На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЛЕКЦИИ
ПО ЛИТУРГИКЕ

Введение во храм Пресвятой Богородицы
(21 ноября ст. стиля)

 

Святоотеческое и литургическое освещение праздника

Пречистая Богоотроковица Мария до трех лет жила в Назаретском доме Своих родителей. Когда же Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу о принесении Ему в дар предивно родившейся Дочери. Они созвали в Назарет родственников, пригласили в свой дом также назаретских девиц и приготовили много свечей. Ко дню путешествия в Иерусалим Анна украсила Пречистую Марию с царским великолепием1. Об этом сохранились свидетельства в словах древних святых отцов Церкви2. Так, святой Иаков, архиепископ Иерусалимский, в слове на Рождество Пресвятой Богородицы от лица Иоакима говорит: «Призовите чистых еврейских дочерей. Пусть возьмут зажженные свечи». Святой Герман, Патриарх Константинопольский, в уста праведной Анны влагает слова: «Я воздаю Господу ныне обеты, изреченные мною в скорби. Ради того я собрала девиц со свечами, призвала священников и родных и всем говорю: «Все сорадуйтесь со мною. Сегодня и я явлюсь, как мать, приводя мою Дочь не земному царю, но Небесному Богу».

О царском украшении Богоотроковицы блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, замечает: «Надлежало, чтобы введение во храм Божественной Отроковицы и многоценной жемчужины было достойно Её. Следовало одеть Ее в царскую одежду на славу»1.

После соответствующей подготовки к путешествию Иоаким и Анна торжественно повели свою святую Дочь в Иерусалим. Шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха.

Лик дев с зажженными свечами шел впереди процессии. За ними следовали Иоаким и Анна и вели за руку Преблагословенную Дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые2. Девицы-свещеносицы напоминали великолепный звездный круг и светоношением и любовью выражали почтение к приводимой Небесному Царю Марии. По словам святых отцов, Богоотроковице на пути в Иерусалим, по Божию велению, незримо сопутствовали бесплотные Ангелы и окружали Её. Об этом свидетельствует св. Георгий, архиепископ Никомидийский. «Ангелы и премирные силы, — говорит он, — окружали Деву. Хотя они еще не ведали силу тайны, но как слуги, по Господню повелению, служили Ей. Их удивляло ношение Девою знаков вечной чистоты и неприближение к Её плоти никакой греховной скверны»3.

Во все продолжение путешествия девицы, шедшие впереди Богоотроковицы, пели Давидовы псалмы, а праведные Иоаким и Анна многократно вспоминали слова псалма: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей, ибо Он — Господь твой. И ты поклонись Ему» (Пс. 44, 11—12).

Наконец, процессия достигла Иерусалимского храма. Навстречу ей с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией4. Праведная Анна подвела святую Марию к самому церковному входу и сказала Ей: «Иди, Дочь, к Богу, давшему мне Тебя, — благосердому Владыке. Войди в Господню Церковь, Радость и веселие мира»1. Затем, обращаясь к Захарии, своему родственнику, Анна сказала: «Приими, Захария, непорочный ковчег и кадильницу невещественного Угля — мою Богодарованную Дочь. Введи Ее в гору святыни, в уготованное Ей Божие жилище, пока Бог не изволит совершить определенное о Ней»2.

Входом в Иерусалимский храм, как известно, служила площадка, к которой вели с земли пятнадцать ступеней по числу пятнадцати степенных псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами3. Иоаким и Анна поставили Отроковицу на первой ступени. На прочие же 14 ступеней Она взошла Сама и очень быстро без всякой поддержки стала на верху церковного помоста, укрепляемая невидимой Божией силой. Такому восхождению, доступному только взрослым людям, удивились все присутствующие и особенно св. Захария. Как исполненный Святого Духа пророк, он сказал Анне: «Благословен твой Плод, жена; преславны твои ложесна и Приведенная тобою»4.

После того он взял за руку святую Марию и повел Ее во святилище со словами: «Гряди, Свет для лежащих во тьме, новое и Божественнейшее дарование. Войди в радость, в Церковь Господа Твоего: теперь — в земную, позже — в горнюю». Богоотроковица же шла по дому Господню, как по чертогу, с великой радостью и играя. Малая возрастом, Она была уже благодатно совершенна5.

Из святилища Захария, к удивлению всех, повел Ее за вторую завесу храма, то есть во Святое святых, и там указал Ей место молитвы. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, где впоследствии Захария и был убит6. Только одной Богоотроковице Марии, со времени Ее введения, было позволено Захарией на всякий час входить для молитвы за вторую завесу, во внутренний алтарь. Причиной такого непонятного многим нарушения Моисеева закона о Святом святых было следующее. Захария, по внушению Божию и просвещению благодатию, вдруг уразумел тогда, что символическое нахождение кивота Завета во Святая святых собственно обозначало постоянное стояние там на молитве Живого Кивота Божия — Пресвятой Марии. В силу этого откровения он без всякого сомнения и колебания и вопреки закону ввел сюда Пречистую1.

Иоаким и Анна завершили торжество приведения Богоотроковицы на жительство в храм принесением жертв и всесожжением. Вслед затем, благословленные Первосвященником, они возвратились в назаретский свой дом со всеми родственниками, веселясь духом и благодаря Бога за все2.

Пресвятая Мария в начале своей жизни при храме была помещена в здании для девиц. В разъяснение этого замечания необходимо сказать, что Иерусалимский храм имел много жилых помещений, примыкающих к церковной стене с внешней ее стороны. Расположенные кругом с небольшими промежутками, эти помещения представляли из себя трехэтажные здания, равные высотой церковной стене. Внутри каждого здания имелись удобные для жилья комнаты. Упомянутые столпообразные сооружения как бы подпирали и утверждали ограду храма и были заселены посвященными Богу девами, вдовицами, хранившими до кончины свою чистоту по обету, назореями, жившими без супругов. Все, служившие Господу при храме, получали пропитание из церковных средств. Среди церковных помещений были и такие, в которых находили приют странники и пришельцы, собиравшиеся в Иерусалиме из разных стран на поклонение Богу3.

К Пречистой Отроковице Марии, помещенной в обители дев, были приставлены старше Ее по годам девицы, искусные в знании Священного Писания и рукоделии. Они учили Ее читать священные книги, прясть шерсть и лен, вышивать шелками, ткать и шить священные одежды.

Иоаким и Анна нередко посещали свою Преблагословенную Дочь. Чаще же всех приходила одна праведная Анна, чтобы укреплять Ее дух в Боге и приучать Закону Господню. В короткое время Пречистая Отроковица изучила Священное Писание Ветхого Завета и постигла все искусство рукоделия. Поучение в Писании было Ее любимым занятием. В свободное от молитвы и чтения слова Божия время Она выполняла задания по рукоделию, относившиеся к нуждам храма и священнического служения.

Образчиком Ее умения шить и ткать может служить, например, хитон без швов, впоследствии изготовленный Ею для Господа Иисуса Христа1.

Пречистой Деве, наравне с прочими девицами, была подаваема от храма пища. Но Она, питавшаяся небесным хлебом, раздавала Свою часть церковного продовольствия нищим и убогим2. В обители девиц Ей было отведено особое место для отдыха. Молилась же Она всегда во Святая святых, где и принимала от Архангела Гавриила странную и нетленную пищу3. По мере возрастания Пресвятая Дева упражнялась более в молитве, чем в рукоделии, и нередко целые ночи и большую часть дневного времени молилась во Святая святых. Только для рукоделия и кратковременного сна Она приходила в помещение девиц. На этом основании некоторые отцы и учители Церкви говорили, что Богоотроковица Мария до двенадцатилетнего возраста имела пребывание во Святая святых.

Порядок Ее жизни в храме, между прочим, описал блаженный Иероним Стридонский в послании к Илиодору. Он отмечает, что Блаженная Дева при церкви вела образ жизни строго упорядоченный. С утра до третьего часа дня Она стояла на молитве; с третьего до девятого часа упражнялась в рукоделии и чтении книг; с девятого часа снова начинала молиться и не прекращала молитвы, пока Ей не являлся Ангел с пищей. Таким образом, Она все более и более возрастала в любви к Богу4 и восходила от силы в силу. Ее дух Божией благодатью быстро развивался и укреплялся. По мере усовершения Ее молитвы и умножения подвигов трудолюбия в Ней умножались дары Святого Духа. Она, явно для многих, восходила от силы в силу, пока Сила Вышнего не осенила Ее к зачатию воплощающегося Бога Слова.

Очевидцем явления Ей Ангела с пищей многократно был сам святитель Захария5. Однажды по обычаю священнического служения он, находясь в алтаре, видит: с Девою беседует и подает Ей пищу некто, странный видом. То был явившийся Пречистой Деве Ангел.

Удивился Захария и помышлял в себе: «Кто это в ангельском образе беседует с Девой, невещественный естеством подает Ей корзину с пищей для тела? Здесь ангелы являются одним священникам, и то не часто. А к такой юной Девице пришествие Ангела совершенно необычно. И что он Ей благовествует, какую приносит пищу, из какого берет хранилища и кто ее готовит? Что это значит? Ужели на Ней сбудутся пророческие речения? Не от Нее ли примет человеческое естество Хотящий прийти для спасения нашего рода? Если эта Дева послужит тому таинству, то как блажен дом Израилев, от которого проросло такое семя! Насколько славна память родивших Ее! И я блажен, насыщаясь созерцанием такого видения и украшая в Невесту Слову такую Деву!»1

По словам блаженного Иеронима, Архангел Гавриил, ежедневно являясь Пречистой Марии с пищей (то один, то с другими Ангелами), часто с Ней беседовал и был Ее неотступным хранителем. Благодатная беседа с Ангелами укрепляла Ее все более и более в желании ангельской чистоты и вечного девства2. Так предпочтением девства супружеству и молитвенным служением Богу день и ночь Пречистая Дева постепенно уготовила Себя в обитель Богу Слову.

История Введения во храм Пресвятой Богородицы, излагаемая в церковных песнопениях и канонах, представляет святоотечески выверенное и принятое всей Православной Церковью древнее предание. В числе авторов тропарей и стихир на данный праздник упоминаются имена св. Георгия, архиепископа Никомидийского, Леонта Маистора, Сергия Агиополита и Василия, составившего второй канон на утрени. Названные авторы связывают историю «Введения» с библейскими пророчествами Ветхого Завета. При этом они опускают в повествовании многие мелкие фактические детали освещаемого события, останавливаясь исключительно на одних существенных моментах.

Св. Георгий, архиеп. Никомидийский, вносит в свой канон на Введение диалогическую беседу праведной Анны с великим священником Захарией. В этой беседе он приводит собственно общебогословские рассуждения о величии Пресвятой Богородицы. Догматическая же терминология св. Георгия — явно позднейшего происхождения. Сделать упомянутую вставку его побудило свидетельство предания о действительном озарении Захарии Святым Духом перед введением Богоотроковицы в храм. Сам диалог был необходим святителю Георгию как переход к дальнейшему развитию повествования о вхождении Пречистой внутрь Святая святых.

Возвышенный язык церковных песнопений во славу Богоматери умилительно изображает историю этого праздника, а также пути Божественного Промысла, подготовившего Святую Деву к Богоматеринству.

По свидетельству канонов праздника, родители Пресвятой Богородицы – праведные Иоаким и Анна – долгое время были бездетны. Уже в глубокой старости Бог даровал им силу деторождения и через Ангела обрадовал их извещением о рождении у них чада. Обетование Божие вскоре исполнилось. Праведная Анна зачала и родила дочь по имени Мария1. Осчастливленные родители дали обет посвятить Ее на служение Богу как непорочную жертву.

Когда Марии исполнилось три года, праведные Иоаким и Анна решили привести Ее на жительство в храм, чтобы осуществить свое обещание2.

Пресвятая Дева Мария, хотя и младенец возрастом, услышав о предстоящем Ей поселении в Иерусалимском храме, не устрашилась разлуки с родными и не плакала, но охотно подчинилась родительской воле3. В один из дней праведная Анна пригласила в свой дом близких знакомых и родных, а также много назаретских девиц. В предшествии их Она вместе с Иоакимом, радуясь и торжествуя, повела свою святую Дочь в Иерусалим. Впереди многолюдной процессии с пением псалмов шли девицы в белых одеяниях, держа в руках зажженные свечи. Среди прочих они пели и тот псалом, в котором Псалмопевец пророчески говорит о приведении Богоматери в Чертог Царя и о шествии вместе с Нею дев и близких Ее4.

В пророческом псалме Давида Пречистая Дева называется Царицею, предстоящей в храме Царю и Богу. «Вслед за Ней, — говорит пророк, — приведутся Царю девы. Они входят в Царский Чертог»1.

На пути в Иерусалим праведные Иоаким и Анна внутренно ликовали при мысли, что удостоились принести Богу самый дорогой дар — единственное Дитя. Ободряя Пресвятую Марию, Анна время от времени говорила Ей: «Дитя! Ты идешь к Богу, давшему мне Тебя. Будь Ему жертвой и благовонным фимиамом»2. Трехлетняя Богоотроковица не могла Сама пройти все многоверстное расстояние от Назарета до Иерусалима. Поэтому праведная Анна большей частью несла Ее на руках3. Но вот, наконец, путники достигли цели путешествия и подошли к великолепному Иерусалимскому храму. Навстречу процессии в окружении священников вышел Первосвященник Захария — отец Предтечи, сын Варахиин4.

В богослужебных песнопениях Захария называется первосвященником и великим архиереем, но не в смысле его первосвященнического достоинства, а как начальник иереев в своей чреде. При виде Захарии праведная Анна воскликнула: «Приими, Захария, Проповеданную Духом чрез Божиих пророков и введи Ее в храм для священного воспитания»5. «Введи данное мне Богом Дитя в храм Создателя... Я раба Бога, с верою призывала Его и испросила у Него этот плод моего чрева. Теперь я привожу Дочь Давшему Ее»6.

Захария, исполнившись Святого Духа, сказал Анне: «Твой поступок поистине законен. Но я проразумеваю здесь нечто чудное: Приводимая в Божий Дом превосходит Святая святых»7. «Ты вводишь истинную Матерь жизни — Богородицу. Именно о Ней Божии пророки светло проповедовали, что Ее вместит этот храм»8.

На слова первосвященника Анна ответила: «И я уразумеваю изрекаемое тобою. Ты Божиим Духом провозгласил истину об имеющем быть с Отроковицей. Приими Ее в храм»9.

Тогда Захария благословил Пресвятую Деву Марию и воскликнул: «Нам возжглась светоносная Свеча, Она воссияет всем в храме величайшую радость. Да сорадуются мне души пророков, видя совершение преславного события в Божием доме»1. «Господня Дверь! Я открываю Тебе двери храма. Ликуй в нем. Я познал и веровал, что из Тебя родится Бог Слово»2. «Ты, пришедшая в обитель Царя всех, чтобы освятиться, ... есть радость всех, избавление и наше воззвание ко спасению. Веселитесь, Иоаким и Анна! Вы принесли трехлетнюю Юницу, имеющую плотски родить Божественного Тельца»3.

Сказав эти слова, Захария, будучи от благодатного восхищения вне себя, взял Богоотроковицу Марию за руку и повел Ее прежде во святилище, а затем во Святая святых4.

Вхождение Пречистой в недоступное людям место храма было богоугодно, боголепно и со славою. Сами ангелы, созерцавшие описанное чудное зрелище5, удивились поступку Захарии.

Церковные песнопевцы, отмечая данный факт, также выражают свое изумление многими восторженными словами. «Ныне, — говорят они, – Святая и Непорочная Мария Святым Духом вводится во Святая святых как одушевленный Кивот Христов6, и хвалятся святые Давид, Моисей и Иуда. От их корня изрос такой чистый плод — Дева»7. «Ныне Святой Дух написует в Божием Доме знаки уневещения Богу Отроковицы, и Бог принимает Ее от людей в ознаменование их последующего примирения и обновления»8. «Сегодня Дева, многосветлый светильник благодати и пречистый храм Спасителя, совводит с Собой в дом Господа благодать... и концам земли воссиявает радостную весну»9. «Она предызображает Своим явлением во храме Божием благоволение о человеческом спасении и начинающееся исполнение Божьего Промышления»10.

Богослужебные песнопения праздника показывают, как исполнились на Богоотроковице предсказания пророков. Она подлинно просветила благодатью Иерусалимский храм, принявший Ее как диадиму Царя Христа1. Богоизбранная Богоневеста была введена во Святая святых в силу беспримерного и высочайшего Своего достоинства. Трехлетняя возрастом, Она была многолетна духом и совершенна душой, приняв с любовью родительское предложение о поселении при храме2. Подзаконное Святое святых радовалось, приняв Ее, Источника нашей жизни3.

Получив от первосвященника позволение молиться во Святая святых, Богоотроковица здесь ежедневно принимала небесный хлеб из рук Архангела Гавриила, служившего Ей по Божию велению4.

Образ духовно-благодатного возрастания Пресвятой Девы Марии при храме был так же необычен, как необычно было и Ее рождение от бесплодных престарелых родителей5. В Лице Ее Трисолнечный Свет Бог, как бы от одного Солнца, возжег здесь благодатно Богородицу и непрерывно Божественно осиявал Её Троичным Светом6.

Всенепорочная воспитывалась в храме собственно Божественною благодатью. Созерцание явно вселившегося в Нее Святого Духа изумляло самих небесных Ангелов7.

По словам церковного песнопения, приосенение благодатию Богоотроковицы в недоступной людям части храма предвидено было еще пророком Аввакумом. Пророк за изобилие благодати и процветание добродетелями назвал Пресвятую Богородицу горой, приосеняемой лесной чащей8.

Пребывание в церковной обстановке, слушание Священного Писания, богослужебного пения, чтение молитв и слышание ангельской беседы чрезвычайно радовало Пречистую. Душа Ее непрерывно обогащалась мудростью, сердце услаждалось благодатью. Пресвятая Мария, в полном смысле этого слова, была благодатным домом и хранительницей тайн несказанного духовного строения1.

Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Святым Духом, Она промыслительно уготовилась к рождению миру Хлеба Жизни — воплощенного Отчего Слова.

Введение во храм Девы Марии было началом Ее предобручения Духом Богу и Отцу в храм Отчему Слову2.

Богослужение праздника, содержание вышеизложенных песнопений не только вводят в живое созерцание Пречистой Девы в храме, но и учат прославлять Ее и горячо Ей молиться3.

Через Нее мы примирились с Богом, и Ее молитвами спасаемся4. Она, исполненная благодати Духа, всегда просвещает молящихся Ей присносущным Светом, сообщает им силу свято жить, успокаивает их, защищает и покрывает от всякого зла5.

 

История праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

О празднуемом событии известно из древнего церковного предания, которое отражено в церковных песнопениях.

О введении во храм Пресвятой Девы в трехлетнем возрасте упоминает в I веке Антиохийский епископ Еводий6 и в IV веке — блаженный Иероним.

Время установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы с достоверной точностью неизвестно. На востоке праздник получил повсеместное распространение уже в VIII—IX вв. Но воспоминание этого события было в IV веке (см. слова св. Григория Нисского (IV в.), Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.). В IX веке Георгий, архиепископ Никомидийский, составил первый канон празднику («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику («Песнь победную…»). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.

 

Особенности богослужения праздника

Великая вечерня. Начало обычное. «Блажен муж» — 1-й антифон. На «Господи, воззвах» — стихиры на 8, «Слава, и ныне»  – стихира праздника. Далее — прокимен дня, и читаются три паримии.

В первой паримии (Исх. 40,1-5; 9-10; 16, 34-35) под образом ветхозаветной скинии, которая при освящении исполнилась славы Господней, Церковь созерцает величие Пресвятой Девы Марии – так Дух Святой осенял Пресвятую Деву – скинию воплощения Господа.

Во второй паримии (3 Цар. 7, 51; 8, 1—7, 9—11) Церковь созерцает прообраз Пресвятой Девы — Кивот Завета Господня, который, по освящении Соломонова храма, священники внесли во Святая святых.

В третьей паримии (Иез. 43, 27; 44, 1-4) прообразом Богоизбранной Отроковицы являются виденные пророком Иезекиилем врата.

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени — тропарь праздника (глас 4-й):

«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение».

На утрени по полиелее величание:

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое».

Прокимен: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое».

Стих: «Отрыгну сердце мое слово благо...». Евангелие от Луки, зач. 4-е. На «Слава» поется стихира: «Днесь храм одушевленный»..., «И ныне» – то же. «Помилуй мя, Боже...».

Канонов – два: первый — творение Георгия, архиепископа Никомидийского, с ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), второй канон — Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского, с ирмосом на 8 (ирмосы по дважды). Катавасия: «Христос раждается, славите»1.

По 3-й песни — седален праздника, «Слава, и ныне» — «Непорочная Агница...». По 6-й песни — кондак и икос.

Кондак: «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поются припев и ирмос.

Припев 1-го канона: «Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася: како Дева вниде во Святая святых».

Ирмос: «Яко одушевленному Божию Кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных). Устне же верных Богородице немолчно глас ангела воспевающе с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая».

(Эти же припев и ирмос являются задостойником на литургии). Далее — к тропарям 1-го канона свои, особые припевы, а к тропарям 2-го канона — свои припевы: «Величай, душе моя, приведенную во храм Господень и благословенную рукама иереевыми» и т.д.

На литургии — изобразительны (как обычно в двунадесятые Богородичные праздники). На «Блаженны» — тропари канона, песни 3-я и 6-я — на 8. По входе — тропарь праздника, «Слава, и ныне» — кондак. Прокимен, глас 3-й: «Величит душа Моя...». Стих: «Яко призре на смирение...». Апостол — Евр., зач. 320-е, Евангелие — Лк., зач. 54-е, причастен: «Чашу спасения прииму…». Вместо «Достойно есть…» — задостойник.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника — 25 ноября.

Служба отдания соединяется (как исключение из всех двунадесятых праздников) со службой святого священномученика Климента Римского и святителя Петра Александрийского. На литургии — Апостол и Евангелие сначала праздника, а затем — святых.

 

Порядок службы праздника в воскресенье

На малой вечерне. На «Господи, воззвах» — стихиры воскресные, глас 4, «Слава, и ныне» — праздника. На стиховне — стихира воскресная одна, также праздника стиховна великой вечерни со стихами праздничными. «Слава, и ныне» — праздника. Тропарь воскресный, «Слава, и ныне» — праздника. Малая ектения и отпуст.

На великой вечерне. На «Господи, воззвах» — стихиры воскресные — 3, Анатолиева — 1 и праздника — 6, «Слава, и ныне» — праздника. Вход. Прокимен дня и три паримии праздника.

На литии — стихиры, «Слава, и ныне» — праздника: «Возсия день...». На стиховне — стихиры воскресные, «Слава, и ныне» — праздника. На благословении хлебов — тропарь праздника (трижды).

На утрени: на «Бог Господь» — тропарь воскресный (дважды). «Слава, и ныне» — праздника. После кафизм — седальны воскресные с их Богородичными. Полиелей, величание и тропари: «Ангельский собор...». Далее малая ектения. Возглас: «Яко благословится Имя Твое». Ипакои гласа и седальны все праздника. Степенны антифоны гласа. Прокимен и Евангелие праздника. «Воскресение Христово...». Псалом 50-й. «Слава»: «Днесь храм одушевленный...», «И ныне» — то же, «Помилуй мя, Боже...», стихира праздника.

Каноны: воскресный с ирмосом на 4, Богородицы на 2 и праздника — оба канона на 8. Катавасия: «Христос раждается...».

По 3-й песни — кондак и икос воскресные и седален праздника дважды. По 6-й песни — кондак и икос праздника. На 9-й песни припевы не поем, но «Честнейшую». Светилен воскресный, «Слава, и ныне» — праздника.

На хвалитех — стихиры воскресные на 4 и праздника на 4 со стихами праздничными. «Слава» — праздника, «И ныне» — «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом тропарь воскресный один раз. После отпуста — стихира Евангельская.

На часах — тропарь воскресный, «Слава» — праздника, «И ныне» — Богородичен часа, кондаки попеременно.

На литургии: на «Блаженны» — тропари воскресного канона  на 6 и праздника, песнь 3-я, на 4. По входе — тропари воскресный и праздника, «Слава» — кондак воскресный, «И ныне» — праздника. Прокимен, Аллилуиарий, Апостол и Евангелие — воскресные и праздника. Причастен — воскресный: «Хвалите Господа с небес...» и праздника: «Чашу спасения прииму...».

 

Порядок службы отдания праздника в седмичный день

После 9-го часа вечерня начинается обычным порядком. На «Господи, воззвах» — стихиры праздника — 3, поемые на самый праздник, и св. Климента – 3, «Слава, и ныне» — праздника. Входа и паримий нет. Прокимен дня. На стиховне — стихиры, «Слава, и ныне» — праздника. По «Ныне отпущаеши…» — тропарь святым «Боже отец наших», «Слава, и ныне» — праздника.

На утрени: на «Бог Господь» — тропарь праздника (дважды), «Слава» — святым, «И ныне» — праздника. После кафизм — седальны праздника. Каноны: праздника один (первый), с ирмосами на 6, и святых – два канона на 8. Катавасия: «Христос раждается»...

По 3-й песни — кондаки святых и седален св. Климента, «Слава» — седален св. Петра, «И ныне» — праздника. По 6-й песни — кондак и икос праздника. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но припевы праздника, как на праздник, но к тропарям святых — обычные припевы: «Святии ... молите Бога о нас». После 9-й песни, как на праздник, — 1-й припев и катавасия: «Таинство странное вижду...».

Светилен – святых, «Слава, и ныне» — праздника. На хвалитех – стихиры праздника — 3 и св. Петра — 3, «Слава» – св. Петра, «И ныне» — праздника. Великое славословие. По Трисвятом — тропарь святым, «Слава, и ныне» — праздника. Ектении. Отпуст. Час 1-й. На часах — тропарь праздника, «Слава» — святым, «И ныне» — Богородичен часа. Кондак — только праздника.

На литургии: на «Блаженны» — тропари обоих канонов праздника на 8, песнь 9-я. По входе — тропари праздника и святых, «Слава» — кондак святых, «И ныне» — праздника. Прокимны — песнь Богородицы, глас 3-й: «Величит душа Моя...» и святых, глас 7-й: «Честна пред Господем...», Апостол — праздника (Евр., зач. 320-е) и святых (Флп., зач. 246-е). Евангелие — праздника (Лк., зач. 54-е) и святых (Мф., зач. 11-е). Причастен: «Чашу спасения...» и святых: «В память вечную...».

 

Отдание праздника в воскресный день1

На великой вечерне: «Блажен муж...» — кафизма вся. На «Господи, воззвах» — стихиры воскресные — 3, Анатолиева — 1, праздника — 3 и св. Климента – 3, «Слава» — праздника, «И ныне» — догматик текущего гласа. Вход. Прокимен дня. На литии — стихиры праздника. На стиховне — стихиры воскресные. «Слава, и ныне» — праздника. По «Ныне отпущаеши...» — «Богородице Дево» (дважды) и тропарь праздника (один раз)1.

На утрени: на «Бог Господь» — тропарь воскресный (дважды). «Слава» — св. Климента, «И ныне» — праздника. После кафизм — седальны воскресные с Богородичными их. Полиелей. Тропари: «Ангельский собор...».

Все прочее до канона — воскресное.

Каноны: воскресный с ирмосом на 4, Богородицы — на 2, праздника (2-й канон) на 4 и св. Климента на 4. Катавасия: «Христос раждается...».

По 3-й песни — кондак и икос праздника, кондак и седален св. Климента, «Слава, и ныне» — седален праздника. По 6-й песни — кондак и икос воскресные. На 9-й песни поем «Честнейшую». Припевы на 9-й песни всех канонов обычные. (Праздничные припевы оставляются). По 9-й песни — светилен воскресный, «Слава» — святого, «И ныне» — праздника.

На хвалитех — стихиры воскресные — 4 и праздника со славным — 4 с припевами их (на вечерни). «Слава» — стихира Евангельская, «И ныне» — «Преблагословенна еси...». По великом славословии — тропарь воскресный, ектении и отпуст.

На часах — тропарь воскресный, «Слава» — праздника, «И ныне» — Богородичен часа. Кондаки праздника и воскресный — попеременно (на 1-м часе — кондак праздника).

На литургии: на «Блаженны» тропари канонов воскресного гласа на 6 и праздника, песнь 9-я, на 4. На входе — «Приидите, поклонимся...» — поется: «Воскресый из мертвых...». По входе – тропари: воскресный, праздника и св. Климента. Кондаки: воскресный, «Слава» — святого, «И ныне» — праздника. Прокимны воскресный (гласа) и праздника. Апостол — воскресный (Еф., зач. 233-е) и Богородицы (тот же, что и в праздник). Аллилуиарий гласа и праздника. Евангелие — воскресное (Лк., зач. 71-е) и Богородицы (тот же, что и в праздник). Причастен: «Хвалите Господа...» и праздника.


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог