На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: апрель 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Макарий (Веретенников) /Архимандрит, профессор, заведующий регентской школой при МДА
Макарий (Веретенников)
Архимандрит
профессор, заведующий регентской школой при МДА

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастырство в истории церкви

СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ

Предыдущая Следующая

 

(Окончание. Начало см.: Пастырь, 2008, февраль, март)

 

По учению Церкви, храм — это небо на земле, жилище Бога Живаго. Новгородские летописи довольно часто сообщают о храмах, которые святитель Макарий освящал после их возобновления или построения вновь. После долгого вдовствования архиерейской кафедры в Новгороде появился энергичный иерарх, благодаря активному участию которого украшаются многие новгородские храмы. В Москве, стольном граде Русского государства, такого «обветшания» не было, и сообщения об освящении храмов Митрополитом Макарием встречаются в летописи значительно реже.

Самым известным храмом, который освятил Митрополит Макарий, был храм-памятник Казанской победы в честь праздника Покрова, что на Рву. Первоначально он был деревянный. Затем было возведено величественное каменное здание, украшающее и поныне Красную площадь. Приделы Покровского собора посвящены церковным праздникам, в дни которых произошли важные события казанского взятия. К. Заусцинский, исследователь XIX века, пишет: «Нельзя ли видеть и в Покровском соборе ту идею, которая проходит через все произведения Макария, — идею объединения Руси, выраженную в форме соединения в одно целое всех стилей церковной архитектуры, практиковавшейся в разных местностях России».

До наших дней сохранилось письменное наследие Митрополита Макария. Грамоты и послания святителя Макария известны, начиная с новгородского периода. Самая ранняя грамота адресована великому князю Василию III в связи с реформой монашеской жизни в Новгородских обителях. Тема государя и монашества характерна для наследия Митрополита Макария. Еще чаще он обращался позднее к Иоанну Грозному. Он понимал, что это единственный в мире православный царь. Святитель писал, обращаясь к нему: «В кон-цех всея вселенныя восиявшему, наипаче во царех пресвятейшему». Его он поздравляет с царским венчанием в Успенском соборе 16 января 1547 года, а позднее — с бракосочетанием. Правомочность совершенного на Руси царского венчания Митрополит Макарий доказывал в посланиях Виленским епископам Павлу, а затем и Валериану, содействуя признанию царского титула в соседнем Литовском государстве.

Будучи патриотом своего Отечества, Митрополит Макарий шлет послания, укрепляющие царское мужество во время казанского похода. За основу взято известное послание Ростовского архиепископа Вассиана князю Иоанну III во время Угорского стояния 1480 года. Возвратившегося с казанской победой царя глава Церкви торжественно встречает и поздравляет радостной речью.

Письменное наследие Митрополита Макария, с юного возраста вступившего на монашескую стезю подвигов, свидетельствует о его заботах о монашеском устроении. Святительские заботы о монашестве в Великом Новгороде, по замечанию летописца, принесли свои положительные плоды: стало расти число иноков в обителях. К святителю Макарию обращались подвижники за благословением на начало строительства монастыря. Между тем, насельники этих обителей были современники покорения Казани, современники духовного подъема. Это были современники и молитвенники о судьбах нашего Отечества, по молитвам которых Господь являл Свою милость русскому народу.

Монашеская проблематика переплетена с новгородскими связями Митрополита Макария. Он посылает послания архиепископам: Феодосию, Серапиону, Пимену. В 1557 году, во время тяжелых погодных условий, он посылает в Великий Новгород богомольную грамоту и святую воду, заповедуя творить усиленные молитвы и кропить все святой водой. Конечно, писал Митрополит Макарий не только в Великий Новгород. Из послания Иоанна Грозного первому Казанскому святителю Гурию узнаем, что он посылал послания и различных мастеров-умельцев в Казань.

В. Жмакин еще в прошлом веке опубликовал два поучения Святителя: «Против разговаривающих в церкви» и «О глаголющих и смеющихся в церкви». Первое поучение почти дословно совпадает с 16 главой Стоглавого Собора. В них Святитель выступает против неблагоговейного поведения в храмах. Его мысль проста и убедительна: если мы с трепетом предстоим земному царю, то тем более должны иметь благоговение к Небесному Царю. Эти поучения Митрополит Макарий мог произнести после царского венчания 1547 года и до 1551 года, времени Стоглава.

Завершает письменное наследие Митрополита Макария его духовная грамота, написанная им перед блаженной кончиной. Как и первая подобная грамота Митрополита Киприана († 1406; память 16 сентября), она была внесена в состав летописи. «В словах завещателей народ видел как бы волю небесную, выражение нравственной зрелости и духовной мудрости». Внесение прощальных грамот в летопись свидетельствует также о почитании лиц, их написавших.

Последние летописные сообщения, связанные с именем Всероссийского Митрополита Макария, относятся к 1563 году. Святителю шел девятый десяток лет. 12 сентября 1563 года, в воскресенье, в Москве, согласно постановлению Стоглавого Собора, должен был состояться общий крестный ход московского духовенства в Успенский собор. Во вторник — двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня.

А на следующий день состоялся еще крестный ход к Сретенскому монастырю, установленный ранее при Митрополите Варлааме.

Во время этого крестного хода Святитель сильно простудился и заболел. В связи с этим он «повеле послати в Пафнутиев монастырь, в свое пострижение, ко игумену з братьею возвестити свою немощь, чтоб прислали старца духовна для брежения в немощи. Они же к нему прислаша старца Иелисея». После многотрудной и добродетельной жизни 31 декабря, когда колокол зазвонил к утреннему Богослужению, «преосвященный же дивный Святитель пастырь Рус-ския Митрополия всея Русии предаде душу свою в руце Живаго Бога, Его же возлюби из младых нохтей и взем ярем Его последова невозвратным помыслом». Перед выносом тела из митрополичьих покоев в Успенский собор для царя был открыт лик почившего иерарха — «и бысть лице его, яко свет сия, за чистое и непорочное и духовное и милостивое житие». 1 января он был погребен в Успенском соборе. При этом была прочитана его прощальная грамота, в которой он у всех испрашивает прощение и сам всех прощает и благословляет. Имя Митрополита Макария записано в монастырских синодиках Троице-Сергиевой, Кирилло-Белозерской, Спасо-Соловецкой обителей.

Современники святителя Макария видели в нем святого мужа и подвижника, почитая его за добродетельную жизнь. Они чтили его при жизни, поклонялись ему после его блаженной кончины. В 1564 году царь, возвратившись из похода, поклоняется в Успенском соборе мощам чудотворцев «и новейшаго Макария Митрополита». Святитель Филипп, став Московским Митрополитом, «благий сей нрав подражая прежде помянутаго боголюбиваго Макария Митрополита. Усердно подшася последовати честным стопам его».

О святости Митрополита Макария говорят авторы Житий русских святых. В житии преподобного Саввы Крыпецкого (fl495; память 28 августа) он прославляется «якоже второй Златоуст, учением и правою верою въсиа в Руской земли сей Святейший Макарие и Духа Святаго исполненый чюдный муж». Один современник так описывает подвижническую жизнь Святителя: «Митрополиту же святейшему Макарью на Москве неподвижно живущу правящу Слово Божие истинное... от зелнаго воздръжания и поста, елико ему едва ходити, кроток же и смирен и милостив по всему гордости ж отнюдь ненавидяще, но и иным отсекаше и запрещаше, злобою отроча обреташеся умом, всегда совершен бываше».

В Пискаревском летописце имеется интересное сообщение. Оно называется «Видение Макария Митрополита о опришни(не)». «Не в кую нощную годину стояше Святителю на обычной молитве и глагола великим гласом: «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли? Господи, пощади, пощади! Утали Свой гнев! Аще не помилуеши ны за наши грехи, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видеть сего!» И слезу испущаще велии. И слышаше тогда его келейнику, некоему духовну и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет?» И не виде никого же и удивися о сем. И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие и кровоизлияние и разделение земли». И бысть тако. За много время до опришнины виде сие видение. Того же году не в кое время послал царь и Великий князь Иван Васильевич к отцу своему и богомольцу к Макарию Митрополиту книги просити душеполезные. И Макарей прислаше ему погребален. И князь Велики гневашеся на него тайно и рече ему: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарей: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезнее: аще кто ея со внимание(м) почитает, и тот в веки не согрешит». Это сообщение летописца сближает образ святителя Макария с Вселенскими Патриархами Геннадием (458-471; память 31 августа) и Фомой (607-610; память 21 марта), которые усердно молились, чтобы Господь отвратил предстоящие Церкви бедствия, по крайней мере, во время их святительства. Митрополит не только канонизовывал русских святых, но и постоянно в своей жизни общался со святыми подвижниками, которые позднее были причислены Русской Церковью к лику святых. При этом особо следует назвать преподобного Александра Свирского, с которым Святитель общался при его жизни и который потом был канонизован Митрополитом Макарием. Известно также, как преподобный Александр Свирский и Митрополит Макарий явились игумену Свирского монастыря.

В Митрополите Макарии воплотились многие лучшие черты Московских первосвятителей-чудотворцев: архипастырь и государственный деятель, проповедник и организатор, молитвенник и подвижник. Это был истинный пастырь Христов, призванный пасти Христово стадо словесных овец. Он вошел в историю как покровитель книжного делания, собиратель духовных сокровищ земли Русской, объединитель державы нашей.

6 июня 1988 года на заседании Поместного Собора Русской Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, была совершена канонизация целого лика русских святых, и среди них — главы Русской Церкви XVI века — святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси.

 

Архимандрит Макарий (Веретенников),

профессор,

заведующий Регентской школой при МДА

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
ПРИГЛАШЕНИЕ НА ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК
Поздравления
Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси: ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
Благовещение Пресвятой Богородицы
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ»
Архимандрит Макарий (Веретенников): СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ
Преподобный Иустин (Попович): ЧЕРНОГОРСКИЙ АПОСТОЛ
«ВАШИМ СВЕТЛЫМ УМОМ И ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ...»
А.А. Константинова: «ВСЕБЛАЖЕННЫЙ АРХИЕРЕЙ»
Вход Господень в Иерусалим
Протопресвитер Радко Поптодоров: ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЦЕССА ПРОТИВ СПАСИТЕЛЯ
Светлое Христово Воскресение. ПАСХА
Протоиерй Олег Пэнэжко, Вальков В.М.: «ТОЛЬКО ЗДЕСЬ Я И ОЩУТИЛ ПОЛНОТУ ЖИЗНИ»
А.А. Константинова: НЕИСТОЩИМЫЙ ИСТОЧНИК РАДОСТИ ДУХОВНОЙ
СОБОР АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА
СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ФОТИНА
Ксения Авдеева: ПОДАРОК ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, ИЛИ ЧУДО В СИРИИ
ПРОТИВ РЕЦИДИВОВ ВОИНСТВУЮЩЕГО АТЕИЗМА
К.Е. Скурат: С 1947 ГОДА И... РАНЬШЕ
ПАМЯТЬ ЕГО СОХРАНИТСЯ В РОД И РОД
Cхиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, Аполлон Майков: ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: апрель 2008 г.
стр. 14
04.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011