На главную страницу
Святые отцы о СОВЕСТИ

Святитель Филарет Московский
О совести

Собрание сочинений, том 5

Думаете ли вы, что вы лучше римских христиан апостольскаго времени? Надеюсь, что никто не будет так мечтателен, и что вы напротив готовы признать себя далеко не достигшими совершенства христиан времени апостольскаго. Будьте же и вы расположены испытывать себя, и, если потребует совесть, признаться, что, может быть, и ваше сердце не возбуждено к добру, а может быть, и ум не довольно пробужден для истины; что, может быть, и вы дремлете в жизни духовной и нравственной, а может быть, и в вере не бодрствуете; и что следственно не огорчаться должно, а благодарить, когда желающий добра напомнит, что час уже нам от сна востати.

***

 

Пробуждение от сна телеснаго не всегда в нашей воле: но пробуждение от сна душевнаго всегда от нас зависит; потому что немолчен для нас пробуждающий глас в совести, в слове Божием, в делах Провидения, – глас и для дремлющих и для спящих не неслышимый, если не закрывают уха нарочно.

***

 

Евангелие сказует, что путь Божий узок, потому что стесняется окружающими широкими распутиями плоти, мира, страстей, похотей, пороков, беззаконий. Но путник не должен забывать, что узкий путь, хотя иногда по тернию, ведет к вечному животу, а широкий, частию, может быть, по цветам, но частию также по тернию, ведет в пагубу.

Впрочем нельзя думать, что кому-либо из нас не была известна хотя часть пути Божия, по указанию воспитания, Церкви, совести. Но он премудростию и благодатию так устроен, что известную часть твердо и неуклонно прошедшему самым делом, чрез сие самое открывается, как идти далее.

***

 

В день, посвященный славе Христа Спасителя и радости спасения, достоит ли, под видом веселия, предаваться делам, которыя не только не славят Бога, но и человека унижают, и его спасению вредят, – делам плотоугодия, невоздержания, безчиния?

Имеяй уши слышати, да слышит. То есть, имеющий незаглушенную совесть да внимает ея ответам на вопросы, теперь предложенные.

Заповедь, Церковь, совесть да управляют вашими поступками, как всегда, так наипаче во святый день Господень! Праздничную же свободу полагайте в том, чтобы не раболепствовать страстям, суетным обычаям и осуждения достойным примерам. Аминь.

***

 

Глумясь над пороками ближних, мы нарушаем заповедь любви к ближним; оскорбляем Бога, их милующаго; оскверняем наш ум нечистыми представлениями; подвергаемся опасности быть порицателями невинных и даже будущих святых; смрадом нечистых воспоминаний растлеваем благоухание молитвы; немирною совестию воспящаем сердце наше от восхождения горе; и, конечно, не достигнем оправдания от Того, Который рек: не судите, да не судими будете.

***

 

Будь верен Царю Христу, верою православною, в послушании святой Церкви Его, верен любовию нелицемерною, препобеждающею всякое земное пристрастие, – верен жизнию благозаконною по заповедям и учению Евангельскому, – верен и поспешен в чистосердечном признании своих грехопадений и в возстановлении чистоты совести, доколе смерть не предускорила затворить двери покаяния. Слыши самого Христа повелевающаго и обещающаго: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота (Апок. II. 10). Аминь.

***

 

Если из Евангелия, из размышляющаго ума, из совести, откуда бы то ни было, слышишь ты голос, призывающий тебя к делу Божию, к делу веры, к делу добродетели, к молитве, к укрощению плоти, к отвержению суеты: и сей голос глубоко проникает твое сердце: ведай, что Христос невидимо мимоходит и взирает на тебя, и зовет тебя. Чем скорее и решительнее ты последуешь гласу Его: тем более благоугодишь Ему; тем большее получишь право на Его помощь. Но чем более невнимательным и косным себя окажешь: тем более удалишь от себя Призывающаго и надежду Его возвращения.

***

 

Если вещество некоторых благих дел, например, подаваемая милостыня, и принадлежит земле, и на ней остается: тем не менее дух благих дел принадлежит душе, сердцу, воле, совести; а потому переносится и в вечность, и открывается миром совести, святою силою воли, радостию сердца, блаженством души.

***

 

А как часто мы забываем опасность, и не думаем об осторожности! Слово Божие, совесть, советы добрых людей, указания Провидения подвизают нас на путь правды…

***

 

…вот черты премудрости, которыя прекрасно и величественно светят в словах, деяниях и страданиях мучеников Христианских.

Не высокий ли разум, или благоразсуждение, является у них, когда они, вопреки наследственным предразсудкам, уразумели нелепость многобожия, познали единаго истиннаго Бога, усмотрели неудовлетворительность внешняго Иудейскаго закона, открыли потребность благодати Христовой и ея Божественную силу и действительность; и достоинство сего новаго ведения определили для себя так решительно и твердо Павловою оценкою: вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа (Фил. III. 8)?

Как совершенно их целомудрие, или воздержание, когда они отреклись не только от всех страстных чувственных удовольствий, но большею частию и от невинных; и не только не искали удовольствий, но решались на жесточайшия страдания, чтобы сохранить чистыми мысль, совесть, сердце, душу, тело, и прославлять Бога в телесех и в душах, яже суть Божия (1 Кор. VI. 20)!

***

 

Истинная свобода есть деятельная способность человека, не порабощеннаго греху, не тяготимаго осуждающею совестию, избирать лучшее при свете истины Божией, и приводить оное в действие при помощи благодатной силы Божией.

***

 

Иисус Христос Сын Божий, в воспринятом естестве нашем пострадав и умерши за нас, Своею кровию очистил совесть нашу от мертвых дел (Евр. IX. 14), и расторгши узы смерти Своим воскресением, расторг и связующия нас узы греха и смерти, и, по вознесении Своем на небо, ниспослав Духа истины, даровал нам чрез веру свет Своея истины – усматривать лучшее, и Свою благодатную силу – творить оное.

***

 

Можно ли человеку забыть Бога? Даже не оскорбительно ли, не только для Бога, но и для самаго человека не оскорбительно ли, когда предполагается, что он может забыть Бога? – Нет сомнения, что совесть каждаго на сие скажет: точно, так, или так должно быть.

…как тяжко мы оскорбляем достоинство ума, сердца, совести, природы человеческой, действительно забывая Бога! И колико же более оскорбляем чрез сие Бога!

***

 

Приидите ко Христу. Он един может удовлетворить вашей жажде добра и правды: потому что Он есть агнец Божий, вземляй грехи мира; Он кровию Своею очищает совесть нашу от мертвых дел; Он подает нам Божественныя силы, яже к животу и благочестию; Он победил мир, и дарует и нам победу над всякою неправдою мира.

***

 

Если и сюда некоторых из вас невинных привела испытующая судьба Божия: смотрите на сии примеры; прибегайте ко Христу, и уповайте, что будет Господь с вами, и, ранее или позже, возлиет на вас милость. А если у вас лежит на совести тяжесть вины: то разсудите, было ли бы для вас благом скорое и легкое освобождение отсюда.

***

 

…царство диавола, или иначе ад, и самый огнь геенский, не в полноте, а в начатке, внутрь человека есть, когда живет в нем грех. Сей скрытый огнь оказывает себя в действиях. Он непрестанно возжигает в душе грешника желания к новым грехам; и жжет совесть (1 Тим. IV. 2) темным, но всегда мучительным сознанием зла, при особенных обстоятельствах разгарающимся в пламя отчаяния. Посему, как для угашения пожара нужна вода: так для угашения неестественнаго огня греховнаго в душе нужны слезы покаяния.

***

 

Может быть, не без особеннаго значения сказано и то, чтобы милостыню затворять в клетех, а не в клети. В самом деле, можно указать еще очень близкую клеть, в которую человек полагает дело милостыни, тогда как раздает вещество милостыни. Это невещественная, но крепчайшая всякаго крепкаго вещества клеть, это неразрушимое хранилище нравственных дел есть – совесть. Посмотри внутрь себя, человеколюбивая душа: при соделании дела милосердия, и потом при воспоминании онаго, не находишь ли ты в себе ощущения мира и утешения? Итак, видишь, что милостыня хранится во внутренней клети твоей: и она будет храниться здесь до дня великаго суда, чтобы тогда избавить тебя от всякаго озлобления не временнаго, но вечнаго.

Тайновидец, возвещая нам блаженство и покой умирающих о Господе, дает сему причину: дела бо их ходят в след с ними (Апок. XIV. 13). Каким образом дела, сделанныя и оконченныя, могут идти в след с человеком, который их сделал, и даже далее смерти? – Думаю, это неиначе, как потому, что оне всегда остаются в его совести. В день последняго суда сие тайное хранилище откроется, или по другому выражению тайновидца, разгнется книга жизни (Апок. XX. 12), писанная не письменами, но нравственными делами и помышлениями, и человек, хотя или нехотя, прочитает в раскрывшейся совести своей дела и помышления своей прошедшей жизни, и таким образом, суд приимут человецы от написанных в книгах, – в раскрытой совести своей найдут себе суд вечнаго покоя и блаженства, или суд вечнаго отвержения и мучения.

Помысли, христианская душа: что затворяешь ты в клетех твоих? Чем наполняешь хранилище твоей совести? Наполняешь ли его чистыми помышлениями, святыми желаниями, делами благочестия, милосердия и всякой добродетели? Если же в хранилище совести твоей, вместо истинных сокровищ, внесено брение и изгребие грехов и пороков: подвизаешься ли, чтобы извергнуть оное покаянием и самоотвержением, дабы собрать и хранить, сколь можно, чистое сокровище духовное? – И не забудь, что если в твое внутреннее хранилище не положишь добраго во времени, то не найдешь в оном добраго в вечности. Аминь.

***

 

Да ищет грешник во храме скрыться от преследующей совести, в тайне покаяния.

***

 

Не лучше ли искать славы внутрь, – существенной славы, или достославной существенности благочестия и добродетели, – славы, которую внутренно возвещает закон Божий, которую слышит непорочная совесть, которая не зависит от непостоянства человеческих мнений, которой не повреждает клевета, которой рукоплещут небожители, которую благословляет Бог?

***

 

Сынове России! Бог Владимира, Бог Александра Невскаго, Бог Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Сергия, чрез роды и веки предал и сохранил нам чистую, святую, православную веру Христову, и чрез веру посеял и возрастил в жизни предков наших добрыя семена, способныя взаимно питать веру и простирать ея действие в потомстве. Тщательно ли мы пользуемся сим наследием? Бдительно ли храним сие сокровище? Наши предки по доброй совести могли говорить с Пророком: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего (Пс. XXV. 8). Все ли мы можем, – довольно ли многие из нас могут сказать о себе сие слово, не опасаясь быть обличены делом?

***

 

Грехи содеянные тяготят совесть; удобь обстоятельный грех то и дело приражается к воображению или чувству, и клонит к новым падениям; примеры суетнаго мира прельщают суетою, и влекут к порокам; чтобы согласить с заповедями Божиими наше положение и принятые обычаи, у нас недостает то благоразумия, то твердости.

***

 

Вразумимся и убедимся, что наша собственная неправда для нас вреднее чужой; что страшнее наших врагов – наши грехи. Станем крепко против сих домашних врагов. Надежное против них оружие близ нас: оно в слове Божием, в заповедях Божиих и в нашей совести! Тогда, как умножися на нас неправда гордых, мы со смирением и с особенною ревностию всем сердцем да испытуем заповеди Божии, чтобы в верном их исполнении находить нашу безопасность и спасение. Аминь.

***

 

Кто из нас так чист в своих делах и в своей совести, чтобы не имел причины раскаяваться, разсматривая свои поступки в отношении к своему собственному благу, в отношении к ближним, и наипаче в отношении к Богу? А как раскаяние есть только ощущаемая боль и страдание болящей грехом души: то кто, при раскаянии не имеет нужды в милосердии, которое утолило бы и уврачевало бы сию боль душевную?

***

 

Еще раз обращаюсь к вам, нынешние ученики Христовы, чада Церкви апостольской, и к вашей совести, дабы она недремлющим оком разсмотрела, соответствует ли ваш воскресный день воскресному дню апостольскому. Действительно ли посвящено Христу ваше время, ваши мысли, ваши чувствования, ваши собеседования, ваша деятельность? Воспоминаете ли страдания и смерть Христову с умилением и благодарностию, как претерпенныя за нас? Воспоминаете ли воскресение Христово не только с радостию для себя, но и с желанием подобной радости и спасения всем? Любовь ко Христу да одушевляет и да возвышает вашу радость. Любовь к миру да не превращает вашей радости в легкомысленное веселие.

***

 

Господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех (Кол. IV. 1).

Елицы суть под игом раби, своих господий всякия чести да сподобляют, да имя Божие не хулится и учение (1 Тим. VI. 1).

Чада, послушайте своих родителей: сие бо есть праведно (Еф. VI. 1).

Отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господни.

Для всех и каждаго доступное, прямое мерило правды есть совесть, выпрямляемая словом Божиим. Вся, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им (Матф. VII. 12). Вот правда Христова, всякому понятная, для всех благотворная!

Сейте себе – заключаю с Пророком – сейте себе в правду, и в следствие того соберите плод живота. Просветите себе свет ведения, дондеже время. Взыщите Господа, дондеже приидут вам жита правды (Ос. X. 12). Жатва обильно посеянной частным и общественным трудом правды есть истинный мир, прочное благоденствие и спасение вечное. Аминь.

***

 

Так, если веруешь, смиряешься, очищаешь совесть; то святыня Божия попаляет грех, и просвещает человека: в противном случае она опаляет грешника.

***

 

Кто не старается Свой путь к Богу очистить от нравственных претыканий: тот сам для себя уменьшает надежду достигнуть желаемаго. Привычные помыслы страстей и пороков следуют за его молитвою, и смущают ее, ослабляют, воспящают; неумиренная совесть лишает молитву свободы и дерзновения пред Богом; неочищенное сердце просит благ от Отца небеснаго не для того, чтобы употребить их по воле Его, но для того, чтобы свободнее удовлетворять своим страстным и пристрастным желаниям. Молитвенников сего рода и участь их молитвы строгими чертами изображает апостольское слово: просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете (Иак. IV. 3).

***

 

Сохраните, братия, сии безценныя для душ ваших приобретения, внимательно и деятельно сохраняя то искреннее желание спасения, и ту правую совесть, которыя от неведения привели вас на путь чистой истины и несомнительнаго спасения.

***

 

Скорбно возчувствовал ты свое греховное состояние, и тягость онаго для совести; и прибегнул к покаянию, в следствие котораго можешь с утешением рещи Богу словами Псалмопевца: беззаконие мое познах, и греха моего не покрых; рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Псал. XXXI. 5). Через сие ты вступил на добрый путь.

***

 

Что скажем о потребности и благотворности таинства покаяния для больнаго и для самой болезни? – Кажется можем призвать во свидетельство самих телесных врачей. Они знают, что мир души есть помощь, а ея немирное состояние – препятствие врачеванию. Но не самый ли глубокий и полный мир доставляет душе облегчение совести чистым покаянием, и отрадное чувство отпущения грехов?

***

 

Чистоту верности определит внимательному его совесть, если внутренно будет ему свидетельствовать, что он требуемыя верностию дела творит по чувству долга и по любви к Царю и отечеству, а не по своим личным видам, и не покрывает благовидными делами, как личиною, побуждения незаконныя и порочныя.

***

 

Ложь, неправду, клевету, и сим подобное, по естественному закону, неизгладимо написанному в сердцах, все порицают и презирают, когда оныя обнаруживаются и обличаются: но между тем ложь, неправда, клевета, прикрытыя благовидною личиною, не редкость между людьми. Какое странное противоречие человека самому себе, какое унижение самаго себя, когда он, что порицает и презирает в других, то допускает в себе; против чего имеет в своей совести непобедимое свидетельство, как против скверны, тем самым теснит и оскверняет свою совесть!

***

 

…путь к совершенству и для нас не есть недоведом; по крайней мере начало его не скрыто от нашей совести, вступление на него не заграждено ничем от нашего сердца и воли, кроме нашего невнимания к собственной душе. Сокровища благодати доступны всякому. Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам (Матф. VII. 7).

***

 

Но сих даров, очевидно, не могут быть причастниками те, которые входят во храм без благоговения, пребывают в нем без внимания, которые приносят в него суетныя мысли, нечистыя желания, отягченную греховными делами совесть, вражду против ближних, и не приносят сердечнаго о грехах со крушения и покаяния. Горе нам, если мы таковы! Господь видит нас: и пречистыя очи Его отвращаются, и сердце Его заключается. Он хотел, и еще хощет, быть для нас щедрым Подателем даров: но соответственно тому, что мы представляем Ему в себе, Ему подобает явиться для нас грозным Судиею.

***

 

Пробудись, в небрежении спящая душа; отвергни обольщающия мечты и призраки чувственности; светом закона Божия возжги светильник твоей совести, и ты усмотришь, что грех заключил тебя в темницу мрака духовнаго, за которою недалеко и темница адская; и уразумеешь, почему небывший никогда в темнице вещественной вопиял к Богу: изведи из темницы душу мою исповедатися имени Твоему.

***

 

Мудрость христианская мирна и подвизающийся для нея должен быть мирен. Он должен быть мирен в себе, не взволнован страстями. Только в тихой, а не волнуемой воде отражается образ солнца: только в тихой, неволнуемой страстями душе, может отразиться вышний свет духовной истины. Мирным нужно быть любителю мудрости и в отношении к другим, не словопретися, как учит Апостол, ни на кую же потребу, на разорение слышащих (2 Тим. II. 14), и, если нужно стать за истину против нападающих на нее, должно делать сие с спокойною твердостию, без раздражения, так, чтобы можно было потом сказать себе в совести: с ненавидящими мира бех мирен (Псал. CXIX. 6).


К предыдущей К началу К следующей

К оглавлению

Свт. Филарет о совести


    Пусто165

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения