На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 2

ОБИТЕЛИ XXI ВЕКА

ОСТРОВОК ДУХОВНОСТИ СРЕДИ СУЕТНОГО МИРА

Ново-Тихвинский монастырь ведет свою историю с конца XVIII века. Вырос он из богадельни при кладбищенской церкви, освященной в честь Успения Пресвятой Богородицы. Царица Небесная никогда не оставляла своей помощью насельниц обители. В 1809 году Высочайшим Указом небольшая община была преобразована в общежительный женский монастырь. Благодаря усердному труду монахинь и помощи жителей Екатеринбурга монастырь строился и разрастался и вскоре стал крупнейшим на Урале. Величественный архитектурный ансамбль по достоинству считался украшением Екатеринбурга. Для людей всех сословий монастырь был островком духовности среди суетного житейского моря. В дни праздников сотни богомольцев приходили поклониться главной святыне монастыря - Тихвинской иконе Богородицы.

Перед революцией в обители проживало около 1000 насельниц. Поступающие в монастырь получали образование, обучались ремеслам. На территории обители было возведено шесть храмов, корпуса для проживания сестер и помещения, где размещались многочисленные мастерские: золотошвейная, иконописная, шелкошвейная, фотографическая, прядильная, финифтяная, белошвейная. Всего в обители к 1917 году было 18 мастерских. При монастыре действовали больница и детский приют, епархиальное училище и библиотека, хлебопекарня. Монастырь охотно посещали богомольцы, в том числе лица Царской Фамилии. Император Александр I побывал здесь в 1824 году, а в 1837 году обитель посетил наследник престола великий князь Александр Николаевич - будущий император Александр II. В 1907 году в монастыре отслужил Божественную литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский. Славились Тихвинские ярмарки, приуроченные к престольному празднику монастыря, который отмечался 25 июня. Кто знает, чем бы была сегодня для России эта цветущая некогда обитель, сколько добрых дел было бы в ней совершено во славу Божию?

Но настало тяжкое время, время испытания веры. Революция. В 1920 году обитель была закрыта, последовали годы запустения и разорения. Только в 1994 году был издан Указ Священного Синода о восстановлении в городе Екатеринбурге Ново-Тихвинского женского монастыря. Вскоре в обитель была перенесена Тихвинская икона Божией Матери, которая до революции находилась в одном из монастырских храмов. Сотни верующих приходят поклониться ей, помолиться Пресвятой Владычице -милостивой о нас пред Богом Заступнице. Особенно прибегают к ней в молитвах за детей. И никто не уходит от Нее неуслышан,       никто - неутешен, но каждый по вере получает просимое.

* * *

Единственная из «прежних» сестер возрождение Ново-Тихвинской обители увидела схимонахиня Николая (Засыпкина). Рассказывают насельницы монастыря:

«Мы познакомились со схимонахиней Николаей 19 июля (1 августа) 1995 года. Вот как повествует об этом наша монастырская летопись. «Сегодня - день памяти преподобного Серафима Саровского, наставника и ходатая всех монашествующих. Уж не по молитвам ли батюшки Серафима была нам послана сегодня замечательная встреча? Недавно отец Александр рассказал нам, что исповедовал на дому старенькую монахиню, которая помнит игумению нашего монастыря Магдалину (Досманову). Это известие очень обрадовало нас. После службы прп. Серафиму у матушки Любови неожиданно нашлось свободное время, и мы поехали по указанному адресу - на улицу Крауля. Конечно, предстоящая встреча нас волновала. Неужели найдется живая нить, связующая времена, и мы увидим послушницу схиигумении Магдалины, почившей около 60 лет назад?

И вот мы звоним в квартиру. Открывает худенькая женщина. Нам она представилась как Елена. (Только потом мы узнали, что она - монахиня Сергия). Елена пригласила нас в комнату, где нас уже ждала матушка Николая. Мы увидели невысокую полноватую женщину с добрым лицом и внимательными живыми глазами. Она встречала нас стоя и, здороваясь, поклонилась нашей матушке до земли как новоначальная послушница. На матушке Николае был черный апостольник, темное платье. В комнате много икон и фотографий, среди икон есть старинные. Мы перекрестились на них, потом нас пригласили сесть. «Вы знали игумению Магдалину?» - спросила матушка Любовь. Матушка Николая голоском школьницы ответила: «Знала». И стала рассказывать, как примерно в 1930-м году совсем юной пришла в общинку матушки Магдалины, как училась послушанию и смирению, как получила предсказание прозорливой игумений, что единственной из всех доживет до возрождения Ново-Тихвинской обители. При матушке Магдалине Галина Засыпкина (таково мирское имя матушки Николаи) пробыла несколько лет. Эта общинка была по сути своей маленьким монастырем. Матушка игумения не только совершила над юной Галиной обряд облечения в рясофор, но и сформировала у своей послушницы правильное духовное устроение, святоотеческие понятия о духовной жизни.

Теперь же перед нами сидела 83-летняя монахиня (позже мы узнаем, что она была уже в схиме) с богатейшим жизнен ным и духовным опытом. Болезни уже не позволяли матушке Николае выходить из дома, бывать в храме, о чем, конечно, она скорбела. Но каждый день она вычитывала службу дома. Несмотря на возраст, виден был ее очень живой характер: все, что матушка могла делать по дому, она делала легко и скоро. Голос у нее тонкий, прямо детский, интонация выразительная, речь изобилует народными, порой лубочными оборотами. За 2-3 часа, которые мы у нее пробыли, матушка Николая рассказала нам очень много интересного. Мы услышали повествования сразу о трех подвижницах, о трех женщинах, посвятивших жизнь Богу. Сначала матушка Николая рассказала нам о постнице Аннушке (схимонахине Евфросинии). При этом чувствовалось, что наша рассказчица спешит исполнить свой долг - передать все, что она знает о святом житии подвижницы, связанном, хоть и косвенно, с нашим монастырем. Во-вторых, нам начала открываться жизнь самой матушки Николаи, тоже необычайно интересная, исповедническая. И, конечно, мы многое узнали о прежней настоятельнице нашего монастыря схиигумении Магдалине (Досмановой). Нам хотелось слушать еще и еще, но пора было возвращаться в монастырь. Прощаясь, матушка Николая пригласила нас навещать ее, чему мы были, конечно, очень рады. Прощаться она научила нас по-монашески, со словами: «Христос посреди нас!» и ответом: «Был, есть и будет!»

Так запечатлено знакомство с матушкой Николаей в нашей летописи, так началось это благотворное общение с монахиней прежнего времени. Мы очень дорожили им, но сейчас понимаем, что могли бы еще больше пользы получить от матушки Николаи, еще чаще к ней ездить, еще больше расспрашивать и записывать. Никто не думал, что очень скоро - через полтора года матушка Николая оставит нас для жизни вечной. Все мы с радостью ездили к ней, но получалось не очень часто. Побывать у матушки Николаи считалось большим утешением. Чем же она утешала? Рассказами - о себе, о встречах с людьми «из книжек». Это было необыкновенно: вот сидит перед тобой человек, общавшийся со столькими людьми, которые уже прославлены в лике святых!

В школе Галина никогда не училась. Родители, узнав, что новая власть отменила для детей урок Закона Божьего, решили сами учить дочку грамоте. А уже взрослой Галина поступила на фельдшерские курсы и успешно закончила их: прекрасная память помогала ей на слух запоминать лекции. Она знала наизусть несколько акафистов, Псалтирь. Очень многое умела делать своими руками: плела четки, шила, вышивала. Ее объяснения, как кроится и шьется монашеское облачение, были очень своевременны для нас. Не менее актуальны для нашего только начавшего возрождение монастыря были и откровения старицы об уроках смирения, которые она проходила у игумений Магдалины. Смиряться юной Галине было очень трудно из-за слишком бойкого характера, ее даже прозвали «веретешко». Зато позже этот характер и выработанный внутренний закон - всегда уповать на Бога - спасали ее в самых сложных ситуациях. В жизни ее было немало испытаний - фронт, плен, работа в госпиталях. Не устрашили ее ни допросы чекистов, ни фашистский плен. На угрозу оперработника НКВД - сослать девушку «туда, где птицы не летают», Галина мужественно парировала: «А вот совсем мне птицы и не нужны. Но вот туда меня не сошлете, где Бога нет!»

Оказавшись в фашистском плену во время Великой Отечественной войны, Галина отказалась снять крестик. И Бог спас ее. Вместе с подругой удалось совершить побег. А после победы и демобилизации поступила Галина в другое воинство - Христово. Энергичная, решительная, умелая, она была правой рукой игумений Красногорского женского монастыря в Золотоноше Черкасской области. К мирским чиновникам в различные организации настоятельница без матушки Николаи не ездила - знала, что именно она с любым человеком поговорит как надо, не растеряется.

В 60-е годы, после новой волны гонений на верующих, пришлось вернуться в Свердловск, о чем матушка очень печалилась. Однако монашеский образ жизни она продолжала и в миру. Со временем вокруг нее собрался кружок верующих, получавших немалую пользу от ее советов. Много ездила по святым местам. Получив от схиигумении Магдалины понятие о правильном духовном пути, матушка Николая всю свою жизнь старалась советоваться с теми, кто также был укоренен в святоотеческой традиции. В ее жизни были беседы и встречи со многими подвижниками: преподобными Игнатием (Кевролетиным), Севастианом Карагандинским, Кукшей Одесским, архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Знала она и старцев Глинской пустыни: митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажугу), схиархимандритов Серафима (Романцова) и Андроника (Лукаша). С некоторыми из них вела переписку. Духовником ее долгое время был схиархимандрит Амвросий (Иванов) - из числа последних насельников Оптиной пустыни.

Будучи воспитанной такими наставниками, матушка Николая крепко держалась Иисусовой молитвы. Иногда, придя навестить матушку, мы заставали у нее мирских ее чад, которые с почтением ее слушали. Матушка учила молиться постоянно, обязательно со вниманием. Говорила, что надо приготовиться к молитве, сосредоточиться, чтобы не было никаких посторонних мыслей. Советовала ни одного дела не начинать без молитвы - даже пищу готовить с молитвой. Очень важным считала не опаздывать в храм, не пропускать начало богослужения; учила выстаивать службы до конца, стоять не шелохнувшись. В преклонные годы матушка страдала бессонницей, а потому и в ночные часы ее занятием была молитва. Свои четки, состоящие из 500 узлов, она старалась не выпускать из рук. Чада ее запомнили такое наставление: «Иисусову молитву не оставляйте. Всегда имейте ее в устах. Когда будет холодно - она вас согреет. Когда будет голодно - она вас напитает».

Ее советы были одновременно по-матерински добры и по-монашески строги. Одной послушнице, которая терзалась помыслами оставить монастырь, матушка Николая дала совет, вполне совпадающий со святоотеческими: «Говори себе: завтра уйду, а сегодня еще побуду здесь». Спросив одну из нас о Дне ангела и выслушав ответ, матушка наставительно заметила: «Надо не по новому, а по старому стилю календарь помнить». В голосе ее при этом чувствовалась некоторая боль от небрежения канонами Церкви. Этот урок нашей сестре запомнился навсегда. В другой раз, когда одна сестра пришла к матушке Николае вечером в субботу, она приняла гостью с обычной теплотой, но все же дала понять свое отношение к богослужению: «Вот не думала, что кто-то сейчас придет. Ведь сегодня - всенощная!»

Матушка Николая имела неподдельное смирение, сокрушение о грехах. Всякий раз при беседах она искренне просила: «Умру, так молитесь обо мне, я грешная». О том, что она схимница, мы узнали случайно. Рассматривали обстановку в комнате и где-то в сторонке увидели недописанную записку о здравии «...схимонахини Николаи». Свою схиму матушка смиренно скрывала. Жалко было ее, как смущенную первоклассницу, когда на вопрос нашей настоятельницы об ее сане (заданный после нашей непреднамеренной «разведки»), матушка Николая ответила: «Монахиня», а затем, низко опустив голову, тихо прибавила: «Вообще-то в схиме».

У ее изголовья висели фотографии двух молитвенниц, чьим примером она руководствовалась и на чью помощь всегда надеялась - схиигумении Магдалины и схимонахини Евфросинии. Каждый вечер она просила их молитв, и, как верная послушница, на ночь брала благословение игумений. Хочется еще раз подчеркнуть: держалась матушка просто, но особый ее духовный внутренний мир, конечно, ощущался всеми даже при одном лишь взгляде на нее, а уж если слушать ее рассказы!

В раннем детстве - примерно в 1918 году — был предсказан матушке Николае тяжелый жизненный крест. Его предвидела близко знавшая семью Засыпкиных схимонахиня Евфросиния. Но знала подвижница, что «крест Господень есть иго благое и бремя легкое, а со Иисусом и на Голгофе - рай» (святитель Игнатий Брянчанинов). На своем опыте познала эту святую истину и матушка Николая. На понесенные скорби она никогда не жаловалась, терпение их не ставила себе в заслугу, сокрушалась лишь о грехах, чем снова и снова давала нам уроки главного монашеского делания - покаяния.

5/18 января 1997 года, в Крещенский сочельник, в скиту сестры после службы собрались на трапезу. Неожиданно вошла сестра, дежурившая у телефона. Она подошла к матушке Любови и, опустившись на колени, что-то ей прошептала. Матушка встала, прервала чтение книги, которое всегда сопровождает сестринские трапезы, и сообщила всем: «Скончалась схимонахиня Николая». Душа ее отошла ко Господу в то время, когда в храмах совершалась праздничная Божественная литургия.

* * *

Сегодня в монастыре 138 сестер, из них 2 схимонахини, 28 монахинь, 66 инокинь, 17 послушниц, остальные - кандидатки в послушницы. Сперва новой насельнице дается возможность оценить свои силы, убедиться в непреложности своего решения оставить мир и посвятить всю жизнь Богу, и только спустя год-полтора она зачисляется в послушницы. Сюда приводит осознанное стремление вести жизнь добродетельную, направленную на очищение сердца. Потому жизнь в монастыре - это каждодневный сознательный труд над своей душой: послушание, чтение Святых Отцов, и, конечно, главное делание - молитва.

В монастыре постепенно возрождаются былые традиции: создан монастырский хор, работают иконописная и швейная мастерские. Сестры-иконописцы пишут иконы святых угодников Божиих и православных праздников, уже есть неоднократный опыт написания иконостасов. Развивается и швейная мастерская: сестры шьют богослужебную одежду для священнослужителей, облачения для храмов, монашескую одежду и все, что необходимо для такого большого монастырского хозяйства. В монастыре возрождаются и традиции исконного богослужебного пения. Сестры изучают знаменный распев. Его звукоряд построен особым образом, он исключает чувственность, настраивает человека на углубленную молитву. В древних русских монастырях было именно знаменное пение - одноголосное, истинно духовное, молитвенное.

Обитель по силам старается возрождать святыни уральской земли. В Екатеринбурге восстановлена часовня в городском дендропарке, начата реставрация собора во имя святого князя Александра Невского. В селе Меркушино Верхотурского уезда, на месте обретения мощей святого праведного Симеона Верхотурского, в 1997 году было основано подворье монастыря. Сегодня здесь уже восстановлен из руин величественный храмовый комплекс, обустроен просторный странноприимный дом. Весной 2000 года обитель приступила к восстановлению полуразрушенного храма в селе Костылева Верхотурского уезда, сейчас там закончено строительство небольшого монастырского комплекса.

Продолжая традиции благотворительности, обитель окормляет детский приют и бесплатную столовую. Большинство сестер живет в Свято-Игнатьевском скиту, который расположен в черте города в лесопарковой зоне. Здесь находятся все мастерские и два сестринских корпуса. Около 10 сестер проживают при храме во имя святого Александра Невского, расположенного в центре Екатеринбурга, и столько же сестер - на подворье монастыря в селе Меркушино.

 

К началуК началу

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения