На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: март-апрель 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Гоголева Е.И.
реставратор

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Умозрение в красках

СОКРОВЕННЫЕ КЛЮЧИ СИЛЫ БОЖИЕЙ

Предыдущая Следующая

 

«Почитание икон в Церкви — как зажженный светильник, свет которого никогда не угаснет, — пишет известный православный иконописец инок Григорий (Круг) (fl969) в книге «Мысли об иконе». — Он зажжен не человеческой рукой и с тех пор не истощался никогда. Он горел и горит, не переставая гореть, но пламя его не неподвижно, оно горит то ровным светом, то почти невидимо, то разгорается и превращается в нестерпимый свет. И даже когда все враждебно иконе, ищет угасить этот свет, одев его покровом тьмы, свет этот не иссякнет и не может иссякнуть».

И свет этот освещает всю историю Православной Церкви начиная с первых веков христианства. Вглядываясь в прошлое, мы видим целый сонм боголюбивых предшественников, с сердечной благодарностью преклонявших колена перед образами, в которых запечатлены святые лики Спасителя и Божией Матери.

«Воплощение Бога Слова и вочеловечение, как дано это двойное определение в Символе веры, и является для всякого человека возможностью приобщения Божественной жизни, приобщения Христу, — пишет инок Григорий (Круг). — Дается путь сопричастия Христу и тем исполнение Духом Святым и Самой Живоначальной Троицей. Это, думается, та святость, которая напечатлевается на иконе».

«Когда Христос, Сын Божий, нашего ради спасения благоволил на земле умереть крестного смертию, — сказано в «Новой скрижали», — тогда язычники и неверные иудеи нападали на христиан и насмехались над ними, особенно потому, что они Христа, как бы простого человека и еще более бесчестно на кресте распятого, Богом и Сыном Божиим называли и поклонялись Ему. Поэтому апостол Павел (1 Кор. 1, 23) пишет: «Проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие...».

Святые отцы древних времен восстали против глумления язычников и иудеев над христианской верой. Вот что говорил в своей речи святитель Афанасий Великий: «Язычники нападают на нас и широко отверстым зевом смеются, поставив на вид не что другое, как Крест Христов. Об их судьбе надо сожалеть, потому что, когда поносят Крест Христов, они не примечают силы его и действий, которыми наполнена вся вселенная, и того, что Крестом совершены такие дела, чрез которые познаем Бога. Если бы язычники правильно обратили свой разум к познанию Божества, то никогда над такою великою вещию не смеялись бы. Они тогда лучше узнали бы Спасителя и увидели, что Крест Его — не казнь, но искупление всей твари».

Святитель Иоанн Златоуст в 54-й беседе на Евангелие от Матфея рассуждает так: «Если кто тебе скажет: «Ты распятому поклоняешься?», ты светлым голосом и с веселым лицом отвечай: «Поклоняюся и не перестану поклоняться». Если засмеется, ты прослезись о нем, потому что беснуется. Благодари Владыку, что Он вам дал такое благо, которого нельзя понять иначе, как чрез высшее откровение».

Знамению Креста приписывается та сила, что чрез него совершаются все Таинства и все священные действия. Далее в вышеуказанной беседе святитель Иоанн Златоуст говорит: «Никто не должен стыдиться честного знамения и источника благ, посредством которого мы живем и существуем; как венец да обносим Крест Христов. Ибо все наши Таинства совершаются им».

Поэтому должно помнить: изображение Креста недопустимо бесчестить. Издревле запрещено было начертывать его на земле и вырезать на полу.

Святые отцы VI Вселенского Собора в 73-м правиле определили: «Поелику животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему повелеваем: изображения Креста, начертываемые некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих» .

О благоговейном отношении к Кресту в древние времена говорит следующий рассказ о поступке кесаря Тиверия. Однажды, проходя по своим палатам, он увидел на земле мраморную доску, на которой был изваян Крест Господень, и сказал: «Господи, Твоим Крестом мы ограждаем чело и перси. Станем ли по нему ходить?» И тотчас же приказал убрать эту доску.

Один древний христианский писатель взывал: «Почитай священные гробы и памятники, воздвигнутые над могилами, украшай их образом Креста и никогда не дерзай попирать ногою».

Благоговейным почитанием в Православной Церкви пользуются и иконы, которые помещаются как в храмах, так и в жилищах, ибо «Всещедрый и Премилостивый Господь Бог, всегда промышляющий о спасении рода человеческого, не восхотел Своих оставить в неведении о тех спасительных благодеяниях и предивных чудесах Своих, которые Он соделал на земле в образе человеческом; но, по премногой Своей благодати, предал все это возлюбленной Своей Церкви в изображениях на святых иконах, дабы мы видели Его чудеса своими телесными очами. Церковь же, украсившись иконами, как багряницею царскою, достойно чтит их и призывает своих православных сынов к надлежащему их почитанию. Так как почитание святых икон как в древнем законе, так и в новой благодати, введено не волею человеческою, но повелением Божиим».

Из истории Ветхого Завета мы узнаем: «В начале, в древнем законе, Сам Бог повелел Моисею ради чести и славы Своей сотворить в скинии образы, сказав ему: И да сотвориши дщицу злату чисту, и изобразиши на ней образ печати «Святыня Господня» (Исх. 28, 36)». Итак, Господь, повелевая Моисею сотворить образы, не об идолах греческих и языческих богов, но повелел сотворить образы для славы Своей! Потом Бог повелел Моисею сделать кивот завета и «два херувима злата изваянна, и возложиши я от обоих стран очистилища» (Исх. 25, 18). Еще повелел Моисею: «И да помажеши (святым елеем) скинию свидения, и кивот скинии свидения, и вся сосуды ея, и олтаръ кадилный... И освятиши я, и будут святая святых: всяк прикасаяйся им освятится» (Исх. 30, 26, 27, 29).

Провидев все это, пророк Давид возгласил: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея» (Пс. 25, 8). И еще читаем в Псалтири: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем» (Пс. 5, 8). «Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» (Пс. 98, 5).

Все эти свидетельства не противоречат заповеди: «Слыши, Израилю: Господь Бог наш Господь един есть» (Втор. 6, 4). «Да не будут тебе бози инии пред лицем Моим. Да не сотвориши себе кумира, ни всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, ниже послужиши им» (Втор. 5, 7 — 9).

Согласно церковному преданию, первая икона Спасителя появилась еще при Его земной жизни. Авгарь, царь Эдесский, послал в Иудею живописца, чтобы он написал изображение Господа. Но живописец не смог этого сделать по причине блистающей светлости лика Иисусова. Тогда Сам Господь, приложив убрус к Своему Божественному и животворящему Лику, запечатлел на нем Свое изображение и послал его Авгарю. Так образ, чудесно напечатленный Самим Спасителем на убрусе, стал свидетельством неложности вочеловечения Христова — живой иконой истины Боговоплощения. Всякая икона, пишет инок Григорий (Круг), находится в зависимости от Нерукотворенного Образа Спасителя, как вода реки имеет своим началом родник, который рождает реку.

В своем слове на Неделю Православия святой Иоанн Дамаскин свидетельствует:

«Святой апостол Лука прежде написал на иконе образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, а потом изображения святых апостолов и пророков».

Древние писатели говорят, что когда образы, написанные евангелистом Лукой, были принесены к Пречистой Деве Марии, Она благословила их, сказав: «Благодать Сына Моего и Моя да будет с ними». И тотчас вследствие благословения Богоматери, говорится в «Новой скрижали», «от этих образов стали совершаться многие чудеса и доныне совершаются».

Поэтому издревле иконы почитаются как особая святыня. Святые отцы древности считали, что иконы создаются не без произволения Божия. На Седьмом Вселенском Соборе святые богоносные отцы так изложили учение о святых иконах: «Последующе богоглаголивому учению святых отец наших и преданию Кафолической Церкви, подобно изображению Честнаго и Животворящаго Креста, повелеваем полагати во святых Божиих церквах иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы и всех святых мужей, и чествовати Божественному естеству, но почитанием по подобию, якоже воздается честь изображению Креста Христова, Евангелию и иным святыням, ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному».

 

Е.И. Гоголева, реставратор

(Окончание следует)

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: март-апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий: ВЫСОЧАЙШЕЕ ТОРЖЕСТВО ВЕРЫ
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Н.В.Маслов: ЖИЗНЬ ЖИТЕЛЬСТВУЕТ
Р.В. Францева: ЧТОБЫ ПОМОЛИТЬСЯ ЗА ВСЕХ, КОГО ЗНАЕТ И ЛЮБИТ...
Иерей Андрей Елисеев, В.М. Вальков: «СЧИТАЮ, ЧТО НУЖНО СОХРАНЯТЬ ЦЕЛОСТНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ»
А.С. Александров: «БОГ НЕ В БРЕВНАХ, А В РЕБРАХ»
В.М. Вальков: ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ ОБЩАЯ МОЛИТВА?
Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: НАШЕ ДЕЛО — СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О ХРИСТЕ
Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов: НАСТОЯЩАЯ НАУКА НЕ ОТДАЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА ОТ БОГА
Е.И. Гоголева: СОКРОВЕННЫЕ КЛЮЧИ СИЛЫ БОЖИЕЙ
А.С. Бочков: КОЛОКОЛА — ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ
Н.А. Свердлова: ПЕРВАЯ НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ОТВЕТЫ НА МНОГИЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
А.С. Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
А.С. Хомяков: КРЕМЛЕВСКАЯ ЗАУТРЕНЯ НА ПАСХУ
Знаете ли вы?


Публикация:
Журнал «Пастырь»: март-апрель 2008 г.
стр. 51
04.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011