На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Русский скульптор С.Т. Конёнков (1874-1971)

Выдающиеся личности
События по теме
1 января:
Русский поэт А.В. Жигулин (1930–2000)

1 января:
Русский писатель Д.А. Гранин (р. 1919)

1 января:
Американский писатель Д.Д. Сэлинджер (1919-2010)

2 января:
Русский военный деятель Ф.Я. Лефорт (1656 - 1699)

2 января:
Русский композитор М.А. Балакирев (1837 - 1910)

3 января:
Умер К.Д. Ушинский (1824 - 1871)

3 января:
Русский поэт Н.М. Рубцов (1936-1971)

3 января:
Русская героиня, антифашистка У.М. Громова (1924-1943)
Все события по теме...

Русский скульптор С.Т. Конёнков (1874-1971)



С.Т. Конёнков

Сергей Тимофеевич Конёнков (1874–1971) - русский художник.

Родился в деревне Караковичи (Смоленская губерния) 28 июня (10 июля) 1874 года в крестьянской семье.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892–1896), в частности у С.И. Иванова и С.М. Волнухина, а также в Академии художеств (1899–1902).

В 1895–1896 гг. и в 1912 году путешествовал по Европе и Средиземноморью, испытал влияние скульптурной архаики.

Жил в Москве, наезжая в родную Смоленщину.

В своих дореволюционных вещах виртуозно воплотил типичный для модерна мотив человека-в-стихии, стихии природы и истории. Провозвестия грядущей революции («Самсон, разрывающий узы», глина, 1902, первый вариант не сохранился), таинственный мир музыки («Паганини», гипс, 1906, Русский музей, Петербург), крестьянские и фольклорно-мифологические темы («Старичок-полевичок», «Стрибог», обе работы – дерево, 1910, Третьяковская галерея), – всё это слагается в космос форм, как бы преображающихся на глазах у зрителя.

Особенно эффектным это преображение выглядит в произведениях из дерева, разного рода «полевичках», «леших» и других существах, «нарождающихся» из ствола или корневища.

Конёнков зарекомендовал себя также как мастер портрета («Сказительница М.Д. Кривополенова», дерево, 1915, там же) и декоративного ансамбля.

Работы мастера, созданные по плану монументальной пропаганды (мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов», цемент, 1918; группа «Степан Разин со своей ватагой», дерево, 1918–1919; первая была установлена на Спасской башне Кремля, вторая – на Лобном месте, ныне обе хранятся в Русском музее), далеки от официоза.

Как и его друг С.А. Есенин, Конёнков увлеченно слушал «музыку Революции», но воспринимал её в трагическом регистре.

Выехав в 1923 году с выставкой в США, художник остался в Нью-Йорке. В Америке плодотворно работал, имея много портретных заказов, но значительного успеха не имел. Особенно интересен созданный им в этот период (в смешанной технике) большой цикл символических рисунков-диаграмм, где он, увлечённый религиозными идеями, стремился графически запечатлеть и предугадать судьбы человечества (ныне в его музее).

После возращения в Москву (1945) в одной личности как бы сосуществуют «два Конёнкова». Один – автор парадных композиций в «стиле триумф» (скульптурный декор Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, цемент, бронза, 1953–1954) и романтико-патетических портретов («Автопортрет», мрамор, 1954, Третьяковская галерея; Ленинская премия 1957), Герой Социалистического Труда (1969).

Другой – уединённый мистик-символист, увлечённо возобновляющий прежние темы, в том числе Паганини и Самсона, работающий над воплощением своих мистических рисунков в больших, универсальных образах (полуабстрактная – по замыслу светокинетическая – композиция Космос, особенно занимавшая его в последние годы; музей Конёнкова).

Умер Сергей Тимофеевич Конёнков в Москве 9 октября 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

К столетнему юбилею (1974) в Москве был открыт его дом-музей.


ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА:



Кругосвет

Выдающиеся личности
Разделы событий
Все события
Церковные праздники
Святые
Общие праздники
Выдающиеся личности
Исторические события
  Глинские чтения    2011