На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 2

 

Н.В. Маслов,
магистр богословия, доктор педагогических наук

Маслов Н.В.ОГРОМНАЯ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ СИЛА

Духовным идеалом русского человека практически на всем протяжении русской истории был монах-подвижник, всецело посвятивший себя служению Богу и ближним. В России в отдельные значительные периоды ее истории отличие мирян от монахов состояло лишь в том, что они могли вступать в брак и заниматься мирскими делами. В остальном миряне во всем подражали монахам. Монастырский уклад, предназначенный, казалось бы, сугубо для монастырской жизни, проявлялся и был определяющим и в быту, и в семье, и в общественной жизни, непосредственно влияя на жизнь русских людей, изменяя ее в лучшую сторону. Жизнь русского человека от купели крещения и до смерти, перед которой он, как правило, принимал монашеский постриг, была пронизана монастырским духом.

Монастырский уклад жизни, по свидетельству Антиохийского архидьякона Павла Алеппского, был не чем-то, извне насаждаемым, а наоборот, вытекал из внутренней сердечной потребности глубоко верующего русского народа. Внешняя строгость, заданная монастырским уставом, была проявлением сосредоточенности на внутренней невидимой брани, стремления христианина очистить себя от всякой нечистоты. В рамках этого сурового уклада русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто. Жизнерадостность и оптимизм русского человека, его острый природный ум, духовная образованность, гостеприимство и радушие удивляли иностранцев, приезжавших в Россию.

Монастыри в России стали высшим выражением нравственного идеала, сосредоточением всех жизненных задач в одну наивысшую задачу непрестанного духовного совершенствования.

Монашество имело исключительно сильное влияние на широкие массы. В жизни подвижников современники видели пример того, как необходимо жить, чтобы достичь цели жизни - спасения. Славная жизнь великих монахов являлась для современников живым воплощением нравственного совершенства, самым убедительным доказательством возможности для человека всецело посвятить себя Богу.

Под влиянием высоконравственной жизни монахов многие люди пробуждались от беспечности, всецело изменяя к лучшему свое поведение. В жизнеописании почти каждого русского монаха-подвижника повествуется о том, какое огромное благотворное духовно-нравственное воздействие имела его жизнь и подвиги на окружающих жителей и как под влиянием его личности изменялось нравственное состояние людей, имевших с ним общение.

Кроме примера собственной жизни, иноки благотворно влияли на общество своими духовно-нравственными наставлениями. Иноки были самыми лучшими, самыми опытными наставниками в духовной жизни, руководителями мирян. Они давали правильное направление развитию общества во всех сферах деятельности. Наставлениями монахов пользовались лица всех званий и состояний.

Русское монашество принесло огромную пользу государству в области просвещения. Произведения русских монахов являются ярким свидетельством того, что иноки внесли весомейший вклад в сокровищницу русской науки и литературы. Русские монастыри всегда были центрами учености и просвещения.

Монахи не ограничивались только личным образованием, в области которого многие из них достигали замечательных успехов, но много содействовали и общественному образованию. При многих монастырях открывались школы. Заслуги монахов в области просвещения не ограничивались только устройством народных школ. Важное значение в деле просвещения имели также монастырские библиотеки. Монахи переводили на русский язык творения святых отцов, переписывали древние книги. Неудивительно поэтому, что монастырские библиотеки содержали десятки тысяч рукописей и книг духовно-нравственного содержания.

В России не было другого сословия, которое проявило бы себя столь же деятельно в сфере просвещения, как монашество. Монахи были главными представителями образования, а монастыри -его главными центрами. Монастыри -настоящие рассадники знания.

Важный вклад в дело нравственного просвещения внесла миссионерская деятельность монахов, которые усердно занимались проповедью христианства среди других народов.

Просвещая общество нравственно, русские монахи много содействовали и его внешнему благосостоянию. Благотворительная деятельность монахов выразилась в устройстве благотворительных учреждений: странноприимниц, больниц, богаделен, домов для сирот, нищих и т.п. Благотворение монахов особенно умножалось в дни общественных бедствий - голода, войн и т.п. В это время в монастырях находили приют многие обездоленные. Всем им монахи помогали и материально, и нравственно.

Наряду с широкой благотворительностью, русское монашество принимало деятельное участие в жизни современного ему общества и другими способами. Один из них - молитва за мир, за Россию. Монахи испрашивали у Бога видимых духовных благ для мирян, для государства. Только Всеведущему Богу известны те бесчисленные благодеяния, которые низводили на русское государство монахи своими молитвами.

Патриотическое служение монахов выражалось не только в укреплении духа русского народа в годину тяжелых испытаний, но и в том, что монахи становились полковыми и флотскими священниками. Монастыри открывали лазареты, лечили раненых.

Хозяйственная деятельность монастырей служила примером рационального ведения сельского хозяйства. Использование монастырского опыта позволяло значительно повысить плодородие земель, улучшить культуру земледелия, развивать садоводство, огородничество, рыболовство, пчеловодство, а также многие ремесла.

С полным основанием можно утверждать, что в монашестве Россия имела огромную созидательную силу, нравственно влиявшую на общественную жизнь.

Многовековая история русского монашества убедительно подтверждает жизненность его духовного опыта в осуществлении главной нравственной задачи, которая стоит перед человеком.

 

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения