На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: декабрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Крикунов Николай
Протоиерей
Настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Калитниках

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Жизнь духовная

Спасение души

Предыдущая Следующая

Протоиерей Николай Крикунов,
настоятель Московского храма в честь иконы Божией Матери
«Всех скорбящих Радость» в Калитниках

 

(по творениям святителя Феофана Затворника)

 

Вопрос о духовной жизни и спасении для каждого христианина во все времена был и остается одним из самых существенных и жизненно важных, так как вся земная жизнь человека является приготовительным моментом к вечности. А поэтому спасение своей души посредством очищения сердца от страстей и приобретение вместо них добродетелей есть цель всей христианской жизни. Но как идти но этому пути спасения и спасти свою душу? На этот вопрос и отвечает нам святитель Феофан Затворник в своих поучениях и письмах к духовным чадам.

Основная тема всех трудов епископа Феофана — объяснить, что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. Эта тема не может устареть, потому что нельзя спастись человеку, если он не будет вести правильный образ жизни.

Духовная жизнь и спасение христианина зависит не только от Божественной благодати, но и от доброго произволения и стремления самого человека, и состоит в живом общении с Богом, для которого и создан человек. «Планеты обращены к солнцу, — пишет святитель Феофан, — и им правятся в движении. И весь духовный мир — Ангелы и святые на небе, и люди, духовно живущие на земле, обращены к Господу Спасителю, и Им хороводятся. Бог есть центр, вокруг которого все вращается; Возглавитель всяческих, Иже на небеси и на земли (см.: Еф. 1, 10)». Но живое общение человека с Богом было нарушено грехопадением. По этой причине Господь пришел на землю и совершил спасение наше крестной смертью Своей; на кресте растерзал Он рукописание грехов наших; крестом примирил и воссоединил нас с Богом и Отцом; через крест низвел на нас благодатные дары и все благословения небесные. Благодаря искупительной жертве Сына Божия духовная жизнь была восстановлена во всей полноте, и все верующие вновь получили возможность почерпать в Нем себе истинную жизнь.

Основываясь на Послании святого апостола Павла к Солунянам (см.: 1 Сол. 5, 23), Преосвященный Феофан учит, что человек есть существо трехчастное и состоит из тела, души и духа, находящихся в известном взаимоотношении, характер которого определяется нравственным состоянием человека.

Тело наше состоит из разных органов, из которых каждый совершает свое отправление, существенно необходимое для жизни телесной.

Душа человеческая невещественна, но в низшей своей части подобна душе животных. Душевные силы низшей стороны обращены исключительно на устройство земной жизни: познание основано на данных опыта, деятельность имеет целью устроение временного земного быта, «чувства возникают из состояний видимых». Таким образом, «душа и тело совмещают все силы и потребности, приспособленные к жизни на земле».

Однако душа человека неизмеримо возвышается над душой животной вследствие сочетания с нею духа Божия. «Дух как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем, удостоверяясь в своем происхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им».

Нормальная жизнь человека должна проходить так, чтобы дух был в Боге, а душа под управлением духа возвышалась над телом. Силу для этого дух почерпает из Богообщения, которое облекает его царственной властью над душой и телом. «В первозданных до падения так и было, — пишет святитель Феофан. — Они жили духом в Боге, и дух их, черная из сего Богообщения силы, властвовал над душой и телом».

Когда прародители человеческого рода согрешили, то нарушилось и живое общение человека с Богом. Тогда пресеклось внутреннее Богообщение, прекратился и приток Божественной силы, дух потерял власть над душею и телом, и соотношение частей человеческого существа стало обратным: дух подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу Произошло внутреннее расстройство, и в человеке возникла жизнь душевно-телесная со слабым проявлением духа. Потребности души и тела, сами по себе безвинные, будучи управляемы злой силой, повлекли к разным способам своего удовлетворения и превратились в кучу наклонностей и привычек, уже не безвинных по причине преобладания излишества, уклонения от своего природного чина и даже неестественности. К тому же среди них в человеке появились греховные движения, т.е. страсти, а это, в свою очередь, окончательно разрушало все Божественные устои. «Таково состояние падшего и всякого человека, во грехе пребывающего. Дух в них жив, но пренебрегается, забит, загнан».

Восстановление падшего человека, которое составляет сущность христианства, совершается через восстановление духа, возвращение ему власти над душой и телом и очищение их от всех прившедших наклонностей, привычек, страстей и стяжание добродетелей. Чтобы открыть путь нисхождения Духа Божия, снисшел, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес и вознесся Единородный Сын Божий. «Надлежало прославиться Сыну Божию, — учит епископ-затворник, — смирившему Себя в воплощении и страдании, чтобы пришел и пребывал с верующими в Него Дух Святый. Он пришел и стал пребывать, и пребывание Его в верующих так неотложно, что Апостол с изумлением вопрошал: Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16)? Однако совершенное Господом Иисусом Христом искупление не делает человека спасенным, если он сам не будет стремиться усвоить плоды искупления и проникнуться новой жизнью во Христе. «Не ревнующий о спасении не причастен спасения»,— говорит епископ Феофан.

Чтобы воспользоваться всем тем, что сделал для человека Христос Спаситель, ему необходимо решительное изменение всей своей жизни, нужен перелом воли, отвращение от греха, обращение к Богу. При этом одного желания н решимости исполнять любые подвиги для спасения недостаточно. Необходимо избрать правильный лея ильный путь, п таким путем является внутреннее духовное делание. «Ничем вещественным и телесным духовного добыть нельзя», — учит Вышенский подвижник. Вот почему стремящемуся ко спасению своей души следует «стать новым в себе», для этого необходимо обратить особое внимание на созидание в себе внутреннего благодатного человека, побеждая всякий грех, внутри живущий, и возрождая в себе образ Божий.

 

* * *

Духовная жизнь и спасение наше состоит в живом общении с Богом, для чего и создан человек. Сын Божий воссоединил падшее человечество с Богом. Сам Спаситель завещал Своим последователям: Аз во Отце Моем, и вы во Мне и Аз в вас (Ин. 14, 20). И эту же мысль выражает Преосвященный Феофан. «Искание внутреннего, живого Богообщения, — говорит он, — должно быть последней целью христианского подвига».

Но для того, чтобы вступить в это общение и укрепиться в нем, человеку нужно провести свою земную жизнь так, чтобы она соответствовала всем требованиям Божественного закона. «Относительно же средств, — по словам Святителя, — один закон — употреблять их и пользоваться ими так, чтобы они вели к цели, а не отклоняли от нее и не поперечили ей. ...Смотрите па небо и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтобы он был ступанием туда». По меткому выражению Затворника, христианин должен постоянно помнить, что целью его жизни на земле является не временное земное существование, а блаженство вечное после смерти, в другой жизни, и к этому приобретению вечного блаженства нужно направить все свои помышления и заботы.

Духовные потребности, по мысли Святителя, должны быть выше всех, и удовлетворение их называется «единым на потребу», потому что духовность есть норма человеческой жизни, к которой человек призван Богом. Духовная жизнь «может цвести во всяком месте и при всех положениях: ибо она вся во внутреннем строе». И если человек во время своей земной жизни стремится соединиться с Богом и в какой-то мере достигает этого Богообщения, то он, по учению святителя Феофана, «исполняет задачу жизни, для которой введен в течение бытия».

 

(Продолжение следует)


Источник:      Журнал "Пастырь" декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Высочайший авторитет Первосвятителя
Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II: Согласно священным канонам
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: Живая потребность времени
Епископ Киринский Афанасий, В.М. Вальков: «Преклоняюсь перед благочестием русского народа»
Общая судьба
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Е.В.Михайлов: «Первый епископ на болгарском языке»
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Дивный предстатель и молитвенник о душах наших
Священномученик Иларион (Троицкий): Правда ли, будто ученые люди в Бога не веруют?
Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Протоиерей Сергий Модестов: День святителя и чудотворца Николая
В.Р. Анищенков: Александр Невский
Священник Виктор Гурьев: Сердце девицы исполнилось веры
В.М. Вальков: Под колокольный звон
Митрополит Омский и Тарский Феодосий, Наталья Полещук: Трудности приходят и уходят, остаются добрые дела
Протоиерей Николай Крикунов: Спасение души
А.А. Константинова: «У корня большого древа...»
К.Е. Скурат: С 1947 года… и раньше
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Недоуменные вопросы и ответы на них
Преподобный Варсонофий Оптинский: Возрождение
Викторина


Публикация:
Журнал "Пастырь" декабрь 2007 г.
стр. 61
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011