На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЛЕКЦИИ
ПО ЛИТУРГИКЕ

Благовещение Пресвятой Богородицы
(25 марта)

 

Литургическое освещение праздника

По идейному содержанию богослужение в день Благовещения представляет собой пространное и глубочайшее толкование Евангельского чтения о благовестии Архангела Гавриила Деве Марии перед зачатием Ею воплощенного Бога Слова. Богослужебные стихиры и канон данного праздника посвящены изъяснению Архангельского приветствия Пресвятой Богородице и Ее ответа на благовестие (Лк. 1, 26—38). Благодаря этому экзегезису весь таинственный смысл воспоминаемого Церковью события встает перед сознанием верующих в его вселенском и всечеловеческом значении.

Св. Феофан, митрополит Никейский, составил в VIII веке канон праздника в форме диалогической беседы Архангела с Приснодевой и искусно ввел в него ветхозаветные пророчества о Боговоплощении. Язык канона испещрен научно-богословскими терминами.

Библейско-историческое событие Благовещения названо в церковном тропаре «главизной» человеческого спасения и раскрытия людям тайны превечного Божьего Совета о Сыне Божием как Сыне Девы. В этот день две тысячи лет тому назад Пресвятая Дева Мария непостижимым действием Божиим бессеменно зачала воплотившегося Бога Слова1, «поспешившего» вселиться во утробу Девы2.

Вестником радости на земле о воплощении Сына Божия был «бесплотный раб Господень» и вместе начальник и воевода вышних сил — Архистратиг Гавриил. В шестой месяц чревоношения праведной Елизаветою св. Иоанна Предтечи он, по Божию изволению, слетел «с небесных кругов» в Галилейский город Назарет, где жила Дева Мария3. Бог послал его возвестить Деве о странном образе зачатия Ею Сына Божия4.

Явившись в Назарете, Архистратиг размышлял о предстоящем чуде, о том, как вместится в девственную утробу Пречистой Непостижимый и Невместимый Бог Слово по одному только слову Ее согласия на то5. Представ Деве, Небесный Посланец воскликнул: «Радуйся, Благодатная, Благословенная, Богом радованная, Господь с Тобою! Не ужасайся меня, Архистратига Небесного Царя. Ты обрела благодать у Бога, которую утратила Твоя праматерь Ева. Чрез Тебя Он, по Своему благосердию, призывает человечество к древнему блаженству. Благословен бессмертный Плод Твоего чрева, подающий миру очищение»6. Бог возлюбил Тебя от века и изволил избрать Себе в жилище. Я, Владычный раб, возвещаю Тебе, что Ты родишь Господа и пребудешь нетленна7.

Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву. С удивлением Она сказала Вестнику: «Ты являешься Мне, как человек, с непостижимыми словами. Я — не знающая мужа и брака Дева. Отойди от Меня далеко. Ты не прельстишь Меня, говоря, что Господь со Мною и вселится в Мою утробу. Как Я, Отроковица, зачну Необъятного и Невместимого, как буду Матерью Моего Создателя8 и пространным местом для Превосходящего Херувимов. К браку Я не имею отношения, не познала сласти. Как же рожду Сына?»9

«Всечистая, — ответил Архангел, — Твое утверждение в чистоте мне радостно. Но приклони Твой слух и внимай мне. Мое вещание — не прельщение. Образ Твоего зачатия выше слова и смысла и словесно невыразим. Святой Дух найдет на Тебя и, осенив творческой силой, совершит зачатие1. Ты родишь неродословного Сына, Он сохранит Твое девство неврежденным»2.

Не оставляя смущения, Пресвятая спросила явившегося: «Ни одна дева и никогда не рождала неискусомужно. Бог дал людям закон рождения от общей любви. Ужели ты говоришь о прельщении? Я боюсь Твоего странного приветствия из страха пред греховным склонением. Моя праматерь, некогда приняв образ мыслей змия, была изгнана за это от пользования Божественной пищей»3.

«Всенепорочная, — продолжал свою речь Архангел. — Я, предстоящий Богу, послан поведать Тебе слова Божественного Совета. Зачем боишься меня, который более боится Тебя и благоговеет пред Тобою? Предвечное Слово — Создатель сойдет на Тебя, как дождь на руно. Ты приимешь Его в утробу и непреложно родишь с плотию. Неопальная купина, по принятии пламени, явила тайну Твоего пребывания чистой по рождении. Пусть ныне научит Тебя кровь Авраама. Вместивший Бога, он издалека прообразовал Твою Богоприятную утробу. Бог, где хочет, там побеждается порядок естественной жизни человека»4.

«Я, — молвила Пречистая Архистратигу, — слышала пророка, говорящего в древности о рождении Еммануила некоей священной Девой, хочу понять, как человеческое естество снесет растворение Божества и как при нетлении Моей чистоты родится с плотию Бесплотное Слово?»5

«Чистая, — продолжал Архангел, — Бог обещал праотцу Аврааму благословить народы в его семени. Сегодня обещание это чрез Тебя принимает конец. Также Твоему праотцу Давиду обещано свыше посадить на престоле его царства Плод Твоего чрева. Бог Тебя, Красоту Иакова, избрал в селение Слову. Я вижу Тебя, Богоневеста, многосветлой свечой, Богоустроенным чертогом, золотым кивотом. Приими Подателя закона, изволившего чрез Тебя спасти и воссоздать человеческое существо. Веруй этой вести, как вещи. В Тебя вселится вся полнота Божества телесно благоволением Присносущного Отца и содействием Святого Духа»1.

Успокоенная архангельским объяснением, Пресвятая сказала: «Я принимаю твои радостные слова, Гаврииле! Пусть будет Мне ныне по твоему слову. Пусть Бог вселится в Меня и рожду Бесплотного, заимствующего от Меня плоть, чтобы Единый Сильный возвел человека в изначальное достоинство»2. «Боже! Душу Мою очисти и тело освяти. Сотвори Меня одушевленной Церковью и Твоей украшенной скинией, соединив вещественное тело с невещественным Светом»3.

Выражение Девою Мариею покорности Богу в словах: «Вот, Я — раба Господня. Будь Мне по слову твоему»4 — было моментом зачатия Ею Сына Божия. Святой Дух наитствовал на Пренепорочную, и сила Вышнего осенила Ее существо. В этот момент Сын Божий вселился в предочищенную и приснодевственную утробу.

«Какая страшная тайна пребывания Невместимого в девических ложеснах и самоограничение временем Сверхвременного!»5 В зачатии Воплощенного Бога Пресвятая Дева Мария возвысилась над тленным материнским естеством, превзошла порядок его жизни. Она наглядно для всего мира явилась верхней ступенью Иаковлевой лествицы, на которой утверждался Бог, согласно видению патриарха Иакова6.

Такими чертами обрисовывает церковное богослужение причины общехристианской радости в день Благовещения. Этот праздник — воспоминание неописуемого богатства Божией благости, когда благодать Божия осенила человеческое существо в лице Девы Марии, обожила его соединением с ним и сотворила его Божией Церковью.

Христос Бог наш от обрадованной Богоматери принял естество, подобное нашему, исключая грех, и возвел его к Себе. «Он воспринял, — по выражению св. Феофана, митрополита Никейского, — худшее, чтобы подать лучшее»1. Некогда первый человек на земле Адам обманулся, возжелав быть богом, и не достиг осуществления своего желания. Но воплощенный Бог Слово, став человеком, благоволил соделать Адама богом.

В день Благовещения человеческая природа вышла из порабощения греху и связанности клятвой, тяготевшей над людьми со времени прародительского грехопадения. Сын Божий тогда предначал восстановление ее падения принятием Адамовой нищеты, облекшись в чуждое Ему естество2 ради спасения людей.

 

История праздника

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26—38).

У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название «Благовещение Пресвятой Богородицы».

Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. Слово святителя Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин упоминают об этом празднике как о древнем и обычном церковном торжестве. В течение V–VIII вв., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.

 

Особенности богослужения праздника

По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но, так как часто совпадает с днями Великого поста, имеет только один день предпразднства и один день попразднства, или отдания праздника.

Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 5-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно).

 

Предпразднство и попразднство праздника

Если Благовещение приходится на Лазареву субботу, то оно не имеет попразднства. А если Благовещение бывает в Неделю ваий, а также в Страстную или Светлую седмицу, то оно не имеет ни предпразднства, ни попразднства (празднуется один день).

Примечание. Особенности службы предпразднства см.: Типикон, под 24-м марта, а службу попразднства — под 26-м марта.

*   *   *

Всенощное бдение (Типикон, 25 марта) иногда начинается великим повечерием (как в праздник Рождества Христова), великой вечерней, а иногда и сразу утреней.

1. Великим повечерием всенощное бдение начинается тогда, когда в канун праздника (то есть 24 марта) была совершена днем вечерня (со входом и паримиями) особо или в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу Святой Четыредесятницы или во вторник, среду и четверг Страстной седмицы).

2. Великой вечерней начинается всенощное бдение, если праздник Благовещения случится в Недели (воскресенья) и в понедельники Великого поста и во все дни Светлой седмицы.

3. Утреней начинается всенощное бдение, если Благовещение случится в Великий Пяток (накануне, в Великий Четверг, совершается вечерня в соединении с литургией св. Василия Великого) или в Великую Субботу (вечерня накануне, в Великую Пятницу, совершается особо).

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника (глас 4-й):

«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

Кондак: «Взбранной Воеводе победительная...».

На утрени праздника Благовещения всегда бывает полиелей, поется величание и читается Евангелие от Луки, зач. 4-е.

Величание: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

Канон праздника1, по обычаю, читается двумя чтецами (до 9-й песни); один читает тропари «Ангела», другой — «Богородицы». Тропари 9-й песни читаются одним чтецом с припевом «Благовествуй, земле, радость велию…», который поет хор.

По 8-й песни канона «Честнейшую», как правило, не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни праздника (до Недели ваий) или вместе с припевом и ирмосом Триоди (начиная с Недели ваий и в Светлую седмицу).

Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели (воскресения) 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, когда по 8-й песни поется «Честнейшую».

Великое славословие, как правило, читается во все дни Великого поста, в которые случится Благовещение, за исключением суббот и воскресений, когда великое славословие не читается, а поется. На Пасхальной седмице, на день Благовещения, великое славословие не положено.

Когда великое славословие читается, то в конце утрени бывает сугубая ектения «Помилуй нас, Боже» — и три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (если они положены в этот день Великого поста).

Примечания. а) Если праздник случится в Неделю ваий, то на благословении хлебов — тропарь Благовещения (дважды) и Недели ваий (один раз). После полиелея поется величание праздника Благовещения. Прокимен и Евангелие – Недели ваий, а не Благовещения. «Воскресение Христово...» не поем. «Слава»: «Днесь Христос входит во град...», «И ныне» – то же. «Помилуй мя, Боже...», стихира «Днесь благодать..».

б) Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрени читаются 12 дневных («Страстных») Евангелий. После 7-го Евангелия бывает полиелей и величание праздника, затем степенны 1-го антифона 4-го гласа, прокимен праздника, и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка1.

в) Если Благовещение случится в Пасху (так называемая Кириопасха), то на светлой заутрени, перед великой ектенией, на «Слава» и на «И ныне» поется тропарь Благовещения (всего — два раза). Полиелея и величания — («Архангельский глас») не бывает. Евангелие Благовещения (Лк., зач. 4-е) читается после 6-й песни канона (перед этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном. На литургии после пасхального Евангелия читается Евангелие Благовещения (Лк., зач. 3-е).

Часы бывают или вседневные (когда Благовещение случится в субботы и Недели (воскресения) Св. Четыредесятницы, а также в Великий Четверг и Великую Субботу Страстной седмицы), или  великопостные (в остальные дни Св. Четыредесятницы и Страстной седмицы). Поклоны (три великих) на великопостных часах бывают только на 1-м часе и на изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице — на всех часах (тоже по 3 великих поклона).

Если Благовещение случится в Великий Пяток или в Пасхальную седмицу, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т.е. соответственно Великие часы и Пасхальные).

В самый день Благовещения совершается вечерня в соединении с литургией и начинается возгласом «Благословенно Царство…» — в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы, а именно: в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу Св. Четыредесятницы, а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Кроме того, вечерня соединяется с литургией в четверг, пятницу и субботу Страстной седмицы, хотя в эти дни и не совершаются великопостные часы.

Вечерня совершается после литургии, вечером, когда праздник бывает в субботу и воскресение 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста и в Пасхальную седмицу.

Литургия в день праздника Благовещения всегда совершается по чинопоследованию св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого (литургия Преждеосвященных Даров в этот день не совершается).

Литургия св. Василия Великого совершается в том случае, когда праздник случится в Недели (воскресения) Св. Четыредесятницы (кроме Недели ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу.

Литургия св. Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток.

На литургии вместо «Достойно» поется задостойник праздника (припев и ирмос 9-й песни). Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на литургии св. Василия Великого поется задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг — «Странствия Владычня», в Великую Субботу — «Не рыдай Мене, Мати…»). Если же храм посвящен Благовещению, то поется задостойник праздника.

Задостойник: Припев: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу!»

Ирмос 9-й песни: «Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных. Устне же верных, Богородице, немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

Прокимен: «Благовестите день от дне...», Апостол — Евр., зач. 306-е, Евангелие — Лк., зач. 3-е.

 

Практическое отправление службы праздника

Следует отметить, что служба вечерни, которая находится в Типиконе под 25 марта, совершается не в самый день праздника, а 24-го числа с литургией Преждеосвященных Даров (в среду и пятницу) или же без нее (в понедельник, вторник, четверг). И это потому, что вечерня в дни Великого поста отправляется накануне, но принадлежит она следующему дню.

Кроме того, в Типиконе под 24-м и 25-м числами нет указания относительно отправления перед праздничной вечерней часов и изобразительных, тем не менее следует помнить, что весь суточный круг богослужения без часов немыслим.

Во время молитвы 9-го часа священнослужители совершают входные молитвы. По окончании 9-го часа поются «Блаженны» с припевом: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (Псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа...» и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа...» опускаются). В конце изобразительных по прочтении «Честнейшую» священник выходит из алтаря на амвон и произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами, после чего чтец читает молитву: «Всесвятая Троице...». По окончании ее священник произносит: «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» (до середины). Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...». Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови». И бывает полный отпуст. Священник идет в алтарь и молится у престола: «Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, очисти грехи моя, и помилуй мя. Создавый мя, Господи, помилуй мя. Без числа согреших, Господи, прости мя»1. Затем священник произносит литургийный возглас: «Благословенно Царство...», начертывая крест Евангелием над антиминсом, и начинается вечерня, которая соединяется с литургией Преждеосвященных Даров.

Но если литургия Преждеосвященных Даров не совершается, то переход от изобразительных к вечерне будет таков. Сразу после молитвы св. Ефрема Сирина начинается вечерня словами: «Приидите, поклонимся...» и т.д.

Если праздник случится в Великом посту, то кафизмы и поклоны на вечерне опускаются. На «Господи, воззвах» — стихиры на 10: Триоди — 2, подобны — 3 и праздника — 3 (2 из них повторяются), «Слава, и ныне» — праздника. Прокимен дня, паримии дня (2) и праздника (3): 1) Быт., гл. 28. 2) Иез., гл. 43-44. 3) Притч., гл. 9.

Затем — «Да исправится молитва моя…», великие поклоны (3) и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Но если литургия не совершается, то на «Господи, воззвах» — стихиры на 8: Триоди — 3 и праздника — 5, «Слава, и ныне» — праздника. Вход. Прокимен дня, паримии дня (2) и праздника (3). Но если Благовещение случится в одну из суббот поста, то читаются 7 паримий: 2 дня и 5 праздника, а если праздник случится в воскресенье, то читают 5 паримий: три, которые читаются на Рождество Богородицы, и две, которые принадлежат только службе Благовещения: 1) Исх., гл. 3 (о купине) и 2) Притч., гл. 8 (о вечном бытии Сына Божия).

Затем — «Сподоби, Господи…». На стиховне – самогласная стихира дня (дважды) и мученичен, «Слава, и ныне» – стихира праздника. По «Ныне отпущаеши» — тропарь праздника, сугубая ектения, три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина и отпуст.

Всенощное бдение начинается, по Уставу, великим повечерием. После прочтения славословия совершается лития. Поются стихиры праздника — 3, гл. 1. (в субботу и Неделю – на «Слава» — «Да веселятся небеса…»). На стиховне — стихиры праздника с их припевами, т.е. «Благовестите день от дне спасение Бога нашего». На благословении хлебов — тропарь праздника (трижды), «Буди имя Господне…» и пс. 33-й.

На утрени: на «Бог Господь» — тропарь праздника (трижды). По кафизме — седальны праздника. Полиелей, седален праздника, степенна — 1-й антифон 4 гласа. Прокимен, гл. 4: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего», «Воспойте Господеви песнь нову», Евангелие от Луки, зач. 4-е. Затем — «Слава: Молитвами Богородицы», «И ныне» — то же, «Помилуй мя, Боже…», стихира праздника.

Канон — праздника, гл. 4, ирмосы по дважды, тропари на 12. Катавасия — праздника. Те песни канона, которые имеют трипеснцы (например, в понедельник – 1-я, 8-я и 9-я песни) и состоят из тропарей канона праздника (с ирмосами) — на 6 и трипеснца — на 8. Катавасия — ирмос триоди. По 3-й песни — седальны праздника. По 6-й песни — кондак праздника «Взбранной Воеводе...» и икос. На 9-й песни — припев: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу» и ирмос: «Яко одушевленному...».

К тропарям трипеснца припев: «Слава тебе, Боже наш, слава Тебе». После малой ектении — светилен праздника «Ангельских сил...» (дважды), «Слава, и ныне» — «Еже от века днесь познавается…».

На хвалитех — стихиры на 4, «Слава, и ныне» — «Еже от века таинства…». Если праздник случится в субботу или воскресенье, то поем великое славословие, а в другие дни читается вседневное славословие. По прочтении великого славословия произносится ектения: «Исполним утреннюю молитву». Далее поются стихиры на стиховне и читается: «Благо есть...» (единожды) и по «Отче наш...» — тропарь праздника, после которого следует сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...». Затем: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Аминь». Чтец — молитву: «Небесный Царю...», после которой произносится молитва св. Ефрема Сирина с тремя поклонами и сразу же читается 1-й час с кафизмой, тропарем и кондаком праздника. В конце часа, после возгласа: «Боже, ущедри ны...», — молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами, молитва «Христе, Свете истинный» и отпуст.

Часы 3-й, 6-й и 9-й — тоже с кафизмами, но без поклонов. (На 6-м часе — паримии Триоди). Затем — «Блаженны», но не с начала, т.е. «Благослови, душе моя, Господа...» (пс. 102), а прямо «Во Царствии Твоем...» и т.д.1 (скоро, без пения и без поклонов), «Помяни нас, Господи...», «Лик небесный...», «Ослаби, остави». По «Отче наш...» — кондак праздника, «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую», возглас «Боже, ущедри» и молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Далее — молитва «Всесвятая Троице...», священник (на амвоне): «Премудрость», хор: «Достойно есть»; священник: «Пресвятая Богориодице, спаси нас». Хор: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови», и бывает полный отпуст, после которого священник молится у престола как обычно перед литургией: «Царю Небесный...» и прочее. Последование вечерни, которая предваряет литургию святого Иоанна Златоуста, помещено в Типиконе под 26 марта, так как служба под 25 марта заканчивается часами с изобразительными.

Вечерня. На «Господи, воззвах» — стихиры Триоди — 2 и подобны Триоди — 3, праздника — 3 и Архангела — 3. Во время пения стихир совершается проскомидия. Вход с Евангелием. «Свете тихий…». Прокимен дня, 4 паримии: дня — 2 и праздника — 2: 1) Исх., гл. 3 («Вниде Моисей...»); 2) Притч., гл. 8 («Господь созда мя начало путей Своих...»). Затем – малая ектения и возглас: «Яко свят еси...». Поется «Святый Боже...». Далее прокимен, гл. 4: «Благовестите день от дне...», Апостол — Евр., зач. 306-е. Евангелие от Луки, зач. 3-е, и прочее последование литургии святого Иоанна Златоуста. Задостойник: «Благовествуй, земле...», «Яко одушевленному...». Причастен: «Избра Господь Сиона и изволи его в жилище Себе» (см. «Богослужебные указания на 1949 год»)2.

 

Отдание праздника
(26 марта)

В самый день праздника вечером службу в седмичные дни Великого поста (в субботние и воскресные дни — вечером, так как в эти дни служба начинается с вечерни, а затем — малое повечерие и утреня) следует начинать с малого повечерия, на котором по прочтении «Честнейшую» произносится молитва святого Ефрема Сирина со всеми поклонами. Отпуст малый: «Христос истинный Бог...»1. Далее следует утреня (см.: Типикон, 26 марта, и Марковы главы). На 9-й песни канона вместо «Честнейшую» следует петь праздничный припев2.


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог