На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 2

СТАРЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

НАСТАВЛЕНИЕ СТРЕМЯЩИМСЯ К УМНОЙ МОЛИТВЕ
(Из сказания о жизни и подвигах старца Илиодора, собранного игуменом Иассоном)
(Продолжение. Начало см. в предыдущем номере)

В своих наставлениях об исполнении заповедей Божиих, о подвигах самопонуждения в борьбе со страстьми, о приобретении и усвоении добродетелей себе в навык и о прочем подобном старец говорил всем открыто. Но что касается умно-сердечной художественной Иисусовой молитвы, об этом делании говорил он только с теми, которые стремились к тому и были благонадежны и трудились над собою в подготовке. Но если кто-либо из молодых братии преждевременно спрашивал его о таковом делании, тому он говорил: «читай, чадо, Авву Дорофея, да старайся исполнять и усвоять, что там написано; а для этого тебе еще не пришло время». При этом он, предостерегая, запрещал таковым самочинно и безрассудно приступать к тому, к чему они еще не готовы. Он объяснял, какие иногда козни подставляет враг обольститель надменным самочинникам, непостигаемые их дебелым умом. С глубокою скорбью рассказывал он о многих таковых преткнувшихся и падших в прелесть и сделавшихся поруганием диаволу.

При таких предосторожностях старец всегда говорил, что монахам необходимо стремиться благоразумно к умно-сердечному деланию, без которого как наша борьба со страстьми, так и очищение сердца неблагонадежны. «Страстное наше сердце, - говорил он, - есть вместилище нечистот, из него течет источник нечистых мыслей; чтобы преградить таковое течение, нужно положить на устие источника камень, тогда перестанет течение. Камень, которым заграждается нечистый мысленный источник, есть Господь Иисус Христос, Сын Божий. Положи сей камень на устие; сердца нечистое течение помыслов прекратится».

И. И. спрашивал старца Илиодора, каков должен быть руководитель, которому желающий научиться художественной умно-сердечной молитве мог бы себя безопасно вверить его руководству. Старец сказал ему: руководитель должен быть такой, чтобы сам опытно проходил сие святое делание. Хотя бы он был малограмотный или совсем безграмотный. «Не домогайся заимствоваться советом у человека, который не ведет одинакового с тобою образа жизни, хотя он и крайне мудр. Доверь помысл свой лучше человеку неученому, но опытно изведавшему дело, нежели ученому философу, который рассуждает по своим исследованиям, не испытав на деле. Приобрести опыт значит не подойти только человеку к каким-либо вещам и посмотреть на них, не прияв в себя ведения о них, но по долгом обращении с ними ясно ощутить на опыте их пользу и вред. Нередко вещь наружно кажется вредною, но внутри ее все оказывается исполненным пользы, и наоборот, - нередко вещь кажется имеющею пользу, но внутренне исполнена вреда. Потому пользуйся таким советником, который, все испытав сам, умеет в терпении обсудить, что требует рассуждение и в твоем деле, - и верно может указать истинно тебе полезное» (Добротолюбие. Том 2. Стр. 789 Исаака Сирианина). Делание сие не есть дело внешней науки. Много есть людей высокоученых, которые вовсе не ведают о сем святом делании. Посему, если кто опытом не изведал сего, то как же он может учить других тому, чего сам не знает?».

И. И. продолжал еще вопрос. Как поступить, если кто готов подчинить себя во всем истинному руководителю, но ищет опытного и не находит, так как в наше время весьма оскудели таковые опытные старцы, искусные руководители в умном делании?

Господь Спаситель наш, сказал старец, вопиющих к нему не оставляет без удовлетворения. Если здесь не окажется опытного руководителя, то в таком случае можно поступить таким образом. Желающий должен предаться всесовершенно испытанию святоотеческих наставлений о подготовке себя к сему святому деланию, со страхом Божиим все указанное святыми отцами прилагая к своему сердцу, строго держась постепенности. Не извинять себе в понуждении к тому, чего требует приготовление.

При этом нужно усмотреть кого-либо из старцев или духовников, хотя простого, не проходящего опытом сие делание, но благоговейного, имущего страх Божий. Таковому подчинить себя как бы руководителю, чтобы совместно с ним советоваться, рассматривать себя во внутреннем подвиге умного делания. Призывать себе в помощь молитвы сего старца, чтобы не полагаться на самого себя, а на иного; в этом заключается смирение, охраняющее нас на сем опасном пути.

При всем сказанном, нужно всею душою предаться в покровительство Божией Матери, обращаясь к Ней непрестанно за помощью в руководстве. Она первая руководительница в подвиге умного молитвенного восхождения; выше Ее никто не восходил в умном молитвенном Боговедении (о восхождении на недосягаемую высоту молитвенного Боговедения Божией Матери говорится в книге Паисия Величковского (Изд. Оптиной пустыни 1847 года. С. 211). Приготовивший себя таким образом может приступить к сему святому делу, руководясь указанием святых отцов-делателей и советом своего старца сомолитвенника. Если кто будет таким образом поступать, таковой, руководимый невидимою Божественною благодатию, достигнет своей цели.

Один ученик спросил в простоте души старца Илиодора, говоря: «Батюшка! скажите, как это бывает, что у молитвенников, говорят, всегда молитва творится в сердце?» - «Да, чадо, - сказал старец, - так и бывает, она постоянно движется и движется, как движется из источника текущая вода!» - «А может такое движение останавливаться, хотя на малое время?» - «Может останавливаться». - «А что тогда нужно делать?» - «Нужно двинуть, и она опять потечет своим путем». - «А бывает то, о чем говорил старец Парфений Киевский, что молитва врастает в сердце и как болячка дает себя чувствовать постоянно тому, в чье сердце она вселилась?» - «Да, чадо, бывает действительно так, но действие ее в раз- I личных степенях, а то, о чем ты сейчас сказал есть, изобильный дар».

Ученик старца Илиодора, имея душевное стремление к умной Иисусовой молитве, подал старцу записку, в которой написано по чувству сердца. Помещаем ее дословно. «Батюшка! - обращается ученик в простоте души, - вот уже в продолжение трех лет сердце мое непрестанно занято желанием Господа, т.е. умно-сердечной молитвы Иисусовой. Желание это постоянно увеличивается более и более и понуждает меня утруждать вас своей просьбой. С любовью и вниманием принимаю я ваши советы и наставления о приготовлении себя к сему деланию, и, укрепляемый вашими святыми молитвами, понуждаю себя сколько могу. Но вижу, что с непрестанным воплем ко Господу и болезненным понуждением, для приобретения навыка в добродетелях, много еще потребуется времени и труда. А ваши дни видимо сокращаются по причине преклонности лет, о чем я душевно скорблю. В случае же вашей кончины все мои надежды погребутся с вами в вашем гробе, а мне останется скорбь и плач. Блаженной памяти Киевский старец Парфений говорил, что за подвиг сей (умно-сердечной молитвы Иисусовой) не один раз душа приблизится до врат смертных. После вашей кончины кто меня предостережет на таком опасном пути? и где я найду другого, которому мог бы вверить свою душу так, как вверил ее вашему руководству? Оскудели таковые учители, трудно искать их в наше время. Батюшка! с благоговейным страхом открываю вам свои сердечные желания, но не смею просить настойчиво, а полагаюсь на ваше рассуждение, при этом не желаю, чтобы совершилась моя воля. Но пусть да будет так, как Господь мой того хощет и вам возвестит. Если таковое мое желание, по вашему усмотрению, для меня не полезно, прошу, скажите мне. Я с припаданием к вашим стопам во всем повинуюсь беспрекословно».

На этой записке рукою старца Илиодора написан следующий ответ. «Брат N1 желание твое проходить умную молитву под руководством другого, а не по самочинию (Научить других сему чину не всех возможно. Послушливых простецов и неграмотных - да; потому что послушание ради смирения ко всякой добродетели способно. Непослушливым же, простецы ли они или ученые, не преподается сия наука, чтоб не впали в прелесть; ибо самочинный не может избежать самомнения, которому обычно сопутствует прелесть... если самочинник услышит или из книг узнает о делании сем и возжелает держать его, то одно из двух постраждет, или, если нудить себя будет - впадет в прелесть и останется неисцельным, или если нерадить будет, во всю жизнь останется безуспешным (Добротолюбие. Том 5. С. 251 Григория Синаита), есть желание истинное, и нет в нем противных побуждений, чрез кои человек самонадеянный легко впадает в прелесть. Но можешь ли ты быть уверенным в себе самом, что приготовление твое к молитве, относительно перенесения обид от других, прощения всякому за обиды и совершенное забвение оных и за самомалейшие оскорбления, основано на предании святых отцов-делателей умной молитвы, как указано тебе мною из книг прежде; без этого опасно и начинать это св. великое дело, не испытав наперед себя в достаточности душевных своих сил; а потому предоставляю тебе и еще несколько времени на дознание способности в деле самопознания; в чем да поможет тебе Господь! Прости. Илиодор».

 

К началу

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения