На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Леонтия (Михалева)
Инокиня
Казначея Феодоровского монастыря

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Обители XXI века

«ДОБРОЕ СЛОВО МОЖЕТ ПОДВИГНУТЬ ЧЕЛОВЕКА К ПОКАЯНИЮ»

Предыдущая Следующая

 

Интервью с монахиней Варварой (Чекотковой), настоятельницей Переславского Феодоровского монастыря

Феодоровский монастырь — один из четырех действующих монастырей Переславля-Залесского. Въезжая в город со стороны Москвы, видишь по правую руку на небольшом возвышении его белые стены. Как только окажешься внутри монастыря, ощущаешь его необычайную древность. Первый раз мне довелось побывать в нем несколько лет тому назад — у меня было такое чувство, будто я окунулась в глубь веков. В Введенском храме монастыря на левом столпе помещена Андрониковская икона Божией Матери. Как рассказала казначея мать Леонтия, недавно от этого образа исходило дивное благоухание. Люди, обращавшиеся с молитвой к Матери Божией у Ее иконы, получали просимое: дарование чадородия, помощь в воспитании детей, устройство семейной жизни, исцеление от рака. Помолившись, я пошла к настоятельнице монастыря. Матушка Варвара приняла меня в своей келье — на втором этаже восстановленного корпуса.

— Матушка, Вы стали настоятельницей Переславского Феодоровского монастыря полтора года назад. Что предшествовало этому назначению?

— С детства я была воспитана в вере, ходила в храм. В 1973 году в возрасте 23 лет приехала во Владимир, устроилась в женскую общину при Успенском кафедральном соборе и проходила там послушания: пекла просфоры, пела на клиросе, была председателем ревизионной комиссии. В 1987 году по благословению духовника и почившего в Бозе архиепископа Владимирского и Суздальского Се-рапиона я приняла постриг. До Владимира я жила в Сергиевом Посаде, у Лавры Преподобного Сергия, в Ильинском храме немного потрудилась. В женской общине при Владимирском соборе я жила до 2005 года. Во время отпусков 1970-1980 годов я посещала Пюх-тицкий, Рижский, Муромский, Хотьковский и другие монастыри. Они были для меня примером монашеского жития.

Затем я в течение полугода исполняла обязанности старшей сестры в Успенском скиту в селе Ваулове Ярославской епархии. Скит основан святым праведным Иоанном Кронштадтским в бывшем барском угодье Урусова, пожертвовавшего земли для подворья Иоанновского монастыря в Петербурге. Святой праведный Иоанн Кронштадтский любил это место и говорил, что оно прекрасно, как рай Божий. До сих пор в нем сохранилась аллея святого Иоанна Кронштадтского, но два храма - в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Александра Свирского - взорваны в советское время. Затем по благословению владыки Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского, я была переведена в Переславский Феодоровский монастырь.

 

А почему Вы решили стать на монашеский путь?

— Я жила в общине во Владимире, и для меня было естественно принять монашество как самый удобный путь в исполнении любви к Господу и к храму.

 

Какое основное послушание настоятельницы монастыря?

— Настоятельница должна все послушания проходить и все знать. И быть самой последней послушницей. И первой быть во всем, показывать пример остальным сестрам. Нести крест, а нести ответ за души перед Господом — крест тяжелый. Надо следить, чтобы все в обители было так, как подобает.

 

Чей подвиг настоятельства Вам наиболее близок? Кого Вы берете за образец?

— Матушку Таисию, духовную дочь отца Иоанна Кронштадтского. Прочитав книгу игумений Таисии, я сижу и думаю: «Ты живешь, как бесплодная смоковница, ничего у тебя нет». Конечно, я не думала, что когда-нибудь стану настоятельницей. Но Господь так судил. Я этого не желала. Была воля Божия. Игумения Таисия, настоятельница Леушинской обители, часто бывала на Успенском подворье Иоанновского монастыря в Ваулове, когда ездила из своей обители к святому Иоанну Кронштадтскому.

 

Что является предметом Ваших постоянных забот?

— Главное, первое - это спасение души; печешься всегда более о сестрах, чтобы была молитва. Главное - это молитва и послушание. В монастыре без молитвы ничего не будет. День начинается с молитвы, без благословения ничего не делается. Подъем у нас в 5.30, сестры собираются на утренние молитвы, на полунощницу. Затем кто-то уходит на послушания, другие молятся за Литургией.

Конечно, имеем попечение и о хозяйстве. Хозяйства в монастыре никакого не было. Построили коровник, баню, восстановили часовню-колодец святого Феодора Стратилата. Восстановили башню, в ней не было ни полов, ни потолков, оставались одни стены. Сейчас в ней оборудована гостиница для паломников - несколько келий. Все восстанавливается нашими благодетелями, трудами сестер с помощью Божией.

 

Что является источником доходов обители?

— Зимой - хозяйство, летом приезжают паломники, в основном из Москвы. Едут к святыне - Андрониковской иконе Божией Матери. С 2005 года монастырю помогает Эраст Николаевич Поздышев - главный инспектор концерна «Росэнергоатом». Он положил начало восстановлению нашей обители. С его помощью возрожден храм Казанской иконы Божией Матери, закончена трапезная для сестер, строится приют для девочек и ведутся другие реставрационные работы. Стараниями благодетелей восстановлены иконостас в Введенском храме и часовня. Примерно семь месяцев трудились ростовские мастера по благословению нашего владыки. Летом мы делали бездрожжевой квас, пекли пирожки для паломников.

 

Откуда прибывают насельницы обители?

— Сейчас в монастыре живут 18 сестер. Приезжают из разных мест. Есть сестры из Рижского и других монастырей. Есть и трудницы, приехавшие к нам по благословению старца.

 

Какие послушания выполняют сестры?

— Сестры несут послушания в церкви, поют на клиросе, пекут просфоры, шьют подрясники, рясы. Облагораживают территорию монастыря, выращивают цветы. Трудятся в коровнике, в саду, на огороде. В обители проводятся экскурсии, знакомят с историей монастыря.

 

Когда я обедала в трапезной, забежала девочка с необыкновенно живыми глазами, лет четырех. Она живет в вашей обители?

 

— Да, мы вместе с компанией «Росэнергоатом» строим приют для девочек. У нас уже живут три девочки. Две из них учатся в переславской гимназии. Сейчас много неполных семей, а также детей без родителей. И в монастыре есть возможность воспитать человека для Господа, человека верующего.

 

Матушка, как Вам удается объединять сестер в едином духе?

— Конечно, непросто объединить всех. Стараешься, чтобы, во-первых, была молитва и любовь сестер между собою. Во-вторых, стремишься убеждать, приводить примеры из житий святых, чтобы у сестер был мир душевный. Сестры регулярно собираются на занятия для изучения катехизиса, чтения духовной литературы. Очень тяжелый крест - быть настоятельницей.

 

Что радует Ваше сердце?

— Благодарю Господа, что у нас, слава Богу, есть и молитва, и послушание. Все стараются на молитву прийти. Все сестры прилежно трудятся, помогают монастырю. Без благословения настоятельницы ни одно дело не делается.

 

Кто направляет Вас в Вашей деятельности?

— В духовной жизни я руководствуюсь наставлениями своего духовного отца. В монастыре все новое предпринимается по благословению нашего умудренного владыки.

 

Как Вы думаете, почему, побывав однажды в монастыре, человек хранит память о нем как о чем-то духовно близком?

— Здесь были воинская часть, институт, потом санаторий. Но душа наша - Божия душа - чувствует святыню, намоленность этого места. Происхождение такого чувства - тайна Божия в каждом человеке. Особенно же оно доступно людям простым, добрым.

Пример сестер, их любовь имеют большое значение. Приезжают паломники - если к ним со вниманием отнесешься, они звонят, просят устроить на день-два, чтобы потрудиться в обители. Монашество - это любовь, нужно отдать свою душу людям; себя уже оставляешь, а отдаешь все ближним. Людей привлекает доброта, любовь и милосердие.

Главное - уделить внимание человеку. Доброе слово может подвигнуть к покаянию - и человек уже идет в храм. Души разговаривают, они чувствуют. Наш монастырь существует уже 700 лет, и те, кто приезжают, говорят: «Какая у вас здесь благодать!» А у нас и нет ничего — разрушенные корпуса. Однако влечет их к монастырю. Мир - это бушующее море, а монастырь - тихая пристань для спасения всех приходящих в него.

 

Разговаривая с одной из сестер, я узнала, что сегодня, в день нашей беседы, празднование памяти священномученика Николая, который служил в Феодоровском монастыре в начале XX века. Расскажите, пожалуйста, о нем.

— Известно, что священномученик протоиерей Николай Дунаев родился во Владимирской губернии. Учился в Семинарии. С 1901 по 1923 год он окормлял монашествующих и паству нашего Феодоровского монастыря. Священномученик Николай был скромным, доброжелательным, открытым, простым человеком.

В 1930 году на протоиерея Николая было заведено следственное дело, ив 1931 году он отбывал ссылку на севере. Вернувшись, он не имел возможности служить, но остался жить в Феодоровской слободе. 27 ноября 1937 года, после очередного ареста, его расстреляли. Место захоронения батюшки пока не известно. Мы надеемся собрать более полный материал для жизнеописания священномученика Николая, в частности, думаем предпринять поездку на его родину - в село Зимянки Владимирской области. На Архиерейском Соборе 2000 года он причислен к лику святых. Священномученик Николай - наш Небесный покровитель в лице прославленных новомучеников.

 

Беседовала НА. Свердлова


Источник:      Журнал "Русский инок" февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Святитель Иннокентий (Борисов): «ВОЦЕРКОВЛЯЕТСЯ РАБ БОЖИЙ!»
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Схиигумен Герман (Гомзин): ЗАВЕТЫ О МОЛИТВЕННОМ ДЕЛАНИИ
СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ: Мысли о духовном
Монахиня Варвара (Трофимова): Путь монашеский - это призвание
В.М.Вальков: СВЯТОЕ МЕСТО
Инокиня Леонтия (Михалева): В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА
Свердлова Н.А.: «ДОБРОЕ СЛОВО МОЖЕТ ПОДВИГНУТЬ ЧЕЛОВЕКА К ПОКАЯНИЮ»
Смирнов С.И.: «ПЕЧАШЕСЯ О НИХ, АКЫ САМ СИЯ ПОРОДИ»
Вальков В.М.: И МОЛИТСЯ, И ПОМОГАЕТ...
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): РЕВНОСТЬ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ
Е.В.Михайлов: В ТРЕХ ВЕРСТАХ ОТ СТАРОЙ РУССЫ
Борис Зайцев: АЛЕКСАНДР НА ВАЛААМЕ
Протоиерей Валентин Бирюков: ИВЕРСКАЯ ВЕРНУЛАСЬ
Духовная помощь
Вопросы читателям
В БОЖИЙ ДОМ ЗА МИЛОСТЬЮ
Преподобный Варсонофий Оптинский: Памяти В Бозе почившего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха отца Амвросия


Публикация:
Журнал "Русский инок" февраль 2008 г.
стр. 42
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011