На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 5

ВЫПИСКИ

Преподобный Амвросий Оптинский
(Продолжение. Начало см. «Русский инок», январь и апрель 2006 г.)
(Цит. по: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 2000)

Мир душевный

«Батюшка! -спрашивали некоторые. - Отчего это мира нет в душе?». - Старец отвечал на это псаломскими словами: «Мир мног любящим закон Твой».

Сказано: «Любящим Бога вся поспешествуют во благое». И в другом месте: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна». А если «несть мира в костех наших», то явно, что от грехов и страстей наших. И потому должно заботиться не обстоятельства улаживать, а стараться себя исправлять. Это не только надежнее, но и успокоительнее.

Отвечая одной монахине, почему в ее келье нестроения, о. Амвросий писал: «Во-первых, от душевного врага, который считает своим делом всех и все путать. Во-вторых, от человеческого самолюбия и человеческого малодушия и нетерпения».

Душа наша невидима и не может успокаиваться одними внешними обстоятельствами, а требует к своему умиротворению средств внутренних и духовных, на которые указывает боговдох-новенный пророк Давид, глаголя: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна». Слова эти показывают, что нужно прежде возлюбить закон Божий и постараться исполнять евангельские заповеди, означенные у евангелиста Матфея, от начала 5-й главы до 10-й, и тогда можно надеяться на получение прочного спокойствия и прочного мира душевного.

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна, и будешь мирна!!!

Пророк ДавидВезде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающиеся душевно, руководясь законом Божиим. А кто ищет только внешнего и временного успокоения, те лишаются и того, и другого, т.е. и земного, и небесного. Разве только захотят исправить дело искренним раскаянием и великим смирением.

Будем искать утешения и отрады в Едином Господе и от Него Единого искать милости, которая вечна и нескончаема; все человеческое кратковременно и преходяще, хотя по видимости своей и привлекает, но обманчиво. Внимание человеческое никого надолго не успокаивает, а только польстит, поманит, а после всегда оканчивается неприятностью и раскаянием; только мы хорошенько в это еще не всмотрелись, а потому и увлекаемся видимостью.

Когда говорили батюшке, что ему не дают покоя, он отвечал: «Для нас тогда настанет покой, когда запоют над нами: «Со святыми упокой».

Молитва

Читайте «Отче наш», да не лгите: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем...».

«Христос воскресе» - читать, когда положено Церковью, а то не должно.

Надо молиться и прибегать к Царице Небесной: помоги, спаси и помилуй.

«Богородице Дево» читать хоть с поясными поклонами. Об этом сказала Сама Божия Матерь, явившись во сне одной монахине, прибавив, что это для ее же пользы.

Молитву в келье читать устами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Или: «Боже, очисти мя, грешную». А в церкви: «Господи, помилуй». И слушай больше, что читают. А если не слышишь, то всю молитву читай: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».

Не должно говорить, что молишься (или будешь молиться) за других. О. Антоний, и тот говорит: «Обязываюсь молиться».

Во всех делах требуется человеку помощь Божия, а потому всегда и во всем просить помощи Божией, т.е. необходима усердная молитва.

Так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал батюшка такой рассказ: «У одного монаха на Афоне был скворец, которого он очень любил, и так к нему привязался, что тот часто отвлекал его от молитвы своими разговорами. Только монах начнет исполнять свое правило, а скворец тут и разговорится. На Светлое Воскресение монах подошел к клетке и говорит: «Скворушка, Христос воскресе!» А скворец вдруг ему отвечает: «Вот то-то и беда, что воскресе», - и тут же околел. Тут монах понял свою ошибку и раскаялся».

Утренние молитвы читать, и в это время ничего не делать. И ко всякой службе ходить. Антоний Великий видел ангела, который показывал ему (как должно монаху жить): то помолиться, то поработать. А во время работы «Господи, помилуй» читать.

Когда бывает бдение, минут за восемь надо читать вечерние молитвы.

Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «Да воскреснет Бог».

Когда проснешься, сначала перекрестись. В каком состоянии будешь с утра, так и на целый день пойдешь. У св. Иоанна Лест-вичника об этом написано.

Прежде всего нужно милости просить у Бога и молиться: «Имиже веси судьбами, помилуй мя грешную (ого)».

Утром, когда проснешься, говори: «Слава Тебе, Боже». Батюшка о. Макарий всегда это говорил. И не должно вспоминать происшедшее и сны.

Одна сказала батюшке: «Когда сердита бываю, то молюсь рассеянно». А батюшка ответил: «Кто сердится, тот лишается покрова Божьего. Нужно молиться без злопамятности».

Обращаясь к монахиням, батюшка говорил: «Долготерпите, за все благодарите, о всем радуйтесь, молясь за всех непрестанно, - а если что из этого не исполните, то выйдет не молитва, а чепуха».

Когда батюшку просили помолиться, чтобы исправиться, он отвечал: «Самой надо споспешествовать. Пророк Нафан молился за царя Давида, а он ложе обливал слезами, молился и за Саула, а тот спяше и храпляше».

Некто спросил монаха: «Кто тебя научил молиться?» - Он ответил: «Бесы». - «Как бесы?!» - «Да так. Они меня бороли разными помыслами, а я отбивался от них молитвой».

Когда бывает бесчувствие, тогда наиболее нужно упражняться в молитве устной.

Батюшка рассказывал: «Одна все хотела странствовать и туда, и сюда - и в Киев, и в Задонск, а старец один ей и говорит: «Все это тебе не на пользу, а вот сиди дома в келлии и твори молитву мытареву».

Если не хочется молиться, надо понуждать себя, святые отцы говорят, что молитва с понуждением - выше произвольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: «Нудится бо Царствие Небесное».

«Богородицу» читать 12 раз или 24 раза в день. Она у нас одна Заступница.

Когда усердно молишься, то так и смотри, что искушение будет. Это и со всеми случается.

«Не должно тебе молиться за сестер, - писал старец одной монахине. - Это враг под видом добра подущает; это дело совершенных. А ты только перекрестись и скажи: «Господи, помилуй нас».

Когда ударят к «Достойно» (если находишься в келлии), нужно встать и положить три поклона Св. Троице: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу, и Сыну, и Св. Духу». Просить заступления Царицы Небесной и читать: «Достойно есть яко воистину...», а если кто чужой будет (в келлии), то только перекреститься.

Когда бьют часы, должно перекреститься с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного(ую)»; как пишет св. Димитрий Ростовский: «Для того помилуй мя, что час прошел, ближе к смерти стало». - Можно не при всех креститься, а по рассмотрению, при ком можно, а то и не надо, в уме же молитву должно сотворить.

Четки даны для того, чтобы не забывать молитву творить. Во время службы должны слушать, что читают, и перебирать четки с молитвой: «Господи, помилуй»; а когда не слышно (чтения), то: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя греш-ную(ого)».

Батюшка о. Амвросий советовал при кознях человеческих и вражеских прибегать к псалмам св. пророка Давида, которыми молился он, когда был в гонении от врагов, а именно: читать псалмы 3-й, 53-й, 58-й и 142-й. Выбирать из этих псалмов стихи, приличные к скорби, и почаще прочитывать их, обращаясь к Богу с верой и смирением. А когда будет бороть уныние или томить душу безотчетная скорбь - прочитывать 101-й псалом и 36-й «Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие», затем псалом 26-й «Господь просвещение мое» и псалом 90-й «Живый в помощи Вышняго». Ежели во имя Святой Троицы исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому Промыслу Божию, тогда «изведет Господь яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне, точию повинися Господеви и умоли Его».

Когда старцу жаловались, что посторонние мысли мешают молиться, он сказал: «Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум; а он все на свою лошадку: но-но! но-но! -так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай - молись!».

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, - да и сам мужик не лежи». И прибавлял: «Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».

Молитва Иисусова

Хотя бы шепотом произноси молитву Иисусову, а от умной многие повредились.

Непременно устами читай молитву Иисусову, а умом не полезно - повредиться можешь.

Бог да благословит оставить обычное правило и постоянно держаться молитвы Иисусовой, которая может успокаивать душу более, нежели совершение большого келейного правила. Из прежних опытных старцев, по имени Василий, объяснял это так: держащийся большого келейного правила, когда исполняет оное, подстрекаем бывает тщеславием и возношением; когда же почему-либо не может исполнить своего правила, то смущается. А держащийся постоянно молитвы Иисусовой одинаково пребывает в смиренном расположении духа, как бы ничего не делающий, и возноситься ему нечем.

О силе Иисусовой молитвы батюшка рассказывал: «У одного священника был скворец, который постоянно слышал от своего хозяина молитву и повторял довольно часто. Вот раз на улице налетел на него коршун, а он по привычке говорил в это время эту молитву, и что же? - коршун не посмел его тронуть. Бессмысленно твердил молитву Иисусову, и то спасла!».

Молитвенное правило

Когда справляешь келейное правило, то опускай занавеску. А когда посмотришь в окно, то вспомни, что каяться надо. У Иоанна Лествичника написано: если хочешь что недолжное сделать, вспомни, что должно сказать о сем старцу, то и остановишься.

Не должно говорить случившейся посетительнице: «Иду правило справлять», а скажи: «Пойду по своим делам». А то скажи ей: «Давай Казанской иконе Божией Матери акафист читать».

К пятисотнице не прикладывать своих выдумок, а как следует (т.е. как положено) молиться.

Своих поклонов не накладывать; а если хочешь (больше молиться), то ночью вставать.

Пятисотницу по немощи или недосугу от вечерни можно раскладывать на целые сутки.

Если с вечеру пятисотницу не справишь, то утром получше молись.

Молчание

Благое говорить - серебро рассыпать, а благоразумное молчание - золото.

Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.

Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит.

Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние.

Один старец спросил о чем-то трех монахов. Один объяснил так, другой иначе. А третий отвечал: «Не знаю». Тогда старец сказал ему: «Ты обрел путь».

Монашество

«Милостью и помощью Божией сподобишься, сестра, воспринять начало монашеского образа вовне, к обновлению внутреннего человека от ветхости возмутительных страстей, лишающих душу мира и отягощающих тело, - да отныне поживем безмятежное житие в простоте и правоте, возвергая печаль свою на Господа всеблагого и всемогущего и всем хотящего спастися.

Если кто-нибудь из братии по малодушию и нетерпеливости скорбел о том, что его нескоро представляют к мантии или к ие-родиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время - все дадут; добрых же дел никто не даст».

(Продолжение следует)

 

К началу

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения