На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 2

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос к редакции:

Можно ли молиться за усопших инословных - католиков и лютеран, т.е. поминать их за Божественной литургией на проскомидии и ектений, а равно и служить по ним панихиду?

Иеромонах Митрофан

Ответ:

Митрополиту Московскому Филарету, - этому великому богослову и глубокому канонисту, мужу святому - однажды был сделан подобный вопрос. Святитель ответствовал: «Если апостольское правило не позволяет молиться с принадлежавшими к Православной Церкви, но отлученными от нее за тяжкий грех, или за упорство в каком-либо неправославном мнении, которые могут еще покаяться и возвратиться в Церковь, то кольми паче правило сие имеет силу к устранению от общения церковных молитв тех, которые никогда не принадлежали к Православной Церкви, и не будут не принадлежать ней, каковы жившие и умершие вне Православной Церкви. Вера и молитва веры споспешествуют спасению. Если бы сии люди (т.е. католики или лютеране и другие) поверили благодати и молитве Православной Церкви, присоединились бы к ней. Если же не присоединились, то это признак, что не имели такой веры. Без веры не полезна молитва. Молитва учреждена в Церкви не как благочестивый обряд, но как духовная помощь и орудие к привлечению благодати Божией, милующей и спасающей. Что касается особенно до лютеран и реформатов, то они, по догматам своих вероисповеданий, не верят молитвам за усопших. Не странно ли было бы навязывать им духовную помощь, которой они не требуют, и которой они и существования не признают? Какую цель могут иметь молитвы о таких усопших, разве глумление лютеранских и реформатских догматиков? Надобно также принять в рассуждение и то, что ослабление церковных правил по снисхождению к иноверным более или менее причиняет смущение и соблазн православным ревнителям церковных правил и дает раскольникам повод к укоризнам на Православную Церковь. Но обязанность не смущать и не соблазнять своих, без сомнения, выше обязанности делать угождение чужим».

Настоящий отзыв святителя Филарета относится к 1847 году. В письмах же его к архимандриту Антонию под 23 янв. 1861 года есть такое рассуждение по тому же предмету: «Вопрос эконома Агапита не очень удобен к разрешению. Вы хотите иметь основание к разрешению оного в том, что Макарий Великий молился даже о язычнике умершем. Дерзновение чудотворца не удобно обратить в общее правило. Григорий Двоеслов также молился о Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна, но чтобы он вперед не приносил таких дерзновенных молитв».

 

К началуК началу

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения