На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: январь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Владимир (Иким) /Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский
Владимир (Иким)
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Из истории христианства

На пути в «страны индийские»

Предыдущая Следующая

 

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир

 

Предысторией возникновения в Центральной Азии приходов и епархий Русской Православной Церкви является вся история христианства в этом краю, восходящая к апостольским временам.

Евангелие Христово среди центральноазиатских народов было проповедано святым апостолом Фомой, прошедшим через этот край по пути в «страны индийские». Здесь благовествовал и святой апостол Андрей Первозванный, побывавший на землях современного Казахстана и Узбекистана. Сведения об этом содержатся в житиях святых апостолов. Подтверждением же предания служит тот факт, что индийские общины до новейших времен сохранили наименование «христиан апостола Фомы», а также — быстрое развитие и укрепление Центральноазиатской Церкви, первые письменные упоминания о которой относятся уже ко II веку по Рождестве Христовом.

На территории современных Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана и Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая) археологами выявлено множество памятников древнего и средневекового христианства. Среди них — руины храмов и монастырей, фресковая иконопись, иконы на ткани (занданачи), Евангельские сюжеты на керамике, богослужебная утварь, нательные крестики и медальоны, монеты государственного чекана с христианской символикой. Тысячами насчитываются находки кайраков - надгробных камней, запечатленных знаком креста. Большинство датируется IV-XIV веками.

 

Первые митрополии

В Центральной Азии действовали следующие митрополии:

— Мервская (кафедральный центр в Мерве, современный г. Мары, Туркменистан). Здесь имелся мужской монастырь и мастерские по изготовлению богослужебной утвари;

— Самаркандская, окормлявшая общины Маверроунахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи, современный Узбекистан);

— Винкердская (центр в Винкерде, ныне городище на границе Ташкентской и Сырдарьинской областей);

— Невакетская (центр в Невакете — название означает «Новый город» или «Новгород». Он был одной из столиц Тюркского каганата, ныне — это городище близ поселка Красная Речка в Кыргызстане). Невакетская митрополия окормляла общины Семиречья (современный Кыргызстан и Западный Казахстан). В XI веке влияние Невакетской митрополии распространилось уже на громадную территорию, позже вобравшую в себя земли Казахстана, Восточный Туркестан и отдельные районы Сибири; митрополит носил титул Невакетский и Кашгарский (по городу Кашгар в Восточном Туркестане, бывшему столицей империи кара-киданей).

Кроме того, в некоторых городах имелись хорепископы (викарии), о чем свидетельствуют обнаруженные на кайраках надписи.

В сферу влияния Центрально-Азиатской Церкви входили также митрополии Шины (Китая) и Гератская (Афганистан).

В империи эфталитов, охватывавшей в V-VI веках всю Центральную Азию, христианство было объявлено даже государственной религией; на единстве веры основывался союз эфталитов и армян в борьбе с зороастрийской Персией. Однако общенародной религией христианство в этом краю так и не стало, мирно соседствуя с буддизмом, огнепоклонничеством, племенными культами. Но существовали целые города с преобладающим христианским населением. Например, Винкерд. Или располагавшийся на месте современного Бишкека, столицы Кыргызстана, — Тарсакент, название которого так и переводится - «Город христиан». В Ургутских горах под Самаркандом располагалось христианское селение Вазкерд со своим монастырем, ведшим разнообразную хозяйственную деятельность. Две монашеские обители находились в Восточном Туркестане. В горах Тянь-Шаня сирийскими иноками был построен монастырь Таш-Рабат, здание которого ныне считается одним из самых замечательных архитектурных памятников Кыргызстана.

 

Мощи апостола Матфея возле озера Иссык-Куль

На берегу озера Иссык-Куль вырос «монастырь братьев-армян», где хранились мощи святого апостола и евангелиста Матфея, принесенные туда из Сирии во II или III веке. Местоположение монастыря отмечено на Каталонской карте XIV века, то есть было в те времена общеизвестным. Впоследствии воды озера затопили город с находящимся в нем монастырем. И хотя развалины были видны под водой до недавних времен, но археологических изысканий в этом месте (в районе Тюпского залива) не производилось.

 

Следы ветхозаветного патриарха Иова

Еще со времен Вавилонского плена община иудеев почитала находившуюся в Ургенче (Хорезм) могилу ветхозаветного патриарха Иова. Позже к почитанию этой святыни присоединилась православная хорезмийская община, а затем

и мусульмане. И поныне в Центральной Азии существует несколько чтимых «родников Иова», самый известный из которых находится в Бухаре. Предание о том, что именно Хорезм был местом жития праведного Иова Многострадального, косвенно подтверждается предположениями ученых о единстве древнейшего Хорезма с месопотамской цивилизацией Ура (Шумера и Аккада).

 

Искажение веры (несториане в Средней Азии)

Говоря о средневековой истории христианства в Центральной Азии, необходимо учитывать происшедшее здесь в этот период искажение веры. После отпадения Церкви Персии в несторианство, начиная с VI века, несториане стали захватывать руководство центрально-азиатскими митрополиями, а затем подчинили себе большинство христианских общин края. Православным оставалось только Хорезмийское (Хвалисское) архиепископство, входившее в состав Антиохийского Патриархата, имевшее прямые связи с Византией и Русью. Уклонение в несторианскую ересь и связанные с этим порочные методы миссионерства впоследствии явились причиной крушения Центрально-Азиатской Церкви, происшедшего в XIV веке. В VIII веке началось завоевание Маверроунахра арабами, практиковавшими активное обращение в ислам местного населения. В ходе войны было преобразовано в мечети и несколько несторианских храмов. Однако в целом гонений на христианство не было, и впоследствии отношение арабов к несторианам сделалось даже покровительственным. В арабском халифате выдвигались несторианские ученые и врачи, несториане занимали высокие государственные посты. Несторианский католикос-патриарх утвердил свою резиденцию в Багдаде и сделался придворным халифа. Несторианам удалось добиться указа халифа, по которому епископы мелькитов (православных) и яковитов (монофизитов) должны были подчиняться несторианскому католикосу. Затем состоялось «воссоединение» несториан и монофизитов. Этот немыслимый, с догматической точки зрения, союз двух противоположных ересей был направлен против православных. Однако в Маверроунахре, а затем и в Семиречье отнюдь не несторианство, а ислам занимает все более прочное, главенствующее положение, привлекая к себе мусульман как правительственными льготами, так и своей общепонятностью и общедоступностью.

В ХI веке начались гонения на христианство в Китае. Бежавшие из этой страны несториане обосновались среди кочевых народов и развернули проповедническую деятельность, увенчавшуюся необычным успехом. Полностью крещены были самые образованные монгольские племена — кераиты и найманы, а также сильные тюркские народы тюрок-шато и басмалов — те, которые затем составили ядро армии Чингисхана. Несторианство, давшее единство веры, стало знаменем для объединения степных народов в борьбе с Китаем, пытавшимся полностью истребить кочевников. Вождями сопротивления явились ханы-несториане Уба (Уар), Маргус (Марк), Могусы (Моисей). Чингисхану удалось объединить под своей властью монгольские и тюркские народы только благодаря поддержке хана кераитов, несторианина Тогрул-бека (которого в средневековых европейских легендах называли «царем-первосвященником Иоанном»).

 

Время Золотой Орды

Походами Чингисхана и его преемников была создана одна из величайших во всемирной истории империй, которая охватывала не только Центральную Азию, но и Персию, Китай, Русь. Хотя сам Чингисхан придерживался языческой «черной веры» монголов, но он опирался на несториан и им покровительствовал. Несторианство приняли многие ханы-чингисиды, среди них — Чагатай, владением которого был Маверроунахр, и Сартак, наследник Золотой Орды, подчинявший себе Русь. К несторианству склонялся великий хан Мункэ, организовавший так называемый «восточный крестовый поход» для завоевания Палестины. Посланные им войска захватили Персию и Сирию, а потерпели неудачу лишь из-за смерти Мункэ и вспыхнувшей затем среди монголов междоусобицы. По мнению историков, в этот период на Востоке намечалось создание гигантской несторианской империи. Однако блистательные перспективы на деле вскоре обернулись крахом несторианской церковной организации в Центральной Азии.

Почувствовав поддержку властей, несториане Маверроунахра повели с мусульманами открытую борьбу за главенство, не останавливаясь и перед оскорблением их религиозных чувств, пользуясь теми же методами крикливой и навязчивой пропаганды, что и современные протестантские секты. В результате былая доброжелательность к ним мусульман сменилась враждой. А когда монгольские ханы начали принимать ислам, несториане не сумели смириться с утратой своего влияния. Их проповедники проникали в придворные круги, где им порой удавалось окрестить какого-нибудь вельможу. Стремились они действовать и через жен знатных людей, что вызывало особое негодование мусульманской аристократии. В то же время в Центральной Азии начинают свою миссию римо-католики, применяющие подобные же методы. В результате к противостоянию исламу добавляется еще острая межконфессиональная рознь. И терпению местных правителей наступает конец: происходит уничтожение несториан в Самарканде и римо-католиков в Семиречье. Одна за другой исчезают несторианские общины по всей Центральной Азии. (Православная община Хорезма погибла еще раньше, но по иным причинам: хорезмийцы оказали упорное сопротивление монголам, и, по приказу Чингисхана, население Хорезма было полностью истреблено, а их столица Ургенч затоплена водами Амударьи.) Последнее упоминание о христианах в средневековой Центральной Азии относится к XVI веку.

 

(Продолжение следует)

 


Источник:      Журнал "Пастырь" январь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Вальков В.М.: В честь тринадцатого Патриарха
События церковной жизни
Поздравления
События церковной жизни
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Рождественское послание
Скурат К.Е.: Святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Кокухин Николай: Дары библейских волхвов
Д.Смирнов: Исполнен духа благочестия и любви христианской
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: Сила и слава священства
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Святой праведный Алексий Мечев: Слово в Неделю пред Просвещением
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин): «Я живу служением Церкви...»
Митрофорный протоиерей Иоанн Прускалев: Твердо стоять на ступеньке Православия
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: На пути в «страны индийские»
Андреевский Иван Михайлович: К батюшке Серафиму
Протоиерей Николай Крикунов: Благодать и свобода
Протоиерей Сергий Четвериков: Средства преодоления искушений
Трофимов Александр: Возвращение в отчий дом
Игумен Иннокентий (Яковлев), Андрей Александрович Сидоров: Вестник небесного милосердия
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Недоуменные вопросы и ответы на них
Святитель Игнатий (Брянчанинов): Совет душе
Викторина


Публикация:
Журнал "Пастырь" январь 2008 г.
стр. 42
01.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011