На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: сентябрь-декабрь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Шангина О.В.
Кандидат педагогических наук
Доцент кафедры философии и социологии Московского института электронной техники

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Обители ХXI века

«Господь дал нам столько!»

Предыдущая Следующая

 

Благословленный Преподобным Сергием

По свидетельству дошедших до нашего времени исторических документов XVI века, Борисо-Глебский монастырь был основан преподобными Феодором и Павлом Ростовскими. Около 1360 года поселился в Ростовских пределах инок Фе-одор. Стремясь к уединению, он три года прожил в построенной им келье, а через некоторое время к нему пришел преподобный Павел. В начале 1363 года на богомолье в Ростов прибыл Преподобный Сергий Радонежский. Узнав об этом, иноки умоляли его благословить устройство общежительного монастыря. «Преподобныи же Сергие сътвори по прошению их… и много походив по пустыни сеи… прииде на место, где стоит и доныне церковь великих страстотерпцев Бориса и Глеба, и благослови их поставити храм…»

С большой ревностью иноки взялись за работу. Во время недолгого отдыха преподобным явились во сне святые князья Борис и Глеб, ободрили подвижников словами: «Труждайтесь на месте сем, Бог и Пречистая Богородица не оставят место сие, и мы неотступно будем на помощь вам».

Местоположение монастыря было весьма выгодно. Здесь проходил древний тракт из Москвы и Ростова к Угличу и далее в Каргополь и на Белоозеро. В древности здесь были могучие дубовые леса. Народное предание сохранило сведение о том, что вокруг монастыря в начале XVII века были непроходимые дубовые чащи.

Из святынь Борисо-Глебского монастыря сохранился восьмиконечный деревянный крест, которым, по преданию, Преподобный Сергий благословил основателей обители. Крест обит тонким листом серебра, оклад, вероятно, сделан уже в первой четверти XV века.

В XVI-XVII столетиях в монастыре подвизался великий подвижник, святой, молившийся о Руси в годину Смутного времени, — преподобный Иринарх Затворник. Тридцать лет преподобный Иринарх провел в затворе. За великие духовные подвиги и труды Господь наделил преподобного Иринарха даром прозорливости и исцеления. В 1612 году воеводы Минин и Пожарский получили благословение святого старца идти в поход под Москву.

В XVII веке появились первые иконы преподобного Иринарха. Особым почитанием пользовались мощи святого и все места, связанные с его земной жизнью. К колодчику, выкопанному его руками, ежегодно приходили из Борисо-Глебской обители монастырская братия и паломники. Путь от монастыря до источника проходили за неделю, шли от храма к храму, останавливаясь на ночлег, служили молебны. Более 300 лет существовала эта благочестивая традиция.

С конца XX века по благословению Высокопреосвященнейшего Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, ежегодный крестный ход стал проводиться вновь — из Борисо-Глебской обители к источнику преподобного Иринарха у села Кондаково.

 

Крестный ход уже в пути — значит нам пора идти

«Мы возобновили древнюю традицию, — начал свой рассказ настоятель обители игумен Иоанн (Титов), — совершать пеший крестный ход из Борисо-Глебского монастыря к источнику преподобного Иринарха на его родине близ села Кондаково, в сорока километрах от монастыря. Во время каждого крестного хода служатся молебны и панихиды в храмах и на погостах, паломники по очереди надевают на себя вериги преподобного Иринарха». «Кто обычно принимает участие в Иринарховском крестном ходе?» — спросила я батюшку. «Участники крестного хода, — отвечает отец Иоанн, — люди самых разных профессий и социальных и возрастных групп, много детей и молодежи, идут матери с грудными младенцами. И, что особенно ценно, люди идут с нами по велению сердца, чтобы поработать святому Иринарху. Они понимают значение крестного хода как духовного делания».

«Как проходит Иринарховское шествие?» — задала я вопрос батюшке. «Обычно, — рассказывает настоятель монастыря, — мы выстраиваемся следующим образом: в авангарде у нас идут самые крепкие и выносливые, потом основная часть паломников, а замыкают шествие те, кому идти тяжело, и те, кто им помогает из наиболее сильных, уже испытанных крестоходцев. Поэтому у нас не бывает ни отстающих, ни тех, кто может оказаться без помощи в трудный момент. Есть у нас так называемая «мотоколонна» — родители, везущие коляски с детьми, и крестоходцы, которые им помогают. Шествие сопровождают машины скорой помощи и милиция.

В 2004 году во время крестного хода трудились сотрудники Государственной академии славянской культуры, которые задались целью выяснить, какое влияние оказывает крестный ход на местных жителей, как меняется их мировосприятие. Они провели опрос по разработанной ими методике, проанализировали результаты и рассказали мне о них. Наиболее частым ответом респондентов был примерно такой: «У нас появился праздник, которого мы теперь ждем целый год». Жизнь людей преображается на глазах, даже самые опустившиеся и спившиеся мужики окрестных сел и деревень надевают в эти дни чистые рубахи.

Преподаватели и студенты Славянской академии были удивлены количеством молодежи, принимающей участие в шествии. Параллельно они провели еще один опрос, цель которого была обозначить причины, почему молодые люди охотно участвуют в Иринарховском крестном ходе. Оказалось, что большая часть молодежи по молитвам преподобного Иринарха желает найти суженого или суженую. Меня это даже смутило немного. Приезжают и москвичи, и петербуржцы».

«Сегодня одиночество — проблема больших городов, да и не только их», — сказала я отцу Иоанну. «Согласен с вами, — ответил батюшка. — Интересно, что именно во время крестных ходов встречали свою половину даже самые закоренелые холостяки, потом создавались семьи, у супругов в возрасте старше сорока лет благополучно рождались дети. Во многих семьях уже по два, по три малыша. За все эти годы во время крестных ходов образовалось очень много семей, и маленькие дети, которые участвуют сегодня в крестных ходах, — это детки из этих семей.

К нам в монастырь приезжают люди и из семей с достатком, и сверхдостатком, и из-за рубежа — проблемы и беды у всех одни. Крестный ход — духовное делание, в течение нескольких дней люди сосредоточены на молитве. Вместе идут и уже воцерковленные люди, и новоначальные, и ищущие, которые приехали первый раз «просто посмотреть», как говорят они сами. Происходит духовное сближение людей».

Кто однажды поучаствовал в Иринарховском крестном ходе, приезжает в июльские дни в святую обитель снова и снова. Порой человек может вырваться только на один день, и этот день будет посвящен молитве преподобному Иринарху.

В 2008 году была издана памятка, адресованная участнику крестного хода. Памятка начинается песней, посвященной Иринарховскому крестному ходу, в ее припеве есть строки, выражающие очень точно жизнь общины, сплоченной вокруг настоятеля обители отца Иоанна: «Крестный ход уже в пути, значит нам пора идти». Искренний интерес к судьбе каждого человека, пришедшего в порученный игумену Иоанну монастырь, доброта и участие растапливают наши окаменелые сердца, и люди идут за батюшкой, пополняя ряды крестоходцев. В том же году был записан и музыкальный диск, куда вошли и духовные песнопения и песни, написанные борисоглебскими крестоходцами. Каждый новый год снимаются фильмы-повествования, где рассказывается об истории храмов, разрушенных во времена безбожия практически до фундамента, об истории сел и деревень, через которые лежит путь крестного хода. Многие из поруганных сельских храмов ныне силами Борисо-Глебской общины восстанавливаются, а вместе с ними возрождаются и села.

Несколько лет назад прихожане храмов Борисо-Глебского монастыря, переехавшие из Москвы и Санкт-Петербурга, организовали отделение Международного фонда славянской письменности и культуры Борисоглебского муниципального округа Ярославской области. На базе этого отделения была создана школа духовно-нравственного и патриотического воспитания «Славяне».

У людей, впервые увидевших молитвенное шествие с крестами, иконами и хоругвями, часто возникает один и тот же вопрос — зачем это нужно? В памятке публикуется высказывание из творений святых отцов о том, что крестные ходы совершаются, «чтобы освятить людей и все, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемые грады и веси и вся страна соделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное» («Скрижали», с. 245).

«Первый крестный ход состоялся в 1997 году, — продолжает свой рассказ настоятель монастыря игумен Иоанн, — и был однодневным, часть пути мы проехали и часть прошли. В нем принимало участие человек сто пятьдесят. Для сравнения, в последние годы участников крестного хода насчитывается около двух тысяч.

Я спокойно стараюсь относиться к чудесам, этому нас учат святые отцы, но тот первый крестный ход меня поразил — Господь дал нам столько непостижимого человеческим разумением! Если бы этого не случилось, мы, возможно, больше бы не решились на это трудное дело. Летом 1997 года стояла страшная жара. Помню, служили первый молебен, на небе — ни облачка. Окропил святой водой паломников, сели в автобус, и вдруг с неба, как с кропила, стали орошать землю дождевые капли. И это при абсолютно чистом небе! Так повторялось каждый раз после того, как заканчивался молебен. Запомнилось, как шел дождь, мы подъехали к очередному разрушенному храму, забежали в него, отслужили молебен. Вышли — дождь в миг перестал, на небе солнце и радуга, мы обошли крестным ходом храм. Наконец, разразился ливневый дождь — его ждали очень долго, кончилась жестокая засуха.

На источнике в этот год, во время водосвятного молебна, я услышал странный то ли шум, то ли шелест. Поворачиваюсь к паломникам — все в слезах. «Батюшка, шум слышали? Это деревья трепетали, каждый листик! Такое дивное благоухание!» «Я же кадил». «Нет, это что-то другое». Смотрим, вся липа в клейкой росе. У меня до сих пор хранятся эти листики. Они так благоухали!»

 

«Батюшка, окропите!»

Сейчас в обители под настоятельством игумена Иоанна подвизаются три иеромонаха и семь послушников. У монастыря есть свой небольшой огород и пасека, как говорит отец Иоанн, «пчелы — не коровы, их пасти не надо».

«В прошлом году, — вспоминает отец Иоанн, — перед началом крестного хода ко мне подошли наши прихожане и взяли благословение собирать травы во время шествия. Я подумал, что, наверное, будут собирать их для себя или для нашей школы патриотического воспитания. Смотрю —детей-то слишком много с травами бегает. Они наберут букеты и со словами: «Батюшка, окропите!» подбегают ко мне. Ребята украшали цветами иконы, которые мы несли, причем перед каждым молебном душистый оклад из цветов пижмы и иван-чая обновлялся. Закончился крестный ход, все забылось. Под Новый год дети подошли ко мне и неожиданно предложили: «Батюшка, благословите! Мы тут мешочков из парчи нашили, коробочки сделали и книжечки, подписали — «монастырский чай». Благословите чай в свечную лавку принести». Два мешка принесли! Приехала группа паломников из Санкт-Петербурга и весь травяной чай купила. Теперь дети серьезно изучают методику сбора трав, готовясь к очередному крестному ходу».

Во время беседы с батюшкой могло возникнуть ощущение, что в монастыре живется легко. Это, конечно, не так. Монахи, скрывая свой ежедневный тяжелый труд, берут на себя наши скорби и заботы. Проявляют искреннюю заботу о тех, кто живет в миру. Десять человек ежегодно становятся организаторами и вдохновителями нескольких тысяч паломников, проводят Иринарховские чтения, ежедневно по кирпичику восстанавливают древнюю обитель, ежечасно возносят ко Господу молитвы о многочисленных прихожанах и духовных чадах монастыря. И расходится любовь по миру, согревая и исцеляя наши сердца.

 

О.В. Шангина

 


Источник:      Журнал "Русский инок" сентябрь-декабрь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Претерпевший до конца - спасется
Хроника
Н.В. Маслов: «Тогда наше государство будет крепнуть и духовно возрастать»
Архиепископ Верейский Евгений: «Показать красоту Православия»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: Светочи Божественной истины
Архимандрит Филипп (Стецюренко): Он брал на себя немощи других
О.В. Шангина: «Господь дал нам столько!»
Архимандрит Макарий (Веретенников): Шестнадцать героических месяцев
О.А. Шватченко: Северный форпост Московского царства
С.В. Николаева: Списки воинских поминаний
О.И. Зарицкая: Осада Троице-Сергиевой Лавры в литографиях
С. В. Алексеева: Незабытое прошлое
А.Н. Панин: «Хочешь быть здоровою и прозреть?»
Схиигумен Савва (Остапенко): Псково-Печерский монастырь
Известно ли вам?
Обращение к слушателям «Народного радио»


Публикация:
Журнал "Русский инок" сентябрь-декабрь 2009 г.
стр. 28
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011