Вопрос: Можно ли молиться за отступников от Православной Церкви?
Ответ: Можно и должно. Святая Церковь так заповедует молиться о (живых) отступниках: «Отступившия от Православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя светом Твоего познания просвети, и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти» (Помянник при Псалтири).
Вопрос: Можно ли молиться о самоубийцах?
Ответ: В церковных правилах находим такой ответ: «Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают его, разве аще бяше изумлен, сиречь, вне ума своего, по 14 ответу Тимо-феа Александрийскаго» (Номоканон, правило 178-е).
Вопрос: От Святой Пасхи до дня Святой Пятидесятницы на литургии, равно и при лобзании святых мощей, полагается класть земные поклоны или же нет?
Ответ: 20-м правилом первого Вселенского, иже в Никее, святых отец Собора преклонение колен запрещено в воскресенья всего года и во дни Пятидесятницы.
Вопрос: В какой одежде приличнее иноку быть в своей келье?
Ответ: Некоторые иноки и на ночь не раздеваются, а спят в подряснике и шапке. Тем более днем неприлично иноку быть в одном белье. Лучше всего всегда носить подрясник и пояс.
Вопрос: Ввиду разнообразия в чтении правила ко святому Причащению в Пасхальную седмицу, какого нужно держаться порядка в чтении оного?
Ответ: В «Пособии по изучению устава Богослужения» протоиерея К. Никольского, на стр. 357 (по изданию 1907 г.), в 1-м примечании, дается такой ответ: «Довольно прочитать с вечера пасхальный канон, вместо канона Иисусу Сладчайшему, канон к святому Причащению с молитвами и вечерние молитвы».
Вопрос: Если бы иеромонаху случилось вечерню и утреню провести в путешествии, наутро же бы предстояло ему совершать Божественную литургию, то что ему нужно вычитывать за вечерню и утреню, при неимении под руками всех богослужебных книг, а лишь только иерейский молитвослов; можно ли им одним ограничиться, опуская, конечно, все ектении? Желательно бы знать подробно порядок келейного совершения вечерни и утрени, при невозможности их отправить в церкви по уважительным причинам?
Ответ: Церковные службы могут быть заменены Иисусовою молитвою, которую удобно и свободно может тайно творить и в пути сущий. Число четок за каждую службу указано в конце Следованной псалтири, правильника и служебника (См. «Правило неумеющим грамоте»). Так поступают Афонские священноиноки. Правило ко святому причащению прочитать по иерейскому молитвослову.
Вопрос: Можно ли иеродиакону сидеть в алтаре во время чтений паремий и кафизм, если алтарь без диаконика?
Ответ: Уставом диакону запрещается сидение на ступенях священного сопрестолия (на горнем месте). Думается, что не погрешит диакон, если, по немощи, сядет скромно в стороне, но, во всяком случае, и последнее допустимо лишь с благословения пер-вослужащего.
Вопрос: Можно и должно ли иеродиакону говорить ектении на панихиде в камилавке?
Ответ: В Церковном Уставе ясно сказано, что ектении должно говорить с обнаженной главой. Каждение на вечерне, утрене и часах, а также и на панихидах совершается в камилавке. |