На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: май 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Порфирий (Левашов)


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наставления подвижников благочестия

НРАВСТВЕННАЯ СИЛА ЖЕНЩИН

Предыдущая Следующая

 

Исполнилось 140 лет со дня преставления иеромонаха Порфирия (Левашова), принявшего монашеский постриг и окончившего свои земные дни в Глинской пустыни, в которой он сам пожелал поселиться, зная, что эта обитель славится строгостью иноческой жизни. Отец Порфирий (в миру Петр Левашов) был преисполнен любви к людям, чувства сострадания к скорбящим, он глубоко переживал любое отступление от нравственных законов в окружающем мире. Еще будучи приходским священником, он горячо протестовал, например, против откупной системы торговли спиртными напитками и за это претерпел множество лишений. В конце концов отец Порфирий, пройдя через тяжелые испытания, добился того, что откупная система была отменена. Господь наградил его литературным дарованием. Отец Порфирий получил известность как автор сочинений на духовные и педагогические темы. Публикуем отрывок из его книги «О воспитании девиц в духе истинно христианском».

 

В теле нравственном, как и в теле физическом, одно с другим находится в такой тесной связи, что неестественная деятельность какого бы то ни было органа производит расстройство во всем организме в целом. И чем слабее орган, тем он раздражительнее и тем скорее могут пострадать из-за него сильные части тела. Насколько женщины, по-видимому, слабы и ограниченны, настолько решительны и настойчивы; силою воли своей они поднимаются над своим полом. «Если женщина, — говорит святой Иоанн Златоуст, — уклонится ко злу, великие совершает злодеяния, а если обратится к добродетели, то скорее отдаст жизнь свою, нежели отступит от своего намерения». Как ни старайтесь ослабить или устранить влияние женщин, перевес все равно останется на их стороне. Даже в рабстве оне господствуют и налагают цепи на своих тиранов. Было время, когда герои почитали для себя особенною честию принимать из рук женщин победные знаки. Все согласовывалось с их волею.

Если бы основные нити великих событий в мире в разных направлениях не пересекались множеством побочных нитей, то видно было бы, что они большею частью сокровенно приготовлялись досужею рукою женщин. Впрочем, это видно и из всего, что история передала нам для нашего сведения. А между тем — сколько еще таких былей, которые не вошли во всемирную ее скрижаль и которые тем более раскрыли бы эту истину! Чего женщины не в силах сделать своим умом, в том помогает им природа: она немногим и простым словам их дает столь непонятную силу убеждения, что нередко люди медлительные, нерешительные, холодные воодушевляются на необычайные предприятия, жертвуют свободою, спокойствием, честию, жизнию. Доброта женска – по слову одного из древних мудрецов – веселит лице и над все желание человеческо предуспевает (Сир. 36, 24). Итак, будь супруга благочестивая, с умом и сердцем образованным, она направит своего мужа ко всему высокому и прекрасному, хотя бы он имел наклонности совсем тому противоположные. И наоборот: будь его половина противоположных качеств, до какой только крайности, до какого уничижительного положения не доведет она и благонравного мужа: якоже в древе червь, тако мужа погубляет жена злотворная – говорит Дух Святый (Притч. 12, 4).

Посему-то святой апостол Петр и требует от жен нрава кроткого, тихого, благопокорливого и жизни богобоязненной, дабы тех из мужей, которые не покоряются слову Божию, мог без слова убедить пример их жен. Жены, — пишет Апостол, — повинующяся своим мужем, да и аще нецыи не повинуются слову, женским житием без слова пленени будут, видевше еже со страхом чисто житие ваше (1 Пет. 3, 1, 2). Потому-то святой Апостол и полагает для них правилом — украшать себя не внешним плетением волос, не золотыми уборами, не нарядами, не светским образованием, но благочестием и скромностию, пребывать в нетленной красоте кроткого и спокойного духа, что драгоценно пред Богом. Как, в самом деле, величественна была бы женщина в таком преукрашении! Каждое ее слово, каждое движение, каждый взгляд внушали бы всем доверие и уважение к ней. Самые застенчивость и робость, на которые смотрят ныне как на недостаток образования, имели бы тогда особенную прелесть и силу убеждения. Кроткая Есфирь, явившись к престолу Артаксеркса, не в силах будучи вынести грозного его величия, приходит в замешательство, падает от страха — и этим обезоруживает его и довершает над ним свое торжество. В благочестивой и целомудренной женщине все привлекательно, все прекрасно, все назидательно; она побеждает самими своими немощами.

Женщины бывают первыми деятелями особенно там, где только загорается луч жизни. Обыкновенно первые начатки воспитания детей взращиваются в недрах семейств; по свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом. Оттого-то общественное воспитание не всегда достигает своей цели. В обществе больше проявляется то, что уже подготовлено было в детстве, в семье. Если дети с материнским млеком будут напитаны христианскими правилами, одушевлены добродетелию и укоренены в страхе Божием, то они принесут семействам и обществу благословенные плоды мира, воздадут всем должное: емуже урок — урок, емуже дань — дань, ему же страх — страх, емуже честь — честь (Рим. 13,

7). Но когда эти отрасли покоятся на дикой лозе и лишены животворной влаги — чего можно ожидать от них полезного? Из них выйдут тунеядцы или зловредные члены общества: еда объемлют от терния грозды или от репия смоквы (Мф. 7, 16). Не очевидно ли, что сумма добра или зла слагается из частных устремлений, которые матери приносят обществу в лице своих детей? Итак, две обязанности — супруги и матери, одинаково важные, — ожидают девиц на поприще их жизни. Но если столь высоки их предназначение и сила нравственная, каково же должно быть воспитание их самих?

 

(Из книги иеромонаха Порфирия (Левашова)

«Воспитание девиц в духе истинно христианском»)

 


Источник:      Журнал "Русский инок" май 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
ОБРАЗ, ПРОЯВИВШИЙСЯ НА СТЕКЛЕ
ВСТРЕЧА С ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ
Святитель Григорий Двоеслов: РЕЧЬ К НАРОДУ О ПРИЧИНАХ СМЕРТНОСТИ
Иеромонах Порфирий (Левашов): НРАВСТВЕННАЯ СИЛА ЖЕНЩИН
Святитель Московский Филарет: Мысли о духовном
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
Святитель Иоанн (Максимович): ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
Архимандрит Алексий (Поликарпов), В.М.Вальков: СЮДА МОЖНО ПРИЙТИ С ЛЮБЫМ ВОПРОСОМ
Шурыгин А.Ю., иеромонах Модест (Панченко): «В СВЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ»
А.С. Алексеев: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Непридуманные рассказы
Вопросы читателям
Маргарита Ольховская: НЕ ИЩИТЕ ПОСЛУШАНИЕ ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ
Игумен Виссарион (Остапенко): Ангел Божий, мой хранитель...


Публикация:
Журнал "Русский инок" май 2008 г.
стр. 19
05.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011