На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 7 (июль)

К предыдущей К оглавлению К следующей

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос: Как поступать духовнику на исповеди, если исповедующийся – иерей или игумен или иеромонах, какое знамение при чтении разрешительной молитвы делать над кающимся? Благословляющею десницею или взяв святой Крест напрестольный и осенив голову кающегося крестообразно, или же дать взаимное целование руки, как благословляются между собою имеющие сан священства?

Ответ: Обычно благословлять рукою.

Вопрос: Полагается ли священнослужителям класть земные поклоны в алтаре пред святым престолом, во время пения на Литургии: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», вместо Трисвятого, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня?

Ответ: По уставу полагается поклонение на утрени пред изнесенным на средину храма Крестом. Так что поклонение пред престолом во время пения на Литургии «Кресту Твоему» от собственного изволения есть.

Ответ иноку, вопрошающему о ношении и снятии камилавки

При входе во святой алтарь всеми монашествующими без исключений должны быть снимаемы камилавки. Надевать при выходе из алтаря.

Братия, стоящие в храме во время богослужения, обнажают главы в следующее время:

На утрени: При пении «Честнейшую херувим» и «Достойно» после канона. На праздничной утрени или бдении при чтении Евангелия и всегда в конце 1 часа при пении «Взбранной Воеводе».

На Литургии: На малом входе с Евангелием, на чтении святого Евангелия, на херувимской песни только при перенесении даров, затем на слова Христовы «Примите, ядите» и до пения «Достойно» или задостойника включительно. Наконец, снимают камилавки при пении «Отче наш» и при явлении Святых Даров и надевают их после возгласа «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

На вечерне: При входе с кадилом или Евангелием.

На повечерии: При пении «Достойно» или задостойника, по окончании канона или трипеснца.

Вообще же всегда следует помнить, что камилавки надобно снимать: при чтении Евангелия, молитв, положенных в конце канонов или молебнов, молитв ко Святому Причащению и по Святом Причащении, во время чтения акафистов, при пении «Под твою милость» или другого Богородична, поемого в обителях в конце всякого богослужения, а также когда прикладываются к святыни, приступают к Святым Тайнам, пьют великую агиасму (богоявленскую воду), подходят к исповеди. Сняв камилавку и наклонив главу, выслушивают на вечернем правиле молитву: «Исповедую Тебе, Господу Богу моему».

Великим постом, на изобразительных, снимают камилавки, когда начнут петь: «Помяни нас, Господи... Помяни нас, Владыко... Помяни нас, Святый».

На Литургии Преждеосвященных Даров снимают камилавки, когда начнут петь: «Ныне силы небесные», и надевают не тотчас по перенесении Святых Даров, а уже тогда, как положат три великих поклона. (См. Триодь постную в среду первой седмицы Великого поста).

Снимают камилавки при выносе Святого Креста и Святой Плащаницы.

Снимая камилавку, не следует отлагать ее вовсе, но следует держать левою рукою на левом плече так, чтобы крест, образуемый концами клобука, не спадал с плеч.

Ответ тому же на вопрос: как готовиться и приступать ко Святому Причащению?

Приготовление к принятию таинств Великим постом продолжается чрез всю седмицу, в прочие посты не менее трех дней. Готовящиеся пищу вкушают без масла и посещают обязательно все церковные службы. Накануне исповедуются и выслушивают или прочитывают следующее правило: Канон Иисусу Сладчайшему, канон Богородице осмогласника, канон Ангелу-Хранителю и молитвы на сон грядущим. Если случится под субботу, то читается неотменно акафист Богородице и канон Ей не из Октоиха, а тот, который положен пред акафистом «Христову книгу одушевленную». Произволяющие прибавляют еще канон по дню, т.е. в понедельник – бесплотным, во вторник – святому Иоанну Предтече, в среду и пяток – Кресту, в четверг – святым апостолам и Николаю Чудотворцу, в субботу – всем святым. Утром, пред Литургией, прочитывается последование ко Святому Причащению.

Одевается монах в полное иноческое облачение, как было в день пострига, т.е. не исключая власяницы и сандалий, которые обычно сохраняются для того. Во время пения запричастна монах отлагает камилавку и прикладывается к местным иконам Спасителя и Божией Матери. Поклоны при этом полагает земные: два перед прикладыванием и один после. Затем идет к настоятелю и, делая ему земной поклон, говорит: «Прости мя и благослови, всечестный отче». Приняв от него благословение, идет к правому клиросу и, земно кланяясь братиям, говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешного», так же и к левому клиросу. Потом кланяется народу. Если готовится к причащению много монахов, то они прикладываются и творят поклоны попарно. В таком случае монахи, поклонившись народу, христосуются друг с другом в плечи, причем один говорит: «Христос посреде нас», а другой отвечает ему: «И есть и будет». Затем готовящиеся стоят у солеи моляся.

При явлении Святых Даров – земной поклон. Молитву за служащим лучше повторять тайно, чтобы не получалось нескладного развлекающего гула. Затем паки земной поклон и, скрестив на груди руки, – приступай к Святой Чаше. Приняв Тело и Кровь Христовы и поглотив, поцелуй край потира и, отступив, поклонись мало к иконе Богоматери. Приняв теплоту и антидор, стань на свое место. После причащения поклонов земных, до прочтения 9-го часа, делать не полагается.

 

 

Если готовится к причащению много монахов, то они прикладываются и творят поклоны попарно. В таком случае монахи, поклонившись народу, христосуются друг с другом в плечи, причем один говорит: "Христос посреде нас", а другой отвечает ему: "И есть и будет". Затем готовящиеся стоят у солеи моляся.


К предыдущей К оглавлению К следующей

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения