На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 2

СВЯТЫНИ
Алла Тагиева

«ВОЗЗРИ В ЛЕТОПИСЕЦ СИЙ»

Едва забрезжил скудный февральский рассвет, как по свежему снегу, поспешая, из Новгорода выехал крепкий санный возок. Занавески были опущены. Более десяти монахов-чернецов верхом сопровождали путешествующего. День-деньской ехали без остановок. Прерывались лишь на ночлег по ямским станциям. Под покровом темноты никто не видел выходящего из возка. Ужин в его комнату монахи подавали сами. По утрам, лишь пропоет петух, все уже было готово, чтобы продолжить неблизкий путь.

На дорогах было неспокойно, разбойники пошаливали. Поэтому ехали, чутко прислушиваясь, не хрустнет ли ветка под неосторожной ногой, не застрекочет ли потревоженная человеком сорока. Пришпоривали коней, въезжая в лес. Настороженно всматривались за каждый поворот, нет ли засады, не выскочит ли с гиканьем лихая ватага.

Прошла неделя. И вот все чаще нетерпеливая рука стала отодвигать плотные занавески возка, видимо, цель путешествия приближалась. Небольшой отряд ехал, утроив осторожность.

Все хорошо помнили, что вечером рассказывал владыка. В этих местах до Касьяновой ямы (оврага) надо красться мышью, и, только проехав это страшное место, можно было вздохнуть свободно, а то и запеть благодарственный псалом, если будет, чем петь. Здесь поджидали путников совсем уж лютые налетчики, которые легко лишали не только кошельков, но и жизни.

Однако Господь миловал, проехали и леденящий душу овраг. Дивная красота предстала пред очами путников. Из искрящегося морозного воздуха, розовеющего в лучах еще низкого зимнего солнца, как будто выплывая из темного соснового бора, появились седые стены и башни. На куполах собора и храмов ярко горели на солнце золотые кресты.

Преосвященный архиепископ Новгородский и Псковский владыка Макарий прибыл в Пафнутьев-Боровский монастырь.

Здесь прошла его юность, здесь он принял постриг, здесь начался его иноческий подвиг, здесь он прожил двадцать пять лет. Сюда он привез сокровище.

О приезде уже давно грамотой был извещен настоятель монастыря. Как только чуткая стража на башнях заметила долгожданных гостей, путников вышел встречать игумен Пафнутий. Шел 1534 год.

Пятьдесят семь лет уже минуло после преставления преподобного Пафнутия - Боровского чудотворца. Но по воле Божией вновь монастырское стадо Христово вел пастырь, названный в честь преподобного. Он радушно приветствовал приехавших, и все поспешили к заутрене...

Завершилась Литургия, но владыка Макарий еще долго молился коленопреклоненно в алтаре перед престолом. Встал, перекрестившись, вынул из шелкового плата сверкнувшую золотом и каменьями книгу и положил ее на престол. Это было святое Евангелие. Архиепископ Макарий привез его «на память своей души и своих родителей в вечный поминок».

Эта священная книга стала знаменитой, и о ней писали почти все русские учебники истории. Называть ее стали Макарьевское Евангелие или Боровское. Оно было возведено в ранг государственных исторических ценностей. Это сделали и из-за личности иерарха, имевшего столь важное значение для государства, Церкви и просвещения, и из-за стоимости этой драгоценной книги. Подобные предметы по своему историческому значению, высокой художественности и моральной значимости - бесценны.

Святитель Макарий, в миру Михаил, родился около 1482 года в Москве в семье благочестивых родителей. В юном возрасте принял постриг в Свято-Пафнутьев-Боровском монастыре. Благодаря своей святости и учености в 1506 году был поставлен игуменом Рождества Богородицы Лужицкого монастыря. А в 1526 году рукоположен в архиепископа Новгородского и Псковского. Здесь архиепископ Макарий предпринял создание грандиозного свода «всех читомых» книг на Руси - Великих Четьи-Миней. Это был всеобъемлющий месяцеслов с именами и житиями святых не только из греческих и византийских церковных книг, но и со вновь собранными сведениями обо всех святых «в земле российской просиявших». Владыка Макарий вообще очень много сделал для организации на Руси печатного дела.

В 1542 году он стал митрополитом Московским и всея Руси. На какое-то время ему удалось усмирять и смягчать крутой норов юного Иоанна Грозного и привить ему на всю жизнь любовь к книгам. Митрополит Макарий редактировал «Степенную книгу» - одно из первых произведений русской исторической литературы, где была систематически изложена по материалам летописей, хронографов, родословных книг русская история от Владимира I Святославовича до Иоанна IV включительно. Разделена она была на 17 граней (родословных степеней). Он председательствовал на Церковном Соборе 1547 года, который постановил праздновать память преподобного Пафнутия Боровского общецерковно. При жизни святителя Макария в 1564 году была напечатана первая точно датированная русская печатная книга «Апостол» в типографии И. Федорова и П. Мстиславца. Макарий был председателем знаменитого Стоглавого Собора, четко ограничившего права правительства и отстоявшего интересы Православной Церкви. Но все это было позже.

А в седьмой год своего пастырства в Новгороде он решил сделать вклад в дорогой его сердцу Боровский Пафнутьев монастырь. И для этих целей, конечно, больше всего подходила священная книга. Книги в то время продолжали оставаться редкостью. А труд переписчика книг был очень дорог, потому что много времени уходило на скрупулезное переписывание с оригинала.

Перед мысленным взором владыки уже предстояла книга-мечта — полное Евангелие с мастерски выписанным текстом, прекрасными миниатюрами, в роскошном ювелирном переплете.

В это время в Новгороде происходил бурный расцвет многих ремесел, в частности, процветали ювелирное дело и иконопись. В то же время здесь работало несколько известных переписчиков текстов. И в 1532 году было определено, кто из мастеров будет работать над заказом архиепископа. Их было ни много - ни мало — восемь человек!

Вот как выглядел перечень специалистов: доброписец чернописный (переписывал основной текст), живописец иконный (нарисовал четыре миниатюры евангелистов), златописец (обводящий золотом в тексте определенные узоры и буквы), заставочный писец (заставки и заглавные буквы), статейный писец (прописи, точки, запятые, концовки и оглавление), переплетчик (брошюровка, тиснение, обтяжка внутренней части обложки дорогим рытным бархатом), златокузнец (золотых дел мастер), сереброкузнец (серебряных). Над книгой эта артель мастеров работала год.

Созданная ими книга была дестевым Евангелием (по размеру - в большой лист, 40x30 см), а по составу - Четвероевангелием, от четверых евангелистов - Марка, Матфея, Луки, Иоанна. Верхняя доска оклада - кованая, вызолоченная серебряная, в сантиметр толщиной.

Она украшена позолоченной проволокой - сканью и драгоценными камнями - четырьмя очень большими сапфирами, двумя аметистами и восемью гиацинтами, вставленными в особые гнезда (яишени). Кроме того, оклад декорирован крупным жемчугом, который в виде жемчужной веревочки идет по его краям, окружает рельефное распятие, изображения четырех евангелистов и все другие фигуры. Эта жемчужная веревочка - тонкая серебренная нить с нанизанным на нее крупным жемчугом уложена в особую лунку - желобок из двух припаянных на ребро пластин серебра. Такой прием не только предохраняет хрупкий жемчуг от разрушения, но и является виртуозной работой ювелира. Фон - тоже шедевр: по поверхности серебряной обложки совершенно невидимо припаяна тончайшая, как паутинка или тюль, проволочка из серебра, которая образует изящную сердцевидную сеть орнамента. На обрезе Евангелия три арабески, в которых вытеснены слова: «Книга глемая (глаголемая) Евангелие».

В тексте есть замечательные миниатюры с изображением евангелистов такого высокохудожественного мастерства, что все исследователи считают эту живопись равной работам Дионисия. Кстати, этот пример всегда приводят в спорах сторонники версии новгородского происхождения Дионисия.

Интереснейшие сведения можно получить из предисловия к Евангелию и заключения. Предисловие начинается призывом: «Воззри в летописец сий». И далее, как положено, рассказывается о том, что создана эта книга во времена правления Василия III, при великой княгине Елене и их сыновьях - Иоанне 2 лет и Юрии 3 месяцев. Вот и первая сенсация: многие ли знают, что у Ивана Грозного был брат? В послесловии - уникальные сведения, кому из мастеров сколько заплачено. Еще при Иване III Новгород потерял свою независимость, но, оказывается, даже в середине XVI века чеканил свои деньги. Поэтому расценки приводятся и в новгородских денежных единицах - серебряницах и переводятся в «московское число». Не буду утомлять читателей подробным перечислением заработка мастеров, скажу только, что меньше всех получил, как ни странно, живописец иконный. Но дело, видимо, в том, что, несмотря на все его выдающееся мастерство, у него был меньше всех объем работы.

В итоге же сообщается, что вся книга встала в 200 тысяч се-ребряниц, не считая драгоценных камней. В пересчете на относительно известные цены тех лет получается, что на эти средства можно было купить несколько деревень с крепостными не менее трех тысяч душ.

Макарьевское Евангелие, которое было чудом сохранено братией монастыря и от «Тушинского вора» и от «загребущих рук французских», в 1925 году было изъято из монастырской ризницы специалистами из Исторического музея в Москве. Находится оно и сейчас в его фондах, в отделе рукописей. Доступ к нему очень сложен.

И все же: «Есть, есть Божий суд!» Священная книга все равно рано или поздно вернется туда, куда ее положил сам святитель Макарий «на вечный поминок». Нарушать волю завещания любого человека - кощунство, а такого - тем более.

 

К началуК началу

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения