На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Пасха. Светлое Христово Воскресение

Воскресение Христа - ключевой момент в деле спасения человечества
(Название дано составителем.)
Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении [Магистерская диссертация]. Статьи разных лет. М., 1995. С 196—197.
(к оглавлению)

<...>

После трехдневного пребывания Христа «во гробе плотски, во аде же с душею» совершилось то, что является вершиной, ключевым моментом в деле спасения человечества - Христос воскрес из мертвых. На этой истине, как на твердом основании, зиждутся все христианские упования: «Аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). В этом факте вся жизнь и учение Искупителя достигли своего подтверждения как исторической действительности. Христос Воскрес не как все прочие люди, которые были воскрешаемы богоугодными мужами при содействии благодатной помощи, обитаемой в них, но «силой Своего Божества» (1:27) (В работе использованы творения святителя Тихона 6-го издания (М., 1899). Тексты Священного Писания приводятся в диссертации так, как они цитируются святителем Тихоном в его творениях. Ссылки на творения даются в тексте в скобках, где первая цифра обозначает номер тома, а вторая — страницу), «Своей силой восстал яко бессмертный» (3:164). Воскресение Христа является сильнейшим доказательством того, что Творец мира является действительным Совершителем спасительного для нас подвига. После этого грех, как таковой, и связанное с ним Божие наказание потеряли свою силу над человеком. Крестная Жертва и Воскресение Христово умилостивили Бога Отца, и, таким образом, то осуждение, которое тяготело над родом человеческим, было уничтожено. Спаситель мира был не только истинный человек, но и истинный Бог, потому что воскресить Себя Самого мог только Тот, Кто имеет жизнь в Себе Самом, то есть Бог (3:131).

В спасительном Воскресении Сына Божия проявилось Божественное всемогущество, ибо этим засвидетельствовано всему миру, что Он является Победителем смерти, греха, ада и диавола, а также Началом всеобщего воскресения. Он уверил всех Своих последователей, что смерть уже уничтожена и что они будут вечно пребывать с Ним в обителях Отца Небесного (3:131, 416). Смерть и Воскресение Искупителя мира положили твердое основание нашему воскресению. Христос Спаситель принес Себя в жертву за нас и тем самым исцелил нас от душевных болезней и духовной смерти. Он есть Источник нашего воскресения и вечной жизни.

Таким образом, Воскресение Христово внесло в человеческую природу всеобщий, то есть независимо от жизни каждой отдельной личности, закон воскресения. «Как в Адаме вси умирают, тако во Христе вси оживут» (1 Кор. 15, 22). «Воскрес Христос, воскреснем и мы, верующие во имя Его» (3:50). И это потому, что человеческая природа Бога Слова была единосущна природе всех людей и находилась с ними в полном единении, а раз так, то и Воскресение Христово распространяется на все человечество в целом. Далее святой отец, обосновывая свою мысль словами Священного Писания: «...сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется не в честь, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 42—44), говорит, что в последний день мира все тела умерших, рассыпавшиеся в прах земной, Господь восставит и приведет в лучшее достояние, соединив с душами, для вечной жизни (3:50, 5:256, срав. 2:84), «тако устроив спасение наше» (5:277). Здесь следует отметить, что хотя Воскресение Христово и распространяется на всех людей, однако только те смогут получить спасение во Христе, которые будут веровать в Сына Божия и в своей жизни воплощать Его Божественное учение (4:26, 5:256).

Завершая дело домостроительства нашего спасения, Христос Спаситель после Своего славного тридневного Воскресения из мертвых (3:131) еще в течение сорока дней пребывал на земле, желая удостоверить Своих учеников в истинности Своего Воскресения, а также напомнить им то основное учение, которое они слышали еще до Его крестной смерти (3:132). <>

 

Воскресение Христово есть торжество над всеми Его врагами
Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. [Приложение к магистерской диссертации]. М., 1996. с. 181 — 185.
(к оглавлению)


Воскресение, эта истина разумевается верою

Недостаток и оскудение ума вера святая дополняет, и чего сам в себе слепый разум не постигает, в том его просвещает, и тако просвещенный верою ум видит тое ТЗ.К, КЭ.К бы оно уже в самом деле было. Показу ют тое и подобие, от естества взятыя, якоже Христос глаголет: «аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще ли умрет, мног плод сотворит» (Ин. 12, 24). И Павел святый: «безумие! ты еже сееши, не оживет, аще не умрет» (1 Кор. 15, 36). Но вера святая, словом Христа Сына Божия, Иже есть вечная истина, утверждаема, всякое сомнение отъемлет. Воскреснут убо мертвии, и воскреснут теми телесами, которыми почивают во гробех; востанут убо тыя телеса, который пали, пробудятся тип, которые «спят во гробех» (Дан. 12, 2); востанут тип, которые посеяны (1 Кор. 15, 37); востанут тыяжде телеса, с которыми или добро, или зло делали, «да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага или зла» (2 Кор. 5, 10). Востал Христос от мертвых, и востал тем телом, которым пострадал и умер, и «начаток умершим бысть» (1 Кор. 15, 20—23; Кол. 1, 18): востанут и мертвии теми, которыми умерли, телесами (3:450).

 

Воскресение разум, верою не просвещенный, не может понять

Разум человеческий, верою непросвещенный, не может понять воскресения мертвых. Он мнит, что как скотския телеса, согнившия и разсыпавшияся в прах, не востают, так и человеческия. Отсюда многая душевредныя мнения произошли о воскресении мертвых, яко люди разуму своему, который без просвещения веры слеп, последовали. Отсюда неверным и плотским людям буйство показуется слово о воскресении мертвых. Отсюда Саддукеи глаголют «воскресению не быть», и вопрошают о сем Христа; но обличаются от Него, «яко неведущии писания, ни силы Божия» (Мк. 12, 18-24 и след.). Отсюда Павла святаго Апостола суесловным называли Афиняне, яко воскресение благовествоваше им (Деян. 17, 18 и 32) (3:449-450).

 
Воскресение Христово есть торжество над всеми Его врагами
(к оглавлению)

Востал из мертвых Христос. Отсюду великое утешение и радость нам проистекает. Востал Христос, и тем показал нам, что Он над всеми нашими врагами, диаволом, грехами, смертию и адом, яко сильный в крепости, восторжествовал и даровал нам победу над ними. Уже бо грехов, диавола, смерти и ада не боимся (4:288-289).

 
Подобно семени, умершие тела воскреснут

Видишь, что семя падшее на землю умирает, и, прозябши, выходит из земли. Сей пример ясно показует тебе, что тако телеса наша, хотя умирают и погребаются, одна-кож Божиею силою во свое время паки оживут и облекутся одеждою бессмертия. О чем Апостол тако проповедует: «сеется в тление, восстает в нетление; сеется не в честь, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 42, 43 и 44). И тако стой, утверждайся в вере, чая воскресения мертвых и жизни будущаго века (2:28).

 
Солнце есть образ воскресения

Как бо солнце, зашедши под землю, паки восстает: тако умерших телеса, в земли погребенная, восстанут, и «праведницы просветятся, яко солнце, во царствии Отца их» (Мф. 13, 43) (2:59).

 
Воскресение подобно весне
(к оглавлению)

Видишь, что во время весны извнутрь земли исходят зелия и издают листвия, цветы и плоды свои; такожде древа издают листвия, цветы и плоды, которые во время зимы не видны были и аки бы безплодны были, и одно от другаго почти не разнствовало. Весна образ есть воскресения мертвых. Веруем, что тако возстанут и взыдут телеса наша мертвыя из гробов, в которых сокровенны были, как видим ныне исходящия зелия из земли, в которой чрез зиму сокрывалися. Как во время зимы не распознаем, какой цвет и плод в каком зелии и древе имеется, но весна тое все показует: так ныне не можем познать, что у кого внутрь, в сердце и душе крыется - добро или зло, благочестие или нечестие - и часто добраго за злаго, и злаго за добраго вменяем; но в воскресение все открыется ясно (2:111).

 
Всё оживет, как весной

Видишь, что во время весны все аки оживляется и вновь отрождается: земля издает из недр своих плоды, древеса листвием одеваются, травы зеленеют и цветами украшаются, которое все во время зимы, как мертвое было; воды, мразом замерзшия, растаивают и протекают, и вся поднебесная тварь в новый облекается вид, и аки вновь созидается. От сей чувственной весны да возведет вера ум твой к прекрасной и желаемой весне, юже обеща преблагий Бог в Писании Своем святом, в которой телеса от начала мира усопших верных из земли, яко семена, силою Божиею прозябну вше, восстанут и облекутся в новый, прекрасный вид, и ризу бессмертия одеются, приимут венец доброты от руки Господни, «процветут яко финике, и яко кедр, иже в Ливане, умножатся, насаждени в дому Господни и во дворех Бога нашего» (Пс. 91, 13 и 14), яко невеста украсятся красотою, и яко земля, растящая цвет свой, и яко вертоград семена своя, прозябнут; и веселие вечное над главою их, и радостию возрадуются о Господе (Ис. 61). Тако «тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие. Тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою. Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа» (1 Кор. 15, 54 и 55). Тако восхищаяся духом к желаемой оной весне, сей ныне с верою и надеждою, Божиею помощию, благих трудов семена, да тогда пожнеши с радостию (2:21—22).

 
Весна есть образ воскресения мертвых

Весна есть образ и знамение воскресения мертвых. Что во время весны делается, то будет и в воскресение мертвых, как видим в Святом Писании, и веруем. Во время весны вся поднебесная тварь обновляется: тако во время воскресения все обновится; по неложному обещанию Божию. «Се нова вся творю», глаголет Господь (Апок. 21, 5). «Будет небо ново и земля нова», и проч. (Ис. 65, 17). «Нова небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет» (2 Петр. 3, 13). Во время весны вся тварь, как видим, оживляется: тако в воскресение мертвых все человеческое естество оживится. Во время весны всякая трава и зелие исходит из недр земли, и является в своем виде: тако в последний день умершие человеки изыдут из гробов своих, и явится всяк в своем образе (4:149). <...>

 
Бог обещал воскресение — непременно будет
(к оглавлению)

Обещал воскресение мертвых и верных Своих рабов прославить и подать наследие небеснаго царствия, непременно будет тое. И сие так истинно и известно есть, что как бы оно уже в самой вещи было. Бог бо, яко «истинен», солгати не может; яко «всемогущий», все сделает, что хощет, и как удобно Ему было мир из ничего создать, так удобно рассыпанный прах телес наших собрать и в бессмертие облещи и прославить; «яко благ», хощет разумной Своей твари блаженство подать; и яко праведен, верных рабов Своих, в вере подвизавшихся, непременно наградить (3:22).

Слово Божие уверяет нас, что все умершие, благочес
тивые и нечестивые воскреснут (3:193). <        >

 
СЛОВО БОЖИЕ рассеивает сомнения о возможности воскресения

Предлагает нам часто слепая плоть и чрез нее враг наш всегдашний диавол: како тело наше умершее и в прах разсыпанное может востати? Но сия немощь верою, на святом Божием слове, яко на истинном и непоколебимом основании, утверждающеюся, прогонится, которое нас крепко уверяет, что «якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут» (1 Кор. 15, 22 и далее глава).

Аще бо веруем, что все из ничего создал Бог, кольми паче разсыпанный телес наших прах о Христе Иисусе соберет и оживит. Богу бо, яко всемогущему, все возможно и удобно; и, яко истинному и верному в словесех Своих, солгать невозможно. Будет неотменно все тое, что в слове Своем объявил. Сим утверждай веру твою, христианская душа, и в подвиге благочестия не ослабевай (3:202).

Воскресение предсказано и сбудется, как сбылись другие предсказания (5:275). < >

Познанием всемогущества Божия отгоняется сомнение о воскресении мертвых (3:76). <...>

 
Жизнь нерадивая показывает неверие в воскресение

Глаголеши: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века»: хорошо; надежды знамения есть. Но смотри, не имеешь ли нравов таких, которые показывают, что воскресения мертвых нет? Не живешь ли так, как звери или скоты, которые тое только делают, что хотят, и чувства им свои представляют, при скончании которых и дух исчезает? Не творишь ли таких дел, который заключают двери к вечному животу? (3:28).

Отвращение человека от грехов есть истинное воскресение душевное (4:155). <...>

Истинное воскресение - восстание от греховного сна (4:156). <...>

Чтобы воскреснуть в жизнь вечную, следует здесь воскреснуть от грехов

Кто зде воскреснет, тот непременно, аще и умрет, жив будет. Воскреснет бо во общее воскресение в живот вечный, по неложному обещанию Господа нашего: «изыдут сотворшии благая в воскрешение живота» (Ин. 5, 29). «Блажен и свят, иже имать часть в воскресении первом» (Апок. 20, 6). Сии знаки и плоды истинно обратившегося и кающагося примечаются как из Святого Писания, так и из Церковной Истории, которые и ныне примечаются в обратившихся и кающихся чистосердечно (2:235).

 
Надо здесь воскреснуть душой, чтобы БЛАЖЕНСТВОВАТЬ в ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ
(к оглавлению)

Христиане чают воскресения мертвых и жизни будущаго века: возведи убо и ты туда сердце свое. Надобно воскреснуть зде душею тому, кто тогда хощет воскреснуть в вечную жизнь. Многие христиане на всяк день говорят: «чаю воскресения мертвых»; но так прилепилися к суете мира сего, и так живут, как бы не было воскресения мертвых (4:247).

 
Надо со Христом восстать, чтобы с Ним и вознестись

Востал Христос: надобно и нам со Христом востать, да и на небо с Ним вознесемся. Двоякое есть востание: телесное и душевное. Телесное востание будет в последний день; о сем глаголем в Символе святом: «Чаю воскресения мертвых». Душевное востание есть отстать от ГРЕХОВ, и от суеты мира отвратиться, и быть в истинном покаянии и вере, противу всякаго греха подвизаться, волю небеснаго Отца творить, правдою Ему жить, и Христу Сыну Божию смирением, любовию, кротостию и терпением последовать. И сие то есть новая тварь, о которой глаголет Апостол: «Аще кто во Христе, нова тварь», есть новый человек, обновленный покаянием и верою, есть истинный христианин, есть живый уд Христов и наследник царствия Божия (2 Кор. 5, 17) (4:289).

 
Чтобы пребывать с благочестивыми, надо жить благочестиво
(к оглавлению)

Христианине! видишь в весне образ и знамение воскресения мертвых; и какое праведных, и какое грешных воскресение будет, видишь (тогда бо вси по делом своим восприимут): живи ныне так, как хощешь тогда воскреснуть. «Чаешь воскресения мертвых, и жизни будущаго века»: живи не противно, но достойно того. Хочешь с благочестивыми, праведными и святыми тогда участие иметь: живи ныне благочестно, свято и праведно. Что ныне внутрь у человека имеется, тое тогда вне явится. Имеется ли благочестие? тогда оно покажется. Имеется ли и нечестие и лицемерие? тогда оно в явление приидет. Тогда «явлена будут чада Божия, и чада диаволя»; тогда «разделятся овцы от козлищ» (1 Ин. 3, 10; Мф. 25, 32 и 33). Аще убо хощем, возлюбленне, постигнути в воскресение праведных; должно нам ныне духовно воскреснуть со Христом воскресшим, «да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим. 6, 4). «Востани спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5, 14) (4:150).

 
В воскресение грешники окажутся нагими и безобразными

Якоже во время весны изсохшая земля и древа такогожде вида бывают, какого были во время зимы, то есть, неприятны и гнусны, и не иному чему, как сожжению подлежат: тако и грешных людей телеса наги будут и безобразны, как и ныне имеются, паче далеко большее на них явится безобразие; яко грех и тьма, которая ныне в сердцах и душах их крыется, тогда вне на них явится во свидетельство им, что они не о Христе провождали на земле житие, но в своих похотех (2:111).

 
Воскресение благочестивых во славу, а нечестивых в осуждение

Как нечестивым воскресение оное будет печальное и горькое, яко совокупившеся в телесами, с которыми беззаконновали и свирепели в мире сем, низринутая во ад прияти по делом своим, по писанному: «да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающий Бога» (Пс. 9, 18): тако благочестивым Христовым рабам утешительное, радостное и желаемое так, как по зиме прекрасная весна. Яко бо во время весны исходит трава из недр земных и одевается благовонными различными цветами: тако телеса благочестивых из гробов, в которых мразом смерти сокрушены, крылись, в оное время изыдут одушевленны, и в новый прекрасный безсмертия и вечныя славы вид облекутся (3:450).

 
В час СМЕРТИ все имеют одинаковый внешний вид, но в воскресении праведники преобразятся
(к оглавлению)

В зиме древеса и травы показуются аки изсохшия; но во время весны живность их покажется: тако умершие неведущим воскресения мертвых показуются как бы погибшие: но нас вера святая научает, что живот их явится в последний день. Во время зимы и сухия и суровые древа одинаковы являются; но во время весны различие их познается: тако в нынешнем веке и в самой смерти праведники и нечестивии равен внешний вид имеют; но во время воскресения мертвых великое различие между ими покажется. Суровыя древеса и травы во время весны одеваются листвием и различными цветами: тако в воскресении мертвых, благочестивых и праведных телеса преобразятся в новый, светлый, благоприятный и прекрасный вид, по неложному обещанию Божию... Сухия древа и травы как во время зимы, так и во время весны, непременный и равный вид имеют, так как неприятный и черный: тако нечестивии и безбожнии люди как ныне, так и тогда неприятный, паче же скареднейший вид возъимеют (4:149-150).

 

Объяснение некоторых понятий, встречающихся в тексте
(См.: Прот. Г.Дьяченко. Полный церковнославянский словарь. СПб. 1900. (Репринтное издание. МП. 1993.)
(к оглавлению)

 

Ексапостиларий (греч., буквально: «посылаемый»). Так называется тропарь, читаемый или поемый в воскресные и некоторые праздничные дни на утрене, после канона. В другие дни вместо ексапостилариев в то же время на утрене читаются тропари, называемые светиль-нами. (с. 171)

Икос — (греч.) — Церковное песнопение, вмещающее в себе прославление святого или празднуемого события. В Минеи и Триодях он находится по 6-ой песни канона Утрени. Икосы вместе с кондаками составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению, поются на один глас и оканчиваются (за исключением тех, которые находятся в акафистах), большей частью одними и теми же словами. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак тема, а икос — развитие ее. По изъяснению св. Марка Ефесского икосы (с греч. «дом») получили свое название потому, что пелись в тех домах, где проводил ночи в молитве преп. Роман Сладкопевец, первый составитель икосов. <...> (с.220)

Ипакои (греч.: повиновение, послушание, внимание, внимательное слушание). Этим именем называется песнопение, полагаемое в воскресенье и праздничные дни на место седальнов. И как седалены суть такие песнопения, которые поются сидя, как видно из самого их названия; то под именем ипакои нужно разуметь такой се да лен, который требует более внимательного слушания, чем обыкновенные седа льны, и который поэтому должно петь и слушать с особым вниманием, стоя, непослабляя телу, чтобы вместе с телом не ослабел во внимании и дух. (с.224)

Ирмос — (греч.: связываю, соединяю; буквально — связь, соединение). Так называется первый тропарь в ряду других тропарей, составляющих одну какую-либо песнь канона. Ирмос есть образец, по которому составлены все прочие тропари той же песни, так что все они сходствуют с ирмосом числом предложений и слов, напевом, а иногда и содержанием и самими оборотами речи и потому составляют с ним одно целое, для которого ирмос служит связью. Зная напев ирмоса, всегда можно правильно петь все тропари, за ним следующие; посему ирмос полагается в начале всякой песни канона, чтобы по образцу его петь и прочие тропари, составляющие песнь. В древности весь канон (т.е. как ирмосы, так и тропари) пелся; в настоящее время обычай этот сохранился только при исполнении пасхального канона, — во всех прочих канонах поются ирмосы, а тропари вычитываются. — Главные мысли и даже выражения ирмосов избраны большею частию из песней ветхозаветных, прославляющих события, которые были прообразами событий Нового завета. (с.225)

Катавасия (по греч.: снисхождение, выход, соглашение). Так называется ирмос, для пения которого певцы с обоих клиросов сходятся (это бывает в монастырях) на середину церкви. Катавасия, когда положено Уставом, поется в конце каждой песни. В Уставе есть особая глава (19-я) О катавасии во весь год. (с.246)

Кондак (по греч. собств.: «домик») ср.: Икос — (по греч.: «дом»). В церковном употреблении и тем и другим именем называются священные песни, содержащие в себе похвалу святому, или выражающие сущность праздника.Но между кондаком и икосом есть различие,
не в содержании сих песней, а в изложении содержания; кондак есть краткая песнь в похвалу святого или праздника; а икос — пространная песнь того же самого содержания. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один. В этом случае кондак есть как бы приготовление к икосу. (с.261)

Тропарь (греч.) — краткая песнь, в коей прославляются дела Бога и святых Его...

Это слово в обширном смысле есть общее название, свойственное всякому церковному песнопению, хотя бы оно и имело другое, отличительное наименование. Так, все стихиры суть тропари, седальны суть тропари, ипакои есть тропарь, все песнопения канонов, т.е. ирмосы, и соединенные с ними стихи, составляющие песнь, суть тропари, и пр. В теснейшем смысле тропарь есть песнопение, составленное в честь праздника, или святого, — песнопение, в котором кратко выражается сущность праздника, или образ жизни святого. Что касается до происхождения слова тропарь, то мы имеем полное основание в этом деле положиться на авторитет св. Марка, епископа Ефесского, грека, и притом грека глубоко образованного; он говорит: «Тропари называем так от <греч.> — обращаю; потому что они всегда составляются по известному образцу и поются приспособительно к известным песням и известным образом. Их же иногда называем стихирами, потому что пред ними поются стихи, взятые из псалмов Давидовых, или из другой какой-нибудь книги». Из сего объяснения видно, что тропарь, по словопроизводству, есть такая песнь, которая и составляется и поется по известному образу, к которому и нужно обращаться всякий раз, когда нужно петь эту песнь (с.734)

К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог