На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: декабрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Модестов Сергий
Протоиерей

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Проповедь

День святителя и чудотворца Николая

Предыдущая Следующая

Протоиерей Сергий Модестов (+1914)

 

В Мирех, святе, священнодействителъ показался ecu:

Христово бо, преподобие, Евангелие исполнив,

положил ecu душу твою о людех твоих и спасл ecu

неповинныя от смерти. Сего ради освятился ecu,

яко великий таинник Божия благодати.

(Кондак святому)

 

Угодник Божий святой Николай чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, во всех странах, особенно в православном отечестве нашем, чтится нарочитым устроением в честь его храмов и святых икон. Основанием столь всеобщего почитания святителя служит, без сомнения, то, что сей великий угодник Божий всегда являлся скорым полющий ком и молитвенником для всех прибегавших к его ходатайству и заступлению. Святая Церковь, призывая чад своих на поклонение великому чудотворцу, свидетельствует, что в нем все могут обрести благовременного и сильного помощника, пастыри и учители — добраго пастыря, иже в недузех врача, и иже в бедах избавителя, грешнии — заступника, нищие сокровище, и иже в скорбех — утешителя, путешествующие — спутника, на море сущии правителя.

Бесчисленны благодеяния, явленные роду христианскому святым Николаем, безмерно и благоговение к нему, повсюду являемое. Не только в нашем отечестве и не среди только христианских обществ свято чтится память святителя Николая, даже у магометан и язычников славно имя его. Многие из сих не просвещенных верой христианской благоговеют пред святым Николаем, ставит свечи пред его иконой и ощущают на себе действие его чудесной помощи. Но что значит земная похвала для святителя, увенчанного вечной небесной славой? Что значат наши праздничные хваления тому, кто наслаждается блаженством в Царствии Небесном? Ничем мы столько не можем ублажить угодника Божия, ничто не может так верно низвести на нас его благодатную помощь, как наша добродетельная жизнь, управляемая духом кротости, воздержания, милосердия и других добродетелей, коими сам святитель угодил Богу. Среди хвалений ублажаемому святителю будем внимательно взирать на течение и скончание жительства его и, по слову апостола, подражать вере его (см.: Евр. 13, 7) и добродетельному житию! Из многих подвигов благочестия, совершенных святителем, вспомним для назидания одно из дел его благотворительности.

Один богатый гражданин в городе Патарах, вследствие несчастных обстоятельств лишился всего своего состояния и сделался так беден, что не мог пропитывать свое семейство. У него были три дочери невесты, которых несчастный отец готов был отдать в скверный брак, чтобы приобрести средства к содержанию их пищей и одеждой. Узнав об этом, святой Николай решился помочь человеку в столь крайнем положении. Положив в узелок достаточное количество золота, святой Николай ночью бросил его в окно хижины нуждающегося. Обрадованный этим как даром Божиим, несчастный родитель употребил деньги на выдачу в законное супружество старшей дочери. Святой Николай, видя надлежащее употребление дара, повторил тот же способ благотворения. Когда и на этот раз благотворению дано было полезное употребление, святой Николай сделал то же в третий раз и, дав возможность отцу отдать в законнее супружество всех дочерей, спас это семейство от нищеты и духовной погибели. Какой трогательный пример истинно христианского благотворения!

Да послужит нам этот пример руководством в нашей деятельности! Хотя никому не должно отказывать в милостыне, но дело благотворения не может ограничиваться одной случайной раздачей благотворительных подаяний просящим. Дело благотворения должно быть совершаемо с разумением: Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь (Сир. 12, 1). Чем с большим разумением мы будем употреблять свои благотворения, тем больше наша милостыня будет служить к созиданию благополучия ближнего, а не поощрять леность и тунеядство людей праздных и не употребляющих благотворении на пользу. Святой Николай только тогда повторил свою благотворительную помощь, когда увидал, что данные им деньги употреблены на удовлетворение существенной нужды бедствующего семейства. Имея в виду пример святого Николая, будем помнить, что чем настоятельнее нужды ближнего, чем более представляется ему опасности пострадать от нищеты душевно и телесно, тем обязательнее нам оказать ему благотворительную помощь. Та благотворительная помощь выше и богоугоднее, которая прямо достигает своей цели, существенно поддерживает изнемогающего в крайней нужде и отстраняет его гибель. По примеру святого Николая должно также при совершении дел милосердия избегать фарисейского тщеславия, но творить милостыню втайне: это заповедь евангельская (Мф. 6, 1-5). Спаситель говорит: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

Не запрещается творить и явную милостыню. Христос говорит: продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах (Лк. 12, 33). Всякое доброделание вернее остается неоскудеваемым и некрадомым сокровищем, когда оно скрыто от взора людей и не поддается похвалам человеческим, чрез которые враг спасения легко может возбудить в нас дух тщеславия и богопротивного превозношения добродетелями. Выше и безопаснее для нас тайно творимая милостыня.

Нередко бывает необходима тайна в делах благотворения и по положению самих бедных, нуждающихся в милостыне. Бедными и заслуживающими помощи должны быть признаваемы не одни только те, кто у нас выпрашивает милостыню. Много есть истинно бедных, которые скрывают свои нужды и стыдятся просить, несмотря на то, что находятся в безвыходном положении. Вот этим-то людям особенно и нужно помогать, разузнавать о них, отыскивать их и относиться к ним с осторожностью, чтобы не оскорбить и не унизить пред другими. Стыдливая и благопокорливая нищета заслуживает того, чтобы к ней относиться со смирением и кротостью, предваряя подаяние ласковым словом утешения и благорасположения. Смиренный, добродушный и «нетщеславный благотворитель для истинно бедного человека становится Ангелом-утешителем не но количеству милостыни, но по любвеобильному и сердечному сочувствию к горькой нужде и нищете людей несчастных и обездоленных. Тайная и с должным разумением совершенная милостыня вернее всего может умиротворять и ободрять таких бедняков.

Из показательного примера благотворительности святого Николая усвоим себе достоподражательные свойства оной, то есть будем совершать дела милосердия со смирением, чтобы не подпасть осуждению в фарисейском тщеславии, и с разумением, чтобы наше благотворение достигало цели.


Источник:      Журнал "Пастырь" декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Высочайший авторитет Первосвятителя
Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II: Согласно священным канонам
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: Живая потребность времени
Епископ Киринский Афанасий, В.М. Вальков: «Преклоняюсь перед благочестием русского народа»
Общая судьба
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Е.В.Михайлов: «Первый епископ на болгарском языке»
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Дивный предстатель и молитвенник о душах наших
Священномученик Иларион (Троицкий): Правда ли, будто ученые люди в Бога не веруют?
Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Протоиерей Сергий Модестов: День святителя и чудотворца Николая
В.Р. Анищенков: Александр Невский
Священник Виктор Гурьев: Сердце девицы исполнилось веры
В.М. Вальков: Под колокольный звон
Митрополит Омский и Тарский Феодосий, Наталья Полещук: Трудности приходят и уходят, остаются добрые дела
Протоиерей Николай Крикунов: Спасение души
А.А. Константинова: «У корня большого древа...»
К.Е. Скурат: С 1947 года… и раньше
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Недоуменные вопросы и ответы на них
Преподобный Варсонофий Оптинский: Возрождение
Викторина


Публикация:
Журнал "Пастырь" декабрь 2007 г.
стр. 41
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011