На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 2

ГОДИЧНЫЙ КРУГ

Протоиерей Григорий Дьяченко,
магистр богословия

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО -
ОСНОВНОЙ ПУНКТ НАШЕЙ ВЕРЫ

Церковь христианская основана посредством проповеди о воскресении ее Главы. Хотя против этой мысли нет и не может быть серьезных возражений, однако, в виду важности факта, полезно выставить его в полном свете.

Икона "Воскресение Христово"В день Пятидесятницы апостол Петр произнес первую из апостольских проповедей. О чем же он говорил? «Бог воскресил» Иисуса, «расторгнув узы смерти». Бог воскресил Иисуса, «чему все мы свидетели» (Деян. 2, 24, 32). Толпа собирается вокруг Петра и Иоанна в Иерусалимском храме. Петр повторяет свое утверждение. Бог воскресил «Начальника жизни», «чему мы свидетели» (Деян. 3, 15). Образуется Церковь. В ее собраниях «апостолы с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса» (Деян. 4, 33). Свидетельствовать об этом воскресении они считают главным делом своей миссии. Начальники народа запрещали им учить об имени их Учителя; они отвечали: «Богу нужно повиноваться больше, чем людям», и тут же, чтобы объяснить причину своего неповиновения приказаниям человеческим, прибавили: «Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на древе» (Деян. 5, 30). Петр - в Кесарии у сотника Корнилия; он проповедует ему о воскресении Того, Кто был повешен на древе (Деян. 10, 40). Он пишет соборное послание некоторым церквам и начинает его прославлением Бога, за что же? «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1, 3). И дальше тот же апостол указывает на это воскресение как на основание веры и надежды христиан: Бог воскресил Иисуса из мертвых, «чтобы вы имели веру и упование на Бога» (1 Пет. 1, 21). Начальники синагоги в Антиохии Писидийской приглашают апостола Павла говорить к народу: он проповедует, что его Учитель был распят, снят с древа и положен во гроб, но что «Бог воскресил Его из мертвых» (Деян. 13, 30). Чем тот же Павел вызвал насмешки афинян, слушавших его спокойно до тех пор, пока он говорил только о бытии Бога? Проповедью о воскресении Христовом (Деян. 17, 31-32). Чем он дал повод римскому правителю Фесту считать его сумасшедшим? Тем, что он говорил царю Агриппе о воскресении Христа (Деян. 26, 23-24). И когда он пишет церквам, то нет почти ни одно го послания, в котором он не упоминал бы об этом факте. В послании к римлянам он утверждает, что   Иисус открылся Сыном Божиим именно чрез Свое воскресение. Три обстоятельства особенно достойны внимания впослании к коринфянам: во-первых, то, что смерть и воскресение Христа указываются как существенная часть проповеди евангельской; во-вторых, то, что апостол не учит о воскресении, но напоминает своим читателям, что это воскресение есть основной пункт веры, который им был проповедан и который они приняли раньше составления его послания; в-третьих, то, что святой Павел усвояет особенную важность этому пункту, так что прямо заявляет, что если Христос не воскрес, то проповедь его тщетна, и вера учеников напрасна. Эту важность христиане так живо чувствовали, что не только посвятили воспоминанию воскресения самый торжественный из своих праздников, но и пожелали, чтобы день седмичного покоя каждую неделю возбуждал это великое воспоминание. Воскресение заменило субботу, и каждое воскресение должно было возбуждать те же самые чувства, как и праздник Пасхи.

Итак, внушительною совокупностию текстов и фактов установлено, что проповедь о воскресении Христовом была одним из существенных элементов апостольской проповеди.

Воскресение Христово для христианина есть наиболее предмет веры, одно из главных оснований его религиозной жизни. Люди, обращающие внимание исключительно на внутреннее состояние души, т.е. на субъективную сторону религии, спрашивают: каким образом вера, во всей полноте глубокого смысла этого слова, может иметь предметом факт чисто внешнего характера? Им должно сделать следующую уступку: верование в то, что Иисус из Назарета воскрес из гроба, само по себе, как простое принятие известного повествования, не имеет еще религиозного значения. Но останавливаться на таком понимании дела значило бы держаться слишком поверхностного взгляда на предмет. От чего зависела сила апостольской проповеди? Не от того, что они возвещали простой исторический факт, а от того, что они проповедовали победу над смертью, одержанную Начальником жизни (Деян. 3, 15). У тех, кто внимал их речам, при этом рассеивались облака сомнения и неверия, для них открывались небесные горизонты, и они, несмотря на свою смертность, составляющую свойство всех земных вещей, предвкушали обетования жизни загробной. Для христианина воскресение Христово не есть воскресение одного известного человека, но воскресение человека вообще - воскресение человечества в лице его Главы, восхотевшего претерпеть крест, чтобы открыть врата Царства Небесного тем, которые входят с Ним в общение. Воскресение Христово для верующего есть залог его собственного воскресения. Он знает, что Бог, воскресивший Господа, «воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6, 14). Он находит прощение своих грехов в голгофском кресте, жизнь вечную в гробе Распятого и может восклицать вместе с апостолом: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55).

 

 

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения