На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Избранные письма и проповеди
II. ПРОПОВЕДИ

Поучение в Неделю мясопустную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь постепенно, в течение нескольких седмиц, приготовляет нас к предстоящим подвигам Великого поста. Из сегодняшнего Евангельского чтения о Страшном суде мы видим, что Господь сколь милосерд, столь же и правосуден. Это напоминание о Страшном суде Божием, по учению Святой Церкви, является одним из самых действенных средств к пробуждению нас от сна греховного.

Памятование о великом дне Суда Христова всегда служило утешением и укреплением для истинных последователей Христовых на тернистом пути, ведущем в Царствие Божие, укрепляло святых мучеников в неимоверных страданиях за имя Христово, вдохновляло пустынников на тяжелую и мужественную борьбу с собственными страстями, услаждало труды великих пастырей Церкви.

Мысль о Страшном суде побуждала грешников к искреннему покаянию, соделывала разбойников и мытарей избранными сосудами благодати Божией.

И вот ныне Святая Церковь перед наступлением дней поста и покаяния снова представляет перед нашим духовным взором образ Страшного суда Божия. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25, 31). Если Сын Божий приходил однажды на землю в смиренном образе раба для спасения падшего человека, то в день Судный Он придет во славе, которую Он имел прежде сложения мира. И придет Он для того, чтобы произвести Свой Страшный суд над родом человеческим. Мы знаем из Священного Писания, что Господь, придя на землю, много пострадал и не имел места, где главу приклонить, был гонимым, страждущим, распятым; но во второе и славное пришествие Христово мир увидит Его окруженным тьмами тем ангелов и архангелов, херувимов и серафимов. Мы увидим Законодателя, заповеди Которого мы многократно нарушаем; узрим Сердцеведца, Которому известны не только все наши дела, но и мысли, все наши желания; увидим нелицеприятного Судию, Который воздаст каждому по делам его.

В день Страшного суда вместе с праведным Судией явятся и все святые Ангелы. Как свидетели верные и неподкупные, они представят и раскроют все дела, совершенные нами от рождения и до смерти, все наши слова и намерения сердечные.

В этот последний день пред лицом страшного Судии и святых Его Ангелов все мы предстанем такими, какими застанет нас час смертный.

И если во время земной жизни под действием злого духа многое скрывается от наших глаз и даже изглаждается из памяти, покрываясь как бы пеленою, то в книге жизни пишется все и ничто не исчезает бесследно, ничто не забыто и не скрыто пред очами всеведущего Судии. В страшный час Суда все оживет в нашей совести, прошедшее сделается настоящим и явным, перед нашим взором предстанет полная картина нашей жизни - внешней и внутренней. Воскреснут в нашей памяти заблуждения детства; греховные порывы юности; предстанут нашему взору пороки зрелости и старости со всеми их плодами. Не скроются от нас и праздные слова и даже тайные мысли нашего сердца: студные пожелания, нечистые помыслы, праздные мечтания - все обнаружится пред всевидящим оком Божиим. Кроме того, мы дадим отчет не только в том, что сделали доброго, но и в том, что могли и должны были сделать, но не сделали. Особенно будем мы наказаны за то, что не помогали нашим ближним в их горе и несчастье, не позаботились вовремя подсказать им и тем самым удержать их от греха. При жизни нам было даровано от Бога столько даров естественных и благодатных, но мы по своей беспечности не воспользовались ими, как должно, и остались бесплодными смоковницами. Все, что нам кажется теперь невинным и в чем мы не каялись, предстанет на Суде Христовом в наше обвинение.

Дадим мы ответ пред Богом и за грехи наших ближних, которых мы соблазнили. Нашему взору предстанут невинные души, соблазненные нашим плохим примером, советом или растленными нашими речами. Как спрашивал Творец Каина: «Где Авель, брат твой?», так же Он спросит и нас и повторит те же слова, которые были сказаны первому братоубийце: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне». Перед нами предстанут не только наши мнимые добродетели, но откроется их истинный источник. Господь раскроет их пред нашими глазами, как они есть, и мы увидим их оскверненными нечистыми побуждениями, честолюбием, своекорыстными целями. «Кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? - говорит пророк. - Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий. И сядет переплавлять и очищать серебро» (Мал. 3, 2-3).

После испытания совести и дел каждого человека последует отлучение грешников от праведников: «и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф. 25, 32). В земной жизни не всегда удается распознать, кто искренне служит Богу, а кто притворно, потому что и в Церкви Христовой, как на ниве, растут «вкупе плевелы и пшеница», но в день Страшного суда Божия все откроется в настоящем виде, сделается очевидным для каждого человека. Судия мира представит взору каждого все то, что им было сделано, то есть добро и зло, после чего уже не трудно будет отличить овец от козлищ. И если доселе слабости и пороки были тщательно скрываемы нами, то теперь все они обнажатся и станут известными всем, и знавшие нас увидят и ужаснутся. Сердцеведец раскроет пред всеми наше сердце, в котором гнездится множество пороков, скверных помыслов и дел. Именно эти грехи, содеянные нами против самих себя или наших ближних, будут терзать нашу совесть.

День Суда Божия положит конец всем беспорядкам. Праведный Судия не будет разбирать узы родства и дружбы: Он беспристрастно отделит добродетель от порока, пшеницу от плевел и поставит овец одесную Себя, а козлищ - ошуюю. И вполне может случиться так, что добродетельный отец станет по правую сторону и порочный сын - по левую, добродетельный супруг окажется на стороне праведников, а порочная супруга - в сонме грешников, богобоязненный человек вознесется на небо и будет ликовать вместе с Ангелами, а недостойный служитель алтаря сойдет во тьму кромешную.

Добродетель восторжествует и оправдает творивших ее, удостоит их блаженной участи. Это им изречет праведный Судия радостные слова: «Приидите... наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня, был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 34-36).

После этого праведный Судия произнесет Свой страшный приговор и находящимся по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф., 25, 41-43). Тогда они скажут: «Господи! когда мы видели Тебя... и не послужили Тебе?» Господь ответит им, что, не оказав милости своим ближним, они презрели Его Самого. Для них личное благополучие и греховное увлечение плоти были дороже Царствия Божия. Забыв свое назначение, они погрязли в тине греха и беззакония и потому понесут должное наказание.

«И пойдут сии, - сказано в Евангелии, - в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). Это решение будет окончательное и бесповоротное, для праведников - чаемое и радостное, а для грешников - плачевное и горестное.

Таким образом, главным условием вхождения в жизнь вечную Господь ставит милость по отношению к нашим ближним, которых Спаситель именует Своими меньшими братьями. Это те люди, с которыми мы живем и общаемся и которым подчас мы не считаем нужным помочь в их нуждах и скорбях. Иногда, прикрываясь благочестивыми предлогами и намерениями, мы отказываем ближним в самом необходимом. Наглядным подтверждением этому служит следующий пример, приводимый в душеспасительных книгах. Одна благочестивая и богобоязненная женщина молилась Богу, чтобы Он пришел в ее дом видимым образом и она смогла насладиться Его беседой. Господь, Который, как говорит Псалмопевец, слышит молитвы праведных, обещал в назначенный день посетить ее. Эта женщина с великой радостью стала готовиться к встрече с Богом. Убрала свой дом, зажгла свечи и так прождала до самого вечера, но Гостя все не было. Прошло еще несколько минут, и вдруг стучит в окно старушка и просит оказать ей милость. Женщина отказала ей в том, сказав, что ждет дорогого Гостя. Через некоторое время обратился к ней старичок; эта женщина и его не приютила. Затем она вышла из дому на улицу, чтобы там встретить Бога, и неожиданно видит ребенка, лежащего на земле, окровавленного и плачущего. И здесь она не склонилась к состраданию и любви, оправдывая себя тем, что ждет Бога. Когда она вернулась в свой дом, опечалившись, что Господь не посетил ее, к ней был голос Божий: «Я дважды приходил к тебе, и ты не приняла меня, а третий раз видела Меня окровавленного и не оказала мне помощи».

Вот что значит оказать милость нашим братиям: принимая участие в их нуждах, мы служим Самому Христу. Поэтому мы должны стараться проводить свою жизнь так, чтобы она была полезной для других. Поспешим, отцы, братия и сестры, к доброделанию, пока есть еще время благоприятное, пока сияет день спасения; поспешим омыть слезами истинного покаяния грехи свои, чтобы в страшный день Судный всем нам соделаться причастниками вечного блаженства в обителях Отца Небесного. Аминь.

  К предыдущей К оглавлению К следующей  

На главную Каталог