На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Легойда Владимир Романович /Кандидат политических наук, Доцент, Председатель Синодального информационного отдела РПЦ, Главный редактор журнала «Фома»
Легойда Владимир Романович
Кандидат политических наук
Доцент
Председатель Синодального информационного отдела РПЦ, Главный редактор журнала «Фома»

Работы этого автора

Аннотация
Статья председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды опубликована в очередном выпуске «Независимой газеты» 21.12.2010.
Также по этой теме:
Митрополит Волоколамский Иларион: Будущее Православия зависит от верности церковному Преданию
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, глава Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион дал интервью порталу Богослов... (Далее)
Владимир Легойда: Почему обществу и Церкви нужен безопасный Интернет
О том, какое значение проблемы безопасности в Интернете имеют для Церкви и для общества, в интервью «Российской газете» рассказал член Попечительского совета Лиги безопасного Интернета, председатель Синодального... (Далее)
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов): Бескорыстие объединяет врачей и священников
В чем сходство служения врача и священника? На что должны обращать внимание православные врачи? Об этих и других аспектах взаимодействия Церкви и медицины рассказал председатель... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Как не потерять дороги, которая ведёт к нужной и правильной цели?» Выступление в программе «Слово пастыря» от 8 января 2012 года
8 января 2012 года вышел в эфир первый в 2012 году выпуск авторской программы Святейшего Патриарха Московского и всея... (Далее)
Митрополит Волоколамский Иларион: Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции
21 декабря 2011 года на встрече с коллективом Счетной палаты Российской Федерации председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский... (Далее)
Все публикации по теме...

Без ценза для «своих» и «чужих». Церковь никогда не снимала и не снимет с себя ответственности за происходящее в обществе


Статья председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды опубликована в очередном выпуске «Независимой газеты» 21.12.2010.
21 декабря 2010 г.


В.Р. Легойда

Парадокс — последние события в нашей стране вдруг превратили отдельных критиков Церкви в поборников православной миссии, причем, видимо, незаметно для них же самих. Теперь критики, следуя какой-то причудливой логике, сочетают свои претензии к формам и сферам социальной деятельности Церкви с обвинениями в том, что Церковь в этих сферах «недорабатывает» — не выполняет нормативы по исправлению нравственного облика граждан. Оказывается, это Церковь «виновата» в столкновениях — и у Манежа, и в тех, что привели к Манежу, и в тех, что случились уже потом, равно как и в кущевской резне. Видимо, в стрельбе майора Евсюкова, в избиении учителей, в драках в подворотнях тоже виновата Церковь. А кто же еще? Да заодно в отсутствии совести у некоторых чиновников и коррупции. Мало проповедуете, плохо работаете с народом, недостаточно воспитываете молодежь — заявили вдруг критики духовенству.

Радует, конечно, что наша либеральная общественность прозрела на предмет важности духовного образования сограждан. Ведь и краснодарские «цапки», и молодежь на Манежной — как раз яркое свидетельство того, к чему приводит безбожное воспитание и отсутствие религиозной культуры. Да, нынешние 20-летние, выросшие на сумбуре 90-х годов и смешении всех ценностей, в Православии не воспитаны, уж извините. Многие из них понимают в нем, как туземцы. Конечно, Церкви на этом поле еще работать и работать. И ошибки были, и промахи. И удовлетворения существующей ситуацией никогда не было, иначе Святейший Патриарх Кирилл в своей первой речи после избрания на Патриарший престол не сказал бы о том, что молодежь сегодня является предметом особой заботы Церкви. Зачем же особая забота, если все в порядке?

Церковь никогда не снимала и не снимет с себя ответственности за происходящее в обществе. Но является ли эта ответственность следствием того, что Церкви «слишком много» или, напротив, слишком мало в нашей жизни? И здесь критикам Церкви не должно отказывать чувство реальности. У нас что, в каждом микрорайоне — по храму, вмещающему всех местных жителей? Нет, каждый новый храм приходится отстаивать, а попытки церковных общин вернуть себе храмы старые вызывают негодование и собирают митинги либеральных «протестантов» на Пушкинской площади. У нас что, в расписании каждого класса уже много лет стоит предмет «Основы религиозной культуры»? И в школьных аттестатах парней с Манежной площади тоже есть оценки по этому предмету? Нет, пока только в 18 регионах в течение года проходила апробация нового курса по основам религиозных культур и светской этики. И даже этот процесс вызвал ряд нареканий в плане организации. А в других регионах священникам нередко приходится биться даже за возможность факультативных визитов в школы. Нужно ли говорить про долю православной тематики в эфире наших телеканалов — или достаточно просто включить телевизор? А ведь среднестатистический россиянин общается с ним примерно 5-6 часов в сутки.

Вот в результате и печальные последствия такого положения: духовно-этические ценности для многих молодых — тема неведомая, а чувство гражданственности выражается в участии в тысячных уличных разборках. Так что всему обществу, а критикам в особенности, придется делать уже реальный выбор — либо все-таки пустить священника в класс к детям, чтобы еще со школы снижать масштаб молодежной агрессии, «окультуривать» ее и направлять в полезное русло, либо наблюдать разборки на межэтнической почве уже в собственном дворе.

К слову про «цапков». Ну не были члены этой ОПГ ни активными прихожанами православного храма, ни благотворителями. По крайней мере, так говорят местные жители. Так, может, прекратим беспочвенные и алогичные провокации на тему «страшно православных» головорезов из Кущевской? А Церковь действительно испокон веков открыта и преступникам — но только пришедшим с реальным покаяниям. Если они раскаялись и «цапками» быть уже перестали — раз и навсегда.

Обращение Патриарха в связи с Манежем вызвало ряд критических реплик. Кому-то оно показалось слишком светским и нейтральным, кто-то разочарованно заявил: «Почему же он не осудил? Ведь должен был прямо заявить, что эти и эти…» Все разочарованные критики очень хотят, чтобы Патриарх, чтобы Церковь «определилась». Впору вспомнить настойчивость слабо разбиравшегося в политике героя культового советского фильма «Чапаев», вопрошавшего Василь Иваныча: «Ты за большевиков али за коммунистов?» Кстати, эта ставшая крылатой фраза из фильма братьев Васильевых иронически используется для характеристики ситуаций, когда нет выбора, когда любой выбранный вариант не решает проблемы. Поэтому в таких случаях со стороны Церкви никакого выбора и не будет. В свое время один православный публицист написал, что Церкви дураки не нужны. Но Церковь — это не место по сбору исключительно интеллектуалов. Или либералов. Или антилибералов и т.д. Церкви — и только Церкви нужны все. Потому что Бог обращается ко всем. Может быть, в первую очередь к тем, кто по каким-то меркам общества — интеллектуальным, финансовым, душевным — является маргиналом, периферийным человеком. И нужны они потому, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12), и потому, что Спаситель «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). И как бы нас ни толкали прочь от этой позиции, как бы ни втягивали в опасную зону разделений на «ваших» и «наших», мы не отступим и на усугубление противоречий никогда не пойдем.

Нередко от Церкви ждут роли то прокуратуры («ну обвините тех-то и тех-то»), то политической партии («скажите «нет» режиму» и прочее). В общем-то, призывы и обвинения не новы — нечто подобное предъявляли Христу фарисеи. И ответы на подобные вопросы уже были даны: в первом случае — «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1), во втором — «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). И сегодня Церковь не пойдет на поводу у тех, кто пытается навязать ей свою логику действий. Потому что у Церкви может быть только одна логика действий — Христова. И пока совестливые критики Церкви и общества выискивают соринки в церковных глазах, упорно не обращая внимания на бревна в собственных, Церковь продолжает служить людям так, как ей это было завещано ее Основателем. Мы чувствуем свою ответственность, но это не та ответственность, о какой сегодня говорят ждущие от Церкви действий политической партии.

...На недавнем богослужении в храме Христа Спасителя Патриарх вместе с прихожанами помолился о Егоре Свиридове. И этой молитвой для погибшего молодого человека было сделано гораздо больше, чем действиями на столичных улицах тысяч ожесточенных мстителей. О которых тоже молился Патриарх.


Источник:      Патриархия.ру


Общие проблемы и вопросы

Публикация:
Патриархия.ру
21.12.2010

Также у этого автора:
Владимир Легойда: Почему обществу и Церкви нужен безопасный Интернет
О том, какое значение проблемы безопасности в Интернете имеют для Церкви и для общества, в интервью «Российской газете» рассказал член Попечительского совета Лиги безопасного Интернета, председатель Синодального... (Далее)
Владимир Легойда: Новые епархии ― это ответ на запросы общества
Интервью сайту «Интерфакс-Религия» главы Синодального информационного отдела В.Р. Легойды... (Далее)
Владимир Легойда: Возведение 200 храмов в Москве поможет улучшить жизнь каждого жителя столицы. Интервью порталу Интерфакс-Религия
О том, как программа строительства 200 быстровозводимых храмов в столице способна повлиять на улучшение жизни москвичей, в интервью порталу «Интерфакс-Религия»... (Далее)
Владимир Легойда: «Российское образование переживает сложный период…». Интервью газете «Столица С»
Председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви В.Р. Легойда ответил на вопросы газеты «Столица С» (город Саранск, Мордовия, 2 августа 2011 года)... (Далее)
Владимир Легойда: Церковь всегда выступала за правду, но в её правде не может быть партийных предпочтений
25-26 мая в Москве прошел XV Всемирный русский народный собор, который был призван сформулировать набор базовых ценностей российского общества. О его целях и задачах... (Далее)
Владимир Легойда: «Наша работа ― в том, чтобы делать слово Церкви максимально доступным»
Интервью «Российской газете» от 21 апреля 2011 года.... (Далее)
Владимир Легойда: Победить страх. Взрывы в московском метро — год спустя
Статья председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды опубликована в «Российской газете» (столичный выпуск № 5441 (65) 29 марта 2011 г.) в годовщину террористических актов на станциях... (Далее)
Владимир Легойда: «Церковь влияет не на политическую борьбу, а на совесть людей во власти». Интервью порталу «Интерфакс-Религия»
Как сегодня складываются отношения Церкви с государством, может ли она влиять на власть, удается ли Церкви сохранять независимость и почему она... (Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011