На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: ноябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Борис (Холчев) /Архимандрит
Борис (Холчев)
Архимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Годичный круг

Спасительное время

Предыдущая Следующая

Архимандрит Борис (Холчев) (+1971)

 

28 ноября — начало Рождественского поста

 

Архимандрит Борис (Холчев) (1895 — 1971) — один из подвижников Русской Православной Церкви XX века. Ученик преподобного Нектария, старца Опти-ной пустыни. Духовный сын протоиереев Алексия и Сергия Мечевых, настоятелей московского храма Святителя Николая на Маросейке. В период гонений на Церковь подвергался репрессиям. В последние годы жизни служил в Ташкенте. Был настоятелем кафедрального собора, духовником епархии.

По милости Божией мы вступаем в Рождественский пост, приготовляющий нас к великому празднику Рождества Христова.

Праздник Рождества Христова называется в старых книгах Малой Пасхой. Поэтому и Рождественский пост называется Четыредесятницей. Великий пост — Великая Четыредесятница, а пост Рождественский — Малая Четыредесятница. Он продолжается в течение сорока дней — в память постов пророческих. Пророк Божий Моисей, пророк Илия и Сам Господь Иисус Христос постились сорок дней.

Рождественский пост имеет своей целью приготовить нас к празднованию Рождества Христова. Дни от Рождества Христова до Крещения — дни святые, благодатные. В эти дни Господь Своею благодатью ближе к нам, чем в другое время. Чтобы воспринять Его благодать, надо приготовиться к этому. А приготовиться мы можем различными способами.

Первый путь — это переход на постную пищу. Рождественский пост отличается от Великого поста меньшей строгостью. В Рождественском посту разрешается вкушать рыбу каждую субботу и воскресенье. Больше того, если на неделе во вторник или четверг случится праздник, также разрешается вкушать рыбу, а в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы вкушать рыбу разрешается в любой день недели. За пять же дней до Рождества Христова вкушать рыбу уже не разрешается.

Но Святая Церковь предупреждает нас, что человек больной, требующий особой пищи, может, с разрешения своего духовного отца, вкушать ту пищу, которая ему полезна.

Второй путь — участие в богослужениях. В Рождественский пост службы носят особый характер. Начиная со дня Введения во храм Пресвятой Богородицы поются ирмосы «Христос раждается, славите». Это как бы первая весть, первый призыв к празднованию Рождества. Чем дальше совершаются богослужения Рождественского поста, тем больше слышится таких вестей. Так, стихиры 30 ноября прямо говорят о Рождестве Христовом. В этот день мы услышим: «Вертепе, благоукрасися...» Начинается воспоминание о Вифлееме, о Пресвятой Деве, а далее — о рождественской звезде и о волхвах. В праздник Святителя Николая мы встречаемся с этими вестями еще более детально, а два последних воскресенья — воскресенья особые. Первое — Неделя святых Праотец, а второе — Неделя святых Отец. Святая Церковь вспоминает ветхозаветных праведников — прародителей Господа нашего Иисуса Христа. Службы этих двух воскресений еще ближе подводят нас к празднованию Рождества Христова.

Наконец, наступает предпразднство. Оно начинается 20 декабря по старому стилю. Подобно тому, как празднику Пасхи предшествует Страстная седмица, праздник Рождества Христова предваряется днями предпразднства. В эти дни служится повечерие, за которым читаются особые трипеснцы или каноны. Стоит только вспомнить их слова: «Непроходимое волнящееся море...», «Сеченое сечется...», «Волною морскою...». Поются они минорными напевами.

Многие не понимают, почему. Но мы забываем, что путь на Голгофу начался с Вифлеема. Как только родился Христос — начались Его страдания, начался Его крестный путь. Ирод сразу же ищет убить невинного младенца.

Предпразднственные службы напоминают нам, что Христос пришел на землю, чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти.

В Сочельник совершаются Великие, или «Царские», часы. На них полагается чтение паримий, Апостола и Евангелия. Рождественская вечерня в Сочельник совершается в соединении с Литургией. В этот день Литургия заканчивается довольно поздно. По уставу Святой Церкви и начинается она позднее обыкновенного. В этот день установлен особый пост: вкушать пищу разрешается лишь по окончании богослужения. Всенощная начинается чтением великого повечерия.

Если мы обратим внимание на тех святых, память которых совершается в Рождественском посту, то увидим, что есть еще третий путь приготовления нас к празднику. Святая Церковь в эти дни совершает память тех святых, которые разъясняли силу и значение Рождества Спасителя. На первые числа декабря приходится память ветхозаветных пророков Наума, Аввакума, Софонии и, наконец, пророка Даниила и трех отроков. Почему их память приурочена к дням Рождественского поста? Именно потому, что эти пророки предвозвещали Рождество нашего Спасителя.

Кроме них, Святая Церковь в дни Рождественского поста совершает память святых апостолов, свидетельствовавших о Рождестве Христове как об уже совершившемся событии: в день заговенья на пост — память святого апостола Филиппа, 16 ноября — апостола Матфея, 30 ноября — святого апостола Андрея Первозванного.

На дни Рождественского поста приходится память величайшего святого — Святителя Николая. Почему? Потому что Святитель Николай своей жизнью, своей деятельностью явил силу Рождшегося Спасителя. Святитель Николай был человеком, подобным нам всем, но он достиг огромной духовной силы.

В этом посту празднуется и память святителя Спиридона Трими-фунтского, который, как и Святитель Николай, присутствовал на Первом Вселенском соборе. 20 декабря совершается память Святителя Игнатия Богоносца. Сохранились письмо, написанное им перед кончиной, и его послания разным существовавшим в то время Церквям.

Далее Святая Церковь празднует память так называемых «пяти-численных мучеников». Богослужения всех этих дней носят праздничный характер.

На Рождественский пост приходится также память святой великомученицы Варвары, святой великомученицы Екатерины, преподобной мученицы Евгении и святой великомученицы Анастасии.

Память всех названных мучеников и мучениц совершается в Рождественском посту для того, чтобы показать силу Христову, давшую им мужество терпеть и преодолевать мучения.

Что же укрепляло святых мучеников? Благодатная сила Рождше-гося Христа. Вот почему Святая Церковь, наряду с пророками и святителями, празднует в эти дни и память мучеников с мученицами.

Накануне дня памяти Святителя Николая празднуется память святого Саввы Освященного. Этим Святая Церковь хочет подчеркнуть, что подвиги преподобного Саввы также были совершены силою Рождшегося Господа нашего Иисуса Христа.

Церковь призывает верующих принести покаяние в своих грехах, чтобы встретить праздник Рождества готовыми и укрепленными.

Видите, в какое спасительное время мы вступаем, в какое целительное время. Воспользуемся же теми сокровищами, которые предлагает нам Святая Церковь, чтобы открыть наши сердца для благодати Божией, чтобы мы не телесными только устами вспоминали Рождество Христово.

Тогда мы удостоимся радостно встретить великий праздник и вместе с Ангелами воспеть Ему: «Слава в вышних Богу». Аминь.

 


В Рождественский пост службы носят особый характер. Начиная со дня Введения во храм Пресвятой Богородицы поются ирмосы «Христос раждается, славите». Это как бы первая весть, первый призыв к празднованию Рождества.


Источник:      Журнал "Русский инок" ноябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Новости
Архимандрит Борис (Холчев): Спасительное время
Поклонение великой святыне
Преподобный Антоний Великий: Устав отшельнической жизни
Преподобный Гавриил (Зырянов): «Жизненная сила души»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «У БОГА ВСЕ ГОТОВО»
Святитель Иоанн Златоуст: Выписки
Инокиня Илария (Харченко), Н.А.Свердлова: Монастырь на «Ивановской горе»
Преподобный Мефодий «пеш ношаше деревья через реку»
А.С.Бочков: Вечная память Бородина
Иеромонах Гурий (Федоров), В.М.Вальков: Господь всегда рядом
Преподобный Варлаам поднялся из гробницы
Врачевство духовное, от мира собираемое
Известно ли вам?
Монах Варсонофий (Степанов): Из монашеской поэзии


Публикация:
Журнал "Русский инок" ноябрь 2007 г.
стр. 7
11.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011