, болезней желудка и печени, отеков ног.

Однажды близкий духовный сын батюшки показал ему уплотнение на кисти своей руки. Старец как бы желая понять что там, потрогал больное место, Увлекшись беседой с батюшкой духовный сын забыл об этом. Проснувшись на следующее утро он с удивлением обнаружил, что рука его совершенно здорова и никакого уплотнения на ней нет. Так велика была чудодейственная сила прикосновения старца. И вещи, которые были близки к старцу, получали некую благодатную силу. Например, после кончины старца больная девочка получила исцеление, когда ее накрыли платком батюшки.

Многие, получая от о. Иоанна в благословение частицу от хлеба, который он перед этим вкушал, чувствовали исцеление не только от болезней телесных, но и от страстей.

В обстоятельствах внешней жизни о. Иоанна объединяло со святителем Тихоном то, что он также претерпел гонение, клевету и всю жизнь нес крест болезней телесных. Также был очень прост в общении с людьми. Часто говорил духовным детям: “Будь попроще”, никогда не был в праздности. Схиархимандрит Иоанн как и святитель Тихон закончил свою жизнь в возрасте 59 лет. После перехода в жизнь вечную одно только имя старца, призываемое мысленно, действует и подает помощь призывающим.

Как святитель Тихон по преставлении своем наставлял и руководил своих духовных чад, так и о. Иоанн руководит теми, кто от всего сердца просит и ищет его руководства и помощи. Схиархимандрит Иоанн достиг той высоты христианского совершенства, на которой его духовному взору была открыта тайна домостроительства нашего спасения. Именно поэтому во 2-й части своей диссертации он смог обобщить и привести в четкую стройную систему учение святителя Тихона о спасении, выбрав из множества его разнообразных творений основное зерно этого учения. До сих пор это не удавалось ни одному из исследователей, которые, как правило, ограничивались лишь простым пересказом трудов святителя.

Отцом Иоанном впервые была составлена симфония (т.е. свод указаний мест, где поминается одно и то же слово) к творческому наследию святителя Тихона, состоящая из 6 томов, Большое научное значение этого труда в том, что он сочетает библиографический предметный указатель С цитатами из творений св. отца и поэтом? представляет большой интерес не только для богословов, учащихся Духовных школ, но и для каждого христианина, Этот труд является энциклопедией христианской жизни, т.к. содержит четкое ясное толкование всех основных понятий, связанных с духовной жизнью православного христианина.

Сочинения святителя Тихона изданы на русском языке со множеством архаичных и древнерусских форм. Это затрудняет чтение сочинений святого отца. Величайшая заслуга о. Иоанна состоит и в том, что он изложил богословскую систему взглядов святителя Тихона в более понятной и доступной современному читателю форме.

Труд схиархимандрита Иоанна написан высокодуховным, строгим слогом, вместе с тем, это простое, задушевно-теплое, сердечное повествование, преисполненное любви и почитания к святителю. Так написать о святом мог лишь человек, имеющий с ним истинное духовное единение.

“Творения святителя Тихона, — писал о. Иоанн, — не менее самых высоких подвигов жизни возбуждают к святителю благоговейное почитание”. Этими словами можно оценить и магистерскую диссертацию о святителе Тихоне — результат высокого духовного подвига о. Иоанна, плод благодатного устроения его души.

Представленная в этой книге вместе со статьями о. Иоанна, написанными в разные годы, она свидетельствует о неизменности в нашем Отечестве традиций Русской Православной Церкви.

Данная книга цитируется по авторскому машинописному тексту.

В соответствии с авторским текстом сокращение имени автора дано в виде букв “А.И.” — арихимандрит Иоанн.

Названия архивов и других собраний также приведены по авторскому тексту. В случае переименования архива нами делались соответствующие примечания.

Публикуемые иллюстрации подобраны автором книги.


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог