На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 7 (июль)

К предыдущей К оглавлению К следующей

 

Маслов Н.В.Н.В. Маслов,

магистр богословия,

доктор педагогических наук

МОНАШЕСТВО

Этот номер журнала «Русский инок» посвящен 15-летию блаженной кончины выдающегося глинского старца, богослова-просветителя схиархимандрита Иоанна (Маслова).

Монах поставляется на высшей степени евангельского совершенства… Мир изумевал, созерцая высокие доблести монахов.

Иеромонах Порфирий (Левашов)

 

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) называет иноков оплотом Православия. Говоря о преимуществах монашеской жизни как пути к спасению, отец Иоанн пишет: «Миряне, будучи связаны мирскими попечениями, семейной жизнью и всякого рода заботами, находятся в менее благоприятных условиях, чем монашествующие, всецело отрешившиеся от мира и посвятившие свою жизнь служению Богу».

Иеромонах Порфирий говорил об огромном значении монашества в жизни мира: «Россия, в самые решительные кризисы своей жизни, видела в иноках своих архистратигов, своих поборников, спасителей и миротворцев. Этот род подвижников всегда был обилен многоразличными дарованиями; через них от времени до времени как бы обновляется благодатный союз с нами Иисуса Христа». Роль монашества и Православной Церкви определяет игумен Филарет: «Благоустроенные монастыри сохраняют и умножают (богоугодным житием иноков) благодать Божию в Русской Церкви. Истинные монахи из глубины своего уединения светят миру простым образом богоугодного жития своего и живым действенным словом спасительной истины».

Глинские старцы поясняют, что побуждает людей устремляться в монастыри. Иеромонах Порфирий пишет: «В основе монашества лежит общечеловеческая и естественная тоска по небесной отчизне. Она-то образовала мучеников, преподобных, девственников, Пророков и Апостолов». Отец Иоанн (Маслов) указывал: «Ревностные души устремляются в иноческие обители, чтобы постоянно быть в общении с Богом». О цели иночества старцы говорят: «Цель иночества – избежать соблазнов мира, работать исключительно единому Господу, предводить братию в вере и благочестии и улучить живот вечный». В монастырь люди уходили для того, чтобы всецело оторваться от греховных прелестей мира и посвятить себя Богу в уединенной обители. Однако это уединение не ограничивалось заботой только о личном спасении. Монахи, подвизаясь в добродетельных подвигах и занимаясь изучением Священного Писания и творений святых отцов, несли свет Христовой веры и благочестия в народные массы.

В одном из писем инокам отец Иоанн (Маслов) пишет: «Монашеская жизнь – это не есть почетное звание или титул почести, а это непрерывный подвиг доброделания, т.е. труд над очищением своего ума и сердца от скверных помыслов и пожеланий. А цель, в конечном своем существе, должна сводиться к тому, чтобы воскресший Господь сподобил бы всех нас узреть Его в Царствии Небесном».

В чем состоит монашеский путь? На этот вопрос старцы отвечают: «Монашеский путь – это отрешение от всего земного и принятие на себя ига Христова. Для монахов определен путь узкий и тернистый, и он должен завершиться на Голгофе, то есть со Христом постраждем и со Христом прославимся».

О необходимости Божественной помощи на монашеском пути игумен Филарет говорит: «Восприявшему ангельский образ с самого начала следует от всего сердца призвать в помощь многомилостивого Подвигоположника нашего Иисуса Христа, дабы иго Его тебе было благо. Моли Господа влить в сердце твое огнь Его любви, возбуждающий разумно и неослабно проходить душевные и телесные подвиги, укрепляющие тебя в вере; да не придешь в отчаяние, когда приступят к тебе искушения, страсти, немощи и недоумения». Схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет: «Чрезвычайно трудно правильно проходить монашеский путь, но инок дерзновенно уповает на таинственную помощь свыше». Поступивших в монастырь, а затем охладевших к монашеству старцы увещевали не оставлять обители, потому что в монастыре надежнее получить милость Божию, нежели находясь в миру. Поступившим в монастырь и принявшим на себя ангельский образ нужно постоянно бодрствовать над самими собою и не допускать в своем сердце колебаний, внушаемых сатаной, о том, чтобы оставить этот путь – монашество – и возвратиться к прежней мирской жизни».

Схиархимандрит Илиодор объясняет, отчего бывает охлаждение к монашеской жизни: «Охлаждение к монашеству бывает оттого, что не согреешь наперед духа своего в любовь Божию и не стяжешь смертной памяти». Он же предостерегает от выхода из монастыря: «Что же касается выхода из монастыря, о том и говорить не нужно, ибо монашеская жизнь не того требует, чтоб ходить с места на место, рассуждать и мудрствовать, но сидеть на одном месте со вниманием, слушаться и повиноваться».

О назначении монаха схиархимандрит Иоанн пишет: «Монах должен быть Ангелом, и его назначение – постоянно славить Бога своей доброй жизнью с небесным воинством».

Живущим в монастыре глинские старцы советовали, прежде всего, отсекать свою волю и навыкать послушанию. Поэтому схиархимандрит Илиодор пишет, что всякий монах, если хочет быть истинным монахом, должен отсекать свою волю и иметь послушание. «Это для всякого так необходимо, что, не имея у себя того и другого, никто не может сказать о себе – я монах». Новоначальной, поступившей в обитель, отец Илиодор объяснял: «Теперь предстоит тебе новый подвиг – учиться так жить, чтобы взявши на рамена свои спасительный крест монашеского терпения, нести оный мужественно и следовать за Христом... Подвиг же, о котором сказано выше, заключается в отсечении своей воли и покорении оной другому. Последнее для нас столь же важно, как и первое, ибо, отвергая свою волю, мы с тем вместе отвергаем и пагубные советы врага, а покоряя оную другому, мы покоряемся Самому Богу». Старец учит: «Отсечение своей воли есть первая обязанность монаха». Он убеждает, что «новоначальный ничем так не совершенствуется в духовной жизни, как покорностью и отсечением своей воли».

Поэтому отец Илиодор так много заботился об искоренении своеволия и самоволия в своих духовных чадах. Он писал, что своеволие – это исполнение временных желаний, не соответствующих воле Божией, и увлечение сердца к тем предметам, в коих грешит душа.

Игумен Филарет говорит о самоволии: «Самоволие – причина нашего охлаждения и нашей погибели. Душа самовольника мятется, скорбит и не знает, куда идет. Скорбит от сознания тщетности своего труда без послушания там, где должно быть полное повиновение и отсечение своей воли. И хорошо, если сознает, может быть, исправится; несознание при живом теле есть смерть души».

На основании учения святых отцов глинские старцы учили, что послушание должно лежать в основе всех добродетелей, ибо послушание было первой заповедью, данной человеку по его сотворении. «Послушание в монастыре должно стоять на первом месте».

Сущность монашеской жизни, по мысли схиархимандрита Иоанна, заключается в отсечении страстей и достижении бесстрастия. Но, чтобы идти по правильному пути духовной жизни, необходимо вручить себя руководству опытного наставника.

На вопрос: «Что может ускорить ход к приобретению душевного спасения: труды ли, пост, молитва или уединение?» старец Илиодор отвечал: «Телесные труды для тебя необходимы всегда, в особенности когда заметишь, что тело твое начнет восставать на дух и над оным брать поверхность. Пост считать должно в том же смысле; но он не для всех одинаково нужен, ибо старые и больные не могут содержать оного. А для тебя пост не только не полезен, но и опасен, потому что ты живешь по своей воле, а не по распоряжению своей старицы, а равно опасна и сама молитва, совершаемая тобою самочинно, хоть и необходимо нужна. Всего лучше для тебя, если ты будешь иметь беспрекословное послушание м. игумении и станешь пред всеми смиряться. Только этот подвиг для тебя не опасен, ибо первое полезно для тела, а последнее для тела и души. О безмолвии же и не думай. Оно выше твоих сил».

По учению старцев, всякий подвиг должен совершаться с рассуждением, соразмерно со своими как духовными, так и телесными силами, и с благословением отца духовного. Но кто живет по своему разуму и произволу, такой человек, хотя бы нес большие подвиги, однако не может преуспеть в духовной жизни, потому что все сделанное по своей воле не всегда бывает угодно Богу по причине тщеславия и превозношения. Отец Илиодор неоднократно писал об этом своим чадам, предостерегал их, казалось бы, и добрые дела начинать без благословения. «Из письма твоего видно, что у тебя есть великое желание размышлять о смерти, об участи грешных и о Страшном Суде Божием. По-видимому, желание у тебя и благое, но дело опасное, если ты будешь углубляться мыслию в эти страшные явления по самочинию. Поэтому и советую тебе не вдаваться ни в какие размышления без благословения старицы, чтоб... не отчаяться. Равно и о способе молитвы ты должна спрашивать и учиться у нее же, ибо и молитва поставляется в грех, если она не будет соответствовать духу смиренномудрия».

О необходимости послушания схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет: «Очень трудно управлять монахами, которые живут по своей воле и руководствуются своим греховным разумом. Но ведь придет время дать ответ и им, когда они окажутся за пределами этой жизни. Там для самовольных и упрямых помилования не будет. Сказано, что одни пойдут в жизнь вечную, а другие в муку вечную. В святоотеческом учении неоднократно указано, что монах, живущий без послушания, смирения, кротости, спастись не сможет, и гнев Божий на таковых пребывает во всю вечность. Хорошо бы было поглубже осознать всем это плачевное свое состояние, и, пока еще не взяты с этой жизни, исправить свое бедственное состояние, то есть удалить из своего ума и сердца все злое и порочное и последовать за Христом по узкому пути, ведущему в жизнь вечную. Ведь ради той блаженной жизни множество людей оставили свое богатство и знатность рода и отдали себя добровольно в послушание своим наставникам. Без несения своего креста и безропотного исполнения послушания монаху лучше было бы согнить во чреве матери своей».

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) учит, что стремление к истинно христианской жизни и к достижению бесстрастия приводит к внутреннему монашеству.

Как же достичь внутреннего монашества?

«Жизнь в монастыре с другими содействует воспитанию в себе духа внутреннего монашества, так как, будучи в соприкосновении с людьми, человек имеет больше случаев познавать свои немощи, чем живя в уединении, а познавая их, он смиряется перед людьми и Богом».

Иеромонах Порфирий пишет о внутреннем монашестве: «Благосостояние обителей упрочивается не внешним великолепием храмов, не громадными зданиями, не капитальными средствами, а внутреннею силою».

Принявшим на себя ангельский образ старцы советовали бодрствовать над собой.

«Монах должен противиться всякому злу не только физическому, но и умственному, очищать свой ум и сердце от всех греховных помыслов и пожеланий. Именно в этом заключается монашеское житие. Где чистота – там и Бог пребывает со своей благодатию, окрыляя и сохраняя такого человека от всех диавольских козней».

Монах должен бороться за чистоту душевную и не допускать вражеских помыслов.

Игумен Филарет учит, в чем состоит истинный подвиг монашества: «В умномысленном делании и молитве наиболее состоит истинный подвиг монашества; в нем бывает истинное познание духовных вещей и Бога; в нем плоды плодов наших (то есть достижение высших степеней духовного совершенства и близости к Богу) и хранение их, как негде пишется от святых: не только нам подобает делать, но и хранить плоды деланий наших, хранить молитвою и смиренномудрием».

Глинская обитель даровала миру сонм благодатных старцев. Это были святые вожди нравственности земли Российской. Глинские старцы всех времен едины. Подобно святым отцам прежних веков они имели огромную заботу о пастве, и объединяло их стремление к исполнению строгого устава обители. Основы веры православной заложены в Священном Писании и Священном Предании, в творениях и наставлениях святых отцов и учителей Церкви от начала ее установления и до наших дней, в русской святоотеческой традиции, в житиях святых, подвигах людей, которые весь свой земной путь посвятили служению Богу и ближним. И к ним с полным правом можно отнести схиархимандрита Иоанна (Маслова), великого русского пастыря и педагога.

Святейший Патриарх Алексий II говорил: «Отец Иоанн принадлежал к редким, исключительным людям, которые замечательно соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие, ясновидящую мудрость и глубокую непоколебимую веру…

Схиархимандрит Иоанн является продолжателем традиций старчества Глинской пустыни. Живя в Боге, отец Иоанн и по-прежнему близок к земной Церкви, к своей пастве, к своему горячо любимому Отечеству, к многострадальному российскому народу. Его духоносность так же, как и при жизни, привлекает к старцу многих людей, которые будут всегда тянуться к этой величайшей личности».


К предыдущей К оглавлению К следующей

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения