На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 5

НАСТАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНИКОВ БЛАГОЧЕСТИЯ

Игумен Филарет (Данилевский)

ПОУЧЕНИЕ НОВОПОСТРИЖЕННОМУ МОНАХУ
(Продолжение. Начало см. «Русский инок», январь и апрель 2006 г.)

Падение и погибель души происходит от самоволия.

Об опасности следовать своей воле было сказано и в чине пострига, так как многие древние великие добродетельные подвижники по нерассуждению своему и житию без совета отцов прельстились и погибли.

О таких подробно пишет преподобный Иоанн Кассиан в слове о рассуждении и, между прочим, прибавляет: «Ничем другим диавол не ведет инока к погибели, как внушает ему не слушаться отеческих советов и следовать своему мнению и своей воле». Об этом же преподобный авва Дорофей говорит: «Не знаю другого падения монаху, кроме того, когда он верит своему сердцу. Некоторые говорят: от того или от другого падает человек, а я, как уже сказал, не знаю другого падения, кроме сего, когда человек последует самому себе». Видел ли ты падшего, - знай: он последовал самому себе. Нет ничего опаснее, нет ничего губительнее последовать себе. Постараемся же спрашивать преуспевших и хранить свою совесть. Пока мы находимся в этом мире, не допустим, чтобы совесть обличила нас в каком-либо деле, отнюдь не будем попирать ее ни в чем, хотя бы то было и самое малое.

Не пренебрегай малым.

Знай, что от пренебрежения малым и в сущности ничтожным переходим к пренебрежению великим. Кто начнет говорить: «Что за важность, если скажу это слово? Что за важность, если съем эту безделицу? Что за важность, если я посмотрю на ту или другую вещь?» - тот впадает в худой навык и мало-помалу, попирая совесть, начинает пренебрегать великим и важным. Таким образом, закосневает во зле и находится в опасности прийти в совершенное нечувствие. Поэтому берегись пренебрегать малым, оно не малое, ибо через него образуется худой навык. Будем же внимать себе и заботиться о легком, пока оно легко, чтобы не стало тяжелым. Добродетели и грехи начинаются от малого и приходят к великому добру и злу.

О совести и страхе Божием

Для совершенствования в добре необходимо нам блюсти свою совесть, как повелевает нам Господь во Святом Евангелии: «Буди, - говорит, - увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним» (Мф. 5, 25), т.е. спеши мириться с совестью твоей (спеши каяться, искупать грехи и делать согласное с совестью), пока живешь в сем мире. Но отчего человек, преуспевая в добродетелях, достигает постоянного душевного мира и чистой совести?

«Страхом Господним уклоняется всяк от зла», - говорит приточник (Притч. 16, 6). Так же и пророк Давид пишет: «Бойтеся Господа, вси святии Его» (Пс. 33, 10), и в другом месте: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Это относится и к новоначальным, и к совершенным: к первым, - да приближаются к Богу страхом; вторые, - да не отпадут от благодати и любви Божией, да не лишатся духовного утешения, почему и сказано: «и радуйтеся, и трепещите», иначе враг сделает тайную засаду: у невнимательных похитит имеемое, у внимательных произведет смущение и посмеется над многими. Вот почему нам необходимо уклоняться от зла.

О подвигах и искушениях

Что следует ожидать начавшим уклоняться от зла? «Чадо, - говорит премудрый, - аще приступаеши работати Господеви Богу [твоему], уготови душу твою во искушение» (Сир. 2, 1). То же подтверждает и св. Илия Екдик. «Христианину, право-верующему в Бога, - говорит сей святой муж, - не следует беззаботно предаваться беспечности, но (следует) всегда ожидать искушения и быть готовому встретить его, чтоб, когда придет, не изумляться и не смущаться». «Достоинство монаха познается в искушениях», - говорит преподобный Пимен. «Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» (Иак. 1, 12). Напротив, не искушенный муж не искусен, а кто сам во всем будет искушен, может и искушаемым помочь.

В чем состоит испытание Божие и искушение вражеское?

Святой Димитрий Ростовский в летописи об Аврааме говорит, что искушение бывает двоякое: искушает человека Бог, искушает диавол; но иначе искушает Бог, иначе - диавол. Одно есть искушение Божие, другое - искушение диавольское. Божие искушение - испытание добродетелей человека; диавольское же искушение есть прельщение человека на грех. Бог искушает человека в терпении, послушании Ему, в чистоте сердца, в боголюбии. Таким искушением Он испытал Иова в терпении, Авраама - в послушании, Иосифа - в чистоте и израильтян - в боголюбии. Это видно из слов Моисея: «Искушает Господь Бог вас, аще любите Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всею душею вашею» (Втор. 13, 3). Более всего Господь испытывает у нас боголюбие, так как, любя Бога, легко преуспевать во всех добродетелях; ибо ради любви к Богу мы терпим все, исполняем послушание, соблюдаем чистоту и делаем всякое доброе дело. Испытывает человека Бог не потому, что не знает его; Он ведает тайные помышления сердца человеческого, Ему и не содеянное нами известно, но потому испытывает человека, что хочет яснее показать добродетель для большего увенчания славою на небесах и для пользы ближних. Диавол, напротив, искушая человека, предлагает ему временную сладость греха, чтобы уловить его, как рыбу на удочку или как птицу сетью, а уловив его и поработив, влечет его в ад на вечную погибель. «Бог несть искуситель злым», - говорит апостол Иаков. Бог не искушает нас на злое, и потому «никтоже искушаемь на [злое], да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь; не искушает же Той никогоже, кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь» (Иак. 1, 13-14) диаволом на злое, и нет другого ди-авольского искушения, как только на грехи, чтобы каким-либо грехом человек прогневал, раздражил Бога и сделался достойным суда и казни вместе с диаволом в гееннских муках. Бог не искушает злых, не испытывает беззаконных, но испытывает добрых и верных рабов Своих. Святой Климент, папа Римский, говорит: «Злой муж не искушается от Бога». То же свидетельствует Священное Писание: «Яко же искушается в пещи сребро и злато, та-ко избранная сердца от Господа» (Притч. 17, 3). Слышите: «сердца избранных» праведников, любимых Богом, искушаются или испытываются, а не грешников, ненавидимых Богом; те только вразумляются и наказываются. «Многи раны грешному», - говорит псаломник (Пс. 31, 10). Бог искушает, любя добродетельного мужа; диавол же искушает, ненавидя его (и добра, творимого человеком). Бог искушает любимого раба Своего, попуская ему скорби и печали (заботы), желая очистить его согрешения (от них никто не свободен) и сделать его подобно золоту, очищенному в огне, чистым, достойным небесных благ. Так премудрый о праведниках говорит: «Бог искуси их, и обрете их достойны Себе, яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодную жертву прият их» (Прем. 3, 5-6). Диавол же искушает человека не для очищения от грехов, а для того, чтобы ввергнуть его в большие греховные скверны, сделать мерзким Богу и недостойным Небесного Царствия. Бог, искушая человека, хочет спасти его, диавол - погубить. Бог искушенному, испытанному от Него приготовляет венец (славы в Царствии Небесном); диавол же принявшему искушение на грех готовит муки. Божие искушение сначала бывает неприятно, прискорбно, но в будущей жизни доставляет наслаждение вечными благами (хотя и здесь, на земле, человек бывает не без благодатного утешения Святого Духа). Диавольское же искушение вначале сладко, а после краткого услаждения неминуемо бывает горькое угрызение совести, которое начинается здесь и продолжается в вечных нескончаемых муках. Итак, одно есть искушение (испытание) Божие, другое - искушение диавольское.

О скорбях и терпении

При этих искушениях подвижнику приходится немало скорбеть, чтобы терпеливо снести испытание Божие и не впасть в искушение диавольское. Не ложно говорит слово Божие: «Многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14, 22). «Скорби, - говорит авва Дорофей, - привлекают к душе милость Божию». Поэтому нам не должно смущаться и унывать в искушениях, но надобно терпеть и благодарить Бога за скорби, ибо Сам Бог сказал: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19), и в другом месте: «В мире скорбни будете, но дерзайте - утешает нас (в лице апостолов) - Аз, - говорит, - победих мир» (Ин. 16, 33). Нам должно учиться терпению скорбей и пребывать в них, помня скорбную земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего, «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). «Такая жизнь (жизнь в скорбях, в терпении), - пишет св. Петр Дамаскин, - есть путь к будущему веку, ибо и, не желая, мы не избежим того, что должно совершиться, а если будем напрасно смущаться, то потеряем награду за терпение и окажемся противниками определения Божия, так как все, что делает Бог, «добро зело» (Быт. 1, 31), хотя мы не разумеем этого». «Наставит, - говорит (Священное Писание), - кроткия на суд» (Пс. 24, 9), более же на рассуждение дел. Рассуждение кроткого человека и во время огорчения предохраняет от смущения. Зная, что не без причины пришло к нему искушение от Бога, брата или кого-либо иного, но за прежнее свое оскорбление в ведении или неведении, он радуется, что теперь ради терпения огорчения ему нашелся случай получить прощение прежде худо содеянного. Кроткий человек рассуждает, что если он не простит брату своему согрешений его, то и Отец Небесный не простит его. Прощением согрешений ближнему скорее всего достигается очищение немоществую-щей души нашей, ибо искушение попускается нам Богом как духовное врачевство. Правильный путь человека (особенно инока) узнается по терпению искушений и по постоянству исполнения заповедей. Если же человек не имеет терпения и смирения (будет малодушествовать, смущаться, во всем не нравящемся ему обвинять других), то много повредит себе, ибо многие погибли в безумии своем, веруя своему рассуждению, думая спасаться без руководителя и без опыта, бывающего от терпения и смирения, ибо только испытанные не поддаются скорбям и искушениям; а если им и бывает попущена брань от Бога, то она приносит пользу, совершенствуя неустрашимость подвижников против врагов спасения и научая их большему опыту в брани. Св. Ефрем Сирин пишет: «Если хочешь научиться бояться Бога, иди и прилепись к человеку, боящемуся Бога, и тот научит тебя страху Божию. Научившись бояться Бога, научишься и любить Его и претерпевать все находящее (прискорбное) ради Него. Кто сеет правду, пожинает плоды жизни и не изнемогает в трудах, имея пред собою упование: где подвиг, там и воздаяние; где победы, там и почести; где брань, там и венцы. Зная это, запасись терпением и говори со святыми: «Мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа».

(Продолжение следует)

К началу

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения