На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 1

Святитель Тихон Задонский

УВЕЩАНИЕ ОДНОМУ МОНАХУ, НАМЕРЕВАЮЩЕМУСЯ ПЕРЕЙТИ В МОСКОВСКИЕ МОНАСТЫРИ, НЕ ОСТАВЛЯТЬ СВОЕГО МЕСТА И ПАЧЕ ПРИУЧАТЬСЯ К ТЕРПЕНИЮ

Ваше Преподобие!

Хотя я и не знаю и не видел тебя, однако слышал, кто и откуда ты, и како в звание вошел. Доброе начало! О, когда б и конец был добр, без которого и начало ничтоже есть! Не начало бо и средина, но конец похваляется, и все дело совершает, и по глаголу Христову: Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота (Апок. 2, 10). Слышал я, что ты скучаешь от ненависти и озлобления живущих с тобою, и хощешь от того места отъити, и пойти в един от Московских монастырей. Когда подлинно тебе люди ненавидят и озлобляют, то сие есть кознь диавольская, (того) который ненависть и озлобление людское на благочестивую душу возбуждает, чтобы ее низложить и от доброго пути отвратить. А люди бедные, которые благочестивую душу ненавидят, и озлобляют, сами не знают, что делают. Ибо бывает, что после каются и сожалеют о том. Возлагай убо и ты вину бедствия своего на сего душевного нашего врага, и людям прощай, и о них молися. Не уступай своему супостату и стой на прежнем своем месте: яко же храбрый воин стоит против своего супостата, и не дает ему места. Стой и ты и не уступай ему, да не порадуется о тебе. Знай точно, что где ни будешь, везде он будет тебя беспокоить чрез людей, и чрез самого себя. В тишине будешь жить, и добр покой иметь, когда все, что ни приключится тебе от него самого, и от (злых) людей, с молчанием и без ропота перетерпишь. Душе благочестивой, в мире сем живущей, везде есть чужая сторона; везде есть и беспокойствие, пока не пойдет к небесному своему отечеству. Та-мо она сладко упокоится по трудах и подвиге; и притом вечно, а не временно. Но и зде в мире сем, ежели хощешь какой покой иметь, нигде не можешь сыскать его, аще терпения не можешь иметь. Вдайся убо в терпение и будешь покой иметь внутрь себе, хотя и много будут тебя беспокоить извне. Пусть тебе называют, как хотят, люди; пусть о тебе говорят, что хотят; ты в зеркало совести своей посматривай, а тоя свидетельством утешайся, и взирай на будущую славу, которая терпящим уготована. Временное все минется, хотя очень горькое и продолжительное будет; но вечная слава и блаженство никогда не минуется. Посмотри на Христа: чего Он для нас не претерпел? Посмотри на Святых сих: не все ли они последовали Христу верою и терпением? А нам с чем тамо явиться пред ними, когда не хощем зде терпеть? Какое различие покажем, что мы христиане, когда не хощем Крест нести и Христу последовать терпением? Разве то покажем, что в монастырях живем, и платье черное носим? Надобно спасаться, чтобы и тое самое нас тамо не обличало. Житие монастырское и черное платье есть смирение и покаяние. А когда нас ради Христу смирившемуся не хощем последовать, то где наши обеты, которыми на крещении обещались мы работать Христу? Где обеты, которые повторяли при пострижении и обещались иметь смирение, послушание, терпение, кротость и прочая. Разве дотоль монах бывает, доколь постригается? Разве черная риза и обет монахом делают, а не самое дело? Нет, нет! От христиан всех требуется, чтобы шли узким и тесным путем; но паче от монаха и от монахинь. Кто нас к тому убеждал, чтобы заключиться в монастырь и черное платье носить, тесноту и скорбь терпеть? Сами тое мы избрали. Почто ж нам от того и убегать, что сами избрали? Все христиане неисправные безответны будут на страшном Суде Христовом; но паче монахи и монахини, которые обетов своих не хранят. Помяни сие все, возлюбленне, и из монастыря, в котором имеешися, не исходи из оного, но все терпи, да получиши венец живота. Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает. Надобно убо бороться, подвизаться и терпением побеждать, чтобы венчаться от Подвигоположника Иисуса Христа. Яко же убо ты начал воином Христовым быть, тако и до конца пребуди; тогда-то признает тя Христос за Своего воина, и даст тебе венец живота, и вечно блажен будеши. Христианская победа ни в чем ином, как только в мужественном скорбен и напастей терпении состоит. Нет славнейшей победы, как гнев свой и самого себе победить. Ежели же благословную причину имеешь из сего монастыря изъити, то и тогда в Московские монастыри не ходи; но в какой-нибудь тамо монастырь поди и живи. Только уверяю тебе, что бес везде тебе будет беспокоить, Господь да сохранит нас от него.

Спасайся о Христе!

Ваш доброжелатель

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения