На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Иноземцева Зинаида Петровна /Кандидат исторических наук, Заслуженный деятель культуры РФ,
Иноземцева Зинаида Петровна
Кандидат исторических наук
Заслуженный деятель культуры РФ


Работы этого автора

Аннотация
Доклад Заслуженного работника культуры РФ З.П. Иноземцевой на Международном образовательном форуме «Глинские чтения» 27-29 июля 2010 года.
Также по этой теме:
М.И. Королёв: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Международный педагогический форум «Глинские чтения»
(Далее)
Нефёдова Ю.В.: Возрастные периоды в жизни человека (младенчество, детство, отрочество)
Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.... (Далее)
Кобякова Ольга Андреевна: Опыт использования трудов святых отцов в работе педагогов-психологов
Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.... (Далее)
Все публикации по теме...

Историко-церковное наследие схиархимандрита Иоанна (Маслова) – современной школе


З.П. Иноземцева,

кандидат исторических наук,

Заслуженный работник культуры РФ

 

 

Историко-церковное наследие схиархимандрита Иоанна (Маслова) содержит огромный потенциал для разрешения сложных задач воспитания личности человека, которые стоят перед современной школой.

ХХ столетие в определенном смысле очертило границы научного поиска во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в педагогике.

«Когда люди впадают в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, оглядываясь туда и сюда, они, - по словам митрполита Антония Храповицкого, - силятся вспомнить тех учителей и пророков, которые в свое время старались вразумить их...»[1]. Одним из таких учителей для современной школы явился схиархимандрит Иоанн (Маслов). Его труды, опирающиеся на святоотеческое наследие, составили в постперестроечные годы основу, которая противостояла насаждаемым системам морали эпикурейства и утилитаризма, сдерживала разрушение фундамента нравственной педагогики. Раскрывая глубинные вопросы о сущности человека, о цели его жизни на земле, о способах воспитания личности ребенка на основе духовно-нравственных ценностей, они помогают сегодня оградить подрастающее поколение от хаоса окружающего мира и сохранить неповрежденной личность ребенка..

В середине 1990-х годов книги о. Иоанна «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» [2] и «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XYI-XX веках.»[3] были рекомендованы современному учителю в качестве учебно-методических пособий по духовно-нравственному воспитанию. К этим трудам обратились учителя, стремившиеся оградить подрастающее поколение от хаоса окружающего мира и сохранить неповрежденной личность ребенка..

Труды о. Иоанна необходимы современной школе, стоящей перед необходимостью формирования тех качеств личности подростка, которые определены в проекте Национальной образовательной инициативы президента Д.А.Медведева «Наша новая школа» [4]. Такая, по современной терминологии «учпешаная» личность должна обладать чувством патриотизма и гражданственности, а значит быть:

- ответственной и уверенной в правоте дела, которому служит;

- устойчивой к изменениям и колебаниям внешней среды, внешних обстоятельств;

- творческой и самостоятельной;- исповедующей высшие моральные принципы национальной жизни своего народа, развивающей и реализующий данные ей таланты на основе этих принципов.

Именно эти качества, и только эти качества, в конечном счете, определяют устойчивость, внутреннее стояние человека, позволяя ему успешно преодолевать житейские бури современного мира.

Современные образовательные технологии постсоветской реформированной школы проявив свою несостоятельность в решении стоящих перед обществом и государством задач, не способны справиться с задачами духовно-нравственного воспитания. По-прежнему, полагая в основу представлений о личности дарвиновскую теорию происхождения человека, они культивируют в ребенке превосходство собственного «Я», отводят учителю, да и родителям, пассивную роль невмешательства в бесконтрольную свободу реализации его индивидуальных устремлений (так называемого «природного потенциала»), невзирая на то, что не введенные в русло ответственности, индивидуальные устремления подростка принимают все более разнузданный характер. Распространение подобных образовательных технологий - серьезное препятствие на пути переосмысления проблемы воспитания подростка и формирования гражданского общества новой России.

Наш современник, великий сердцевед старец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «С детьми было бы проще, если бы они не были в своих устремлениях предоставлены самим себе…. Не оставляйте детей и их воспитание на самотек, на телевизор и на улицу. Это грех и немалый. Влияйте на их выбор в жизни. Конечно, не насилием, а внушением и осознанием гибельности современного навязываемого извне сознания»[5]. Найти точку опоры, верное основание для реализации задач Национальной программы нашей новой школы помогают труды о. Иоанна (Маслова).

Отец Иоанн вступил на путь монашеского служения в далекие 1960-е годы в Глинской пустыне, когда, по словам видного историка и агиографа нашего времени игумена Дамаскина (Орловского), - новая социалистическая культура созидалась над бездной, складывалась на чужом фундаменте, а своя, если и сохранялась, то бессознательно, от чего было мало пользы для действенного исторического развития народа. Русские люди были вырваны из церковной ограды и хотя генетически еще различали добро и зло, но теряли смысл и ориентиры духовно-нравственной жизни, лишаясь религиозного самосознания. Под воздействием мощного пропагандистского аппарата у людей формировались иллюзорное представление о реальной действительности, неспособность видеть истинные смыслы происходящего[6]. Большинство народа было отторгнуто от Церкви, от Священного Писания и Священного Предания. Целые поколения юношества не держали в руках Евангелие, не получили крещения, семьи создавались вне церковного благословения. Обрывалась связь времен… Приближался обещанный первым секретарем КПСС Хрущевым показ на телеэкране «последнего попа».

Однако Бог поругаем не бывает. ХХ столетие в своей духовной сущности стало для России эпохой «богатой героическими усилиями (мученичеством, исповедничеством, великим подвижничеством… Такие эпохи научают нас, как при трудных обстоятельствах, среди преследования или, что еще опасней, равнодушия, Благодать Божия находила способы и людей, в обстоятельствах иногда по человечески отчаянных, и сохраняла свет Истины и огонь жизни христианской»[7].

Отец Иоанн понимал, что «приспособление молодого поколения к новым безбожным и антинациональным условиям жизни, отрицание опыта отцов, дедов и прадедов приводит к непониманию и забвению прошлого, утрате исторического предания, что народ стоит перед утратой памяти о своем прошлом, а за этим неминуемо может последовать разрушение самосознания народа и его гибель» [6. С. 7]. Со всей мощью данного ему Богом таланта духовно одаренного исследователя о. Иоанн включается в дело сохранения и возвращения в национальную память Отечества наследия святых отцов Русской Православной Церкви, указывающих человеку путь спасения.

Свое первое исследование он посвящает наследию великого старца Амвросия Оптинского, к духовной мудрости которого притекали в начале прошлого века православные люди со всей России в преддверии войн и революций [8]. Уже в этом труде, проявились его качества ученого исследователя, который не только возвращал людям истины забытого ими духовного знания, но ввел в научный оборот обширный свод первоисточников, информация которых позволила существенно расширить знание о святой обители и ее великих старцах. Доступ к этим первоисточникам для советского человека практически был закрыт.

Он реконструирует по первоисточникам историю Глинской пустыни [3]. Это был уникальный для советского времени труд, учитывая, что большинство монастырских архивов, в том числе и Глинской обители, были практически утрачены в годы антирелигиозных гонений. В научный оборот было введено более 800 архивных документов, выявленных в фондах Российского государственного исторического архива в Санкт-Петребурге, Российского государственного архива древних актов, Исторического архива Москвы, государственных архивов Курской, Сумской и др. областей. Большую научную ценность имеет восстановленная о. Иоанном опись утраченного в 1918 году архива монастыря. Содержание книги раскрывает широкую историческую панораму, роль монастыря как духовно - просветительского центра России, средоточия духовной жизни народа за период с XVI века [9].

О.Иоанн обращается к духовному наследию Святителя Тихона Задонского – великого пастыря и педагога. В его книге «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет» [10] современный учитель почерпает глубину православного учения о творении мира и человека, постигает ключевые вопросы антропологии и христологии.

«Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» [2] стала стержнем, ключом к пробуждению национального самосознания и нравственных устремлений учащих и учащихся к пониманию святоотеческого наследия. В безбрежном море всеобщего безбожия забил родник живой воды, о многих школьных классах зазвучало слово Божие. Без этого труда современному учителю не с чем было бы идти все эти годы к ученикам, ибо использование искаженных советской педагогикой понятий несло и несет в себе опасность деформаци смыслов, мифологизации общественного сознания.

Схиархимандрит Иоанн один из первых восстанавливает прерванную в России агиографическую традицию Русской Православной Церкви, прерванную в советское время, когда жития святых были изъяты из широкого обращения, изучались исключительно узким кругом специалистов как устаревший жанр древнерусской литературы.

Составляя Патерик Глинских старцев [11], о. Иоанн проанализировал церковно-историческую традицию составления житий, воплощая в своих творениях опыт святителя Димитрия Ростовского, жития которого в течение трех веков вплоть до революции русские люди неизменно читали, воспитывая своих детей на примерах подвижнической жизни святых людей. Он поясняет цель своих агиографических трудов тем, что Церковь «во все века бережно хранила и умножала письменные источники о жизни святых отцов», что «каждый христианин, - по словам Игнатия Брянчанинова, - изучая их, может найти и примеры для подражания, и спасительное врачевство своих недугов».

Отец Иоанн составляет Патерик, исходя из двух главных критериев: достоверность факта и духовная назидательность, что полностью соотносилось и соотносится с агиографической традицией Церкви[12], согласно которой со времен древнего христианства церковно-историческое житие (жизнеописание) составляется только на основе подлинных фактов, правдиво отражающих житие подвижника и тот бытийный фон жизни, который сопровождал его земной путь вечность. Мифология в жизнеописаниях о. Иоанном полностью отвергалась.

Глинский патерик включает 139 жизнеописаний подвижников и настоятелей обители за период от XYIII века вплоть до закрытия монастыря -1961году. Ранее составленные 44 жизнеописания старцев Глинской пустыни касались лишь тех, кто подвизался в ней с 1817 по 1900 гг. Но и эти жизнеописания были существенно дополнены отцом Иоанном на основе архивных документов, монастырских преданий, воспоминаний и писем Глинских старцев, магнитофонных записей с благочинным Глинской пустыни старцем схиархимандритом Андроником (Лукашем), личных архивов насельников пустыни. Скрупулезно исследуя достоверность источников, использованных в жизнеописаниях, составленных предшественниками, он нередко замечал: «недостатка в историческом материале для полной и всесторонней биографии нет. Но и нет биографии, которая бы весь этот материал одухотворила, сконцентрировав весь этот материал, разрозненный в источниках и раздробленный на части в исследованиях различных наименований, в одно целое и вокруг единой идеи – представления нераздельного облика живой личности» [11, с.7].

Жизнеописания глинских старцев схиархимандрита Иоанна (Маслова), включенные в Патерик, явились существенным основанием для принятия в ноябре 2008 года Украинской Православной Церковью решений о причислении 13 глинских старцев к лику местночтимых святых.

В педагогическом арсенале современного учителя жития представляют живое руководство в деле формирования личности подростка. Обладая огромным историко-информационным и духовно - просветительским потенциалом, они могут стать основой восстановления утраченных идеалов, традиционной системы ценности человека России. Являя образец, пример для подражания, они научают различению Добра и Зла, способам принятия достойных человека жизненных решений.

Жития позволяют постичь:

- биографические данные святого как человека эпохи, воплотившего в своей судьбе нравственный христианский идеал;

- раскрыть действия, мотивацию поступков человека, обнаружить тот идеал, который устремлял человека, вопреки его собственным земным выгодам, следовать заповедям Божиим в самых страшных и отчаянных жизненных обстоятельствах;

- духовно-нравственные традиции общественно-религиозной жизни народа;

- естественно - географические факторы среды, социально - бытовые и культурологические основы организации жизни.

Покажем это на одном-двух примерах. В период с 1888 по 1912гг. настоятелем монастыря был схиархимандрит Иоанникий (Гомолко, 18142-1912). Его жизнь – неустанный молитвенный подвиг, что и позволяло ему исполнять огромный труд настоятеля, что позволило ему исполнить огромный труд. При нем возросло благосостояние обители, ее просветительская и благотворительная деятельность. Святитель Феофан Затворник, с которым о. Иоанникий состоял в переписке, писал о братии Глинской пустыни того периода: «Благодарение Господу: иночество живо еще на православной Руси» [11. С.380].

О. Иоанникий проявил себя как великий педагог, школа которого сформировала сонм духовных подвижников. Современный учитель найдет в его житии опыт, ответы на вопросы, как он это делал?

Воспитательные методы о. Иоанникия были очень результативны, формировали в человеке собранность, целеустремленность, терпение, послушание, целомудрие и другие качества одухотворенной личности. Прежде всего, он раскрывал братии Слово Божие, святоотеческое наследие. Он издавал творения святых отцов, церковные проповеди. Давая знание, он раскрывал духовные смыслы бытия. Требовал от каждого «трезвения», подчеркивая, что в «мысленной мастерской» формируется духовная личность. Он поучал: «Будь внимателен», работай непрестанно над своим сердцем и умом. «Если ум не обуздывает чувств, -говорил он, то глаза всюду разбегаются от любопытства, уши любят слушать суетное, уста становятся неудержимыми. Поэтому святые отцы учат: «Усиленно обуздывай ораны чувств твоих: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и преуспеешь благодатью Христовой». Он повторял слова Симеона Нового Богослова: что кроме добронравия , благих расположений и хранения совести необходимо «всегдашнее исповедание сокровенных помыслов сердца». Быть сдержанным в разговоре, молчать, если не спрашивают. Внимательное, бдительное отношение к словам важны в борьбе со смущающими мыслями, т.к. высказанные неуместные и худые слова ослабляют ум. Часто приводил слова преподобного Григория Синаита: «Память, после грехопадения, склонна более удерживать лукавые и пагубные мысли, чем мысли о добром, истинном и должном». Настоятель был строг, требуя неуклонного исполнения правил церковных и иноческой жизни, поскольку расслабленный ум и сердце приводят не только к умственному, но и к физическому нездоровью. О. Иоанникий ежедневно задавал себе вопросы: как провел день, о чем думал, к чему стремился, а утром, как провел ночь. И так каждый день [11, с. 376-377].

В жизнеописаниях Глинских старцев немало сведений об исторических фактах, которые «втянуты» в биографию подвижника. Так, в жизнеописании иеромонаха Власия (Сумина, 1897-1989) приводится факт пристального контроля со стороны советских властей за каждым насельником и грубом их вмешательстве в дела монастыря. «Власий… принимает и исцеляет психобольных», - пишет в своих донесениях уполномоченный по делам религий Сумской области. Отец Власий, будучи ревностным монахом, имевшим от епархиального начальства немало наград (набедренник, наперсный крест), по распоряжению уполномоченного и вынужденному согласию управляющего епархией увольняется из Глинской пустыни.

Труды о. Иоанна свидетельствуют, что способы воспитания личности человека в своей содержательной сущности во все века успешны только в том случае, если опираются на нравственный закон (совесть) - голос Божий в душе человека, который неизменен в веках, отличая человека от всех животных.

Агиографический опыт схиархимандрита Иоанна (Маслова), основанный на святоотеческой традиции, на критическом анализе всей совокупности документально удостоверенных свидетельств, профессиональном подходе к археографическим и библиографическим описаниям источников, являет образец высокой нравственной ответственности ученого за достоверность, объективность и глубокое проникновение в духовный смысл русской истории. Этот подход получил подтверждение и развитие в создании по благословению Святейшего Патриарха Алексия II месяцеслова - свода житий новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составляемых игуменом Дамаскиным (Орловским)[13].

Востребованные ныне труды о. Иоанна по праву вошли в золотой фонд историко-церковного святоотеческого и педагогического наследия, помогая разрешить главный вопрос при создании нашей новой школы на основах знания и исполнения нравственного закона, созидающего духовную личность человека, употребляющего свои таланты, данные Богом, не для себя, эгоистически, а для других людей, для своего народа, своего Отечества.

 

Примечания.

1. Митрополит Антоний Храповицкий \\ Словарь к творениям Достоевского. ­М., 1999, с.1.

2. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского.­ М., 1996; То же. 2 изд-е: 2003.

3. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XYI-XX веках. Изд-е 2. ­М..1999; То же. 2 изд-е: 2000.

4. http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php

5. Духовная аптека старца Иоанна Крестьянкина.­ М., 2010. С.33-34.

6. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3. ­Тверь. Изд-во «Булат». 2001. С.6-7.

7. Свящ. Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви. ­М., 1994.С. 18.

8. Архимандрит Иоанн (Маслов). Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М.,2000.

9. Иноземцева, З.П. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) – историограф Глинской пустыни. //2000-летию Рождества Христова посвящается. М. Российское общество историков –архивистов, Синодальная Комиссия пол канонизации святых. –М.,2001.С.223-228.

10. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет». М., 1995.

11. Глинский патерик. М.Самшит-издат.1997. 767с.

12.. Канонизация святых в ХХ веке.­ М.,1999;

13. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). 6 книг: январь-июнь. Тверь. Изд. «Булат».2002-2009.


Источник:      Глинские чтения


Глинские чтения
Московская педагогическая академия
Духовно-нравственное воспитание

Публикация:
Глинские чтения
21.08.2010

Также у этого автора:
Иноземцева З.П.: Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев
(Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011