На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Пасха. Светлое Христово Воскресение

Пасха. Светлое Христово Воскресение
Цит. (в сокращении) по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит.
Лекции по литургике для 3-го класса. Загорск. Лавра.
Академия. 1984. с. 355—392.

(к оглавлению)

Пасха Христова — торжество из торжеств. В своем Слове на Пасху св. Епифаний Кипрский говорит: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира ТОРЖЕСТВО ОБНОВЛЕНИЯ И СПАСЕНИЯ. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее торжеству землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».

Св. Григорий Богослов в своем 45 Слове на Пасху говорит: «Ныне спасение миру, — миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы: Христос из гроба, - освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Слово «Пасха» ведет свое начало еще от ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, так назван был от еврейского слова «пасах» («проходит мимо»), для обозначения того события, когда при исходе евреев из Египта и египетского рабства, Ангел, погубивший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо.

В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви:

«...Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия»(1).

В домостроительстве нашего спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти сошел во ад - «яко восхотел», ниспровергнул смерть — «яко Бог и Владыка», воскрес тридневен - и с Собою воскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления.

Тело воскресшего Христа Спасителя восстало бессмертным и славным, имеющим жить вечно новой, духовной, небесной жизнью. Сломив смерти врата (твердыню), Христос проложил стезю, показал путь к жизни и открыл дверь бессмертия...

 

История праздника
(к оглавлению)

Праздник Пасхи установлен уже в Апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, то есть Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводятся новые названия - Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно, в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля (здесь и далее даты приводятся по старому стилю), чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

 

Содержание и происхождение Цветной Триоди
(к оглавлению)

 

Службы Цветной Триоди начинаются с первого дня Пасхи и продолжаются до Недели Всех святых, охватывая собою период времени в 50 дней, отсюда и ее греческое название ПЕНТИКОСТАРИОН (Пятидесятница).

Первоначальное же название Триоди «Цветная» объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые могут служить прекрасным символом духовной красоты и изящества самих песнопений Цветной Триоди.

По своему построению она подобна Постной Триоди. Содержание Цветной Триоди, в основном, посвящено Воскресению, Вознесению Господню и сошествию Святого Духа на Апостолов. Все дни от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отдела: 1) Пасхальная седмица, 2) от Недели апостола Фомы до отдания Пасхи, 3) от отдания Пасхи до Недели Всех святых.

Песнопения Цветной Триоди, также как и Постной, являются произведениями многих святых Отцов. Имена некоторых из них остались неизвестными. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений - канон на Святую Пасху.

Собрание же песнопений Цветной Триоди в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили и Постную Триодь, то есть святым Феод ору и Иосифу Студитам. Однако и после них содержание этой книги пополнялось вплоть до XIV века; например, ее дополнил синаксариями св. Никифор Каллист.

 

Особенности пасхального богослужения
(к оглавлению)

 

Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.

С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния Апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова.

Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль бодрствует «в священную и спасительную ночь светлого Воскресения Христова» -провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.

Священник в первый день Пасхи и в течение всей Светлой седмицы совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения, с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом в правой. Диакон же совершает каждение и произносит ектений со свечой (в левой руке); выходит из алтаря и входит в него через царские врата. В обычное время через царские врата диакон может проходить только тогда, когда он несет Евангелие или другую святыню, ходить же диакону через царские врата на ектений или в алтарь за Евангелием в обычные после Пасхи дни нельзя.

На пасхальной утрене и на утрене в течение всей Светлой седмицы, как правило, не бывает шестопсалмия, не поется великое славословие. Полиелей в дни Светлой седмицы (но не в первый день Пасхи) бывает только в том случае, если на них приходятся праздники: Благовещение, храмовой праздник или св. великомученика Георгия (23 апреля).

 

Полунощница перед Святой Плащаницей
(к оглавлению)

Эта служба относится еще к Постной Триоди. Она начинается за час или полчаса до начала пасхальной заутрени. Священнослужители перед полунощницей совершают входные молитвы и облачаются в полное облачение.

Начало полунощницы бывает с возгласа: «Благословен Бог наш...». Чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся» (трижды), псалом 50-й. Затем поется канон Великой Субботы: «Волною морскою...». По 3-й песни — седален, по б-й — кондак и икос.

На 9-й песни, при пении ирмоса: «Не рыдай Мене, Мати ...», бывает каждение вокруг святой Плащаницы (2), затем священник поднимает ее на главу и уносит (лицом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Плащаница полагается на престоле, и совершается каждение вокруг него. Плащаница лежит на престоле до отдания Пасхи - в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней.

После канона — Трисвятое по «Отче наш». Хор поет тропарь: «Егда снизшел еси...» (обычным напевом, на 2-й глас). Затем произносится (перед царскими вратами) краткая сугубая ектения, как в начале утрени, и малый отпуст (вне алтаря): «Христос, истинный Бог наш...» (3).

Пасхальная утреня
(к оглавлению)

Начало пасхальной утрени предваряется торжественным КРЕСТНЫМ ХОДОМ вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима.

Перед началом утрени священнослужители, как уже было сказано, облачаются во все священнические одежды. Настоятель, имея в левой руке пасхальный трисвечник с Крестом, а в правой — кадило, совершает вместе с диаконом каждение престола (трижды) <...>

В 12 часов ночи - удар в колокол.

После каждения настоятель становится на горнем месте и поется в алтаре трижды стихира: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на Небесех. и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Вначале царские врата и завеса закрыты. При пении стихиры во второй раз открывается завеса; при пении ее в третий раз открываются царские врата и духовенство с пением первых слов стихиры выходит на крестный ход, а хор продолжает: «И нас на земли сподоби...» (4). <...>

Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе...», крестный ход останавливается в притворе (или на паперти храма) перед закрытыми западными дверьми, ведущими в храм. Трезвон прекращается (5).

Настоятель с диаконом кадит иконы, а также предстоящих и диакона. Затем диакон кадит самого настоятеля.

После этого настоятель, взяв кадило и стоя лицом на восток, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит «велегласно» НАЧАЛО УТРЕНИ (6) (без предварительного обращения диакона: «Благослови, Владыко»):

 

«Слава Святей, и Единосущней,

и Животворящей и Нераздельней Троице,

всегда, ныне и присно, и во веки веков».

 

Хор: «Аминь». Духовенство трижды поет тропарь: «Христос воскресе...», и хор трижды после этого повторяет тропарь.

Затем духовенство поет стихи: «Да воскреснет Бог...», «Яко исчезает дым...», «Тако да погибнут грешницы...», «Сей день, его же сотвори Господь...», «Слава», «И ныне», а хор после каждого стиха - тропарь «Христос воскресе...».

После тропаря на «И ныне» священнослужители поют первую половину тропаря: «Христос воскресе из мертвых», а хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав».

В этот момент открываются церковные двери и участники крестного хода при пении тропаря «Христос воскресе» входят в храм, ликуя и радуясь, «Царя Христа узрев из гроба, яко Жениха, происходяща» (7). Настоятель и сослужащие ему входят в алтарь, а диакон на солее произносит мирную ектению.

После мирной ектений поется Пасхальный канон, исполненный неземного восторга. Его составил св. Иоанн Дамаскин (VIII в.) (8). Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Например: духовенство поет первые слова ирмоса «Воскресения день...», а хор продолжает «Просветимся людие...». После каждого тропаря песни -припев: «Христос воскресе из мертвых». Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением (скоро) тропаря: «Христос воскресе...» (трижды).

Примечание. По Уставу канон должно петь на 16: ирмосы на 4 и тропари на 12.

На каждой песни канона священник с диаконом совершают каждение алтаря, иконостаса и предстоящих. (Полагается каждение и всего храма). Кадя народ, священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе». Верующие отвечают: «Воистину воскресе» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. На 8-й песни каждение совершает диакон (со свечой в левой руке). Он также приветствует народ словами: «Христос воскресе».

После заключительного пения тропаря «Христос воскресе» в конце каждой песни произносятся диаконом малые ектений, после которых бывают особые возгласы. Эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в особой книжке «Служба на Пасхальную седмицу».

После 3-й песни и ектений — ипакои: «Предваривший утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба...» (по-русски: Прибывшие жены мироносицы с Марией до рассвета, и нашедшие камень отвален от гроба...).

После б-й песни и ектений - кондак: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне...» и икос: «Еже прежде солнца Солнце, зашедшее иногда во гроб...» и поется трижды «Воскресение Христово видевше...», а также: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость» (трижды).

На 8-й песни перед троичным тропарем: «Отче вседержителю...» поется припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».

На 9-й песни вместо «Честнейшую» припев: «Христос воскресе из мертвых» не поется, но особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев к ирмосу: «Величит душа моя воскресшаго тридневно от Гроба Христа Жизнодавца» и т.д.

По 9-й песни — ексапостиларий: «Плотию уснув, яко мертв...», который поется трижды - священнослужителями и певцами <...>.

Стихиры хвалитные на практике опускаются, а сразу

после «Плотию уснув...» поются стихиры Пасхи:

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...» «Пасха священная нам днесь показася...».

При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с верующими из-за многолюдства обычно совершается в конце службы.

После стихир читается Огласительное слово св. Иоанна Златоуста: «Аще кто благочестив и боголюбив...», в котором на основании притчи о работавших в винограднике (Мф. 20,1-16), все призываются насладиться торжеством и войти в радость Господа своего. После этого Слова поется тропарь св. Иоанну Златоусту: «Уст твоих якоже светлость огня...» (единственное песнопение святому в службе Пасхи).

Затем произносятся две ектений: сугубая «Помилуй нас, Боже...» и просительная «Исполним утреннюю молитву нашу, Господеви...». После возгласа: «Твое бо есть, еже миловати...» - диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен Христос Бог наш...». Хор: «Аминь», «Утверди, Боже...». После чего вместо: «Слава Тебе, Христе Боже...» священнослужители поют — «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав».

Настоятель с Крестом в руках, но без трисвечника совершает отпуст (9):

 

«Христос, воскресый из мертвых,

смертию смерть поправый

и сущим во гробех живот даровавый,

истинный Бог наш, молитвами Пречистый Своея Матере

и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (10).

 

После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, настоятель трижды произносит приветствие: «Христос воскресе». Народ трижды отвечает: «Воистину воскресе». Хор поет тропарь: «Христос воскресе...» (трижды), «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению», а затем многолетие: «Великого господина и отца нашего...».

 

Пасхальные часы
(к оглавлению)

Они поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу: 1-й час после утрени, 3-й и 6-й часы — перед литургией и 9-й час — перед вечерней.

1-й час во всю Светлую седмицу начинается сразу после утрени. Священник произносит возглас: «Благословен Бог наш...» (11). Хор поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). «Воскресение Христово видев-ше...» (трижды). Ипакои: «Предварившия утро яже о Марии...». Кондак: «Аще и во гроб снизшел еси, Безс-мертне...». Тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог...». «Слава: Яко Живоносец, яко рая краснейший...». «И ныне: Вышняго освященное Божественное селение, радуйся...». «Господи, помилуй» (40 раз). «Слава, и ныне», «Честнейшую». «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь. Христос воскресе...» (трижды). «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Иерей творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...» (святые на отпусте не поминаются во всю седмицу).

Так же поются 3-й, 6-й и 9-й часы. Эти же песнопения поются вместо повечерия и полунощницы.

3-й и 9-й час начинаются возгласом священника: «Благословен Бог наш...», а 6-й и 9-й часы так же оканчиваются отпустом (см. кн. «Доследование в день святыя Пасхи»).

Во время пения часов в первый день Пасхи совершается проскомидия и бывает обычное каждение. Тотчас за часами совершается литургия святого Иоанна Златоуста (12).

 

Литургия
(к оглавлению)

Литургия в первый день Пасхи бывает «порану», «труда ради бденнаго». Начало литургии (13) такое же, как и пасхальной утрени. Диакон: «Благослови, владыко». Священник: «Благословено Царство...». Хор: «Аминь».

Затем священник перед престолом, имея в левой руке Крест и трисвечник, а в правой кадило, и диакон на горнем месте со свечой поют трижды тропарь: «Христос воскресе...». Хор трижды повторяет.

Далее священнослужители поют стихи: «Да воскреснет Бог...». Хор после каждого стиха поет один раз тропарь: «Христос воскресе...». Священник с диаконом в это время совершает каждение престола, алтаря, иконостаса и народа. При каждении народа священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе».

Возвратившись в алтарь и стоя у престола, священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор заканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Затем — мирная ектения и пение праздничных антифонов: «Воскликните Господеви вся земля...» (они поются во все дни Светлой седмицы).

Малый вход с Евангелием совершается не через царские врата, а как обычно (14). Входный стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» (произносится во все дни Светлой седмицы), и сразу хор поет тропарь: «Христос воскресе...», ипакои: «Предварившия утро...», «Слава, и ныне» - кондак: «Аще и во гроб...». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...» (15). Прокимен: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Затем — чтение Апостола (Деян., зач. 1) и Евангелия (Ин., зач. 1). Евангелие положено читать на разных языках, особенно на древних, в знак того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов (Мк. 16, 15). Диакон читает Евангелие обычно на славянском языке (16). После чтения Евангелия произносятся ектений сугубая и об оглашенных; заупокойной ектений не бывает (до вторника Фоминой седмицы).

Задостойник — ирмос 9-й песни: «Светися, светися, новый Иерусалиме...» с припевом «Ангел вопияше Благодатней...».

Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите». Перед причащением народа - диакон: «Со страхом Божиим...». Хор: «Христос воскресе...» (единожды). После причащения —  священник: «Спаси, Боже, люди Твоя...». Хор: «Христос воскресе...» (один раз). Священник: «Всегда, ныне и присно...», хор - «Христос воскресе...» (один раз), ектений: «Прости приемше...», возглас. Затем священник: «С миром изыдем» и — заамвонная молитва, после которой хор поет «Христос воскресе» (трижды). Священник: «Благословение Господне на вас...» и затем, после «Аминь», поет с диаконом в алтаре «Христос воскресе...» (до половины), а хор заканчивает. Отпуст — такой же, какой и на утрене, только с Крестом, без трисвечника (см. К.Никольский, с. 633).

Но если совершается крестный ход, а это бывает со второго дня Пасхи, то он совершается перед отпустом, то есть после слов: «Благословение Господне на вас...». Священники запевают в алтаре до половины «Христос воскресе», а хор продолжает: «И сущим во гробех...» — и сразу начинается крестный ход. Впереди несут фонарь, за ним - запрестольный Крест, иконы, хоругви, затем идут певцы и младшие священнослужители с артосами. Старшие несут Евангелие и икону Воскресения Христова. Диаконы идут впереди настоятеля со свечами и кадилами. Настоятель идет с Крестом и трисвечником и кропит народ святой водой. В это время хор поет пасхальные ирмосы. Евангелие читается с четырех сторон храма. Диакон произносит: «И о сподобитися нам...». Хор: «Господи, помилуй» (трижды), а затем «Премудрость, прости». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови Твоему». Священник возглашает: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи...» и читается Евангелие. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся, рцем вси». Хор поет «Господи, помилуй» (трижды). После чего священнослужитель кропит народ святой водой со словами: «Христос воскресе». Верующие отвечают: «Воистину воскресе». И так бывает перед каждым чтением Евангелия. По возвращении в храм на амвоне бывает сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...». Возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог...». Затем священнослужители запевают


«Христос воскресе...», а хор заканчивает «И сущим во гробех живот даровав» и отпуст (17).

По заамвонной молитве освящают артос по особому чину. <...>

По окончании литургии бывает христосование священнослужителей с народом. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ (содержащейся в нем скрытой) жизни. Яйцо же, окрашенное красной краской, напоминает нам о том, что наша жизнь возникла в недрах гроба и эта новая жизнь приобретена Пречистой Кровью Христа Спасителя.

Обычай дарить пасхальные яйца, по древнему Церковному Преданию, обязан своим началом св. Марии Магдалине, которая, представ пред императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе».

 

Чин освящения артоса
(к оглавлению)

В конце литургии в первый день Пасхи, после заамвонной молитвы, совершается освящение АРТОСА (в переводе с греческого «хлеб»). Артосом называется большая просфора с изображением на ней Креста или Воскресения Христова. В первый день Пасхи она полагается на аналое в храме (обычно у местной иконы Спасителя) и находится там всю Светлую седмицу. Во время крестного хода, который совершается каждый день (кроме первого) Светлой седмицы после литургии с Евангелием, иконами Воскресения Христова и Пречистой Богородицы, фонарем и хоругвями и пением канона Пасхи, обычно носят и артос, а в монастырях после литургии он переносится в трапезную при пении тропаря Пасхи. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, а потом он снова переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В пятницу Светлой седмицы вечером (то есть на субботу), артос раздробляется и раздается верующим в субботу после литургии для вкушения (прежде принятия обычной пищи).

Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Господом, и по Вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для Него и так представляли Его как бы присутствующим среди них. Вместе с тем артос напоминает нам, что Христос Спаситель Своей Крестной смертью и Воскресением соделался для нас истинным Хлебом вечной жизни (18).

Чин освящения артоса совершается следующим образом. На солее, на приготовленном аналое или столе, полагается артос (может быть их и несколько). По заамвон-ной молитве священник совершает каждение артоса. Диакон: «Господу помолимся». Священник читает молитву на освящение артоса (См. Требник, часть 2: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю...» (19). Хор: «Аминь».

Священник окропляет артос святой водой, произнося трижды: «Благословляется и освящается артос сей, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» (20).

Хор поет вместо: «Буди имя Господне...» — «Христос воскресе» (трижды). Затем священник: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь». Вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» - священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». И бывает отпуст литургии.

В первый день Пасхи также освящаются куличи, пасхи, яйца и «брашна мяс». Освящение яств бывает вне храма, так как по Уставу их запрещено вносить в храм. Священник читает молитву из Требника: «Во еже благословите брашна, мяса, во святую и великую Неделю Пасхи» - и затем окропляет яства святой водой. В это время поются песнопения пасхального канона.

Если освящение куличей и пасох совершается в Великую Субботу (до Светлой утрени), то пасхальных песнопений петь нельзя; следует петь тропарь Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный...».

 

Великая вечерня в первый день Пасхи
(к оглавлению)

Вечерня предваряется 9-м часом, который поется по пасхальному чину. В это время священник (а при соборном служении - предстоятель) облачается во все священнические одежды (21).

По окончании 9-го часа священник, став перед престолом с Крестом и трисвечником в левой руке и с кадилом - в правой, «знаменует (кадилом) крестовидно» и произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Затем следует начало, какое было на утрене и литургии, мирная ек: тения и стихиры на «Господи, воззвах».

Вход - с Евангелием. «Премудрость, прости», «Свете тихий...», «Вонмем», «Мир всем». Далее «Премудрость, вонмем» и поется великий прокимен, глас 7-й: «Кто Бог велий яко Бог наш. Ты еси Бог, творяй чудеса» (22). После прокимна диакон: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия...» и прочее.

Священник в царских вратах лицом к народу (23) читает Евангелие от Иоанна (зач. 65) - о явлении Господа Апостолам вечером в день Воскресения (Ин. 20, 19-25).

После Евангелия — сугубая ектения: «Рцем вси...», поется «Сподоби, Господи...» и просительная ектения. После стихир на стиховне поются стихиры Пасхи. Диакон произносит: «Премудрость». Священник: «Сый благословен...», хор: «Аминь. Утверди, Боже...». Священник: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор: «И сущим во гробех живот даровав». Священник с Крестом творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых...».

 

Уставные особенности богослужения на Светлой седмице
(к оглавлению)

Вся седмица, называемая Великой, или Светлой, есть как бы один великий светлейший праздник Пасхи (24). Отцы Церкви и церковные правила VI Вселенского Собора (66-е правило) повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, радуясь и торжествуя о Воскресшем Господе.

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах, в ознаменование того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу, и закрываются только в субботу перед 9-м часом.

Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день, но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после литургии. На утрене к каждой песни пасхального канона прибавляются Богородичны Феофана и Иосифа, напечатанные в Цветной Триоди.

Каждение священник совершает со свечой (или трисвечником) и Крестом, а малые ектений произносятся не после каждой песни, а только после 3-й, б-й и 9-й песни.

Литургия (25) совершается точно так же, как и в первый день: прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие - положены на каждый день Светлой седмицы особые. Причем Евангелие читается только одним диаконом.

Причастен во все дни - один и тот же: «Тело Христово приимите...».

В субботу после литургии разрезается и раздается молящимся артос. Перед этим читается молитва (из Требника) на раздробление артоса.

Вечерня предваряется пасхальным 9-м часом и имеет то же последование, что и в первый день, только на ней совершается вход с кадилом, а не с Евангелием. Еванге лие не читается. <............ >

Примечание. Если в Светлую седмицу (за исключении ем первого дня) случится праздник великого святого, например, св. великомученика Георгия (23 апреля) или храмовой праздник, то к песнопениям Пасхи присоединяяются стихиры, тропарь, канон и другие песнопения в честь святого. На вечерне читаются паремии, на утрене бывает полиелей, степенна - 1-й антифон 4-го гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя». Канонов два: пасхальный на 8 и святому на 6. Катавасия — ирмосы пасхального канона. Великого славословия не бывает. По 9-й песни - светилен Пасхи. «Слава» - святого. «И ныне» - Пасхи. На хвалитех стихиры воскресные - 3, глас 2-й и святому 3, глас 2-й. Стихиры Пасхи со стихами их. «Слава» — святому, <  >

«И ныне» - «Воскресения день...», «Христос воскресе...» (трижды). «Слава» — тропарь святому, «И ныне» — Богородичен воскресный 4-го гласа. Ектения и отпуст Пасхи с Крестом, как в первый день (поминается святой) (26). На литургии Апостол, Евангелие и причастен дню и святому.

Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы «Живоносный (Живоприемный) Источник». На вечерне и утрене присоединяются особые стихиры в честь Богородицы, а на утрене - канон Никифора Каллиста (XIV в.). На литургии прокимен, Апостол и Евангелие дня и Богородице.

После литургии обычно совершается освящение воды. Порядок таков (из опыта освящения воды в Троице-Сергиевой Лавре). После пасхального литургийного отпуста священнослужители выходят к сосудам с водой и диакон произносит: «Благослови, владыко». Возглас священника: «Благословен Бог наш...» и священнослужители поют трижды «Христос воскресе», а затем стихи: «Да воскреснет Бог...».

В это время совершается малое каждение. Затем «Бог Господь», тропарь «Еже радуйся...» и т.д. При погружении Креста в воду поется не «Христос воскресе», а «Спаси, Господи, люди Твоя...». И сразу бывает крестный ход.

По другой практике освящение воды совершается после заамвонной молитвы. Хор поет (трижды) «Христос воскресе». Настоятель произносит возглас: «Благословение Господне на вас...» и сразу хор поет: «Еже радуйся...» и т.д.

 

Неделя Антипасхи (Фомина)
(к оглавлению)

Светлая седмица заканчивается воскресеньем, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхою (в переводе с греческого — «вместо Пасхи»). В Уставе Неделя Антипасхи именуется еще Новой, так как в этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, то есть воспоминаются те события, при которых Христос являлся женам-мироносицам, апостолам. В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. (В воспоминание этого события сама Неделя Антипасхи получила еще название «Неделя о Фоме»).

Наименование «Фомина воскресенья» Новой Неделей указывает и на необходимость нашего собственного внутреннего духовного обновления. Уже в тропаре праздника явившийся Фоме воскресший Господь прославляется, как «всех Воскресение», как Тот, Кто обновляет в нас «дух правый»: «дух правый теми (то есть Апостолами), обновляя нам...».

Крест Христов завершился преславным Воскресением Господа, «отгнавшим мрачную зиму нашего греха», соделавшим нас «новою тварью». Наступила весна обновления душ наших.

Вся служба в Неделю Фомину побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды - Христу и, укрепив в себе веру, вместе с Фомой искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой».

 

Уставные особенности богослужения в Неделю Антипасхи
(к оглавлению)

<...> Богослужение посвящено, главным образом, воспоминанию явлений воскресшего Христа Апостолам, в том числе и апостолу Фоме. В Уставе сказано, что в Неделю (воскресенье) Антипасхи, подобно тому, как в двунадесятые праздники, воскресные песнопения Октоиха не поются, но вся служба - праздника (по Триоди). Не поются и пасхальные песнопения: кроме ирмосов Пасхального канона на катавасии.

Начиная с Фомина воскресенья, возобновляется на службах стихословие Псалтири, всенощное бдение, часы, литургия и все будничные службы (за исключением некоторых особенностей) совершаются обычным порядком.

В начале великой вечерни в Неделю Антипасхи, перед шестопсалмием и после начального возгласа литургии поется тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды).

На утрене - «Бог Господь...» и тропарь праздника «Запечатану гробу...» (трижды). По полиелее тропари «Ангельский собор...» не поются, а сразу величание:

«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго» (27).

Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе». Евангелие от Матфея, зач. 116. После Евангелия -«Воскресение Христово...» (трижды). «Слава: Молитвами Апостолов...», «И ныне: Молитвами Богородицы...», «Помилуй мя, Боже...», «Воскрес Иисус от гроба...».

Канон праздника Антипасхи: «Поим вси людие...». Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Катавасия - ирмосы канона Пасхи: «Воскресения день...».

На 9-й песни «Честнейшую» не поется; диакон, совершая обычное каждение перед местным образом Божией Матери, запевает ирмос: «Тебе светлую свещу». Хор продолжает: «И Матерь Божию, пречудную славу и высшую всех тварей, песньми величаем». <...>

На литургии - изобразительны. По входе — тропарь: «Запечатану гробу...». «Слава, и ныне» - кондак: «Любопытною десницею...». Прокимен: «Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа». Стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом; Богови нашему да усладится хваление». Апостол - Деяния, зач. 14.

Евангелие от Иоанна, зач. 65. Задостойник - «Ангел во-пияше Благодатней...», «Светися, светися...».

В конце литургии вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь «Христос воскресе...» (один раз). По возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже...» — «Христос воскресе...» (трижды).

Этот тропарь поется трижды только в конце литургии.

Отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог...». Этот же отпуст бывает и на утрене во все дни до отдания Пасхи.

Неделя Антипасхи имеет попразднство, которое продолжается до субботы, в субботу - отдание. В течение всей Фоминой седмицы тропарь, кондак, прокимен и причастен - праздника (Недели Антипасхи) и святому.

В Фомино воскресенье вечером совершается великая вечерня, которая предваряется 9-м часом. После начального возгласа чтец читает (трижды) тропарь: «Христос воскресе...», Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся...» и прочее последование 9-го часа.

На вечерне кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса».

После прокимна - сугубая ектения, «Сподоби, Господи...» и просительная ектения. Далее — обычное последование великой вечерни. По «Ныне отпущаеши...» — тропарь святому Минеи, «Слава, и ныне» — тропарь праздника: «Запечатану гробу...». В прочие воскресные дни вечером (до Пятидесятницы) вечерня бывает без входа и великого прокимна - обычная.

 

Радоница
(к оглавлению)

Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием «РАДОНИЦА»). В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения и после литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

В храме Московской духовной академии, по установившейся практике, в этот день на утрене, по 6-й песни канона и малой ектений, священнослужители выходят на середину храма и поминают усопших, а после утрени совершается заупокойная лития.

После литургии бывает великая панихида. Порядок ее следующий. Начальный возглас: «Благословен Бог наш...», «Христос воскресе...» (трижды), стихи: «Да воскреснет Бог...» с пением тропаря: «Христос воскресе...» (28). В это время - малое каждение. Мирная заупокойная ектения. Затем пасхальный канон (ирмосы без тропарей, без припева: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»). После 3-й песни — малая заупокойная ектения и ипакои: «Предварившия утро...». По 6-й песни - малая заупокойная ектения, кондаки «Со святыми упокой...» и «Аще и во гроб...». По 9-й песни — малая заупокойная ектения. Затем: «Плотию уснув...» и воскресные тропари: «Благословен еси, Господи...», «Ангельский собор...». Совершается полное каждение. Далее — стихиры пасхи, сугубая заупокойная ектения, «Премудрость», «Христос воскресе...» (трижды). Затем священнослужители запевают до половины «Христос воскресе...», а хор заканчивает, и бывает отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш...». Далее диакон возглашает: «Во блаженном успении...». Пением «Вечной памяти» служба заканчивается.

Поминовение усопших совершается в этот день также на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».

С Фоминой Недели начинается обычное поминовение усопших каждый день (панихиды, третины, девятины, сорокоусты и прочее), а также совершается таинство Брака.

 

Общие уставные особенности служб от Фоминой Недели до отдания Пасхи
(к оглавлению)

В состав недельных (воскресных) богослужений от Недели Фоминой до Пятидесятницы входят песнопения:

1) пасхальные, 2) воскресные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песнопения собраны и помещены последовательно в Цветной Триоди.

Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом «Пасха», например: «канон Пасхи». Воскресные песнопения обозначаются словом «воскресны», например: «стихиры воскресны».

Песнопения Триоди обозначаются словами: «Триодь», «праздника», «праздника Триоди», «настоящия Недели», или названием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого или словом «дне», например: «седален дне».

Но после Преполовения (то есть в дни попразднства Преполовения, которое продолжается семь дней) слово «праздника» указывает на песнопения Преполовения, а не Недели о расслабленном или о самаряныне.

Во все Недели (воскресенья) Цветной Триоди Минея оставляется, за исключением служб св. великомученику Георгию, св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, святителю Николаю и храмового праздника. Службы остальным святым (полиелейным и бденным) совершаются на повечериях.

В седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду предваряют песнопения Минеи.

 

Уставной порядок пения и чтения тропаря «Христос воскресе...»
(к оглавлению)

От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начинаются (после возгласа иерея) троекратным пением или чтением тропаря: «Христос воскресе...».

Так, в начале всенощного бдения «Христос воскресе...» поется трижды священнослужителями, причем третий раз они поют половину тропаря, а хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Перед шес-топсалмием после возгласа: «Благословение Господне на вас...» этот тропарь трижды поет хор.

На литургии, после возгласа: «Благословено Царство...», — священнослужители в алтаре поют два с половиной раза тропарь: «Христос воскресе...», а хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». (Царские врата в это время открываются).

На литургии только вместо «Видехом свет истинный» поется «Христос воскресе» (один раз), а в остальном литургийная служба обычная. Например, после возгласа: «Со страхом Божиим...» хор поет: «Благословен грядый во имя Господне...». После возгласа: «Всегда, ныне и присно...» - поется песнопение «Да исполнятся уста наша...». Но в конце перед отпустом по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...» - поется: «Христос воскресе...» (трижды, скоро). Но это только в конце литургии.

В конце всех прочих служб (вечерни, утрени и др.) перед отпустом, после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» — конец обычный: «Слава, и ныне» и прочее.

Тропарь «Христос воскресе...» поется также в начале молебна, панихиды, Таинства крещения, отпевания и других служб.

На воскресной всенощной - стихиры Пасхи с припевами «Да воскреснет Бог...» поются только после стиховной стихиры великой вечерни, причем первая стихира воскресная, а затем пасхальные. Далее на «Слава» поется стихира воскресная, на «И ныне» — пасхальная: «Воскресения день и просветимся торжеством...». Тропарь «Христос воскресе...», входя в последнюю стихиру как заключение, поется только один раз. На утрене стихиры Пасхи не поются. На седмичных днях стихиры Пасхи не поются вовсе.

На воскресных всенощных после прочтения Евангелия трижды поется «Воскресение Христово видевше...». В седмичные дни на утрене «Воскресение Христово видевше...» поется (после кафизмы) один раз.

Канон Пасхи с Богородичными (в соединении с каноном Цветной Триоди) поется в Недели: жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К Богородичным тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Заключительное «Христос воскресе...» (трижды) в конце каждой песни не поется).

9-я песнь поется следующим образом. После катавасии 8-й песни - сразу ирмос 9-й песни: «Светися, свети-ся...», припев «Христос воскресе из мертвых...» и тропарь «О Божественнаго, о любезнаго...», затем тот же припев и тропарь: «О, Пасха велия...»; после этого -Богородичны тропари с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас» и затем читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

После канона — светильны Пасхи и Триоди.

В седмичные дни канон Пасхи не поется (29), но в полиелейные праздники на катавасии поются только ирмосы Пасхи. Указание Типикона относительно пения в седмичные дни (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) «канона праздника» следует понимать в том смысле, что в эти дни поется из Цветной Триоди канон настоящей Недели (Фоминой, жен-мироносиц и т.д.) или Преполовения (от праздника Преполовения до отдания его) (30).

Во все Недели (воскресенья) до отдания Пасхи «Честнейшую» не поется, после катавасии 8-й песни сразу следует ирмос 9-й песни. Но в седмичные дни «Честнейшую» поется.

Ексапостиларий «Плотию уснув» поется в тех же Неделях, когда поется и канон Пасхи. Во время пения канона и ексапостилария царские врата открыты.

На 1-м часе принято петь вместо «Взбранной Воеводе...» кондак: «Аще и во гроб...».

В воскресные и седмичные дни — в период пения Цветной Триоди — на литургии поются изобразительны.

После малого входа (в воскресенья) - тропарь воскресный, «Слава» — кондак Триоди, «И ныне» — кондак Пасхи. Вместо «Достойно» — «Ангел вопияше...», «Светися, светися...».

Причастен Пасхи — «Тело Христово приимите...» (во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и праздника Преполовения с его попразднством).

В воскресные и седмичные дни - отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш...». Пасхальный отпуст произносится только после литургии в день отдания Пасхи.

Земные поклоны во время богослужения до дня Святой Троицы Устав отменяет.

 

Особенности богослужений от Недели святых жен-мироносиц до отдания Пасхи
(к оглавлению)

Всего недель до отдания Пасхи - шесть, а до Пятидесятницы - семь.

1-я Неделя - Пасхальная, 2-я - Фомина, 3-я - святых жен-мироносиц, 4-я - о расслабленном, 5-я - о самаряныне, б-я - о слепом, 7-я - святых отцев Первого Вселенского Собора.

По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению

Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа Своим ученикам и апостолам.

 

Третья Неделя — святых жен-мироносиц
(к оглавлению)

Третья Неделя по Пасхе носит название святых жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в третью Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, которого удостоились увидеть первыми жены-мироносицы.

Из всех близких ко Господу учеников особенно трогательными чертами описываются в богослужении этой недели святой подвиг, преданность и любовь к своему Учителю и Господу святых жен-мироносиц.

«Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете?»

Пример жен-мироносиц показывает, что много тепла, ласки и любви Господь вложил в душу женщин, которые благодаря этому способны на великие дела любви и самопожертвования, если будут жить во Христе и со Христом, как заповедует Апостол, «в неистлении кротка-го и молчаливаго духа» (1 Пет. 3, 4) (31).

Евангелие, читаемое на утрене (Мк., зач. 71) и на литургии (Мк., зач. 69) этой Недели и повествующее о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам, поучает нас, что вера и усердие не остаются без вознаграждения - ищущие скорее находят. Усердие мироносиц к Спасителю было, прежде всего, вознаграждено и радостной им вестью о воскресении Его, и явлением Воскресшего. А «поступок благоразумного Иосифа, положившего тело Господа в новом гробе, — говорит св. Григорий Нисский, — да будет для нас правилом, чтобы мы, получив Дар Тела и Крови Христовых, не полагали их во гробе сердца, исполненном мертвых костей и всякой нечистоты».

На утрене этой Недели после пения «Бог Господь» поются песнопения Великой Субботы - три тропаря: «Егда снизсшел еси к смерти...» (дважды), «Слава: Благообразный Иосиф...», «И ныне: Мироносицам женам...».

 

Четвертая Неделя — о расслабленном
(к оглавлению)

В эту Неделю Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Господом Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы.

Вместе с тем, в исцелении расслабленного мы видим благовестие о силе и славе Христа распятого и воскресшего, Который озарил вселенную светом Своего Воскресения и для всех Он - «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1, 23-24).

Вместе с воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона прославляется еще св. Архистратиг Михаил, потому что Евангелие о расслабленном благовествует о возмущении Ангелом Господним воды в купальне Силоамской.

В среду 4-й седмицы празднуется ПРЕПОЛОВЕНИЕ Пятидесятницы. В этот день воспоминается то событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумевается благодатное учение Христово и благодатные Дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения:

«Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне, и да пиет. Источ ниче жизни наглея, Христе Боже, слава Тебе».

Вся служба праздника Преполовения совершается по Триоди. Накануне Преполовения совершается великая вечерня, на которой стихословится не «Блажен муж», а рядовая кафизма, на вечерне бывает вход с кадилом и читаются три паримии. На утрене полиелея нет, а только поется великое славословие. Канон по Триоди. Канон Пасхи не поется. Катавасия: «Море огустил еси». Вместо «Честнейшую» (на утрене) и вместо «Достойно» (на литургии) поется не «Светися, светися», а ирмос 9-й песни канона: «Чужде матерем девство...». В этот день после литургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание Божественного учения о живой воде благодати Святого Духа, соответственно евангельскому учению.

Преполовение празднуется восемь дней. Отдание - в среду 5-й седмицы. В отдание на литургии поется задостойник:

 

«Чужде матерем девство». Но в промежуточные дни между Преполовением и его отданием — задостойник: «Ангел вопияше» и «Светися, светися».

 

Пятая Неделя — о самаряныне
(к оглавлению)

В этот день святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женой-самарянкой (Ин., зач. 12).

В службах этой недели говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой, дивным неотразимым обаянием Своего Лица совершенно перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращая на прямой истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», подавшего ей воду жизни, и, «напившись обильно водой Премудрости Божией», унаследовала Царство Небесное и явилась «приснославной» (32).

Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник - службы попразднства Преполовения, а в среду — отдание Преполовения.

 

Шестая Неделя — о слепом
(к оглавлению)

В эту Неделю воспоминается дарование слепорожденному зрения Спасителем в Иерусалиме (Ин., 9, 1-38) в третий год Его Евангельской проповеди, в праздник куплей, или праздник обновления храма (Ин. 7, 2; 10, 22). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также открывает Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света Податель от Света сый Свет» (33). Богослужебные песнопения отмечают и второе чудо — чудо духовного прозрения слепого, чудо постепенного нарастания веры исцеленного в Господа Иисуса Христа. Песнопения службы о слепом, составленные богодухновенными отцами, проникнуты глубокими мыслями и разнообразными святыми чувствами.

«Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый (34).

 

Отдание Пасхи
(к оглавлению)

ОТДАНИЕ ПАСХИ совершается в среду б-й седмицы по Пасхе. Одновременно начинается предпразднство Вознесения (предпразднство только один день).

Служба отдания совершается подобно тому, как и в Господские двунадесятые праздники. В последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени и литургии бывает то же, что и в Светлую седмицу: священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит пред престолом начальный возглас и затем поет стихи: «Да воскреснет Бог...» и прочее. Но отпуст пасхальный бывает только после литургии: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...» с воспоминанием святого этого дня, а в конце других служб — воскресный обычный.

В отдание Пасхи поются также и песнопения, пред-празднствованные Вознесению Господню.

На утрене после кафизмы поется обычное во все дни святой Пасхи «Воскресение Христово видевше». Канонов три: пасхальный, Недели о слепом и предпразднства Вознесения.

На 9-й песни «Честнейшую» не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами, как на первый день Пасхи, и после канона — ексапостиларий пасхальный: «Плотию уснув» (дважды), а второй — ексапостиларий из службы Недели о слепом.

Часы поются обычные (трипсалмные), а не пасхальные.

После литургии священнослужители снимают Святую Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого Уставом не положено.

Примечания.


1. Пасхальный канон, песнь I, ирмос.

2. Никольский К. Церковный устав. с. 624.

3. Свящ. А. Неаполитанский. Церковный устав. с. 102.

4. К этому времени несущие запрестольный Крест, хоругви, фонари и образ Воскресения должны стать в известном порядке напротив царских врат, вблизи солеи, сюда же становятся певчие. (Обычно несущий фонарь становится - еще в конце полунощницы далеко от солеи — почти на середине храма; перед ним, ближе к солее, становится несущий Крест, еще ближе к солее — несущие хоругви и свещеносцы с большими свечами; около самой солеи - певцы). Все стоят сначала лицом к востоку, а когда начинается крестный ход, то сразу все обращаются на запад и спокойно идут попарно, затем диаконы с кадилами, священники (младшие). За священниками посредине идет настоятель с трисвечником и Крестом в левой руке и с кадилом в правой, за ним справа — старший диакон со свечой.

5. У закрытых западных дверей участники крестного хода становятся лицом на запад. Настоятель становится напротив образа Воскресения Христова лицом на восток.

6. См.: Типикон, «Во святую и великую Неделю Пасхи».

7. В древнейших уставах Греческой и Русской Церквей ничего не говорится о крестном ходе вокруг храма. В древности пасхальная утреня начиналась или непосредственно в притворе, из которого уже потом переходили в храм для пения утрени, или священник выходил в притвор из алтаря через северные двери, или же прямо через западные, и в притворе начинал утреню. Так было и у нас до появления Иерусалимского Устава. Нынешний порядок начала утрени получил свое происхождение в XV в., а окончательно утвердился в богослужебной практике Русской Церкви в XVII в. по обычаю Церкви Иерусалимской, где крестный ход перед началом пасхальной утрени завершается в кувуклии. В остальных Восточных Православных Церквах начало пасхальной утрени сходно с порядком, изложенным в Типиконе и древнейших греческих богослужебных книгах.

8. Объяснение пасхального канона см. в статье проф. М. Скабаллановича. Журнал «Проповеднический листок», 1913, N 1. (Имеется отдельный оттиск).

9. Никольский К. Цит. соч. с. 630; Богослужебные указания на 1949 г. с. 100.

10. Этот отпуст бывает на утрене, литургии и вечерне во всю Светлую седмицу. Святые храма, дня и даже составитель литургии не поминаются (см.: Богослужебные указания на 1958 г. с. 125).

11. Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. с. 655. Срав.: Неаполитанский А. Церковный устав. с. 104. Но Типикон не предписывает возгласа перед первым часом.

12. Священник, служащий литургию вместе с утреней в первый день Пасхи, должен совершать входные молитвы перед полунощницей или непосредственно после нее, а затем облачаться (читая положенные молитвы) в полное облачение.

Что касается содержания входных молитв, то ввиду того, что первое место в них занимают покаянные тропари, рекомендуется в дни св. Пасхи по обычаю большинства монастырей совершать входные молитвы по следующему чину: после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе» читать из последования часов: «Предварившия утро...», «Аще и во гроб», «Во гробе плотски», «Слава: Яко живоносец...», «И ныне: Вышняго освященное Божественное селение...», а затем из обычных входных молитв обязательно читать «Пречистому Твоему образу...», «Милосердия сущи источник...» и «Господи, ниспосли руку Твою...». И так во всю Светлую седмицу перед литургией (см. Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. Вып. I. Киев. 1903. с. 177 — 178; 181-182).

13. Ввиду того, что до Пятидесятницы молитву «Царю Небесный» употреблять за богослужением не полагается, вместо этой молитвы перед началом литургии на Светлой седмице священнику рекомендуется читать трижды тропарь «Христос воскресе», а от Фоминой недели до отдания Пасхи также добавлять: «Слава в вышних Богу» и «Господи, устне мои отверзеши...». От Вознесения до Троицы обычно читают вместо «Царю Небесный» — «Святый Боже...».

14. Примечание. Если служит епископ, то все выходы из алтаря и входы в него на Светлой седмице совершаются не через царские врата, а через боковые, то есть как в обычное время.

15. На литургии антифоны, входный стих и «Елицы...» во все дни Светлой седмицы бывают, как на Пасху (см.: Типикон. 1-й день Пасхи).

16. О порядке чтения Евангелия на разных языках — см.: подробные указания у В. Розанова («Богослужебный Устав») и К. Никольского. Цит. соч., а также в Богослужебных указаниях на 1949 и на 1950 гг. Вып. II. Изд. Московской Патриархии.

Настоятель по Уставу должен читать Евангелие перед престолом — лицом к востоку. Диакон — на амвоне также лицом к востоку. Кроме того, по Уставу положено перед каждым чтением Евангелия ударять один раз в колокол, а по прочтении всего Евангелия — во все колокола. (Типикон, гл. 50; К. Никольский. Цит. соч. Литургия в день Св. Пасхи. с. 631-632; В. Розанов. Цит. соч. Литургия в день Св. Пасхи. с. 656-657).

17. Такое окончание литургии бывает во все дни Светлой седмицы. Отпуст священник совершает с Крестом в руках, как и на утрене, и осеняет им народ.

18. О значении артоса см. в «Молитве на благословение артоса».

19. Молитва помещена также в Богослужебных указаниях на 1949 г. Изд. Московской Патриархии.

20. Требник. Часть 2. К. Никольский. Цит. соч. с. 634.

21. Если служит архиерей, то он облачается на кафедре, как перед литургией, диакон читает положенные на облачение молитвы. Священнослужители, облачившись в фелони, в преднесении Креста наблюде, встречают архиерея, как перед литургией. Диакон с кадилом и трикирием произносит: «Премудрость». Хор поет: «Ангел вопияше...» и «Светися, светися...», после чего возглас на 9-й час.

22. На каждой вечерне во всю Светлую седмицу бывает свой великий прокимен (см.: Служебник и Триодь Цветная).

23. К. Никольский. Цит. соч. с. 633.

24. В Типиконе, «В понедельник Святыя седмицы на утрени» сказано, что иеромонах облачается только в мантию и епитрахиль, а иерей - в фелонь, и так совершают утреню во всю Светлую седмицу. На практике на утреню предстоятель облачается в полное облачение, как для совершения литургии. (См. с. Булгаков. с. 583).

25. Так как по Уставу, в Пасхальную седмицу не отправляются обычные седмичные службы, посвященные в каждый день седмицы особым святым и священным воспоминаниям, то священнику и диакону, готовящимся к служению литургии, нет основания вычитывать обычные каноны (бесплотным Силам, св. Иоанну Предтече и другим), назначаемые церковным Уставом для правила ко Св. Причащению. Обычно в Пасхальную седмицу священник и диакон вычитывают вечером Пасхальный канон (вместо канона Иисусу Сладчайшему), канон ко Св. Причащению и пасхальный 1-й час (вместо вечерних молитв). Утром — пасхальный 1-й час и молитвы ко Св. Причащению.

26. Богослужебные указания на 1956 г. с. 156.

27. К. Никольский. Цит. соч. с. 641; Ирмологий. «Псалмы избранные». с. 209.

28. Во время пения этих стихов священник совершает каждение с пасхальным трисвечником.

29. Относительно пения пасхального канона следует заметить, что он поется на утренях только 12 раз в году, а именно: во все семь дней Пасхальной седмицы, в Недели: жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне и о слепом, а также в отдание Пасхи.

30. Подробнее о соединении служб Триоди и Минеи в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пятидесятницы см.: Богослужебные указания на 1950 и 1951 гг. Вып. И.

31. О мироносицах. М. Скабалланович. Служба в Неделю святых жен-мироносиц.

32. Неделя о самаряныне, 2-й канон, 1-й тропарь 1-й песни; тропарь и 2-й кондак 3-й песни.

33. Неделя о слепом. Синаксарь.

34. Кондак Недели о слепом.

 


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог