Н.В. Маслов,
магистр богословия, доктор педагогических наук.
СТАРЧЕСТВО КАК ЦВЕТ МОНАШЕСТВА
Периоды расцвета или оскудения духовной жизни общества всегда были связаны с возрастанием или умалением роли духовного руководства, которое берет свое начало от святых апостолов.
Особенно большое значение духовное руководство приобрело в среде монашествующих и в своей высшей мере называется старчеством.
«Если монашество - цвет христианства, то старчество - цвет монашества».
Старец - «духовный кормчий», нравственный вождь.
Старец - это богопросвещенный, отличающийся совершенной духовной опытностью советник и наставник, способный мудро руководить жизнью других. Прежде, чем рассмотреть педагогические аспекты его деятельности, необходимо выяснить, в чем разница между старцем и священником.
Старец не обязательно должен быть священником, но, согласно христианскому учению, он всегда является изъявите-лем воли Божией: он непосредственно водим Святым Духом. Старец является «духовным кормчим», нравственным вождем потому, что ему открывается Божественная воля, и вопрошающие могут узнать эту волю из его ответов. Старец -руководитель совести.
Именно через старчество из поколения в поколение передается дух христианской жизни, передается то, что не передается никаким словом, никаким писанием, а лишь непосредственным общением личностей.
Для руководства духовной жизнью людей старцу подается особый, редкий дар - рассуждение. Свойство старца сразу определять духовное состояние человека и давать ему правильный совет тем более необходимо, что он руководит людьми с разными характерами, навыками, душевными запросами, каждому из которых требуется индивидуальное наставление.
Преподобный Иоанн Пророк призывает христиан без замедления исполнять указания старцев, так как они «не говорят чего-либо от себя, но Бог говорит в них, как Ему угодно, иногда прикровен-но, иногда явно».
Истинный старец обладает добродетелью бесстрастия. Он преследует единственную цель - спасение человека во Христе, независимо от его происхождения, социального положения и духовного преуспеяния.
Старцам свойственны и другие духовные дарования: прозорливость, исцеление, чудотворения. Эти дарования не являются целью подвижничества: они лишь свидетельствует о правильности подвижнического пути. Таким образом, истинный старец есть человек богоизбранный и богоодаренный. По мысли схиархимандрита Иоанна (Маслова), институт старчества принадлежит к пророческому служению.
Специфическая черта старческого окормления - откровение помыслов ученика старцу - происходит в форме духовной беседы. Беседа - это тщательный и подробный анализ мыслей, чувств и душевных состояний человека. Дело в том, что помыслы, являющиеся в душе, бывают различны. Добрые или злые, иногда они тесным образом переплетаются друг с другом. Самому человеку без опытного наставника распознать их зачастую невозможно. Этим объясняется необходимость разумного совета и откровенной духовной беседы.
Отношение ученика к старцу характеризуется абсолютным доверием к нему, откровенностью и беспрекословным послушанием. Взаимные отношения старца и ученика носят углубленный, внутренний характер. В общении индивидуальные особенности двух личностей растворяются: старец и ученик живут как бы одной духовной жизнью. Молитва старца за ученика и его советы являются не только средством нравственного совершенствования, но и способом передачи ученику духовных дарований.
О важности старчества в жизни и инока, и мирянина свидетельствовали основатель монашества преподобный Антоний Великий, мудрый наставник святитель Василий Великий, преподобные Иоанн Лествичник, Варсонофий Великий, Авва Дорофей, Феодор Студит, Фе-одор Эдесский, Симеон Новый Богослов и многие другие подвижники на протяжении истории христианства.
Среди русских богословов большое значение старчеству придавали святители Тихон Задонский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, старцы Оптиной и Глинской пустыни и другие святые отцы.
Говоря об истории возникновения старчества, следует отметить, что оно возникло вместе с монашеством, утвердилось почти во всех египетских и палестинских обителях, но особенно процвело на Афоне.
В Россию старчество пришло со времени принятия Русью христианства (988). Одним их первых учредителей старческого руководства был основатель Киево-Печерского монастыря преподобный Антоний Печерский (983-1073), начавший свой иноческий путь на Афоне. Однако к XV веку, ко времени преподобного Нила Сорского (ок. 1433-1508), ревностного защитника старчества, из-за ослабления духовной жизни оно оскудевает.
Возродил традиции старчества на Руси во второй половине XVIII века преподобный Паисий Величковский (1722-1794). Его ученики положили начало старческому руководству во многих русских монастырях. Наиболее значительными духовными центрами, где старчество было восстановлено в полной мере, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и другими монастырями, стали Глинская и Оптина пустыни.
Все русские старцы были глубочайшими знатоками сокровенных движений человеческих душ, опытнейшими врачевателями духовных и телесных недугов, мудрыми и любвеобильными наставниками. Они были настолько богаты духовным опытом, что к ним обращались многие не только простые люди, но и выдающиеся деятели современности, чтобы поучиться высшей науке - умению жить по-христиански. |