На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ

СТАТЬИ РАЗНЫХ ЛЕТ


СВ. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ - СВЕТИЛЬНИК 
ПРАВЕДНОСТИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

 

Память о св. Иоанне Кронштадтском дорога каждому христианину. В подвиге своего священнослужения (более 50 лет, с 1855 по 1908 г.) он освещал мир светом праведности, молитвы и любви. Если по слову Божию в свое время не только всякому человеку, но и всякой вещи под небом Господь посылает все нужное для жизни, то в смутное время, когда Церковь Христову терзали разные вольнодумные люди, этот молитвенник земли Русской был необходим.

Неверие, кощунство, издевательство над всем святым, наглая ложь обрушились на Христа-Бога и на Его Церковь святую. И для того чтобы выдержать и отразить этот страшный натиск сил зла и поддержать дух веры Христовой в людях, Господь воздвиг о. Иоанна. Он стал в то время народной верой и народной совестью. В нем сосредоточились все лучшие черты православной народной души. И поэтому Господь наградил его обильными благодатными дарами, даже даром чудотворенйя. В тот смутный период нужен был такой человек. Он поистине был оплотом немощных в вере, защитником слабых, пристанищем колеблющихся и подкреплением малодушных.

Но для того чтобы поглубже оценить эту величайшую личность, которой был Кронштадтский пастырь, мы должны задать себе несколько вопросов. Чем же был велик о. Иоанн пред Богом и людьми? Что всех влекло к нему? Чем был так дорог для русского сердца и что особенно привлекательно было в его душе и благочестии? На это можно ответить словами апостола Павла: "Не аз живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 20). Отец Иоанн поистине воплотил в своей душе Христово учение и был носителем в своем сердце Духа Святого. Его живая вера, дар чудес, благотворительность, одухотворенные службы, поучение словом и простота сияли, подобно драгоценным жемчужинам, во мрачной эпохе того времени. Кроме того, в его душе царило полное незлобие, глубокое смиренномудрие, нестяжательность и милосердие — вот тот целожизненный подвиг, который приял и совершил св. праведник. Он поистине был светом мира и солью земли.

Прежде всего этот праведник все свои силы отдал Церкви, ею и жила его богоугодная душа. Вот в эту врачебницу он звал всех ищущих возрождения и спасения. "Св. Церковь, — пишет он, — величайшее, святейшее, благостнейшее, премудрое, необходимое учреждение Божие на земле; это — истинная скиния Божия, юже водрузи Бог, а не человек. Только в Церкви заключается обновительная сила, вне Церкви ее нет и быть не может"1.

Живя церковной жизнью, он не уступал греховному миру. Своими духовными способностями, ревностью, настойчивостью в избранном подвиге он воплотил в своей душе Триединого Бога. Его мудрость, озаренная верой и молитвой, указала ему путь иной славы, небесной и вечной — в торжествующей Христовой Церкви. Он ревностно следовал по спасительному пути Христовом, ведущему в Царство Небесное.

Кронштадтский пастырь еще известен каждому и как духовный просветитель. Им написано столько сочинений и проповедей, которых не найдется даже и у многих научных деятелей. Отец Иоанн и в этом отношении не только получил от Бога таланты, но и умножил их. И если при жизни о. Иоанна многие богословы, украшенные учеными званиями, недостаточно внимательно относились к его литературным трудам, то сейчас они,получают достойную оценку; и, воистину — это величайшее сокровище для воспитания чад Божиих в духе церковности. Его творения являются неисчерпаемым источником религиозного воодушевления и назидания. И нет сомнения, что в этом отношении их можно приравнивать к творениям многих древних и новых отцов и учителей Церкви.

Его знает Церковь и как великого благотворителя. Так, например, дом Трудолюбия, Церкви в Дальней Сибири, благотворительные учреждения в России — все это говорит о нем как о необыкновенном печальнике русского народа. В его сердце помещались не только его родные по плоти, но и все близкие и дальние видели его благодеющую руку2.

Он занимался и общественной деятельностью, и не было такого общественного явления, чтобы его одухотворенный и просвещенный ум упустил из вида какое-либо важное событие, и не поддержал бы его своею отзывчивостью. Он был пламенный патриот. "Люби отечество земное, — поучает пастырь, — но особенно имей любовь к Отечеству Небесному"3.

О нем можно смело сказать, что жизнь этого благодатного мужа поистине была многогранной. Он не замыкался в самом себе, но полностью отдал всего себя на служение Богу и людям. Ревность о своем спасении и о спасении ближних сделала его мужественным воином, который постоянно сражался против врага спасения и врагов Церкви Христовой. "Настоящая жизнь, — учит он, — есть ежедневная жестокая, горчайшая война со врагами нашего спасения, ...с невидимыми духами злобы поднебесными, не оставляющими нас ни один день в покое, но непрестанно над нами коварствующими и возжигающими в нас разные страсти..."4.

Как было сказано выше, что этот праведник получил от Спасителя множество даров, в том числе и дар прозрения и исцеления. Так, один священник пишет: "Душа моя жаждала увидеть этого служителя Бога не в пустыне, не в монастыре подвизавшегося, а в мире среди суеты житейской спасавшегося и других спасая... Во мне было сильное любопытство. И я думал, почему к нему так стремится народ? Но когда я встретился с ним, то он назвал меня по имени. Я был полон удивления и смотрел на него испытующим взором. Он, поцеловав меня, говорит: "Христос посреде нас". Затем он, быстро и проницательно взглянув на меня и прикоснувшись к моему плечу, говорит: "Сила Божия в немощи совершается". Слова эти меня поразили: я понял, что это был ответ на мои думы о нем"5.

Кроме дара проникновения в тайники человеческой души, этот праведник еще имел дар исцеления, о котором рассказывает один из очевидцев: "Это происходило в Боровическом уезде, Новгородской губернии, в селе Кончанском, знаменитой вотчине Суворова, где была построена новая Церковь и куда был приглашен для ее освящения о Иоанн Кронштадтский. По окончании освящения его пригласили с почетными гостями на завтрак. В это время в дом, где находился святой пастырь, была внесена другими людьми весьма больная женщина, одержимая тяжелой формой истерии, и злой дух жестоко ее мучил. Грудь ее была выпячена и изогнута, как бы колесом, а лицо ее было искажено до неузнаваемости. И вдруг праведник громким голосом воскликнул: "Оставьте ее! Пусть стоит сама". Но принесшие ее заявили, что она сама во время таких припадков стоять не может. Отец Иоанн еще настоятельнее просил: "Оставьте ее", что было исполнено. Тогда добрый и любвеобильный пастырь сказал ей: "Гляди на меня". Блуждающий взгляд помутившихся очей словно хотел подчиниться этому приказу, но, очевидно, не мог.

Присутствовавший на этом завтраке один из светских сановников усмехнулся и вполголоса, однако довольно явственно сказал: "Кажется, начинается спектакль с чудом". Но отец Иоанн настойчиво повторял слова — смотри мне в глаза, и по его словам произошло чудо. Больная пришла в себя и встала на ноги. Затем святой отец обратился к больной и говорит:

— Выйди злой дух именем Господа Иисуса Христа.

В этот момент из уст больной раздался не человеческий крик, а какой-то звериный рев, и бес тотчас вышел.

Все присутствовавшие были потрясены происшедшим. И тот чиновник, который говорил о спектакле при совершении такого чуда, с покаянным воплем зарыдал, прося прощения за свое маловерие. Затем отец Иоанн благословил ее и сказал, что у нее будут еще дети. После чего она совершенно стала нормальной. Стала хорошей хозяйкой и ревностной прихожанкой. Пророческие слова праведника сбылись, она еще имела ребенка"6.

Чудодейственная сила молитв о. Иоанна стала известна миру. Не только из России, но и со всех концов света обращались к нему за помощью. По молитвам о. Иоанна совершалось столько исцелений и чудес, что еще при его жизни было издано много книг, содержащих описание этих чудес7. Он имел также дарование избавления людей от порока пьянства8.

Характеризуя угодника Божия, Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский, еще при жизни о. Иоанна уподоблял его великому чудотворцу за то, что он "возбудил крепкую веру в чудотворную силу Божию"9.

Но кроме этих удивительных чудодейственных свойств, о. Иоанн имел постоянную радость в своем сердце. "Ему всегда был присущ дух радостного прославления Бога, как у нас, грешных, в день Святой Пасхи, — писал архиепископ Волынский Антоний, — он, видимо, в молодости еще отмолил свои грехи, и в нем постоянно ликовала эта благодатная, духовная победа над грехом, диаволом и миром..."10.

Видеть такого человека, слышать его поучение, молиться с этим великим пастырем Церкви Христовой было великой духовной радостью для русского народа. Отец Иоанн проходил в своей жизни как носитель веры побеждающей, торжествующей.

Вот почему люди так неудержимо тянулись к нему, так жаждали его. Каждый из них чувствовал свою немощь и считал, что есть в мире праведник, который препобеждает нашу греховную природу и в душе которого живет Дух Святой. Именно только такая душа бывает способна получить благодатную силу великого молитвенника.

В его душе царил постоянный мир, и раздражить кроткого и смиренного сердцем отца Иоанна было невозможно, хотя и он подвергался оскорблению как от своих, так и от чужих. Диавол часто воздвигал на него гонение через своих слуг. Так, например, его выгоняли из храма, а он, благодаря своему смиренномудрию и кротости, подражая своему Спасителю, с радостью переносил все скорбные обстоятельства. И эта добродетель всегда сияла в нем как чудесный Божий дар.

Его также любила и высшая церковная иерархия и даже Государь. Так, например, он был награжден орденами: Святой Анны I ст., Святого Владимира 2 ст. и Святого Александра Невского. А император Александр III подарил ему митру с драгоценными камнями и алмазный крест, а когда почувствовал близость своей кончины, то для последней исповеди и напутствия в вечность, призвал именно о. Иоанна11, сказав ему: "Вы праведник; Вас любит русский народ"12. К нему также неоднократно обращался за молитвенной помощью и император Николай II. Но глубокое христианское смирение отца Иоанна побуждало его считать себя недостойным рабом Божиим. И при этом он постоянно произносил слова Песнопевца: "Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся" (Пс. 15, 8). И эта духовная умудренность созрела у отца Иоанна благодаря тому, что он постоянно воспитывал свою душу на слове Божием и на святоотеческих творениях. Своим неустанным молитвенным подвигом и сыновним послушанием Церкви, а также своими добрыми делами в духе любви Евангельской он с помощью благодати Божией сумел не только искоренить в себе дух гордыни, но водворить в свою душу добродетель смиренномудрия, посредством которой он созревал в добрую пшеницу для житницы Христовой.

Праведник Христов всегда в своих проповедях и дневниках подчеркивал, что для православного сознания основной должна быть мысль о том, что все мы в Боге составляем единое целое. "Все мы едино, и для всех все — Господь, как для ангелов, для святых, для всех миров вещественных и каждой малейшей части их"в. Особенно ближайшими способами к достижению единения с Творцом служат: молитвенный вопль к небу и принятие Святейшего Таинства Евхаристии, посредством которого человек теснейшим образом соединяется со Христом.

Проникнутый созерцанием к Богу, о. Иоанн вмещал в своем сердце всех людей. Для него не было различия национальных или социальных сословий, и этим, пожалуй, объясняется его близость ко всем и — всех к нему. Он любил человека во Христе и поэтому сочувствовал и сострадал ему. Подвиг его сострадательной любви ко всем людям необходимо признать подвигом неимоверно трудным и как бы сверхчеловеческим. Ведь душа обыкновенного человека сможет выразить самое искреннее и деятельное сострадание только нескольким лицам, и то с негодованием и смущением. Этой ограниченностью нашей любви к ближнему и объясняется то явление, что не только должностные лица, но и самые близкие меж собой так спокойно и равнодушно относятся к чужим страданиям.

А у праведника Христова этого не было. Из его благодатного сердца на всех изливалось искреннее участие и отеческая любовь. В день рукоположения его во священника (12 декабря 1855 г.) он сказал народу:

"Знаю, что может сделать меня достойным этого сана... Это любовь ко Христу и к вам, возлюбленные братии мои... Любовь — великая сила: она и немощного делает сильным, и малого — великим, и незначительного — достопочтенным, и прежде незнакомого и чужого — делает скоро близким и знаемым, и любезным. Таково свойство любви чистой, Евангельской"14. Поэтому на протяжении своего пастырского служения, когда о. Иоанн изнемогал телесно, то он быстро удалялся и уединялся в молитвенную комнату и там находил для себя благодатное подкрепление в молитве и чтении Слова Божия, после чего снова являлся к людям неизменно благостным и лучезарным вестником Евангельской любви.

И эту неземную красоту подвига человеколюбия, это неотразимое духовное обаяние отца Иоанна признавали за ним не только его почитатели, но даже и все те, кто относился к нему недружелюбно.

Особенно этот молитвенник был близок к своей пастве. Иногда казалось, что он был со своими духовными детьми как бы одно существо. Эти люди с любвеобильным пастырем стремились связать каждое движение своего сердца. Многие из них почти ничего не предпринимали в своей жизни без его совета и благословения. Этот духовный союз укреплялся между ними, главным образом, через молитву и любовь к Богу и людям. Он жил свято, и Дух Господень обитал в его сердце, и поэтому из его души так щедро изливалась на людей благодатная чудодейственная сила.

Преосвященный Михаил (Грибановский) при первой своей встрече с о. Иоанном писал, что этот пастырь "говорит Богу и людям только то, что говорит ему его сердце: столько он проявляет в голосе своем чувства, столько оказывает людям участия и ласки, сколько ощутит их в своем сердце, и никогда в устах своих не прибавит сверх того, что имеет внутри своей души. Это есть высшая степень духовной правды, которая приближает человека к Богу"2.

Многие знавшие о. Иоанна подтверждают, что он действительно всегда был безусловно правдив и совершенно искренен. Это свойство его души сказывается и в его молитве. "Если хочешь, чтоб Господь давал скорее сердечную веру твоей молитве, — поучает святой отец, — старайся от всего сердца все говорить и делать искренно и отнюдь не будь с ними двоедушен. Когда будешь прямодушен и доверчив с людьми, тогда Господь подаст тебе прямодушие и искреннюю веру и по отношению к Богу. Того, кто не прямосердечен с людьми, Господь неудобно принимает в молитве, давая уму почувствовать, что он неискренен по отношению к людям, а потому не может быть совершенно искренен и в отношении к Богу, без душевного злострадания"3.

Из этих слов праведника становится ясно, что лицемерный человек не только этим вредит своим ближним, но он и губит свою душу, лишая ее благодати Святого Духа. Особенно его искренность и молитвенность проявлялись во время богослужения. Его сердце было полностью пленено божественной благодатию, из которого, как из источника, истекали живительные струи, напояющие молящихся. Поразительно было самоуглубление и сосредоточенность, с которой о. Иоанн совершал Таинство Святой Евхаристии17. Когда же наступало время пресуществления Святых Даров, о. Иоанн казался неземным человеком18.

Хотя своей святой жизнью он и сподобился великих дарований Божиих, однако Богу было угодно, чтобы он еще увенчался венцом страдальческим. Особенно это проявилось в годы революционных свобод (1905 г.), когда нечестивцы оскверняли святыню и опрокидывали святые престолы в алтарях. Вот именно в это время они ополчились и на отца Иоанна гнусным издевательством и клеветою. Его возненавидели именно — "Сына Человеческого ради". Эти враги Христовой веры знали, что невозможно поколебать святую веру в людях до тех пор, пока во главе их стоит нравственный облик о. Иоанна, не оскверненный перед сознанием русского народа и общества. Они не останавливались ни перед какой клеветой, чтобы унизить праведника в глазах людей. Чем больше они издевались над ним, тем более его авторитет поднимался в сознании верных чад Божиих. Он своим терпением, молитвой и любовью к своим врагам получил от Бога венец исповедника. К нему можно приложить слова Христовы: "возрадуйтеся в день той и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небеси" (Мф. 5, 12). Он был верен Богу и желал за Его святое Имя даже добровольно взойти на крест.

Всю свою жизнь о. Иоанн отдал всецело и безраздельно на служение Богу, победив в себе все земные пристрастия непрестанной молитвой, любовью к Богу и людям. Вот почему последователи Христовы поняли это и неудержимо стремились к нему, как железо к магниту. Множество чад Русской Православной Церкви имели величайшее желание увидеть этого праведника и получить от него благословение или же совета по тем или другим вопросам в своей жизни.

Своими благодатными наставлениями он мог исправить грешника и даровать ему душевное и телесное выздоровление. "Ты болен — не кури, а ты не пьянствуй". Некоторых же брал за плечи и как был встряхивал их, видимо касаясь больных мест. А иногда в его устах звучали слова: "Здравствуйте, дорогие братья и сестры о Христе, с праздником вас поздравляю"19. И эти слова праведника, подобно электрическому току, пронизывали толпу. Благодать Святого Духа перерождающе действовала и зажигала в сердцах людей ответное радостное восклицание: "Радость ты наша, дорогой ты наш"25 и т. п. Но выразительнее всех других восклицаний звучало обращение к нему: "родной ты наш, батюшка!"21. Да, отец Иоанн был родным, своим всякой православно-верующей душе, и потому эта душа так рвалась к нему. И как бы греховная скверна ни терзала души людей, как бы ни свирепствовали в них разные пороки, однако по молитвам праведника они очищались и становились достойными милости Божией. Именно подлинное счастье, удовлетворение духа, по мысли отца Иоанна, начинается лишь тогда, когда искренним покаянием человек очистится от греховных пороков и начнет проводить свою жизнь так, как учит его Святая Православная Церковь. Много тысяч душ он извлек из тины греха, многих спас от отчаяния, утешил, возвратил к честной, трудовой жизни.

Постепенно здоровье дорогого для всех батюшки стало ухудшаться. Он почувствовал, что его земная жизнь подходит к концу. В декабре 1904 года, чувствуя сильное недомогание, отец Иоанн обратился к митрополиту С.-Петербургскому Антонию (Вадковскому) с прошением, чтобы Преосвященный дал свое благословение в случае смерти похоронить его в женском Ивановском монастыре под нижним храмом преподобного Иоанна Рыльского. Затем он эту просьбу письменно изложил и императору в следующих словах: "Ваше Императорское Величество, Всемилостивейший Монарх. Чувствуя старческое недомогание и болезни и приближение конца земного моего поприща, я прошу Всемилостивейшаго Вашего разрешения положить бренные останки мои в основанном мною в столице Петровой женском Ивановском монастыре, на Петербургской стороне, близ реки Карповки, под нижнею Церковью.

Вашего Величества верноподданный протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев"22.

Эта просьба была удовлетворена. Император Николай II на этом прошении написал следующее: "Разумеется, желание почтеннаго отца Иоанна Сергиева будет исполнено"23.

Но Промыслу Божию еще было не угодно забрать боголюбивую душу праведника и вскоре он поправился и снова приступил к своим пастырским трудам. Он еще с большей ревностью продолжал служить Богу и людям.

Но в конце 1908 года силы отца Иоанна совершенно оставили и стало ясно, что светильник этот постепенно угасает. 18 декабря отец Иоанн почувствовал близость кончины и определенно подсказал, что 20 числа окончит свое земное существование24. Утром 20 декабря того же года праведная душа неутомимого труженика отошла ко Господу.

Вскоре весть о кончине праведника разнеслась, подобно молнии, по всей России. Общее чувство несказанной горести охватило всю страну. Точно каждый потерял близкого, родного человека, точно каждый понес личное невознаградимое лишение! Не было ни одного уголка, ни одного самого малого поселения на русской земле, где бы весть о смерти всероссийского пастыря и молитвенника не была бы встречена слезами горести и молитвы. Когда в г. Твери впервые было возвещено о смерти отца Иоанна, то многолюдный собор богомольцев предался глубокому молчанию и затем от ужасной вести перешел к общему плачу и рыданию25. И это повторялось повсюду. Да, воистину в это время всех можно было назвать плачущими и болезнующими, чающими Христова утешения.

Затем митрополит С.-Петербургский Антоний послал в Кронштадт своего викария, епископа Кирилла, который во вторник 22 декабря отслужил Божественную заупокойную литургию, и затем в сопровождении епископа Кирилла и местного духовенства процессия с останками любимого всеми батюшки направилась по железной дороге из Кронштадта в С.-Петербург. Достигнув города, гроб с останками праведника, по указанию митрополита Антония, должны были нести по следующему маршруту: Обводному, Заболконскому проспектам, Садовой, Царицыным лугом и т. д. Но император Николай II пожелал, чтобы останки в Бозе почившего отца Иоанна несли более почетным путем, т. е. по Вознесенскому проспекту, мимо Исаакиевского собора, Синода и Сената, императорского Зимнего дворца, по набережной реки Невы, по Троицкому мосту и Каменноостровскому проспекту в Иоанновский монастырь и наконец процессия, сопровождаемая колокольным звоном всех церквей достигла того места, где праведник пожелал быть погребенным.

На 3-й день состоялось отпевание. В нем приняли участие Высокопреосвященнейший Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский, Кирилл, епископ Гдовский, Сергий, архиепископ Финляндский, Михей, епископ Архангельский. А также ректор С.-Петербургской Духовной академии архимандрит Феофан, ректор Духовной семинарии архимандрит Вениамин. Кроме того, прибыли на отпевание праведника протоиереи А. А. Дернов и Ф. Н. Орнатский и другие священнослужители. Сюда же прибыли почетные городские представители: обер-прокурор Священного Синода Рогачев, управляющий канцелярией Священного Синода Григоровский, градоначальник С.­Петербурга Д. В. Драчевский, тайный советник В. Н. Мамонтов и другие почетные лица. На отпевание вышло до шестидесяти священников и двадцати диаконов. Но желающих участвовать в отпевании священнослужителей было намного больше. Однако за неимением места и облачения они присутствовали в храме как простые богомольцы35.

Надгробное слово сказал протоиерей Андреевского собора Ф. Н. Орнатский. Характеризуя земную жизнь и духовный подвиг о. Иоанна, он назвал его добрым пастырем стада Христова, "как солнце выглянет, всех осветит, всех успокоит, так и почивший пастырь"27. Призвав каждого священника стремиться к достижению той благодати, которую носил о. Иоанн, Ф. Н. Орнатский закончил свое красноречивое слово истинным предсказанием, что к могиле усердного молитвенника земли русской не зарастет дорога вовеки.

Сразу же после погребения праведника многим была открыта его святость. Больные и скорбящие толпами устремились к гробнице отца Иоанна за исцелением и утешением и воистину получали просимое (множество случаев благодатных исцелений в усыпальнице отца Иоанна записано в Иоанновском монастыре)23. Даже зарубежные газеты называли тогда отца Иоанна великим русским чудотворцем29. А уже во время отпевания многие церковные иерархи чувствовали и прямо говорили, что скоро польется молитва народная не об отце Иоанне, а к нему30.

И поистине их предсказание исполнилось. Собор Русской Православной Церкви в 1990 году причислил его к лику праведников. И поистине молитвенный вопль всех православных христиан не только в нашей стране, но и за ее пределами постоянно возносится к святому праведнику, прося его помощи и поддержки в духовной борьбе с невидимым злым духом.

 

 

Примечания

1. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский, прот. Христианская философия. СПб., 1902, стр. 97.

2. Чтобы облегчить жизнь матери, овдовевшей в годы его студенчества, он, оставаясь студентом, взял на себя труд письмоводства в канцелярии академии и все свое жалованье отсылал ей. Всю жизнь о. Иоанн благоговейно чтил память своих родителей и ежегодно приезжал молиться к их могиле. (Нарцизова А. Письма о путешествиях с о. Иоанном Кронштадтским на его родину. СПб., 1894, стр. 69).

3. Сергиев И. И. Моя жизнь во Христе (извлечения из дневника), т. II М., 1892, стр. 250.

4. Сергиев И. И. Моя жизнь во Христе. Цит. соч., стр. 16.

5. Из воспоминаний о праведнике о. Иоанне Ильиче Сергиеве Кронштадтском // Церковные ведомости, № 25 от 20 июня 1909 г., прибавление, стр. 1167.

6. Памяти великого священника земли русской // Церковные ведомости. № 10, от 7 марта 1909 г., прибавления, стр. 474—476.

7. Чудеса Божий в наши дни. СПб., 1907, стр. 4—63; Sympson S. John in Relation to the Russian Church. The Expositor. Sept. p. 161. Животов Н. Н. Отец Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский протоиерей Андреевского собора. СПб., 1890, стр. 60—71; Очерк жизни о. Иоанна Ильича Сергиева. СПб, 1890, стр. 8—9; Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев как пастырь по завету Христа. СПб., 1908, стр. 54-55; Два дня в Кронштадте. Из дневника студента (В. М.). Св. Троице-Сергиева Лавра, 1902, стр. 270. Красногорский Д. Приезд в Чернигов и пребывание в нем чтимого пастыря о. Иоанна Кронштадтского. Чернигов, 1898, стр. 13.

8. Животов Н. Н. Пьяницы у о. Иоанна Кронштадтского. М., стр. 8-12, 16, 27-38.

9. Цветков С. И. Отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) чудотворная сила его молитвы. М., 1897, стр. 91.

10. Отличительные свойства характера о. Иоанна Кронштадтского, сравнительно с другими праведниками // Церковные ведомости, № 7 от 14 февраля 1909 г., прибавления, стр. 314.

11. Киселев И. П. Отец Иоанн Кронштадтский в Крыму. СПб., 1895, стр. 21.

12. Большаков Н. В защиту о. Иоанна Кронштадтского. СПб., 1905, стр. 9.

13. Сергиев И. И. Моя жизнь во Христе. Цит. соч., стр. 119.

14. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18—19 веков. Декабрь. М., изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1910, стр. 572.

15. Отличительные свойства характера о. Иоанна Кронштадтского, сравнительно с другими праведниками // Церковные ведомости № 7 от 14 февраля, 1909 г., прибавления, стр. 316.

16. Сергиев И. И. Цит. соч., т. 1, стр. 73.

17. Животов Н.Н. Проповедничество о. И. И. Сергиева Кронштадтского, протоиерея Андреевского собора. М., 1892, стр. 12.

18. Известия по С.-Петербургской епархии. СПб., 1909, № 1, стр. 27.

19. Отец Иоанн Кронштадтский как яркий выразитель идеалов русского народа. Церковные ведомости, № 6 от 7 февраля 1909, прибавления, стр. 265.

20. Отец Иоанн Кронштадтский, как яркий выразитель идеалов русского народа // Церковные ведомости, № 6 от 7 февраля 1909, прибавления, стр. 265.

21. Там же.

22. Памяти отца Иоанна // Церковные ведомости, № 8 от 21 февраля 1909 г., прибавления, стр. 360.

23. Там же.

24. Кронштадтский маяк, № 1, 1909, стр. 2.

25. Божие дитя // Церковные ведомости, № 1 от 3 января 1909 г., прибавления, стр. 11.

26. Столп Православной Церкви всенародно чтимый пастырь и праведник. Изд. В. П. СПб., 1915, стр. 743-744.

27. Кронштадтский маяк (еженедельник). СПб., 1909, № 2, стр. 5.

28. Кронштадтский маяк. СПб., 1909, № 3, стр. 5; № 7, стр. 2—3; № 8, стр. 2; № 10, стр. 2; № 11, стр. 2; № 12, стр. 2; № 14, стр. 2; № 15, стр. 2; № 16, стр. 2; № 17, стр. 2; № 18, стр. 2; № 19, стр. 2; № 20, стр. 1—2; № 21, стр. 2—3; № 22, стр. 1—2; № 23, стр. 1—2 и др.

29. "Katolische Kirchenzuleitung", Зальцбург, 12 февраля 1909 г.

30. Церковные ведомости, № 1 от 3 января 1909 г., прибавления, стр. 60.


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог