На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: декабрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Константинова А.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Святыни земли русской

«У корня большого древа...»

Предыдущая Следующая

А.А. Константинова

 

8 сентября 1295 года в окрестностях Курска, на берегу реки Тускари, в лесной чаще была явлена чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Факт этот описывается так. «Случилось одному благочестивому мужу с товарищами прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности города Курска по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари, на полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды; увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласились между собой, построили на несколько сажен повыше упомянутого места, на лесистом месте, часовню из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси». Молва о явленной иконе быстро распространилась по всему Курскому краю. Рыльский князь решил перевезти икону в Рыльск. «Остановившись у городских ворот со святой иконой, священники известили князя, предполагая, что он лично встретит ее, но князь... от встречи отказался и за эту холодность к дару Божию и маловерие был поражен слепотою». Когда же затем он раскаялся перед всем народом, то сразу же и прозрел. Этим самым было впервые показано чудо исцеления Коренной иконой «Знамение».

В связи со своим чудесным исцелением князь соорудил в Рыльске храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда и решено было установить икону. Однако произошло второе чудо — икона чудесным образом вновь вернулась в часовню на реке Тускари, где пред нею стали обильно источаться исцеления всем с верою к ней приходящим. В те же годы жил иерей Боголюб, который стал часто приходить на место явления иконы. Однажды на часовенку напал отряд татар, который разрушил ее, а чудотворная икона была рассечена татарской саблей на две части, и части брошены в разные места. Священника Боголюба они увезли в плен. Через некоторое время он был выкуплен московскими послами и возвратился на место, где была порушена святыня. Он смог найти обе части иконы, приставил их вместе, и они чудесным образом соединились, не оставив и следов разрушения на лицевой части. Узнав о новом чуде, жители Рыльска вновь поместили икону в храм своего города, но она вновь возвратилась на место явления. Так проделывали православные рыляне несколько раз, но тщетно! Икона каждый раз возвращалась чудесным образом в часовню, устроенную на месте ее обретения. Почти триста лет пребывала чудотворная икона в часовенке на реке Тускари, привлекая к себе богомольцев и даруя исцеления.

От этой иконы получил исцеление и отрок Прохор Мошнин, будущий великий старец — преподобный Серафим Саровский. Слава о ней распространилась по всей Руси. Сам Феодор I Иоаннович узнал о ней, и по его воле в 1597 году икона была перенесена из пустыни в Москву, где ее украсили богатою ризою и вставили в деревянный оклад, на котором приписали лики: вверху — Господа Саваофа, а по сторонам — пророков, возвестивших воплощение Сына Божия от Пречистой Девы Марии. Была изготовлена пелена, шитая по красному атласу золотыми нитями и средней величины жемчугом. На ней был изображен Голгофский Крест с перекрестьем из трости и копия. Под крестом вышита была следующая надпись: «Повелением благоверного Государя Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича и благоверной государыни Великой Княгини Ирины и дщери их благоверной Цесаревны и Великой Княжны Феодосии, сделана сия пелена к образу Пресвятой Богородицы Курской. Лета 7105».

Особую роль сыграла икона в период смуты начала XVII века. Лжедмитрий I, прослышав о ней, взял ее из Курска с собой (1604 год). Когда он занял престол в Москве, икону установили в Успенском соборе, но Патриарх Московский Иов отказался венчать Лжедмитрия на царство. После избрания на царство Михаила Романова икона вновь была передана в Курск (1615 г.). И вновь Царица Небесная оказывала помощь жителям Курска. Например, когда польские отряды пытались овладеть городом и устроили осаду Курской крепости, все четыре недели горожане молились пред чудотворной иконой Божией Матери «Знамение». И поляки не смогли овладеть крепостью, были отбиты и сняли осаду.

В 1649 году по указу Алексея Михайловича, на выделенные из царской казны деньги, а также на частные пожертвования в монастыре было начато строительство каменной соборной церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной. В XVIII веке отстроилась в камне и Коренная пустынь.

Рост революционных настроений, охвативших Россию в конце XIX — начале XX вв. отразился и на Курской обители. 8 марта 1898 года хранившейся в монастыре чудотворный образ стал объектом совершения дерзкого террористического акта. После часа ночи стоявший на посту у присутственных мест городовой услышал внутри Знаменского собора оглушительный взрыв и увидел яркую вспышку. Один из монахов Знаменского монастыря вспоминал: «Во время глубокого сна услышал я страшный адский грохот, от которого моя кровать как бы закачалась в воздухе... Секунда, другая — и забегали по коридору. Тогда только я понял, что случилось что-то ужасное. Выбежав в коридор, я встретил иноков и вместе с ними поспешил на монастырский двор. Навстречу попались ночные сторожа, указавшие, что в большом храме произошло что-то ужасное... Побежали доложить Преосвященному и архимандриту, но они уже сами встали и спешили в церковь. Появление среди нас владыки, впереди всех с твердой решимостью шествовавшего в храм и ободрявшего нас примером и словом, давало нам силы и самим последовать за ним в церковь. Едва только мы переступили церковный порог, как густой смрад пахнул в лицо. Внесли фонари, стали зажигать свечи, но они гасли от густого и едкого дыма. Тогда отворили все двери и устроили сквозняк, чтобы хоть сколько-нибудь очистить воздух. Когда осветили церковь, крики ужаса вырвались из груди всех присутствовавших. Весь обширный собор был покрыт разнородными обломками. Повсеместно валялись штукатурка, куски дерева, гвозди, куски лепных украшений, клочья материи». От взрыва массивная северная дверь была выперта наружу, а массивный подсвечник на 150 свечей — погнут и исковеркан. Сень, где помещался чудотворный образ Божией Матери, разрушилась и распалась на составные части. Ее стенки и колонки были сдвинуты с мест и сильно обожжены, а навес в виде полузонта в нескольких местах был пробит разлетевшимися осколками. Ведущие к иконе ступеньки также пострадали: нижняя каменная сильно повредила ограждающую возвышение чугунную решетку, а верхняя деревянная пролетела через весь храм и ударившись о противоположную, расположенную от сени в 17 шагах, стену отскочила от нее, повредив при этом висевшую на стене большую икону, и упала на середину храма рядом с архиерейским амвоном. Страшась самого худшего, Преосвященный Ювеналий с братией, с трудом пробравшись через груду обломков с трепетом приблизился к тому месту, где находилась святыня и вынул из серебряного кивота совершенно невредимый образ Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной. Сам лик не пострадал, хотя прикрывавшее его стекло было разбито в мелкие осколки, а выпуклое стекло, прикрывавшее коронку из драгоценных камней, было сильно покрыто копотью. Вскоре на место происшествия прибыло все высшее руководство: губернатор, жандармский генерал, прокурор, полицмейстер и пристав 1-й части города Курска. При осмотре обнаружили остатки «адской» машины, представлявшей собой продолговатый белый металлический ящик с обрывками припаянных проводов и обломками часового механизма. По своим размерам этот ящик мог вместить больше фунта динамита. Весть о случившимся быстро распространилась по Курску. С рассвета у монастыря собралось около тысячи человек, принявших участие в благодарственном молебне, отслуженном Преосвященным епископом Курским Ювеналием.

Несмотря на усердие следователей, установление участников этого злодеяния затянулось. Лишь осенью 1901 года были арестованы причастные к взрыву в Знаменском монастыре учащиеся Курского реального училища Анатолий Уфимцев (20 лет) и Леонид Кишкин (21 год), вольнонаемный писец Василий Каменев (22 года) и студент Института инженеров путей сообщения Анатолий Лагутин (21 год). Задержанные начали давать показания, из которых следовало, что взрыв был произведен по предложению А. Уфимцева, полагавшего тем самым поколебать веру в чтимую святыню и привлечь всеобщее внимание к этому происшествию. В свой замысел Уфимцев посвятил трех своих товарищей, из которых Кишкин помог ему изготовить взрывной снаряд, а Каменев приобрел часы, при помощи механизма которых взрыв мог произойти в заданное время. Человеческих жертв решено было избежать, поэтому часовой механизм установили на полвторого ночи, когда в храме не бывает богослужения. По соображениям проявленного обвиняемыми чистосердечного раскаяния и их откровенных показаний, 26 декабря 1901 года Николай II повелел выслать обвиняемых в отдаленные области Российской империи под надзор полиции — Уфимцева — на пять лет в Северный Казахстан, Кишкина, Каменева и Лагутина — в Восточную Сибирь, первого — на пять лет, остальных на два года.

Последним Российским императором, посетившим Знаменский собор, стал Николай II. Первый раз он был в храме 1 сентября 1902 г., во время проводимых под Курском военных маневров, во второй — 22 ноября 1914 г., когда следовал в армию на Кавказ. Государь был встречен у северных ворот храма торжественной процессией курского духовенства во главе с архиепископом Тихоном, отслужившим краткий молебен. После молебна государю-императору Николаю II была вручена копия чудотворной иконы.

После революции отношение новой власти к Курской святыне хорошо иллюстрируют события, развернувшиеся вокруг похищения 12 апреля 1918 года из Знаменского собора чудотворной иконы и ее списка, облаченных в драгоценные, украшенные самоцветами ризы, и золотой дарохранительницы со Святым Агнцем. Епископ Феофан немедленно известил о пропаже святыни местные власти. Однако вместо расследования сотрудниками Курской ЧК было заявлено, что настоящими похитителями являются сами монахи, сделавшие это для того, чтобы посеять в народе недовольство советской властью. Епископ и вся братия были посажены под домашний арест, а в монастырских помещениях сделан обыск. На следующий день арест был снят, и монахам приказали сидеть тихо, не возбуждая народ. Образа были обнаружены через месяц. Газета «Красная Армия» 16 мая 1918 года сообщала, что «вчера утром под горой, где находится епархиальная типография, близ реки Тускари, в колодце, называемом Феодосиевским, были найдены украденные из Знаменско-Богородицкого монастыря в апреле месяце икона «Знамение» Божией Матери и копия с нее. Обнаружили икону в колодце две девочки, которые стирали в ручейке у колодца белье. Иконы лежали на дне колодца, завернутые в мешок. Девочки сообщили об этом своим семьям и проходившему с похоронной процессией священнику Л. Иваницкому Собранной комиссией иконы были признаны за те, которые были украдены из монастыря. В 11 часов дня по случаю нахождения икон на Красной площади города Курска был отслужен торжественный молебен, при толпе молящихся в несколько тысяч человек...» Интересно отметить, что два расшитых золотом чехла с икон были обнаружены после занятия Курска белыми в мусорных кучах у здания ЧК (бывшее Благородное собрание).

В сентябре 1919 года Курск ненадолго был занят частями Добровольческой армии, и духовенством города служились в их честь молебны. Так, 3 октября 1919 года газета «Курские вести» сообщала: «Праздник Покрова Пресвятыя Богородицы совпал с освобождением города Орла нашей Добровольческой армией от большевистского ига. Ввиду этого утром 1 октября в Знаменском соборе была совершена епископом Феофаном Божественная литургия. По окончанию Литургии на Красной площади при огромном стечении народа был отслужен благодарственный молебен с многолетием Русскому Христолюбивому воинству и его вождям. К началу молебна приехал господин губернатор [князь А.А. Римский-Корсаков] и другие городские власти, которые после молебна прошли с крестным ходом. Епископ Феофан благословлял молящихся святыней города — иконой Божией Матери «Знамение» и окроплял всех святой водой». Но торжество добровольцев было непродолжительным. Уже в середине октября командир 1-го Армейского корпуса генерал А.П. Кутепов дал понять епископу Феофану, что Курск может быть оставлен Добровольческой армией и предложил ему выехать на юг, обещав предоставить перевозочные средства для него и желающего покинуть город духовенства. Утром 31 октября сопровождаемая иноками чудотворная икона с частями Добровольческой армии покинула Знаменский собор. После трехдневного пути они достигли Белгорода, оттуда путь лежал в Ростов, затем — в Новороссийск, и далее — в православную Сербию...

Начиная с 1923 года Курская-Коренная Рождество-Богородицкая пустынь закрылась и постепенно разрушалась. В 1924-1926 годах взорвали соборный храм в честь Рождества Богородицы. Колокола продали, колокольню разрушили. Также подверглись разрушению храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и кладбищенская церковь. Спилены вековые деревья. Разрушены Святые врата. В конце 20-х годов территорию монастыря заняла воинская часть. Казанскую церковь и постройки приспособили под казармы, столовую и клуб. В 1943 году в уцелевших зданиях располагался госпиталь, а в монастырском саду оборудовали командный пункт Центрального фронта. После освобождения области от немецко-фашистских захватчиков в оставшиеся постройки вселилось спецучилище. Все пришло в запустение. 20 января 1959 года исполком Свободинского райсовета принял решение «О запрещении доступа населения к родникам в бывшей Коренной пустыни». Родники засыпали, в том числе и Святой источник, который пытались залить бетоном, но источник пробивался в новых местах, и люди продолжали многие годы приходить и приезжать сюда.

Курская святыня в 1944 году была переправлена в Мюнхен, а затем в США, где пребывает и по сей день в Синодальном соборе в честь иконы Божи-ей Матери «Знамение» в Нью-Йорке при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви Заграницей.

В 1988 году, в 1000-летнюю годовщину Крещения Руси, общественность города Курска, областное краеведческое общество, деятели культуры и искусства подняли вопрос о восстановлении Коренной пустыни. В свою очередь правящий архиерей Курской епархии Высокоиреосвященнейший Иувеналий обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Пимену с прошением о ходатайстве перед властями вернуть Курскую-Коренную пустынь, вернее, то, что от нее осталось, Русской Православной Церкви.

15 августа 1988 года состоялось первое богослужение на месте, где до революции 1917 г. возвышался храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И с того благословенного дня, при неустанных заботах архиепископа Курского и Рыльского (в то время Курского и Белгородского) Иувеналия, монахов, иноков и паломников началось возрождение Курской-Коренной пустыни. В 1989 году Синодом Русской Православной Церкви Заграницей обители была передана в дар копия чудотворной иконы.

И через пять лет на месте развалин засияла куполом звонница, возродились из руин первые храмы Коренной пустыни. А у места явления чудотворной иконы возродился храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Возродился скит с домовой церковью, гостиницей, хозяйственными постройками, пастбищами и огородами, рыбным прудом и скотным двором. А через реку Тускарь проложены мосты, чтобы людям удобно было попадать в Коренную со стороны железнодорожной станции Свобода и левобережных сел.

На сегодняшний день, благодаря помощи благотворителей и жертвователей, в числе которых и президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского, доктор педагогических наук, магистр богословия Николай Васильевич Маслов, восстановлены храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божией Матери, келейные корпуса, звонница, Святые врата, восстанавливаются крытые каменные сходы. Монастырский хозяйственный двор, построенный на пустом месте, является образцом ведения хозяйства.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал Курскую-Коренную пустынь третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и Дивеевской обителью преподобного Серафима Саровского.


Источник:      Журнал "Пастырь" декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Высочайший авторитет Первосвятителя
Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II: Согласно священным канонам
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: Живая потребность времени
Епископ Киринский Афанасий, В.М. Вальков: «Преклоняюсь перед благочестием русского народа»
Общая судьба
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Е.В.Михайлов: «Первый епископ на болгарском языке»
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Дивный предстатель и молитвенник о душах наших
Священномученик Иларион (Троицкий): Правда ли, будто ученые люди в Бога не веруют?
Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Протоиерей Сергий Модестов: День святителя и чудотворца Николая
В.Р. Анищенков: Александр Невский
Священник Виктор Гурьев: Сердце девицы исполнилось веры
В.М. Вальков: Под колокольный звон
Митрополит Омский и Тарский Феодосий, Наталья Полещук: Трудности приходят и уходят, остаются добрые дела
Протоиерей Николай Крикунов: Спасение души
А.А. Константинова: «У корня большого древа...»
К.Е. Скурат: С 1947 года… и раньше
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Недоуменные вопросы и ответы на них
Преподобный Варсонофий Оптинский: Возрождение
Викторина


Публикация:
Журнал "Пастырь" декабрь 2007 г.
стр. 64
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011