На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Филарет Московский /святой, святитель,
Филарет Московский
святой
святитель


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Выписки

Мысли о духовном

Предыдущая Следующая

 

Продолжение. Начало см.: «Русский инок», январь, 2008.

 

 

Молитва есть одна из высших потребностей души человеческой.

***

Душа, погруженная в чувственность, рассеянная, омраченная грехом, не чувствует, что по своему началу она есть дыхание уст Божиих.

***

В наше время мы много хвалимся и не довольно каемся. А время советует меньше хвалиться и больше молиться.

***

Сердца твоего требует Господь. Молитву Церковь влагает в уста, чтобы она проникла в сердце.

***

Благодатный дух дарован молитве от Бога для помощи грешникам.

***

Чтобы нищему принять милостыню, надобно ему протянуть руку; чтобы младенцу принять пищу, надобно ему открыть уста. Подобно сему надобно человеку простираться к Богу, чтобы достигнуть благодати Его.

 

 

Возжигаешь свечу, но не горишь духом!

***

Молитва духом есть такое молитвенное состояние, в котором человек, воскрыляемый верой и любовью, самой, так сказать, вершиной существа своего, своей высшей способностью и силой, стремится и восторгается к Духу Божию.

***

Молиться Отцу Небесному во Имя Господа Иисуса значит к Самому Призываемому возводить внимание ума, обнимать Его верой, любовью принимать Его в свое сердце.

***

Молитва умом есть такой образ молитвы, когда ум молящегося, хоть и возвышается к Богу, но не предается влечению духовного восторга неограниченно, а управляет своими мыслями, желаниями, чувствованиями.

***

Молитвенные прошения и славословия изрекаются в словах, понятных всем.

***

Надобно различать дело молитвы от услаждения в ней. Дело делает человек и должен делать постоянно и неослабно по правилу и порядку, а утешение дарует Бог по благодати.

***

Чувство собственной немощи не на то употреблять должно, чтобы тяготиться и упадать духом, но чтобы оставлять надежду на себя и через молитву о помощи переходить к надежде на Бога.

 

 

Когда утром пробуждаешься от сна, помысли, что Бог дает тебе день, которого ты сам себе не мог бы дать, и отдели первый час или хотя первую четверть часа даруемого тебе дня и принеси ее в жертву Богу.

Чем усерднее ты это сделаешь, тем более освятишь свой день, тем крепче оградишь себя от искушений, каждый день встречающихся.

Когда отходишь ко сну, помысли, что Бог дает тебе покой от трудов, и отыми начаток от времени твоего покоя, и посвяти его Богу чистою и смиренною молитвой. Ее благоухание приблизит к тебе Ангела для охранения твоего.

 

 

Молитва есть главная нить, которой разрешается весь узел духовных тайн.

 

 

Молитва есть дело такой важности в жизни духовной, что если бы кто хотел решить для себя, находится ли он на пути к совершенству жизни духовной, то ему надлежало бы примечать, имеет ли он какой-нибудь успех в молитве.

***

Состояние человека без духа молитвы есть состояние человека бездыханного.

 

 

Праздник без духовной радости, без сердечного в нем участия, без внутреннего чувства есть тело без души.

***

Когда радость Господня, утешение внутреннее или духовное посещает и наполняет сердце, тогда человек находит себя духовно услажденным и насыщенным.

***

Действие радости, обыкновенной на земле, подобно действию вина: состояние радости есть состояние упоения.

 

 

Рождение естественное совершается необходимым ходом природы, а рождение духовное — свободным стремлением к Богу и верой во Христа.

***

Истинная свобода есть свобода христианская, свобода внутренняя, свобода нравственная и духовная.

***

Истинная свобода все во благо устрояет и никогда не бывает мятежной, она может жить в хижине так же удобно, как и в доме вельможи или царя.

***

Эта свобода и в узах, и в темнице ненарушима, как то можно видеть у христианских мучеников.

 

 

Любовь к Богу ревнует по Богу; любовь к человеку милует человека.

***

Любовь к Богу требует, чтобы был соблюден Закон правды Божией; любовь к человеку не оставляет и нарушителя Закона погибать в неправде своей.

***

Любовь к Богу стремится поразить врага Божия; любовь к человеку вочеловечивает Божество, чтобы посредством любви к Богу обоготворить человечество.

***

Любовь к Богу все обращает в средства к нашему спасению и блаженству.

***

Не будет светить светильник без елея, и молитва не озарит духа без любви.

***

Не взыдет без огня курение кадила, и молитва без любви не взыдет к Богу.

***

Спросите ваше сердце: любит ли оно Того, Которого веру и Закон приемлет, Которому приносит покаяние и молитву?

***

Жизнь человеческая в своей деятельности движется между тремя пределами, приражаясь к которым неправильно, повреждает сама себя. Эти духовные пределы суть: сам человек, ближний и Бог.

***

Чтобы дать жизни во всех отношениях верное направление к истинной цели, то есть к вечному спасению и блаженству, спасительная благодать дарует и научает употреблять три силы: целомудрие, чтобы человек плотоугодием не повреждал сам себя; правду, чтобы он корыстолюбием не приражался к ближнему; благочестие, чтобы он гордостью и нечестием не оскорблял Бога.


Источник:      Журнал "Русский инок" февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Святитель Иннокентий (Борисов): «ВОЦЕРКОВЛЯЕТСЯ РАБ БОЖИЙ!»
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Схиигумен Герман (Гомзин): ЗАВЕТЫ О МОЛИТВЕННОМ ДЕЛАНИИ
СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ: Мысли о духовном
Монахиня Варвара (Трофимова): Путь монашеский - это призвание
В.М.Вальков: СВЯТОЕ МЕСТО
Инокиня Леонтия (Михалева): В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА
Свердлова Н.А.: «ДОБРОЕ СЛОВО МОЖЕТ ПОДВИГНУТЬ ЧЕЛОВЕКА К ПОКАЯНИЮ»
Смирнов С.И.: «ПЕЧАШЕСЯ О НИХ, АКЫ САМ СИЯ ПОРОДИ»
Вальков В.М.: И МОЛИТСЯ, И ПОМОГАЕТ...
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): РЕВНОСТЬ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ
Е.В.Михайлов: В ТРЕХ ВЕРСТАХ ОТ СТАРОЙ РУССЫ
Борис Зайцев: АЛЕКСАНДР НА ВАЛААМЕ
Протоиерей Валентин Бирюков: ИВЕРСКАЯ ВЕРНУЛАСЬ
Духовная помощь
Вопросы читателям
В БОЖИЙ ДОМ ЗА МИЛОСТЬЮ
Преподобный Варсонофий Оптинский: Памяти В Бозе почившего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха отца Амвросия


Публикация:
Журнал "Русский инок" февраль 2008 г.
стр. 19
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011